Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.

Текст 1

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…



А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте и подчеркните два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.

  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Ответы к тексту 1.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

«люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа»

«производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее»

Приведены две позиции при отсутствии неверных.


2

Приведена одна позиция.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Живая система, целостная система, саморазвивающаяся система.

Приведены три характеристики.



2

Приведены две характеристики.

1

Приведена одна характеристика или ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животного,

2) общество выполняет различные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека,

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Приведены три имеющих основание аргумента.



3

Приведены два имеющих основание аргумента.

2

Приведен один имеющий основание аргумент.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

В процессе труда:

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали развивали свои человеческие качества,

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека,

3) удовлетворяются материальные потребности общества,

4) формируется определенная социальная организация,

5) формируются духовные институты.

Даны три имеющие основания объяснения.


3

Даны два имеющие основания объяснения.

2

Дано одно имеющее основание объяснение.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 2

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы…

В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.

И.Кант. О педагогике


  1. Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.

  2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте ее. Приведите два объяснения с опорой на текст.

  3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее двух), доказывающие, что человек может стать человеком только путем воспитания.

  4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире?


Ответы к тексту 2.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Главная задача воспитания – «развивать природные способности и раскрывать свойства человека»; «усовершенствовать человеческую природу».

Указана задача, приведены два объяснения.



2

Указана задача, приведено одно объяснение.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Главная задача самовоспитания – «развивать свои способности к добру»; «самому себя совершенствовать, образовывать»; «развивать в себе нравственные качества».

Указана задача, приведены два объяснения.



2

Указана задача, приведено одно объяснение.

1

Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Кант называет воспитание искусством, так как оно призвано развивать человека и его природные способности.

Только воспитание (передача традиций и ценностей поколений) преобразует индивида в человека, формирует его мировоззрение. Если индивида не воспитывать, он не сможет стать полноценным членом общества, как «дети-маугли».



3

Отсутствует какой-либо элемент ответа.

2

Отсутствуют два элемента ответа.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

На мой взгляд, понятие «социализация» шире, чем понятие «воспитание». Понятие социализация включает процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей как в результате воспитания (усвоения опыта предшествующих поколений), так и в результате самовоспитания. Понятие воспитания включает в себя целенаправленное воздействие общества на индивида.

3

Отсутствует какой-либо элемент ответа.

2

Отсутствуют два элемента ответа.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 3.

«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным.

Для определения человека можно выбрать другие крите­рии, например два рода страстей и влечений. Первый род вле­чений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выжи­вания, потребность в безопасности, в какой-то форме социаль­ной защищенности. Но человек - это такое существо, у кото­рого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэто­му они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».

«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности чело­века, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точка­ми зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вооб­ще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.

Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек - пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».



Э. Фромм

  1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».

  2. Назовите потребности человека, которые, по мнению ав­тора, имеют биологическое происхождение.

  3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущнос­ти человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.

  4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.

Ответы к тексту 3.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

1) человек - живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития; 2) человек - существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль; 3) человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий; 4) человек является жизнью, которая осознает самое себя.

Правильно названы 2 цитаты из четырех.



2

Правильно приведена 1 цитата.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Автором отнесены к потребностям биологического проис­хождения: 1) потребность выживания, 2) потребность в безопас­ности, 3) потребность в социальной защищенности.

Правильно названы 2 или 3 потребности.



2

Правильно названа 1 потребность.

1

Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Сущность человека носит двойственный характер (человек только от­части зависит от природы, но в основном является свободным, и поэтому сущность человека двойственна; понять эту сущ­ность можно только в процессе развития человека).

1) «Человек - пленник природы»; 2) «Человек - это такое существо, у которого ин­стинктивное поведение играет минимальную роль».



3

Правильно дан первый элемент ответа и приведена одна цитата.

2

Правильно дан первый элемент ответа, а цитаты не приведены.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Человеку присущи такие важнейшие способности, как: 1) способность человека к осмысливанию, осознанию поведения и окружающей действительности; 2) способность к саморазвитию; 3) способность контролировать свое поведение.

3

Правильно указаны 2 способнос­ти.

2

Правильно указана 1 способнос­ть.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 4.

«Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах! Как легко и откровенно доверяем мы книге тайну своего невежества! Книги - учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья ил турой или наличными. Пойдешь к ним - они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь - они не убегают, ошибешься - они не насмехаются. Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг».



(Ричард де Бери, XV век)

«У меня есть друзья, чье общество мне необычайно дорого: они принадлежат к разным векам и разным странам. Нет ничего проще для меня, чем встретиться с ними, ибо они всегда и нашим услугам - я могу призвать их к себе и отправить прочь, когда только пожелаю. Одни повествуют мне о делах минувших, другие открывают мне тайны природы. Одни учат меня как надо жить, другие - тому, как надо умирать. Одни занимательностью своею гонят тоску и оживляют мои силы; другие укрепляют мой разум, советуют мне, как обузды­вать страсти и надеяться только на себя самого. Словом, они отпирают передо мною замки ко всем наукам и ко всем искус­ствам и благодаря их заботам я готов к любой случайности».



(Ф. Петрарка, XIV век)

  1. Назовите все виды книг, которые можно выделить, прочитав фрагмент текста В.Петрарки.

  2. Какие общие мысли содержатся в высказываниях Франческо Петрарки и Ричарда де Бери о книгах? Желательно сформулировать не менее двух утверждений.

  3. Какие преимущества самообразования с помощью книг прославляют Ф.Петрарка и Ричард де Бери? Желательно указать не менее трех аргументов авторов текстов.

  4. Вы – человек XXI века. Добавьте новые аргу­менты к «гимну книге», сочиненному в XIV – XV веках, или докажите, почему оценка роли книги в об­разовании и самообразовании, данная мыслителями XIV и XV веков, устарела. Желательно привести не менее трех аргументов или доказательст­в.


Ответы к тексту 4.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

1) книги о делах минувших, 2) книги о тайнах природы, 3) книги, которые гонят тоску и оживляют душевные силы, 4) книги, которые укрепляют разум, учат обуздывать страсти, надеяться на себя.

Правильно названы 3 или более видов книг.



2

Правильно приведено 1-2 вида книг.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

1) отношение к книгам, как к живым людям – к лучшим друзьям, учителям, наставникам, советникам из разных эпох и стран; 2) легкость, доступность, простота, наслаждение от общения с книгами; 3) мысль о том, что книги удовлетворяют познавательные потребности человека.

Правильно сформулировано не менее 2 утверждений.



2

Правильно сформулировано 1 утверждение.

1

Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

1) перед книгами не стыдно за собственное невежество; 2) бесплатность самообразования; 3) доступность знаний, возможность обратиться в любой момент за советом.

Присутствуют три правильных аргумента.



3

Правильно приведено 2 аргумента.

2

Правильно приведен 1 аргумент.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

1) указание на особенности современного этапа исторического развития как информационной эры, эры компьютеров и Интернета; 2) утверждение, что повышается престижность образования, социальная востребованность образования и самообразования; 3) образование по-прежнему во многом базируется на учебной и справочной литературе.

Присутствуют 3 правильных аргумента.



3

Правильно приведено 2 аргумента.

2

Правильно приведен 1 аргумент.

1

Ответ неправильный.

0

следующая страница>


С. Прочитайте текст и выполните задания. Текст 1

Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

547.34kb.

13 10 2014
4 стр.


Гиа 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

129.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Работа 8 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9

Шаляпина? (5) Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не за­глохнуть в полной бсзвсстности?

64.23kb.

16 12 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
90.63kb.

24 09 2014
1 стр.


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Только природные дарования и] неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний

111.8kb.

11 10 2014
1 стр.


Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару»

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

70.05kb.

25 09 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

57.54kb.

10 09 2014
1 стр.


Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А7, В1 В10

Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах

54.87kb.

17 12 2014
1 стр.