Перейти на главную страницу
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это всё примеры горизонтальной социальной мобильности <...>
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более-высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.
(П. Сорокин)
_____________________________________________________________________________
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Определение социальной мобильности как перехода из одной социальной позиции в другую. Субъекты этого процесс – индивиды и группы (социальные объекты). Правильно дано определение и названы два субъекта. |
2 | |
Правильно дано определение и назван одни субъект, ИЛИ Дано определение, субъекты не названы, ИЛИ определение не дано, названы два субъекта. |
1 | |
Назван один субъект, ИЛИ Ответ неправильный. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт. Пример: продвижение по службе. Правильно названы две формы и приведен один пример.
|
2 | |
Правильно названы две формы, пример не приведен, ИЛИ названа одна форма и приведен пример. |
1 | |
Названа одна форма, ИЛИ приведен только пример, ИЛИ Ответ неправильный. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Тип социально мобильности – вертикальная, формы вертикальной мобильности – индивидуальная и групповая, направление социального перемещения – нисходящее. Указаны тип, формы, направления. |
3 | |
Не указан один из элементов ответа. |
2 | |
Не указано два элемента. |
1 | |
Указан только один элемент, ИЛИ Ответ неправильный. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Причины возрастания социальной мобильности:
Правильно указаны три причины. |
3 | |
Правильно указаны две причины. |
2 | |
Правильно указана одна причина. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 |
Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей, В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
На основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей. Закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов. Правильно указаны два положения. |
2 | |
Правильно указано одно положение. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Формированию ценностей способствуют два фактора: опыт и эмоциональные переживания. Правильно указаны оба фактора. |
2 | |
Правильно указан один фактор. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Автор называет следующие группы ценностей: индивидуальные, групповые, общечеловеческие. Принцип равенства перед законом относится к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи). Правильно названы три группы ценностей и дан верный ответ на второй вопрос. |
3 | |
Не указан один из элементов ответа. |
2 | |
Не указано два элемента ответа. |
1 | |
Правильно назван один из элементов, ИЛИ Ответ неправильный. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
С помощью социальных норм поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей. Две основные группы социальных норм - моральные и правовые нормы. Примеры моральных норм: не убий, не укради. Примеры правовых норм: право на свободу личности, право на личную неприкосновенность, право на образование. Правильно указаны функции социальных норм, названы две основные группы социальных норм, приведено два примера.
|
3 | |
Не указан один из элементов ответа. |
2 | |
Не указано два элемента ответа. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 |
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи), им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Два аспекта:
|
2 | |
Указан один аспект. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Стиль общения – «личностно-центрированный». Основное содержание стиля – в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Назван стиль общения и указано его содержание. |
2 | |
Назван стиль общения, ИЛИ указано его содержание. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Два подхода к воспитанию детей: гуманистический и авторитарный. Гуманистический подход основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, основан на принципах и личных установках воспитателя. Названы и охарактеризованы два подхода. |
3 | |
Один из элементов ответа не назван. |
2 | |
Назван только один из элементов ответа. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Жизненно важной автор считает удовлетворение потребности детей в общении или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого. Доказательства:
Названа потребность, приведены два доказательства. |
3 | |
Один из элементов ответа не назван. |
2 | |
Назван только один из элементов ответа. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 |
Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…
13 10 2014
4 стр.
Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
11 10 2014
1 стр.
Шаляпина? (5) Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не заглохнуть в полной бсзвсстности?
16 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
Только природные дарования и] неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний
11 10 2014
1 стр.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
25 09 2014
1 стр.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
10 09 2014
1 стр.
Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах
17 12 2014
1 стр.