Перейти на главную страницу
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. <...> машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий <...>. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери)
_____________________________________________________________________________
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Создание: орудий, машин, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин. Выписаны 3 примера. |
2 | |
Выписано 2 примера. |
1 | |
Выписан 1 пример, или ответ неправильный. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Такие черты деятельности, как целесообразность, практическая полезность, наличие результата, сознательный характер деятельности, продуктивный характер деятельности, преобразующий характер деятельности, общественный характер деятельности. Указаны и проиллюстрированы с помощью фрагментов текста две черты. |
2 | |
Указаны одна – две черты, одна из которых проиллюстрирована с помощью текста. |
1 | |
Указаны, но не проиллюстрированы с помощью фрагментов текста, или приведены цитаты без объяснения, или ответ неправильный. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Утвердительный ответ. Аргумент: автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека. Творческая деятельность – это вид деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее. Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельности. |
3 | |
Нет одного из элементов ответа, но два других присутствуют. |
2 | |
Нет двух элементов ответов, но один присутствует. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Мнение автора: вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям, так как «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь». Собственное мнение: деятельность направлена на удовлетворение потребностей, в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях. Мнение автора отражено и обосновано, собственное мнение отражено и обосновано. |
3 | |
Нет одного из элементов ответа: мнения автора или собственно, нет обоснования одного из мнений. |
2 | |
Нет обоснований мнений, или отражено и обосновано только одно из мнений. |
1 | |
Ответ неправильный. |
0 |
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
_____________________________________________________________________________
1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием.
3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью.
Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе или таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. правда, различие здесь с уверенностью провести трудно.
М.Вебер. Избранные произведения
_____________________________________________________________________________
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Указано, что к социальному действию автор относит и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое приятие). Социальная активность – это любые действия человека, а социальные действия ориентированы на поведение других. |
2 | |
Указано, что социальными являются действия, ориентированные на поведение других. |
1 | |
Ответ неправильный или отсутствует. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Указано, что именно в поведении проявляются моральные и иные качества личности. Поступок может и не быть ориентирован на поведение других, а социальное действие – обязательно. |
2 | |
Указано, что названные понятия – это синонимы. |
1 | |
Ответ неправильный или отсутствует. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть: 1) выступление с докладом на конференции, 2) выполнение распоряжения начальства, 3) поездка с семьей за город. |
3 | |
Приведены два примера. |
2 | |
Приведен один пример. |
1 | |
Ответ неправильный или отсутствует. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть указаны: 1) приготовление пищи для себя, 2) купание в озере, 3) лечение травами во время болезни. |
3 | |
Приведены два примера. |
2 | |
Приведен один пример. |
1 | |
Ответ неправильный или отсутствует. |
0 |
«Смысл жизни» нельзя, так сказать, найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления. Ибо смысл жизни не дан – он задан. Все – «готовое», все существующее вне и независимо от нашей воли и от нашей жизни вообще, есть либо мертвое, либо чуждое нам и пригодное разве в качестве вспомогательного средства для нашей жизни. Но смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым. Жизнь же есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. «Найти» смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения – более того, для его осуществления… искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него. Вера, будучи «вещей обличением невидимых», невозможна без действия; она сама есть напряженное внутреннее действие, которое необходимо находит свое обнаружение в действенном преобразовании нашей жизни, и потому «вера без дела мертва есть».
_____________________________________________________________________________
|
Содержание верного ответа |
Балл |
1 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Смысл не дан, а задан, так как: 1) его невозможно найти в готовом виде, 2) его необходимо созидать, «добиваться», 3) все готовое – непригодно для смысла жизни, он всегда личностен, индивидуален. Приведены не менее трех тезисов.
|
2 | |
Приведено два тезиса. |
1 | |
Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует. |
0 | |
2 |
Максимальный балл за полный ответ |
2 |
Поиск смысла жизни характеризуется: 1) волевым напряженным самоуглублением, 2) трудом самовоспитания, 3) есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, 4) есть обретение веры (в свои силы). Приведены не менее трех тезисов. |
2 | |
Приведено два тезиса. |
1 | |
Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует. |
0 | |
3 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Смысл жизни не может быть обретен: 1) вне личности и ее жизненных задач, 2) как нечто готовое, вне зависимости от нашей воли, 3) смысл жизни не может быть обретен пассивно или на основе одной лишь любознательности, 4) без борьбы с бессмыслицей. Нас не удовлетворил бы извне данный и готовый смысл нашей жизни, ибо он не служил бы оправданием нашего собственного существования, он был бы мертвым и безжизненным. |
3 | |
Указано три случая. |
2 | |
Указано два случая. |
1 | |
Ответ неправильный, указан лишь один случай или отсутствует. |
0 | |
4 |
Максимальный балл за полный ответ |
3 |
Смысл жизни заключается: 1) в борьбе с бессмыслицей существования, 2) в самопознании и познании окружающего бытия, людей, 3) в самореализации, 4) в развертывании всех сущностных сил и потенций человека, 5) в любви, сострадании, взаимопомощи, добре, всеобщем благе. |
3 | |
Сформулировано три тезиса, минимум один – самостоятелен. |
2 | |
Сформулировано два тезиса, из них один – самостоятелен. |
1 | |
Ответ неправильный, сформулирован лишь один тезис или отсутствует. |
0 |
Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…
13 10 2014
4 стр.
Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
11 10 2014
1 стр.
Шаляпина? (5) Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не заглохнуть в полной бсзвсстности?
16 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
Только природные дарования и] неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний
11 10 2014
1 стр.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
25 09 2014
1 стр.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
10 09 2014
1 стр.
Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах
17 12 2014
1 стр.