Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Текст 5.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. <...> машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же ору­дие, как и плуг.



<...> Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтя­ные скважины. И как-то забыли, что все это для того и созда­валось, чтобы служить людям. <...>

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чер­тежами только и проявляются во внешней простоте; словно ну­жен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность ли­ний <...>. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, кон­структоров к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развив­шееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единст­во, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, со­вершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери)

_____________________________________________________________________________



  1. Найдите в тексте и выпишите любые три примера пре­образовательной деятельности человека.

  2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

  3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой де­ятельности.

  4. Что является конечной целью преобразовательной де­ятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Ответы к тексту 5.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Создание: орудий, машин, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

Выписаны 3 примера.



2

Выписано 2 примера.

1

Выписан 1 пример, или ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Такие черты деятельности, как целесообразность, практическая полезность, наличие результата, сознательный характер деятельности, продуктивный характер деятельности, преобразующий характер деятельности, общественный характер деятельности.

Указаны и проиллюстрированы с помощью фрагментов текста две черты.



2

Указаны одна – две черты, одна из которых проиллюстрирована с помощью текста.

1

Указаны, но не проиллюстрированы с помощью фрагментов текста, или приведены цитаты без объяснения, или ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Утвердительный ответ. Аргумент: автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека. Творческая деятельность – это вид деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельности.



3

Нет одного из элементов ответа, но два других присутствуют.

2

Нет двух элементов ответов, но один присутствует.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Мнение автора: вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям, так как «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь». Собственное мнение: деятельность направлена на удовлетворение потребностей, в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях.

Мнение автора отражено и обосновано, собственное мнение отражено и обосновано.



3

Нет одного из элементов ответа: мнения автора или собственно, нет обоснования одного из мнений.

2

Нет обоснований мнений, или отражено и обосновано только одно из мнений.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 6.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.



А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________



  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.

  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?

  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.

  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

Ответы к тексту 6.

  1. Индивид определяется неделимостью, целостностью и особенностью конкретного субъекта. Понятие «индивид» может быть применимо уже к ранним ступеням развития жизни. Употреблять понятие «индивид» можно, по мнению автора, в отношении к животному и к новорожденному.

  2. Различие существует. Оно заключается в том, что

  • понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку,

  • личностью не рождаются, а становятся,

  • личность есть целостность особого рода, возникающая на определенном этапе развития человеческого индивида,

  • личность является продуктом общественных отношений, а индивид – не обязательно.

  1. Понятие личности неприменимо:

  • по отношению к животному,

  • по отношению к новорожденному,

  • человеку на раннем этапе развития,

  • целостности, обусловленной генотипически.

  1. Личность является продуктом общественных отношений, помимо личности общественные отношения порождают: само общество и все социальные связи и взаимодействия; создают не только личность, но и самого человека как существо социальное; их результатом и проявлением являются труд, речь, мышление и сознание.

Текст 7.

1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)

2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием.

3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью.

Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе или таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. правда, различие здесь с уверенностью провести трудно.

М.Вебер. Избранные произведения

_____________________________________________________________________________



  1. Какие действия, по мнению М.Вебера, можно считать социальными? Сводится ли понятие социального действия к социальной активности?

  2. Почему личность человека проявляется именно в поведении? Как соотносятся понятия «поступок» и «социальное действие»?

  3. Приведите не менее трех примеров социального действия.

  4. Приведите три примера действий, которые не могут быть названы социальными.

Ответы к тексту 7.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Указано, что к социальному действию автор относит и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое приятие). Социальная активность – это любые действия человека, а социальные действия ориентированы на поведение других.

2

Указано, что социальными являются действия, ориентированные на поведение других.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Указано, что именно в поведении проявляются моральные и иные качества личности. Поступок может и не быть ориентирован на поведение других, а социальное действие – обязательно.

2

Указано, что названные понятия – это синонимы.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть:

1) выступление с докладом на конференции,

2) выполнение распоряжения начальства,

3) поездка с семьей за город.



3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть указаны:

1) приготовление пищи для себя,

2) купание в озере,

3) лечение травами во время болезни.



3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

Текст 8.

«Смысл жизни» нельзя, так сказать, найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления. Ибо смысл жизни не дан – он задан. Все – «готовое», все существующее вне и независимо от нашей воли и от нашей жизни вообще, есть либо мертвое, либо чуждое нам и пригодное разве в качестве вспомогательного средства для нашей жизни. Но смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым. Жизнь же есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. «Найти» смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения – более того, для его осуществления… искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него. Вера, будучи «вещей обличением невидимых», невозможна без действия; она сама есть напряженное внутреннее действие, которое необходимо находит свое обнаружение в действенном преобразовании нашей жизни, и потому «вера без дела мертва есть».



С.Л.Франк. Смысл жизни, 1925 год

_____________________________________________________________________________



  1. Почему, по мнению философа, смысл жизни не дан, а задан? Приведите три тезиса.

  2. Чем характеризуется поиск смысла жизни? Приведите три тезиса.

  3. В каких случаях смысл жизни не может быть обретен? Приведите четыре примера. Почему извне данный и готовый смысл жизни не может удовлетворить человека?

  4. В чем заключается смысл жизни? Сформулируйте четыре определяющих его тезиса, в том числе и самостоятельных, не представленных в тексте.


Ответы к тексту 8.




Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Смысл не дан, а задан, так как:

1) его невозможно найти в готовом виде,

2) его необходимо созидать, «добиваться»,

3) все готовое – непригодно для смысла жизни, он всегда личностен, индивидуален.

Приведены не менее трех тезисов.


2

Приведено два тезиса.

1

Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Поиск смысла жизни характеризуется:

1) волевым напряженным самоуглублением,

2) трудом самовоспитания,

3) есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы,

4) есть обретение веры (в свои силы).

Приведены не менее трех тезисов.



2

Приведено два тезиса.

1

Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Смысл жизни не может быть обретен:

1) вне личности и ее жизненных задач,

2) как нечто готовое, вне зависимости от нашей воли,

3) смысл жизни не может быть обретен пассивно или на основе одной лишь любознательности,

4) без борьбы с бессмыслицей.

Нас не удовлетворил бы извне данный и готовый смысл нашей жизни, ибо он не служил бы оправданием нашего собственного существования, он был бы мертвым и безжизненным.



3

Указано три случая.

2

Указано два случая.

1

Ответ неправильный, указан лишь один случай или отсутствует.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Смысл жизни заключается:

1) в борьбе с бессмыслицей существования,

2) в самопознании и познании окружающего бытия, людей,

3) в самореализации,

4) в развертывании всех сущностных сил и потенций человека,

5) в любви, сострадании, взаимопомощи, добре, всеобщем благе.



3

Сформулировано три тезиса, минимум один – самостоятелен.

2

Сформулировано два тезиса, из них один – самостоятелен.

1

Ответ неправильный, сформулирован лишь один тезис или отсутствует.

0

<предыдущая страница | следующая страница>


С. Прочитайте текст и выполните задания. Текст 1

Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

547.34kb.

13 10 2014
4 стр.


Гиа 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

129.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Работа 8 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9

Шаляпина? (5) Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не за­глохнуть в полной бсзвсстности?

64.23kb.

16 12 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
90.63kb.

24 09 2014
1 стр.


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

Только природные дарования и] неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний

111.8kb.

11 10 2014
1 стр.


Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару»

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

70.05kb.

25 09 2014
1 стр.


Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

57.54kb.

10 09 2014
1 стр.


Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А7, В1 В10

Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах

54.87kb.

17 12 2014
1 стр.