Занятие 4
Тема: « Виды односоставных предложений»
Цель: сформировать навык определения видов односоставного предложения по значению и форме выражения главного члена.
Справочные материалы.
Как вы уже знаете, грамматическая основа предложения может состоять как из двух главных членов, так и из одного: или только сказуемого, или только подлежащего:
1
) Лениво и тяжко плывут облака...
2



) Забудь заботы и печали... 3) Туман сырого сада...(А. Блок)
Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое.
Для понимания смысла второго и третьего предложений достаточно какого-то одного главного члена.
Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются двусоставными.
Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое), то такое предложение является односоставным.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значению и по форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы:
О
пределённо-личные: Спешу домой.
Н
еопределённо-личные: По вечерам нам читали сказки.
О
бобщённо-личные: На деньги ума не купишь. (Пословица)
Б



езличные: Смеркается. Мне страшно.
Е
сли главным членом односоставного предложения является подлежащее, то такое предложение считается назывным: Тишина. Вот и река.
Определённо-личные предложения — это предложения без подлежащего, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определённым лицом, 1-м или 2-м: Люблю музыку (ясно, что я люблю музыку).
Стремитесь к добру (ясно, что вы стремитесь к добру).
Ф







ормы глаголов 1-го и 2-го лица употребляются в ед. и мн. числе изъявительного и повелительного на
клонения: Спешу в школу
. — Спешим в школу. —
Спеши (те) в школу!

Так как в определённо-личных предложениях отсутствует подлежащее, то усиливается значение сказуемого, действия:

Оседлаю коня, коня быстрого;

Полечу, понесусь лёгким соколом

От тоски, от змеи в поле чистое;

Размечу по плечам кудри чёрные,


Разожгу, распалю очи ясные —


Ворочусь, пронесусь вихрем, вьюгою...
(А. Кольцов)



В определённо-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее путём введения, подстановки личных местоимений
я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно преобразовать в двусоставные:
Читаю книгу. —
Я читаю книгу.

О
пределённо-личные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога: «Ты пойдёшь со мной?» — «Пойду». Употребляются эти предложения и в художественной речи: Люблю тебя, Петра творенье! (А. Пушкин)
О
бобщённо-личные предложения — это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу: На деньги ума не купишь. (Пословица) Это высказывание носит обобщённый характер: ни я, ни ты, ни они — никто не может купить себе за деньги ум.
О




бобщённое значение передаётся формами глагола 2-го л., ед. ч., реже — формами 3-го л., мн. ч. при условии отсутствия подлежащего: Чужим умом умён не будешь; Стой за правду горой; Добра на худо не меняют.
О




бобщённо-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщённым смыслом:
Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов) (Всем, кто после странствий возвращается домой, радостна встреча с Родиной.



Безличными являются такие односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо: 1) Под вечер подморозило (подморозит, будет подмораживать). 2) Ему взгрустнулось в тиши.
В


первом предложении к безличному глаголу подморозило невозможно подыскать действующее лицо: оно не существует.
Во втором предложении названное глаголом состояние взгрустнулось не определяется действующим лицом: это состояние охватывает человека независимо от его воли или желания.
Безличные предложения являются самым употребительным видом глагольных односоставных предложений.
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено:
-
б
езличным глаголом, при котором подлежащее невозможно: Нездоровится — нездоровилось. Знобит — знобилоо (3-е л., ед. ч. или ср. р., прош. вр.);
-
б

езличной формой личного глагола, который может употребляться в двусоставном предложении:
В




еет ветерком (ср.: Веет ветерок). Понаехало гостей (ср.: Гости понаехали);
-
с








ловами нет, не было (не оказалось, не удалось и др.): Друзей нет (не было, не оказалось, не нашлось);
-
н







еопределённой формой глагола (инфинитивом): Эту дверь не открыть. Скоро нам уезжать из этого города. Быть бычку на верёвочке;
-
н




еопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом: На озеро Ивану так и не пришлось съездить;
-
с



ловами категории состояния или краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него: Было жарко. Об экзаменах уже сообщено.
Безличные глаголы обозначают явления (состояние) природы (светает, морозит, темнеет), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится).
Вы уже знаете, что в односоставном предложении грамматическая основа выражается или только сказуемым, или только подлежащим.
П




ростое предложение с одним главным членом подлежащим является назывным. В таком предложении подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже: Переправа, переправа ! Берег левый,
берег правый. Снег шершавый, кромка льда...
(А. Твардовский)
Назывное предложение кратко сообщает о реальности существования того, что названо именем существительным в им. п., и выражает настоящее время.
Назывные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности:
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
С помощью назывных предложений А. С. Пушкин сжато и ярко передал динамику Полтавской битвы, как будто она развернулась сейчас перед глазами читателя- зрителя.
Назывные предложения обычно начинают текст, вводя читателя (слушателя) в обстановку, в описываемые события, например:
Большое кирпичное здание. Белые колонны... Краеведческий музей.
Двусоставные и односоставные предложения могут быть полными и неполными.
П
редложение является неполным, если пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый по речевой ситуации: Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Блок) Выделенное предложение неполное. В нём пропущено подлежащее река, которое, однако, названо в первом предложении, и нет необходимости повторять это слово. «О чём говорили?» — «О разном». В данном неполном предложении опущено сказуемое говорили.
Неполные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога.
Когда в устной речи на месте пропуска члена предложения делается пауза, на письме ставится
тире: Вода быстро прибывала. Вот затопило низкий берег, затем – лодочную станцию.
Задания.
1. Сколько безличных предложений содержится в данном предложении? Выберите правильный ответ.
Весь дом знал от мамы, как надо питаться, двигаться и дышать, чтобы не вступать в конфликт с организмом. (А. Алексин)
-
4) ни одного
2. Выберите номера двух определённо-личных односоставных предложений, в которых сказуемое выражено формой 1-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
-
Так пой, скрипи, шурши, дружок сердечный, пока огонь последний не погас! (В. Ходасевич)
-
Благодари богов, Царевна, за ясность неба, зелень вод. (В. Ходасевич)
-
Смоленский рынок перехожу. Полёт снежинок слежу, слежу. (В. Ходасевич)
4) Слава Богу, понемногу, будто вечер, засыпаю. (А. Фет) ,
3. В каком из приведённых ниже предложений нет неопределённо-личного предложения?
-
Прости и всё забудь в безоблачный ты час. (А. Фет)
-
Из Обнина летом носили икону крестным ходом по соседним деревням и звонили целый день то в одном селе, то в другом. (А.П. Чехов)
-
Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне. (С. Есенин)
-
Свечи в гостиной зажгут, днём их мерцанье нежнее. (А. Ахматова)
4. В приведённом сложном предложении найдите односоставные безличные предложения. Определите, чем выражено сказуемое в каждом из таких предложений и выберите правильный ответ.
Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака, но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. (Н.В. Гоголь)
-
безличным глаголом, отрицательной формой глагола НЕТ
-
безличным глаголом, словом категории состояния
-
кратким страдательным причастием среднего рода, отрицательной формой бытийного глагола НЕ БЫЛО в прошедшем времени
-
словом категории состояния
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, отделяющие односоставное неопределённо-личное предложение.
В мире после того образовалась такая пустота и скука, (1) что я стал ездить в поле, (2) где уже начали косить нашу рожь, (3) стал по целым дням сидеть на рядах, (4) на жнивье и бесцельно смотреть на косцов. (И. Бунин)
6. В каких двух сложных предложениях, включающих односоставное безличное предложение, нужно поставить три запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
-
Вот уже темно в поле густеют тёплые сумерки и мы с Асей шагом возвращаемся домой проезжаем по деревне пахнущей всеми вечерними летними запахами. (И. Бунин)
-
В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов)
-
Дышалось хорошо и хотелось думать что где-то под небом над деревьями, развернулась теперь своя весенняя жизнь. (А.П. Чехов)
-
В мае после экзаменов она здоровая весёлая поехала домой и на пути остановилась в Москве чтобы повидаться с Сашей. (А.П. Чехов)
7. Выберите два назывных предложения и укажите их номера.
-
И часто, спеша к трамваю иль над книгой лицо склоняя, вдруг слышу ропот огня и глаза закрываю. (В. Ходасевич)
-
Троицыно утро, утренний канон, в роще по берёзкам белый перезвон. (С. Есенин)
-
Топи да болота, синий план небес. (С. Есенин)
-
Выйду на озеро в синюю гать. (С. Есенин)
8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, отделяющие безличное предложение.
И верится, (1) и плачется, (2) и так легко, (3) легко. (М.Ю. Лермонтов)
9. Укажите номера двух предложений, в которых тире ставится в неполном предложении на месте пропущенного члена предложения. (Знаки препинания не расставлены.)
-
За школьным забором бежал по улице Лёшка Серпокрылов а перед ним на верёвке Тишка песец северный зверь. (Ю. Коваль)
-
Это говорю вам я директор Некрасов а моё слово закон. (Ю. Коваль)
-
Так что маме ни слова. (А. Алексин)
-
Но подкрепить эти воспевания собственными поступками дело ещё более почтенное и более трудное. (А. Алексин)