Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Занятие 4

Тема: « Виды односоставных предложений»

Цель: сформировать навык определения видов односоставного предложения по значению и форме выражения главного члена.
Справочные материалы.

Как вы уже знаете, грамматическая основа предло­жения может состоять как из двух главных членов, так и из одного: или только сказуемого, или только под­лежащего:

1) Лениво и тяжко плывут облака...

2) Забудь заботы и печали... 3) Туман сырого сада...(А. Блок)

Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы оба главных чле­на: и подлежащее, и сказуемое.



Для понимания смысла второго и третьего предло­жений достаточно какого-то одного главного члена.

Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются дву­составными.

Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое), то такое предложе­ние является односоставным.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значе­нию и по форме выражения главного члена эти предло­жения делятся на следующие группы:

Определённо-личные: Спешу домой.

Неопределённо-личные: По вечерам нам читали сказки.

Обобщённо-личные: На деньги ума не купишь. (Пословица)

Безличные: Смеркается. Мне страшно.

Если главным членом односоставного предложе­ния является подлежащее, то такое предложение счи­тается назывным: Тишина. Вот и река.
Определённо-личные предложения — это предложения без подлежащего, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определённым лицом, 1-м или 2-м: Люблю музыку (ясно, что я люблю музыку).

Стремитесь к добру (ясно, что вы стремитесь к добру).



Формы глаголов 1-го и 2-го лица употребляются в ед. и мн. числе изъявительного и повелительного наклонения: Спешу в школу. — Спешим в школу. — Спеши (те) в школу!

Так как в определённо-личных предложениях отсутствует подлежащее, то усиливается значение ска­зуемого, действия:

Оседлаю коня, коня быстрого;

Полечу, понесусь лёгким соколом

От тоски, от змеи в поле чистое;

Размечу по плечам кудри чёрные,

Разожгу, распалю очи ясные

Ворочусь, пронесусь вихрем, вьюгою...

(А. Кольцов)

В определённо-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно преобразовать в двусоставные: Читаю книгу. Я читаю книгу.


Определённо-личные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога: «Ты пойдёшь со мной?» — «Пойду». Употребляются эти предложе­ния и в художественной речи: Люблю тебя, Петра творенье! (А. Пушкин)






Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который имеет форму 3-го лица мн. числа или форму прошедшего времени мн. числа: По радио объявляют посадку. Уже грузят багаж. Подали грузоподъёмники.

Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие, поэтому подлежащее в таком предложе­нии отсутствует, и оно не нужно: Кончается чет­верть. Уже выставили оценки. (Неважно, кто вы­ставлял оценки; важно, что они уже выставлены.)




Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения без подлежащего с та­ким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу: На деньги ума не купишь. (Пословица) Это высказывание носит обоб­щённый характер: ни я, ни ты, ни они — никто не мо­жет купить себе за деньги ум.

Обобщённое значение передаётся формами гла­гола 2-го л., ед. ч., реже — формами 3-го л., мн. ч. при условии отсутствия подлежащего: Чужим умом умён не будешь; Стой за правду горой; Добра на худо не меняют.



Обобщённо-личные предложения типичны для по­словиц, афоризмов, для повествования с обобщённым смыслом: Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов) (Всем, кто после странствий возвращается домой, радостна встреча с Родиной.
Безличными являются такие односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо: 1) Под вечер подморозило (подморозит, будет подмораживать). 2) Ему взгрустнулось в тиши.

В первом предложении к безличному глаголу под­морозило невозможно подыскать действующее лицо: оно не существует.

Во втором предложении названное глаголом состоя­ние взгрустнулось не определяется действующим ли­цом: это состояние охватывает человека независимо от его воли или желания.

Безличные предложения являются самым употре­бительным видом глагольных односоставных предло­жений.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено:

  • безличным глаголом, при котором подлежащее невозможно: Нездоровитсянездоровилось. Зно­битзнобилоо (3-е л., ед. ч. или ср. р., прош. вр.);

  • безличной формой личного глагола, который может употребляться в двусоставном предложении:

Веет ветерком (ср.: Веет ветерок). Понаехало гостей (ср.: Гости понаехали);

  • словами нет, не было (не оказалось, не уда­лось и др.): Друзей нет (не было, не оказалось, не нашлось);

  • неопределённой формой глагола (инфинити­вом): Эту дверь не открыть. Скоро нам уезжать из этого города. Быть бычку на верёвочке;

  • неопределённой формой в сочетании с безлич­ным вспомогательным глаголом: На озеро Ивану так и не пришлось съездить;

  • словами категории состояния или краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него: Было жарко. Об экзаме­нах уже сообщено.

Безличные глаголы обозначают явления (состояние) природы (светает, морозит, темнеет), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится).


Вы уже знаете, что в односоставном предложении грамматическая основа выражается или только сказуе­мым, или только подлежащим.

Простое предложение с одним главным членом подлежащим является назывным. В таком пред­ложении подлежащее выражено именем сущест­вительным в именительном падеже: Переправа, переправа ! Берег левый, берег правый. Снег шерша­вый, кромка льда...

(А. Твардовский)

Назывное предложение кратко сообщает о реаль­ности существования того, что названо именем сущест­вительным в им. п., и выражает настоящее время.

Назывные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике, вводя чи­тателя в живую картину изображаемой действитель­ности:


Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

С помощью назывных предложений А. С. Пушкин сжато и ярко передал динамику Полтавской битвы, как будто она развернулась сейчас перед глазами читателя- зрителя.


Назывные предложения обычно начинают текст, вводя читателя (слушателя) в обстановку, в описывае­мые события, например: Большое кирпичное здание. Белые колонны... Краеведческий музей.
Двусоставные и односоставные предложения могут быть полными и неполными.

Предложение является неполным, если пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый по речевой ситуации: Река раскинулась. Течёт, грустит лени­во и моет берега. (А. Блок) Выделенное предложение неполное. В нём пропущено подлежащее река, которое, однако, названо в первом предложении, и нет необхо­димости повторять это слово. «О чём говорили?» — «О разном». В данном неполном предложении опуще­но сказуемое говорили.

Неполные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога.


Когда в устной речи на месте пропуска члена предложения делается пауза, на письме ставится тире: Вода быстро прибывала. Вот затопило низкий берег, затем – лодочную станцию.
Задания.
1. Сколько безличных предложений содержится в данном предложении? Выберите правильный ответ.

Весь дом знал от мамы, как надо питаться, двигаться и дышать, чтобы не вступать в конфликт с организмом. (А. Алексин)


  1. 4) ни одного


2. Выберите номера двух определённо-личных односоставных предложе­ний, в которых сказуемое выражено формой 1-го лица единственного чис­ла настоящего времени изъявительного наклонения.

    1. Так пой, скрипи, шурши, дружок сердечный, пока огонь последний не погас! (В. Ходасевич)

    2. Благодари богов, Царевна, за ясность неба, зелень вод. (В. Ходасевич)

    3. Смоленский рынок перехожу. Полёт снежинок слежу, слежу. (В. Ходасевич)

4) Слава Богу, понемногу, будто вечер, засыпаю. (А. Фет) ,
3. В каком из приведённых ниже предложений нет неопределённо-лично­го предложения?

      1. Прости и всё забудь в безоблачный ты час. (А. Фет)

      2. Из Обнина летом носили икону крестным ходом по соседним деревням и звонили целый день то в одном селе, то в другом. (А.П. Чехов)

      3. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне. (С. Есенин)

      4. Свечи в гостиной зажгут, днём их мерцанье нежнее. (А. Ахматова)




4. В приведённом сложном предложении найдите односоставные безлич­ные предложения. Определите, чем выражено сказуемое в каждом из та­ких предложений и выберите правильный ответ.

Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака, но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. (Н.В. Гоголь)



        1. безличным глаголом, отрицательной формой глагола НЕТ

        2. безличным глаголом, словом категории состояния

        3. кратким страдательным причастием среднего рода, отрицательной фор­мой бытийного глагола НЕ БЫЛО в прошедшем времени

        4. словом категории состояния

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Вы­пишите все цифры, отделяющие односоставное неопределённо-личное пред­ложение.

В мире после того образовалась такая пустота и скука, (1) что я стал ез­дить в поле, (2) где уже начали косить нашу рожь, (3) стал по целым дням сидеть на рядах, (4) на жнивье и бесцельно смотреть на косцов. (И. Бунин)



6. В каких двух сложных предложениях, включающих односоставное без­личное предложение, нужно поставить три запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

          1. Вот уже темно в поле густеют тёплые сумерки и мы с Асей шагом воз­вращаемся домой проезжаем по деревне пахнущей всеми вечерними летни­ми запахами. (И. Бунин)

          2. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов)

          3. Дышалось хорошо и хотелось думать что где-то под небом над деревья­ми, развернулась теперь своя весенняя жизнь. (А.П. Чехов)

          4. В мае после экзаменов она здоровая весёлая поехала домой и на пути остановилась в Москве чтобы повидаться с Сашей. (А.П. Чехов)

7. Выберите два назывных предложения и укажите их номера.

            1. И часто, спеша к трамваю иль над книгой лицо склоняя, вдруг слышу ропот огня и глаза закрываю. (В. Ходасевич)

            2. Троицыно утро, утренний канон, в роще по берёзкам белый перезвон. (С. Есенин)

            3. Топи да болота, синий план небес. (С. Есенин)

            4. Выйду на озеро в синюю гать. (С. Есенин)


8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпиши­те все цифры, отделяющие безличное предложение.

И верится, (1) и плачется, (2) и так легко, (3) легко. (М.Ю. Лермонтов)



9. Укажите номера двух предложений, в которых тире ставится в не­полном предложении на месте пропущенного члена предложения. (Знаки препинания не расставлены.)

              1. За школьным забором бежал по улице Лёшка Серпокрылов а перед ним на верёвке Тишка песец северный зверь. (Ю. Коваль)

              2. Это говорю вам я директор Некрасов а моё слово закон. (Ю. Коваль)

              3. Так что маме ни слова. (А. Алексин)

              4. Но подкрепить эти воспевания собственными поступками дело ещё более почтенное и более трудное. (А. Алексин)


«Виды односоставных предложений»

Цель: сформировать навык определения видов односоставного предложения по значению и форме выражения главного члена

142.23kb.

17 12 2014
1 стр.


Тест «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений» №3 для 8 класса

Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз

59.88kb.

10 10 2014
1 стр.


Сложноподчинённое предложение произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы

Произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы

19.87kb.

02 10 2014
1 стр.


Виды придаточных предложений
24.05kb.

12 10 2014
1 стр.


Документация о запросе предложений

далее именуемого – «запрос предложений»), используются нижеследующие термины в нижеуказанных их значениях

713.09kb.

02 10 2014
3 стр.


Тема текста о чем или о ком говорится в тексте? Основная мысль (идея) текста

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложени

18.2kb.

13 10 2014
1 стр.


«Способы связи предложений в тексте»

Основная синтаксическая единица, состоящая из нескольких предложений связанных по смыслу и грамматически

37.01kb.

23 09 2014
1 стр.


«Виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными»

Укажите вид предложения: Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой.(М. Горький)

168.83kb.

29 09 2014
1 стр.