Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга.
1. Организационно-методический раздел.
1.1. Название курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу стандарта - естественно-научные дисциплины, федеральная компонента.
1.2. Цели и задачи курса.
Дисциплина «Физиология центральной нервной системы» предназначена для студентов первого года обучения факультета психологии.
Основной целью освоения дисциплины является изучение нейрофизиологических процессов, с помощью которых осуществляется психическая деятельность организма.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
-
изучение механизмов функционирования отдельных нейронов;
-
функционирование нейронных модулей;
-
взаимодействие различных отделов центральной нервной системы;
-
изучение деятельности мозга в целом.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса.
По окончании изучения указанной дисциплины студент должен:
-
иметь представление об интегрирующей роли центральной нервной системы (ЦНС) в организме, об основных функциях ЦНС;
-
знать физиологию нервной клетки, проведение возбуждения по нервным волокнам и синапсам, свойства нервных центров, функции различных отделов ЦНС, взаимодействие нервной и гуморальной регуляторных систем;
-
уметь выполнять экспериментальные работы, демонстрирующие особенности функционирования ЦНС.
1.4. Формы контроля.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен.
Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы, принимаются коллоквиумы, проводится опрос по мультимедийным демонстрациям (15).
Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете.
2. Содержание дисциплины.
2.1. Новизна курса.
Центральная нервная система в организме выполняет регуляторную роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатических и поведенческих функциональных систем. В данном курсе рассмотрены механизмы деятельности нейронов и их ансамблей, проведения возбуждения по нервным волокнам и синапсам. Большое внимание уделяется свойствам нервных центров, функциям различных отделов ЦНС.
Особо рассматриваются принципы управления функциями органов и систем организма, координационная и интегрирующая роль ЦНС.
2.2. Тематический план курса.
Наименование
разделов и тем
|
К о л и ч е с т в о ч а с о в
|
Лекции
|
Семинары
|
Лабораторные работы
|
Самостоятельная
работа
|
Всего часов
|
Введение, предмет и задачи общей и частной физиологии ЦНС
|
2
|
|
|
2
|
4
|
Общие закономерности реагирования. Возбудимость.
|
2
|
|
4
|
2
|
8
|
Электрические явления в возбудимых тканях.
|
4
|
|
4
|
4
|
12
|
Типы нервных волокон, механизмы проведения.
|
2
|
|
4
|
2
|
8
|
Синаптическая передача.
|
4
|
|
4
|
4
|
12
|
Физиологические свойства мышечной ткани.
|
2
|
|
4
|
2
|
8
|
Общая физиология ЦНС.
|
6
|
|
6
|
6
|
18
|
Частная физиология ЦНС
|
14
|
|
10
|
14
|
38
|
Взаимодействие нервной и гуморальной систем регуляции в поддержании гомеостаза.
|
4
|
|
4
|
4
|
12
|
Итого по курсу
|
40
|
|
40
|
40
|
120
|
2.3. Содержание отдельных разделов и тем.
Введение. Предмет и задачи общей и частной физиологии центральной нервной системы. Исторический обзор развития нейрофизиологии. Русская физиологическая школа. Важнейшие открытия И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и др.
Общие закономерности реагирования. Универсальное свойство живой материи - раздражимость и ее развитие в процессе эволюции. Классификация раздражителей. Ткани возбудимые и реактивные. Соотношение силы и длительности действия
раздражителя, хронаксия. Законы раздражения.
Электрические явления в возбудимых тканях. Современные представления о природе электрических явлений. Ионные каналы, их виды и функциональные особенности. Мембранный потенциал. Потенциал действия, изменение потоков натрия и калия в процессе генерации потенциала действия. Изменение возбудимости в различные фазы потенциала действия.
Функциональные особенности нервной и мышечной ткани. Типы нервных волокон. Законы проведения по нервным волокнам, скорость проведения.
Синаптическая передача. Функциональная морфология синапсов. Особенности синаптической передачи. Медиаторная теория передачи возбуждения, многообразие медиаторов. Возбуждающие и тормозные синапсы. Синапсы с электрическим способом передачи возбуждения. Особенности нервно-мышечного синапса.
Физиологические свойства мышечной ткани. Виды сокращения скелетных мышц.
Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Суммация одиночных мышечных
сокращений.
Общая физиология центральной нервной системы. Современные представления о структуре и функции центральной нервной системы. Нейронная теория. Физиология и биохимия центральных синапсов. Постсинаптические процессы в центральной нервной системе. Возбуждение в ЦНС. Учение о центральном торможении, классификация. Интеграция синаптических влияний. Простые нервные цепи. Конвергенция и дивергенция. Синаптическое взаимодействие: временная и пространственная суммация, окклюзия.
Рефлекторная деятельность ЦНС. Рефлекс, его сущность. Основные принципы рефлекторной деятельности. Виды и свойства рефлексов.
Частная физиология центральной нервной системы. Интегративные процессы в спинном мозге. Функциональные свойства нервных элементов спинного мозга. Рефлекторные процессы, осуществляемые спинальными нейронами. Сухожильные и миотатические рефлексы. Основные принципы деятельности восходящих и нисходящих систем спинного мозга.
Интегративные механизмы ствола головного мозга. Собственные, системные и висцеромоторные рефлексы ствола мозга. Функциональная организация ретикулярной формации. Современные представления о дыхательном и сосудодвигательном центрах. Функции мозжечка.
Нейрофизиология таламуса. Функциональная характеристика афферентных систем. Функции таламических ядер. Ретикуло-таламо-кортикальные взаимоотношения. Роль торможения во всех формах интегративных процессов в таламусе.
Гипоталамус - высший подкорковый центр интеграции вегетативных, эмоциональных и двигательных компонентов адаптивного поведения. Физиологические свойства гипоталамических нейронов. Роль гипоталамуса в регуляции гомеостаза внутренней среды организма и эндокринных функций.
Функциональная организация эндокринной системы. Гормоны, механизм их действия. Стресс, его гормональная реализация.
Роль базальных ганглиев в интегративной деятельности мозга и организации поведения. Функции лимбической системы.
Кора больших полушарий. Методы изучения функций коры. Виды биоэлектрической активности, ритмы, происхождение, физиологическое значение. Функции древней,
старой и новой коры.
2.4. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы.
-
Структурно-функциональная характеристика нервных и глиальных клеток.
-
Функции органелл нейрона.
-
Механизмы транспорта через клеточную мембрану.
-
Основные свойства нервной клетки.
-
Мембранный потенциал, роль ионных насосов в формировании потенциала покоя.
-
Потенциал действия, механизм возникновения.
-
Изменение возбудимости клетки во время ее возбуждения.
-
Классификация нервных волокон, особенности проведения возбуждения.
-
Функциональная морфология синапсов.
-
Механизмы синаптической передачи.
-
Медиаторы, их разнообразие.
-
Свойства нервных центров.
-
Процесс торможения в ЦНС.
-
Физиология спинного мозга.
-
Функции ствола мозга.
-
Промежуточный мозг, его функции.
-
Структурно- функциональная организация лимбической системы.
-
Функции базальных ганглиев.
-
Функции новой коры больших полушарий.
-
Методы исследования ЦНС.
-
Гематоэнцефалический барьер.
-
Интеграция регуляторных механизмов в процессе реализации биологических мотиваций.
-
Функциональная организация эндокринной системы.
-
Стресс, его реализация.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
3.1. Темы рефератов (курсовых работ).
Не планируется.
3.2. Образцы вопросов для подготовки к зачету, экзамену.
Зачет выставляется по результатам выполнения контрольных и практических работ в семестре.
-
Электрические явления в тканях.
-
Механизм возникновения потенциала покоя.
-
Функции мозжечка.
-
Синаптическое взаимодействие.
-
Рефлекторные процессы, осуществляемые спинальными нейронами.
-
Основные принципы рефлекторной деятельности.
-
Нейрофизиология таламуса.
3.3. Список литературы.
-
Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. - М., 1979.
-
Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. - М., 1997.
-
Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. - М., 2002.
-
Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова. - М., 2001.
-
Физиология человека / Под ред. Р. Шмидт, Г. Тевс. - М., 1996. - Т. 1,2.
-
Общая и частная физиология нервной системы. Руководство по физиологии. - Л., 1969.