«Высоцкий»: «Черный тюльпан» и нечеловеческие условия
До релиза фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» осталось меньше месяца, и мы продолжаем знакомить Вас с редкими кадры, на которых можно в деталях рассмотреть то, как проходил съемочный процесс. Фотографии нам предоставила «Дирекция кино», которая, собственно, этот съемочный процесс и организовала. В новой подборке речь пойдет о том, как снимали сцены в настоящем «Черном тюльпане» при нечеловеческих температурах, в разваливающихся на глазах типовых советских домах культуры и на фоне достопримечательностей Узбекистана, занесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А также о том, почему даже в самые холодные ночи актерам не позволяли надевать термобелье.
— 1. Высокое напряжение
На авансцене — Высоцкий, у которого через полчаса самолет. Не по фильму — по жизни. Вечером актер — исполнитель главной роли — должен быть в Москве. Все на взводе: снимать надо хорошо и быстро. В итоге сцена получается в высшей степени живая, нервная, с высоким градусом напряжения.
— 2. Дом культуры пришлось ремонтировать
Когда съемочная группа приехала в этот Дом культуры, оказалось, что вентиляция в нем давно не работает, как, впрочем, и канализация. Администрации пришедшего в упадок ДК повезло: киношники все починили.
— 3. 500 статистов ежедневно
Каждый день было задействовано более 500 человек массовки, хотя съемки по времени совпали с уборкой хлопка, а найти статистов во время уборочной — целая проблема. Все в поле.
Всех нужно одеть, обуть, накормить и еще загримировать. Каждого из пяти сотен. Костюмы образца 79-го года для массовки частично привезли из Москвы, частично нашли на месте.
Смены длились по 16 часов, однако никто из статистов и не порывался уйти. Высоцкому аплодировали, как живому, после каждого дубля (которых бывало и по семь, и по десять). Впрочем, был и вполне практичный интерес: платили массовке хорошо. По местным меркам большие деньги.
— 4. Красная ковровая дорожка
Та, что лежит на сцене, — раритет советской эпохи. Имелась в каждом ДК. 30 метров ковра ручной работы извлекали и стелили по случаю приезда важных партийных лиц.
— 1. У детского пруда
Боло-хауз — так называется комплекс, на фоне которого снимают сцену героев Панина и Урганта. Хауз — это вовсе не дом, а пруд по-узбекски. Боло-хауз означает «детский пруд».
— 2. Умные рыбы не желают становиться ухой
Хаузы — это глубокие колодцы, искусственные водоемы, и вода в них достаточно холодная. Однако днем на солнцепеке температура воды повышается настолько, что рыба, живущая там, легко могла бы свариться от жары, если бы не уплывала в трубы.
— 3. Источник заболеваний
Боло-хауз — один из немногих сохранившихся в Бухаре подобных водоемов: большинство осушили в 1930-х после прихода советской власти, так как они были не только источниками питьевой воды, но и рассадником инфекций.
— 4. Наследие ЮНЕСКО
Мечеть и минарет, входящие в комплекс Боло-хауз, явно испытали на себе влияние индийской архитектуры. Двадцать деревянных колонн, которые держат потолок айвана — открытой части мечети, — отражаются в пруду, поэтому местные жители называют мечеть мечетью сорока колонн. Кстати, Боло-хауз — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
— 5. Магия передоза
Один из самых красивых объектов и одна из самых красивых сцен фильма. Здесь использовали, в частности, нарочито ненатуральный свет, причем в большом количестве. Пересвечивали сознательно. Передозировка дала совершенно магический эффект.
— 6. На голое тело
Это один из самых холодных съемочных дней. Съемочная группа (справа на мостках) в теплых ватных халатах поверх свитеров. Панин и Ургант — в рубашках на голое тело. В другой ситуации под рубашками было бы термобелье. Но здесь номер с бельем не проходит: все на просвет, будет заметно.
— 1. Земля в иллюминаторе
Сцену с самолетом снимали на одном из подмосковных военных аэродромов. Фотография сделана из самолета АН-12.
— 2. Настоящий «Черный тюльпан»
Этот АН — подлинный «Черный тюльпан». Летал из Москвы в Афганистан и обратно с печально известным грузом 200 на борту.
Несмотря на солидный возраст, самолет полностью исправен и летает. Однако недавно полеты старых самолетов, в том числе и АН-12, запретили в связи с участившимися катастрофами — сейчас бы снять его полет не удалось.
— 3. Правильный тон лица пограничников
На ферме сидят солдаты-пограничники, которых гример готовит к съемкам — к определенному типу пленки нужно подбирать соответствующий тон лица.
— 4. Температурный режим
В самолете сейчас +70 (это лето 2010-го, адская жара, побиты все температурные рекорды). Когда съемка заканчивается, а группа выходит наружу, где всего-то +40, наступает ощущение, что вышли из дому на мороз. В первый момент хочется накинуть что-нибудь теплое…