ИППС, ПП12-61М
Турова Екатерина
Влияние национальных традиций на развитие личности учащихся
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования. В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий и на моральные устои общества.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация ставит задачу формирования такого типа личности, в которой деловые качества сочетались бы с высокими нравственными достоинствами - порядочностью, уважением к человеческому достоинству. Вследствие этого проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает все большее социальное звучание.
В условиях современности культурное наследие народа, национальные традиции содержат педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Национальные традиции несут в себе богатейший арсенал нравственных ценностей, поэтому их использование в учебно-воспитательном процессе является способом преодоления возникших противоречий в формировании личности.
В использовании традиций русского народа с целью формирования нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе есть еще немало нерешенных вопросов. Нет классификации традиций русского народа и их возможностей влияния на нравственное развитие подрастающего поколения, не рассмотрены традиции русского народа как явление социальное, национальное, педагогическое и психологическое. Недостаточная теоретическая разработка всех этих вопросов использования народных традиций в нравственном воспитании школьников и анализ практики позволили выбрать ТЕМУ исследования: "Влияние национальных традиций на развитие личности учащихся" и сформулировать ПРОБЛЕМУ: каковы педагогические условия эффективности использования традиций русского народа в нравственном воспитании учащихся современной школы?
Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ нашего исследования.
Объектом исследования являются национальные традиции русского народа в образовательном процессе.
Предметом исследования является влияние национальных традиций на формирование нравственных качеств учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие ЗАДАЧИ:
-
Выявить сущностные признаки и структуру национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания школьников.
-
Охарактеризовать традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое;
-
Разработать формы, методы, приемы использования традиций русского народа, способствующие нравственному воспитанию школьников;
-
Проанализировать степень влияния знаний о традициях славянского народа на развитие личности школьников.
Гипотеза: эффективность использования традиций русского народа в нравственном воспитании учащихся повысится, если будут соблюдены следующие условия:
- комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию будет осуществляться с учетом особенностей интеграции национальных традиций в содержание учебных предметов, взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы с опорой на резервы этнопедагогики;
- систематическое ознакомление учащихся и родителей с нравственными традициями русского народа;
- практическое включение учащихся в систему русских народных традиций с учетом их возрастных особенностей.
Состояние исследований по данной теме:
В советской педагогике к проблемам нравственного воспитания с использованием народных традиций одним из первых обратился Г.С. Виноградов. В 60-х годах Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин "этнопедагогика", фактически положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения.
Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Вместе с тем сущностные признаки национальных традиций не систематизированы с педагогических позиций, не выделены те из них, которые оказывают существенное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания школьников.
Эффективное построение процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций требует процедуры моделирования, которая предполагает содержательное наполнение целе-функциональных, логико-содержательных и инструментально-технологических характеристик. Целе-функционалъные характеристики включают дерево целей, генеральной целью которого является овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного совершенствования.
Подразумевается, что логико-содержательные характеристики включат в себя этапы и содержание моделируемого процесса. Процесс духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций будет включать четыре этапа - диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий - реализация которых будет происходить в период с 5 по 11 класс по концентрическому принципу. Инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций будет включать педагогические формы, методы, приемы, систематизированные по этапам данного процесса. Предполагается, что синхронизация обращения к определенной традиции на разных уроках и во внеучебной деятельности, координация действий классного руководителя и учителей-предметников будет обеспечивается использованием методических цепочек.
Исследование, проводимое нами, не исчерпывает всех проблем влияния национальных традиций на развитие личности учащихся. Так требует дальнейшей разработки проблема взаимосвязи школы и семьи в процессе формирования личности на базе традиций русского народа.
Вероятно, остро стоит проблема осуществления преемственности в нравственном воспитании. Решение этих проблем требует дальнейшего специального исследования.
Список используемой литературы:
-
Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-246с.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. — 215с.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 1999. -376с.
-
Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск : Изд-во БГУ, 1979. - 136с.
-
Пирлиев К. Народная педагогика и современность. — Ашхабад, 1988.- 139с.
-
Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1992. - 220с.
-
Харлицкий М.С., Хромов С.С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. -М., Изд-во РУДН, 1996. 129с.