Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ИППС, ПП12-61М

Турова Екатерина


Влияние национальных традиций на развитие личности учащихся
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования. В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий и на моральные устои общества.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация ставит задачу формирования такого типа личности, в которой деловые качества сочетались бы с высокими нравственными достоинствами - порядочностью, уважением к человеческому достоинству. Вследствие этого проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает все большее социальное звучание.

В условиях современности культурное наследие народа, национальные традиции содержат педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Национальные традиции несут в себе богатейший арсенал нравственных ценностей, поэтому их использование в учебно-воспитательном процессе является способом преодоления возникших противоречий в формировании личности.

В использовании традиций русского народа с целью формирования нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе есть еще немало нерешенных вопросов. Нет классификации традиций русского народа и их возможностей влияния на нравственное развитие подрастающего поколения, не рассмотрены традиции русского народа как явление социальное, национальное, педагогическое и психологическое. Недостаточная теоретическая разработка всех этих вопросов использования народных традиций в нравственном воспитании школьников и анализ практики позволили выбрать ТЕМУ исследования: "Влияние национальных традиций на развитие личности учащихся" и сформулировать ПРОБЛЕМУ: каковы педагогические условия эффективности использования традиций русского народа в нравственном воспитании учащихся современной школы?

Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ нашего исследования.

Объектом исследования являются национальные традиции русского народа в образовательном процессе.

Предметом исследования является влияние национальных традиций на формирование нравственных качеств учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие ЗАДАЧИ:



  1. Выявить сущностные признаки и структуру национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания школьников.

  2. Охарактеризовать традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое;

  3. Разработать формы, методы, приемы использования традиций русского народа, способствующие нравственному воспитанию школьников;

  4. Проанализировать степень влияния знаний о традициях славянского народа на развитие личности школьников.

Гипотеза: эффективность использования традиций русского народа в нравственном воспитании учащихся повысится, если будут соблюдены следующие условия:

- комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию будет осуществляться с учетом особенностей интеграции национальных традиций в содержание учебных предметов, взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы с опорой на резервы этнопедагогики;

- систематическое ознакомление учащихся и родителей с нравственными традициями русского народа;

- практическое включение учащихся в систему русских народных традиций с учетом их возрастных особенностей.



Состояние исследований по данной теме:

В советской педагогике к проблемам нравственного воспитания с использованием народных традиций одним из первых обратился Г.С. Виноградов. В 60-х годах Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин "этнопедагогика", фактически положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения.

Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной  работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Вместе с тем сущностные признаки национальных традиций не систематизированы с педагогических позиций, не выделены те из них, которые оказывают существенное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

Эффективное построение процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций требует процедуры моделирования, которая предполагает содержательное наполнение целе-функциональных, логико-содержательных и инструментально-технологических характеристик. Целе-функционалъные характеристики включают дерево целей, генеральной целью которого является овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного совершенствования.

Подразумевается, что логико-содержательные характеристики включат в себя этапы и содержание моделируемого процесса. Процесс духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций будет включать четыре этапа - диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий - реализация которых будет происходить в период с 5 по 11 класс по концентрическому принципу. Инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций будет включать педагогические формы, методы, приемы, систематизированные по этапам данного процесса. Предполагается, что синхронизация обращения к определенной традиции на разных уроках и во внеучебной деятельности, координация действий классного  руководителя и учителей-предметников будет обеспечивается использованием  методических  цепочек.

Исследование, проводимое нами, не исчерпывает всех проблем влияния национальных традиций на развитие личности учащихся. Так требует дальнейшей разработки проблема взаимосвязи школы и семьи в процессе формирования личности на базе традиций русского народа.

Вероятно, остро стоит проблема осуществления преемственности в нравственном воспитании. Решение этих проблем требует дальнейшего специального исследования.


Список используемой литературы:

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-246с.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. — 215с.

  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 1999. -376с.

  4. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск : Изд-во БГУ, 1979. - 136с.

  5. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. — Ашхабад, 1988.- 139с.

  6. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1992. - 220с.

  7. Харлицкий М.С., Хромов С.С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. -М., Изд-во РУДН, 1996. 129с.

Влияние национальных традиций на развитие личности учащихся актуальность исследования

Актуальность исследования. В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий и на моральные устои общества

46.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Нам жить и помнить

Содействие развитию духовных, нравственных, патриотических качеств личности, способствующих самоопределению и самореализации в обществе на основе национальных традиций, культуры и

205.94kb.

09 10 2014
1 стр.


Аксаковские чтения. Певец природы Оренбуржья

Цели: возрождение и изучение народных традиций и культуры, приобщение учащихся к краеведческой литературе, развитие познавательной деятельности учащихся

72.85kb.

15 10 2014
1 стр.


Актуальность темы исследования

Права и достоинства личности, идеалы правового государства, как свидетельствует история, не только согласуются с российскими традициями, но являются, по утверждению С. С. Алексеева

271.19kb.

12 10 2014
1 стр.


«турецкие сми: вестернизация и сохранение национальных особенностей»

В то же время пресса стремится сохранить национальную самобытность. Попытки найти баланс между вестернизацией и национальными особенностями характеризуют сегодня медиарынки многих

19.42kb.

16 12 2014
1 стр.


Влияние группы на поведение личности

Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает общественную, коллективную силу человека. Благоприятный психологический климат и доброжелательные отношения в

48.03kb.

11 09 2014
1 стр.


«Роль женщины в современном мире»

актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования

482.01kb.

18 12 2014
2 стр.


Влияние контекстуальных факторов и свойств личности субъекта на изменчивость его оценок

Специальность: 19. 00. 01 «Общая психология, психология личности, история психологии»

424.25kb.

25 12 2014
3 стр.