Перейти на главную страницу
На правах рукописи
Гнатенко Александр Анатольевич
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНТЕКСТА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ в 1990-е гг.
Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата политических наук
ИЗ
Научный руководитель:
к.полит.н. Гельман В.Я.
Санкт-Петербург, 2011
Глава 2 Тестирование исследовательской схемы: либерализация цен 65
Глава 3 Тестирование исследовательской схемы: приватизация предприятий 115
продажа госсобственности 171
Заключение 174
Cписок источников и литературы 177
Альтернативой социалистической экономической системе было развитие рыночных отношений. Однако, у каждой из стран бывшего социалистического блока был свой путь экономических реформ. Случай России в этом масштабном переходе представляет особый научный интерес. Российские экономические реформы задумывались узкой группой экономистов во времена поздней перестройки. Когда пришла неожиданная для многих из них пора реализации задуманного, - данный шанс был предоставлен формированием нового правительства нового государства, - общие идеологические представления о том, как должна быть устроена новая российская экономика, и полное неприятие советской экономической системы были достаточно сильны. Общий изначальный идейный консенсус данной группы заключался в ортодоксальных «правых» постулатах неолиберализма, необходимости радикального переустройства советской экономики. Некоторое время спустя после начала преобразований идеологические векторы реформ у данной группы экономистов стали расходиться. Одни стали выступать с «полевевшими» идеями необходимости большего участия государства в экономической деятельности, другие сменили свои радикальные неолиберальные подходы к проведению реформ на более умеренные, центристские.
Изменение данных подходов позволяет поставить вопрос: почему менялись взгляды экспертов, или другими словами: что способствовало изменению идеологических подходов экспертов к проведению экономических реформ на протяжении 1990-х годов? Чем было обусловлено изменение представлений экспертов по поводу либерализации цен, сценариев реализации программы приватизации?
Степень разработанности проблемы. Исследование экономических реформ в посткоммунистических странах не является абсолютно новой темой в политологических исследованиях. Однако, научная проблема - изучение причин существенного отхода от идеологически заданной жесткой схемы преобразований, значительных уступок заинтересованным группам, породила целый массив исследований случая России в мировом контексте экономических реформ. Условно большинство данных работ можно разделить на две части - одна концентрируется на договоренностях между проправительственными экспертами и группами интересов, как объяснительной модели российских реформ, их результатов, другая исследует идейные убеждения акторов преобразований, доказывая значимость фактора идеологии в процессе экономической трансформации.
В частности к первой группе можно отнести работы А.Шляйфера и Д.Трейсмана1, М.Бойко2, А.Ослунда3, Дж.Блази и М.Крумовой4. Основное внимание исследователи уделяли стратегиям проправительственных экспертов: выработке стратегий продвижения программы реформ в Верховном Совете; анализу успехов и неудач правительства во взаимодействии с региональными политическими элитами и директорским корпусом. Также тщательно исследовались стратегии взаимодействия команды экспертов с образовавшимся в результате реформ слоем крупных бизнесменов. В фокусе данных исследований стояло правительство и его соглашения с группами интересов, институциональный дизайн и его влияние на формирование экономической политики. Собственно идеологические подходы, являвшиеся во многом мотором курса преобразований, не рассматривались специально в данных работах.
Исследователи О.Малинова5, В.Радаев6, Х.Аппель7, К.Сиккинк8, П.Холл9, напротив, выдвигают тезис о важности идеологии, лежащей в основании экономических реформ в посткоммунистических странах. На примере ряда стран, осуществивших преобразования экономической сферы, авторы доказывают тезис о том, что именно идеология лежит в основании курса экономических реформ. Главный тезис исследователей: идеологические подходы формируют в сознании политической элиты, а также в массовом общественном сознании представления о том, что есть «благо», формируют оценку необходимости и направленности курса реформ, определяют, какие экономические интересы являются главенствующими, а какими второстепенными и т.д. Согласно точке зрения исследователей, рассмотрение идей позволяет глубже понять процесс реформ, увидеть динамику изменений.
Значение политических институтов в экономических преобразованиях, рассмотренное в ряде работ Д.Норта10, породило целый пласт исследований. У политологического сообщества не существует единого мнения о том, какие институциональные механизмы являются оптимальным для проведения экономических преобразований. Одни исследователи, например, А.Фоксли11, Дж.Шенан12, С.Хаггард13, С.Вэбб14, С.Кауфман15, писали о позитивных сторонах автократии, о пользе, пусть и временного, но необходимого присутствия «сильной руки» в успешном проведении экономических реформ. Другие авторы, например, А.Пшеворский16, Дж.Хеллман17, Т.Фрай18, А.Гшимала-Буссе19, К.Хофф и Дж.Стиглитц20, писали о демократии, в частности, о сильном гражданском обществе, жизнеспособной политической оппозиции, свободной прессе как предпосылке к успешным преобразованиям посткоммунистической экономики.
Работы Л.Шевцовой21, В.Согрина22, Д.Хоффмана23 описывают политические события 1990-х в России в период президентства Б. Ельцина, открывая некоторые важные детали в динамике политического противостояния. Они служат важными источниками информации о событиях изучаемого периода. Однако, вместе с тем, они не являются работами специально призванными решить проблемы изучения экономических преобразований.
Кроме этого существует ряд работ, написанных самими участниками экономических преобразований, А.Кохом24, А.Чубайсом25, С.Глазьевым26, Е.Гайдаром27, Г.Явлинским28. Данные работы представляют ценный источник информации о трансформации первоначальных подходов экспертов, оценку политической ситуации на момент принятия решений по важным вопросам в либерализации цен и приватизации предприятий, причинах, побудивших к данным изменениям. Однако, многие из данных работ, написанные в жанре аналитических записок, имеют целью оправдать или оценить то или иное решение, привлечь сторонников, критиковать оппонентов. Они не нацелены на решение научных проблем.
Приведенный обзор литературы показывает, что пока не существует работ, которые рассматривали в рамках одной методологической схемы одновременно идеологию реформ и дизайн политических институтов.
Объектом исследования являются идеологические подходы проправительственных экспертов и оппозиционных политиков к либерализации цен и приватизации предприятий в ходе экономических реформ в 1990-е годы. При этом под проправительственными экспертами понимается группа экспертов по экономической политике, ставшая под руководством Е.Гайдара во главе российского правительства для осуществления экономических реформ в начале 1990-х годов.
Под оппозиционными политиками понимается та часть экспертов, которые перешли в сферу публичной политики, в 1990-е годы заняли ведущие позиции в политических партиях «Яблоко» и КПРФ, стали разработчиками их идеологических программ в экономической сфере.
б) в сфере приватизации предприятий
Под идеологией понимается система коллективно разделяемых нормативных идей, убеждений и подходов, отстаивающих особую модель поведения, которую ее сторонники стараются развивать, добиваться или отстаивать30. В данной работе рассматривается экономическая идеология, в частности – взгляды на экономические реформы. В.Радаев в своей работе31 отмечает, что индивиды склонны рассматривать общество и экономику через призму идеологических воззрений. Эти воззрения сосуществуют, активно дополняя друг друга. Обратим внимание, что в повседневной, рутинной практике политической борьбы данные подходы в своем инструментальном варианте используются партиями и общественными движениями в виде программ, которые являются их более прикладными и комбинированными формами. Реальная политика почти повсеместно строится на идеологических гибридах, сочетая в себе элементы из различных по содержанию идеологий. Данные гибриды, - партийные программы, манифесты, - включают в себя эклектичные подходы к базовым экономическим элементам (формы собственности и формы организации хозяйства, характер и степень участия государства в экономике, способы распределения благ)32.
Идеология представлена в виде подходов ее носителей: политических партий, проправительственных экспертов, осуществляющих реформы, президента. Идеологические представления о том, как следует преобразовывать экономические отношения, их институциональные основы важны поскольку за подобными идеологическими подходами скрываются определенные механизмы преобразований, последовательные шаги, направленные на изменение структуры экономических отношений.
Новая российская государственность, в изучаемый период, пережила два дизайна политических институтов - с совместным, паритетным, существованием ветвей власти в период 1991 - 1993 годов и доминированием исполнительной ветви власти с 1993 по 1999 годы. Основанием для теоретической модели служат работа А.Пшеворского33, описывающая проведение экономических реформ при взаимодействии исполнительной и законодательной ветвей, и исследования С.Хаггарда34, описывающие экономические реформы при доминировании исполнительной ветви власти над законодательной. В качестве дополнения к указанным работам, необходимого для корректировки теоретических положений исследования на примере случая России, используется исследование Дж.Хеллмана35.
Теория политического научения и пространственная теория выборов используются как объяснительные конструкции вектора идеологических предпочтений в зависимости от положения экспертов в структуре власти. Поскольку эксперты в составе разных «ветвей власти» обладали разными объемами полномочий, то для экспертов, находящихся в структуре исполнительной власти, используется схема политического научения П.Сабатье и Х.Дженкинс-Смита36; для экспертов находящихся в исполнительной ветви власти, используется пространственная теория выборов М.Хинича и М.Мюнгера 37, Дж.Энелоу38.
Методология исследования. В соответствии с задачами исследования необходимо определить: (1) динамику и построить шкалу изменений идеологических экспертных подходов; (2) в рамках созданной шкалы определить степень изменения начальных подходов экспертов в ходе реализации экономических реформ (а) в области либерализации цен, (б) в области приватизации предприятий. Зависимыми переменными являются идеология экспертных подходов к экономической политике. Независимой переменной являются политические институты.
Построение шкалы изменений экспертных подходов опирается на классическую право-левую схему идеологической ориентации, оппозиция «государство – рынок». Под «государством» в рамках работы понимается доминирование государственной формы собственности над частной, регулирование цен на большую часть товаров, протекционистские меры по защите внутреннего рынка, активное регулирование сферы бизнеса нормативными актами; под «рынком» понимается доминирование частной и смешанной формы собственности над государственной, свободное ценообразование на подавляющее большинство товаров, либерализация внешней торговли.
Методологический инструментарий, разработанный в исследовании, может быть успешно использован для изучения эволюции идеологических подходов к экономическим реформам при анализе политических процессов в других странах.
Материалы и выводы работы могут быть использованы в рамках учебных курсов «Современная российская политика», «Сравнительная политология», «Политический анализ и прогнозирование».
Апробация результатов исследования. Отдельные тезисы и основные выводы исследования были представлены в следующих докладах на аспирантских семинарах и научных конференциях: Сессии IV Всероссийской Ассамблеи молодых политологов, Пермь, апрель 2011 г.; Конференции «Политические институты в современном мире», Санкт-Петербург, декабрь 2010 г.; Конференции «Государственное или общественное? Акторы и процессы между государствами и обществами Восточной Европы», Берлин, октябрь 2010 г.; XIII Международная научно-практическая конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии и политологии, психологии», Пермь, октябрь 2010; Конференции «Подходы к постсоветским трансформациям», Днепропетровск, июль, 2010 г.; Сессии проекта HESP ReSET «Метологические семинары по сравнительным исследованиям в политической науке», август 2010 г.; Аспирантском семинаре факультета политических наук и социологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) октябрь, 2010 г., март 2010г.; Семинаре Центра изучения модернизации, Европейского Университета в Санкт-Петербурге, октябрь, 2009.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы 6 работ. В том числе 1 в издании, рецензируемом ВАК: А.Гнатенко "Неэффективные институты и политика согласований с группами интересов в России 1990-х: случай приватизации" // Вестник Пермского Университета №2, 2011
15 12 2014
15 стр.
Установите соответствие между неформальными группами молодежи в 1990-х годах и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и зап
11 09 2014
1 стр.
Экономические реформы в России проходили по менее радикальному варианту, чем в странах Балтии и ведущих странах цве. Это было следствием, как некоторых исходных условий, так и невы
17 12 2014
1 стр.
Задания по восстановлению пропущенного слова в документе или формулированию краткого ответа
16 12 2014
1 стр.
Определите правильную хронологическую последовательность событий внешней политики России в 1990-е годы
07 10 2014
1 стр.
Для того чтобы прокормить город, у крестьян за символические деньги забирали тот хлеб, который был нужен. В противном случае необходимо было действовать рыночными методами, которые
10 09 2014
1 стр.
Непростых – потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма»
15 12 2014
1 стр.
Власть и реформы в России в XIX веке в контексте модернизационного подхода
10 09 2014
2 стр.