Перейти на главную страницу
Максимова Светлана Викторовна
расширить и уточнить представление школьников о Родине, Малой Родине, Родном Крае;
пробудить интерес к истории родного края, к его обычаям и традициям;
показать, что Саратовский край многонационален;
приобщить учащихся к культурному наследию народа, проживающего в Среднем Поволжье.
Задачи:
Класс украшен рисунками, выполненными учащимися для конкурса «Край ты мой любимый! Край ты мой родной!». В центре класса стоит стол, покрытый вышитой скатертью, на нём самовар и разные мучные изделия, приготовленные самими учащимися и их родителями в духе национальной кухни. Вокруг стола сидят участники мероприятия (5 класс) в национальных костюмах. Около доски располагаются старинные вещи: прялка, чугун, ухват, русская печь, деревянные ложки, крынка, веретено, бабушкин старинный платок, на печке сидит кот (мягкая игрушка).
Бабушка Ульяна, Маша – внучка её, красавица Настя в русском народном костюме, добрый Молодец, дети, чтецы в народных костюмах, Джигит.
Скажи,
Ты был или не был,
Ты видел,
Какое здесь чистое небо?
Лишь выйдешь из дома,
Оно над тобой
Сверкает и блещет
Своей глубиной.
Ты слышал
Листвы
Молочные лилии
Рвал на озёрах?
Пойди, окунись,
Синевы зачерпни,
В глазах твоих
Синие вспыхнут огни.
А если ты любишь
Кудрявые клёны,
Ищи их в лесном
Океане зелёном,
Там каждое деревце
Сваха – весна
Надолго лишила
Покоя и сна.
В поля загляни,
Где от края до края
Высокие волны
Шумят, убегая.
Подумай над ними
И сердцем поймёшь:
В надёжных руках
И пшеница и рожь.
Когда же тоскуешь
По доброму слову,
И тут не горюй,
У окошка любого
Постой и услышишь:
Ручьями журчат
Певучие речи
Парней и девчат.
Люби эту землю,
Живи хоть два срока,
Но знай, она стоит любви
Лишь глубокой,
Такой, чтоб из самого сердца,
Со дна!
А мелкой любви не потерпит она.
Россия, Россия…
Раздолье. Равнины.
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства, всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
- Родиной я называю дом, в котором я расту, где живёт моя семья, это мои школьные друзья, это поля, цветущие луга, журчание воды в реке, трели соловья в нашем парке посёлка Белоярский.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём. СЛАДЫ 11 - 19
Мы избу белую чисто подметём.
И тоску зелёную мы не пустим в дом!
Ой, сколько гостей вчера Бабушка Ульяна назвала!
Где все уместятся-то?
(Входит Бабушка Ульяна)
Бабушка Ульяна. Найдём место, внученька, найдём. В тесноте, да не в обиде.
Какая ты у меня молодец! Сама догадалась, али кто надоумил?
Уж и ходим мы, и бродим мы
По проулочкам, закоулочкам.
Уж и ищем мы, и ищем мы,
Где Сергевнин двор светлёхонький.
Бабушка Ульяна.
Проходите, проходите, гости дорогие!
Здесь и красны девицы, и добры молодцы кругом.
Посидим рядком да поговорим ладком.
А угощенье-то готово?
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Эх, чай, чай, уж ты, кумушка, встречай.
Пирогом всех угощай!
Бабушка Ульяна.
Как для вас, мои друзья, наварила, напекла:
Девяносто два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков.
Хозяйку потешьте, пирогов поешьте!
Сказки расскажите! Песенки попойте
Про родимый край да про сторонушку.
(Все садятся. Входит русская красавица Настя и добрый Молодец)
Маша.
Уж все здравствуйте, гости местные и заезжие!
Много ли везде переездили?
Много ли всего перевидели?
Довольны ли вы нашим гостеваньицем?
Не осрамите, добры люди,
Наши края родные да милые.
Где кто родился, там ему вся прелесть.
Я видел этот край,
Край над Волгой-рекой,
Буйной вольницы рай
И притон вековой, -
Край, откуда Орда
Русь давила ярмом,
Где в былые года
Жил казак с бурлаком;
Где с станицей стругов
Стенька Разин гулял,
Где с бояр да купцов
Он оброки сбирал;
Где, не трогая сёл,
По кострам городов
Божьей карой прошёл
Емельян Пугачёв
Бабушка Ульяна.
- Да, много всего пережил да перевидел народ наш, но не утратил он удаль свою и мощь молодецкую, для него по-прежнему Саратовский край дорог и мил.
- Настоящей жемчужиной края является река Волга с широким раздольем водной глади.
Настя. У прекрасной реки Волги я родилася, здесь кликала меня родна матушка,
Как не любить мне этот край Волжский.
Много ведь чудностей в нём, много прелестей:
Снежочки белые, пушистые, на земле блестят, будто светлы звёздочки.
Леса густые с берёзовыми рощами и дубравами,
Зелёными, пышными соснами.
Выйдешь в степь привольную, вдохнёшь воздуха чистого
И на душе становится светло, радостно, легко.
Ведь это всё моё – родное!
(все присутствующие поют песню «То берёзка, то рябина», слова А. Пришельца)
Молодец. А как прекрасна наша родная матушка – Волга!
(Песня «Течёт река Волга», фонограмма)
Летом она выглядит, словно успокаивающая картина. Вдалеке спокойная гладь воды, а около берега с тихим плеском накатывают зеленоватые волны. В лучах солнца переливается, и волны блестят и светятся, словно изнутри, ударяясь о берег, рассыпаются серебряными брызгами.
Осень. Волга потемнела, стала казаться чёрной и глубокой. Но опять же она никогда не кажется страшной и далёкой. Наоборот, с этим изменением прибавилось могущества и грозности…
Как прекрасна наша река! Смотришь на неё сияющую всеми цветами радуги, поневоле гордишься своей страной, своим краем, своим народом. СЛАЙДЫ 24 - 33
О, Волга, наша русская река,
Несёшь свои ты воды сквозь века.
Тобой гордится славный наш народ,
В тебе начало всей Руси живёт.
Тебя боготворил татарский хан,
Француз
боялся твой речной туман,
На волжских, на песчаных берегах.
(И. Мордовина)
Девочка.
Привет тебе, мой край родной!
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родной!
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)
Односумов кудикелев
Япак пала гадыя. (перевод: Ах, мама, молоко я пролила, потому что жених меня не поцеловал)
Односумов кадымимь –
Пиже ватракм сяльме. (перевод. Ходила я стирать на реку, вода холодная)
Амон тесе валесе
Упкам катонь кэлесе. (перевод. Мой милёнок живёт в Самаре в шёлковой рубахе, а я живу в деревне в простой широкой юбке)
СЛАЙДЫ 36 - 37
Бабушка Ульяна. Ой, спасибо, порадовали нас своим исполнением. Откуда вы будете такие весёлые.
Девочка. Мы из посёлка Белоярского Новобурасского района.
Бабушка Ульяна. Расскажите, расскажите о своём родном посёлке, где вы родились. СЛАЙДЫ 38 – 49.
Девочка. Мне рассказывал мой дедушка, Храмов Кузьма Фёдорович, что наш посёлок раньше назывался деревней Мочаловкой. Давным-давно в позапрошлом столетии здесь была голая степь, и из Лопатина Пензенской губернии сбежали от произвола помещика крестьяне, которые поселились на этом месте. Их было семь дворов. До приезда в эти места они драли лыко и изготавливали мочало, поэтому и это поселение стало называться Мочаловкой. Со временем село стало преображаться, получило название Белоярский – посёлок городского типа. От слов «белый» и «яр». «Яр» в словаре Фасмера означает «друг», «возлюбленный». Здесь живут и татары, и мордва, и чуваши, и русские, и украинцы. То есть наш посёлок многонационален. У нас свои традиции, обычаи. Например, весело встречаем Новый год, отмечаем 23 февраля, 8 марта, провожаем зиму, такой праздник называется Масленица, отмечаем летние праздники Троицу, уважаем и чтим мусульманские традиции: Нуруз, Курбан Байрам, а 9 мая объединяет всех нас, делает сплочённее.
Бабушка Ульяна. Кругом все свои – земляки. Летом у нас круглы сутки весело, мы не спим. Днём работам, ночь гулям. А с осени к зиме готовимся. Морозы у нас последнее время у-ух какие крепкие. Снега тоже много наметает, аж до самых крыш. Стары люди сказывают: «Зима без снега – не быть хлеба. Снег глубок – год хорош. Много снегу – много хлеба».
Это всё не сказка – присказка, сказка будет впереди.
Сам на лошадке, жена на коровке
Дети на телятках, внуки на козлятках.
Девочка. Ваня, Ваня – простота купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд и поехал в огород.
Выхватил телегу конь из-под кнута и давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон, люди разбежались к ним со всех сторон.
Девочка. Не так всё было, а вот как:
Ела лошадь кашу, а мужик – овёс.
«Но-о!» - сказала лошадь,
И мужик повёз.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выбегла дубина с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху – бац под ворота.
Приходил ко мне с вопросом: «Как избавить этот нос,
Чтобы больше он не рос?»
«Вы купите папиросы, привяжите прямо к носу,
А потом, потом, потом отрубите топором!»
Бабушка Ульяна. Чем дальше льётся разговор, тем пуще раззадоривается народ. Того и гляди в пляс пойдёт.
(татарский народный танец, исполняет Кудашева Кадрия)
Разыграть сценки
- Иван, пойдём кашу есть!
- Если кашу есть, то можно и с печи слезть.
2. – Федул, чё губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика дыра-то?
- Один ворот остался.
Бабушка Ульяна. Да ну!?
Мальчик. Эге. Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван,
На диване плавал слон.
Кто не верит – выйди вон!
(Под татарскую народную музыку входит Джигит, проводит игру)
Джигит. Здравствуйте, батырлар (богатыри)! Собрался я по реке Медведице прогуляться, а тут, вижу, у вас огонёк горит, дай-ка, думаю, загляну.
Девочка. Про Волгу мы знаем, а вот про реку Медведицу ничего не слышали.
Джигит. Медведица протекает недалеко от нашего посёлка Белоярского. Она левый приток Дона, протекает по территории Саратовской и Волгоградской областей. СЛАЙДЫ 50 - 51
Девочка. Какое интересное название реки. А почему её так назвали?
Джигит. Берега реки Медведицы раньше были покрыты непроходимыми лесами. В здешних глухих местах, лесных зарослях первые переселенцы увидели много медведей, поэтому и назвали реку Медведицей. Есть ещё одна версия. Раньше в наших краях был популярен промысел – бортничество, то есть сбор мёда в лесах Медведицы. Название Медведица от «Медведа» (из «мёда», «медва»). По-моему, очень логично: в лесах медведи, сбор мёда, а медведи любят мёд. Не правда ли? Река раньше изобиловала рыбой. Первые упоминания об этой реке появились в 1389 году, а постоянные жители появились только в 16 веке. В основном это были беглые крестьяне, которые укрывались на берегах Медведицы от помещичьего гнёта и от притеснения бояр.
Чтец.
О, Медведица, милая странница,
Пусть искрятся волнистые струи
Любо, лежа под сенью акации,
Полной грудью вдыхать чуть дурманящий
Избирают мою душу жертвою
Д. Поздеев
- Я притомил своим рассказом, а давайте поиграем в татарскую игру, она называется «Тышаулы атлар», то есть «Спутанные кони». Это моя любимая игра, в неё мы играем всей семьёй, когда отмечаем праздник Курбан Байрам, это мусульманский праздник, наподобие православного праздника Пасхи. СЛАЙДЫ 52 - 53
- Я ставлю флажки, проведу линию для игроков, которых можно поделить на команды. Каждому на ноги надевается резинка, можно просто прыгать на двух ногах вокруг флажков и обратно. Кто быстрее допрыгает до флажка, то и победитель.
- Молодцы. Рахмат вам, дорогие! Здоровья вам! До свидания!
- На какой вопрос нельзя ответить «Да»? («Ты спишь?»)
- Какая разница между попом и Волгой? (поп – Батюшка, Волга – Матушка)
- Когда дурак умён бывает? (когда спит)
- Где свету конец? (в тёмной горнице)
- Какой в реке камень? (мокрый)
- Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
- Молодцы, все справились.
Исполняется чувашская народная песня о птицах.
Колпак на попе,
Копна над попом,
Поп под колпаком.
- Шёл Прокоп, Прокоп, Прокоп.
- Шла Прокопиха, Прокопиха, Прокопиха.
- А за ними в пенетках маленькие прокопинятки, прокопинятки, прокопинятки.
Недалеко от нашего посёлка Белоярский возле села Лох находится Кудеярова гора. Она богата легендами и преданиями. Сказывают, был такой разбойник Кудеяр, который обладал несметными богатствами и хранил их в пещере, под большим замком, похожим на поросёнка. Пещера эта находилась в горе, которую прозвали Кудеяровой.
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возместим.
Мне в Соловках её сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр – атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Девочка. Окольные жители села Лох сказывают, что Кудеяр жив и по сей день, он сторожит сокровища в Кудеяровой горе. Живёт в землянке седым и древним старцем. Днём это землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречён уже века два сторожить свои сокровища в горе и несёт кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает. Говорят, кто входил в эту землянку, того постигало несчастье.
Мальчик. Однако есть и другие легенды, связанные с Кудеяром. Они утверждают, что Кудеяр – это вовсе не разбойник, а опальный боярин, скрывающийся от гнёта царя Ивана Грозного.
Девочка. А некоторые легенды гласят: Кудеяр – это брат Ивана Грозного, который вызвал в Казань и хотел его казнить, но Кудеяр узнал и решил бежать в наши края.
Мальчик. Вот какими легендами богат наш край.
Бабушка Ульяна. В настоящее время Кудеярова гора является памятником природы и представляет интерес не только местных жителей. Сюда приезжают туристы из других уголков нашей России.
Мальчик. Родной край – это деревня, где ты родился, родной язык, на котором впервые произнёс слова «мама», «Родина», «Малая Родина». Это речка, где первый раз купался, это лес, где растут деревья, цветы, поют птицы, это солнце, согревающее нас, земля, на которой растёт хлеб… Я не знаю прекраснее земли, где родился – мой Родной край
Чтец.
Мой край родной!
Горжусь тобой, живу тобой, дышу тобой,
И знает лишь сама любовь, как я тебя люблю,
Мой край родной,
Мой край родной!
Конечно же, ребята, тема о Родном крае и его истории, о народностях, проживающих в Среднем Поволжье, на Саратовской земле, в нашем посёлке, о народных традициях, обычаях, фольклорных произведениях бесконечна. О ней можно говорить и говорить, и вы с каждым разом узнаете всё новое и необычное о своей Малой Родине. Мы будем продолжать разговор на уроках литературы, русского языка, краеведения.
28 09 2014
1 стр.
Охватывает десять лет путешествий героя. Его обратная дорога домой пролегала через Россию. Из Китая он со своим торговым караваном попадает в столицу Сибири Тобольск и здесь провод
08 10 2014
5 стр.
Актуализация учебной деятельности. Учитель ставит перед учащимися цели, которые нужно достичь на уроке и зачитает план семинара / записан на доске
15 10 2014
1 стр.
Тематика областного конкурса по школьному краеведению (далее – конкурс): «История, культура, и природа родного края»
04 09 2014
1 стр.
Всероссийский конкурс юношеских проектно – исследовательских работ по историко-церковному краеведению
10 10 2014
1 стр.
Ведущий 2: Внеклассное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня рождения Пионерии, объявляется открытым!
26 09 2014
1 стр.
Игра «Счастливый случай» проводится как внеклассное мероприятие или на уроке обобщающего повторения по изученным материкам после завершения темы
09 10 2014
1 стр.
Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию
08 10 2014
1 стр.