Перейти на главную страницу
19.00.13 - Психология развития, акмеология
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре дифференциальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: |
|
кандидат психологических наук |
|
|
Новгородцева Александра Павловна |
|
|
|
|
|
|
Официальные оппоненты: |
|
доктор психологических наук, профессор |
|
|
Савенков Александр Ильич |
|
|
|
|
|
|
|
|
кандидат психологических наук, доцент |
|
|
Лидерс Александр Георгиевич |
|
|
|
|
|
|
Ведущая организация: |
|
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области |
|
|
|
Защита состоится 29 мая 2012 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д – 850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан « » апреля 2012 года
Ученый секретарь |
|
диссертационного совета |
И.Ю. Кулагина |
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на достаточно широкое научное исследование проблем подросткового возраста, пристальное внимание практических психологов, педагогов, социальных работников, различных социальных институтов к этому «трудному» возрасту, развитию личности подростка остается во многом стихийным, непредсказуемым процессом. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов (Л.С. Выготский, 1984). Внутренний мир подростка начинает носить активно противоречивый характер, вызванный известными новообразованиями, изменившейся социальной ситуацией развития, обесцениванием прежнего, детского отношения к миру и попыткой построения новых отношений (Л.И. Божович, 1995, Д.Б. Эльконин, 1997, Т.В. Драгунова, 1997, Д.И. Фельдштейн А.И. Захаров, 1988, К.Н. Поливанова, 2000, А.П. Новгородцева, 2006, Г. В. Бурменская, А. Г. Лидерс, 2007, Ш. Бюлер, Э. Штерн, 1997, К. Хорни, 1995, К. Юнг, А. Фрейд, К. Халл , М. Кле, А. Бандура, 1995, 1997, 2000, и др.).
Внутренние конфликты, возникающие в этот период, подростками, как правило, не осознаются (Л.С. Выготский). Не догадываются о содержании конфликтов и окружающие взрослые, что приводит к отсутствию взаимопонимания, антагонизму в отношениях, усилению кризисных переживаний. Разрешение внутриличностных конфликтов ведет к дальнейшему развитию личности. При фрустрации потребностей, возникающих в подростковый период, или их неадекватном удовлетворении, формируются невротические состояния, приводящие к устойчивости и усилению внутриличностных конфликтов, что может сопровождаться проявлением девиантных форм поведения.
Значительное количество исследований рассматривает в качестве причин девиантного поведения у подростков как социальные, так и личностные факторы (Е.В. Змановская, 2004, Н.М. Иовчук, 2008, А.А. Северный, 2008, Н.В. Вострокнутов, 1984, Е.Г. Дозорцева, 2006, Н.Р. Сидоров, 2004, Ю.В. Зарецкий, 2008, Н.М. Евлашкина, 2007, Н.С. Смирнова, 2008, А.А. Шемшурин, 2005, Е.А. Поляков, 2009, К.В. Сыроквашина, 2007, С.А. Терехина, 2006 и др.). При этом во многих исследованиях косвенно указывается связь девиантного поведения и наличия внутренней конфликтности. Несмотря на множество исследований данной проблемы, существует высокая потребность в раскрытии особенностей внутриличностных конфликтов, характерных для подросткового возраста, что может способствовать проведению ранней профилактики девиантного поведения у подростков.
В данной работе исследовано содержание внутриличностных конфликтов, являющихся следствием новообразований подросткового возраста.
Исследована взаимосвязь выраженности внутриличностных конфликтов с особенностями личности подростков с девиантными формами поведения.
Выявлены возрастные и гендерные различия выраженности внутриличностных конфликтов подростков с девиантным поведением относительно условной нормы.
Работа вносит вклад в развитие представлений о внутриличностных конфликтах подросткового возраста и, как следствие, о причинах кризиса подросткового возраста.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью на основе полученных результатов более эффективно проводить программы психологической работы с подростками как в плане профилактики и коррекции девиантных форм поведения, так и для предотвращения кризисных состояний подросткового возраста в целом.
Исследование взаимосвязи выраженности внутриличностных конфликтов и личностных особенностей подростков позволит более предметно осуществлять коррекционную и профилактическую работу с «трудными» подростками.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить подбор методик для эмпирического исследования выраженности внутриличностных конфликтов и личностных особенностей подростков.
3. Провести сравнительное исследование выраженности внутриличностных конфликтов у подростков с девиантным поведением и у подростков относительной нормы.
4. Провести анализ взаимосвязи выраженности внутриличностных конфликтов и личностных особенностей.
5. Исследовать различия выраженности внутриличностных конфликтов по возрастному критерию между выборками испытуемых.
6. Исследовать выраженность внутриличностных конфликтов по гендерному различию.
7. Разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения, направленные на разрешение внутренних конфликтов с учетом личностных особенностей подростков.
Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского (1983, 1984), придающая особое значение возрастным кризисам и психологическим новообразованиям в развитии личности. Исследования самосознания, понятийного мышления, чувства взрослости, социальной ситуации развития подросткового возраста, отраженные в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, В.В. Столина, А.П. Новгородцевой и др.
Исследования внутриличностного конфликта, как столкновения внутренних побуждений, противоречивых потребностей, отношений, сопровождающие процесс развития личности (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, К.Н. Поливанова, Ф.Е. Василюк, Ю.Н. Юрлов, Е.Б. Фанталова, А.П. Новгородцева и др.).
Исследования социальных и индивидуально-психологических факторов, влияющих на формирование девиантного поведения подростков, в работах Д.И. Фельдштейна, А. Бандуры, Е.В. Змановской, Н.М. Иовчук, А.А. Северного, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевича, И.А. Фурманова, Н.Р. Сидорова, Е.Г. Дозорцевой, Н.С. Смирновой, А.А. Шемшурина, К.В. Сыроквашиной и др.
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие две группы подростков. Первая группа, подростки с девиантным поведением, обучающиеся в специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением г. Москвы (в дальнейшем «подростки с девиантным поведением») в количестве 122 человек и в возрасте от 11 до 16 лет, среди которых 80 мальчиков и 42 девочки. Вторая группа, подростки относительной нормы, обучающиеся в средних общеобразовательных школах г. Москвы (в дальнейшем «подростки относительной нормы) в количестве 108 человек и в возрасте от 11 до 16 лет, среди которых 59 мальчиков и 49 девочек. Всего в исследовании приняло участие 230 подростков.
1. Теоретический анализ психологических источников по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей личности и внутриличностных конфликтов подростков с девиантным поведением и относительной нормы.
3. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ, критерий Хи-квадрат Пирсона), методы экспертного опроса, включенного наблюдения).
В исследовании применялись следующие методики:
1. Высокая выраженность внутриличностного конфликта доверия взрослым, конфликта потребностей в независимости и опеке, дисморфофобия характерна для подростков с девиантным поведением.
2. Противоречивый характер самоотношения, выраженный внешний локус контроля и низкий уровень рефлексии находятся в прямой корреляционной связи с высоким уровнем выраженности внутриличностных конфликтов.
3. Высокая выраженность внутриличностных конфликтов у подростков с девиантным поведением преобладает на протяжении всего подросткового возраста в отличие от подростков относительной нормы. В возрасте от 11 до 14 лет у подростков с девиантным поведением наибольшую выраженность имеют внутриличностный конфликт доверия взрослым, конфликт потребностей в независимости и опеке, конфликт двойственных чувств и дисморфофобия.
4. Среди подростков с девиантным поведением у девочек выше выраженность внутриличностного конфликта, связанного с дисморфофобией. Среди подростков относительной нормы у мальчиков выше выраженность внутриличностного конфликта доверия взрослым, а у девочек выше выраженность конфликта двойственных чувств.
Апробация работы. Результаты и основные положения данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2008-2011).
Основные положения и результаты работы докладывались на Городских научно-практических конференциях «Молодые ученые – московскому образованию» (Москва, 2009, 2010); Международной конференции дефектологов (Москва, 2008, 2009); на научно-практической конференции «Современное детство в контексте процессов адаптации/дезадаптации» (Москва, ЦПМСС «Взаимодействие», 2011); в окружном (в звании «победитель») и городском (в звании «лауреат») профессиональном конкурсе «Педагог-психолог Москвы 2011»; на московской психодраматической конференции при Федерации психодраматических тренинговых институтов России (ФПТИР) 2011, 2012 г.; во время проведения, в должности руководителя практики, ознакомительной, педагогической и НИК практик для студентов МГППУ второго высшего, третьего, четвертого курсов и магистратуры с 2010 по 2012 г.г., а также проведение семинаров для студентов третьего курса по темам: «Стили поведения в конфликте», «Мишени психологической работы с детьми с девиантным поведением» и «Мотивирование учащегося в условиях спецшколы» 2009 – 2011 г.г.
Результаты диссертационного исследования изложены на 172 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 154 наименования, из них 22 на иностранных языках. Работа содержит 10 диаграмм и 32 таблицы.
Во введении раскрывается актуальность исследования, дается характеристика его научной новизны, теоретической и практической значимости, определяются объект, предмет, цель и задачи, формулируются гипотезы, приводится описание методов исследования и характеристик обследованных групп, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое исследование особенностей проявления внутриличностных конфликтов» отражены теоретические и эмпирические исследования причин возникновения внутриличностных конфликтов. Определены критерии девиантного поведения и проанализированы теоретические взгляды и исследования социальной ситуации развития и психологические особенности личности подростков с девиантным поведением.
В первом параграфе «Внутриличностный конфликт в исследованиях отечественных и зарубежных авторов» показаны различные взгляды на причины возникновения внутриличностных конфликтов, исходящие из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
С точки зрения психоаналитического подхода, внутриличностный конфликт основан на биопсихической трактовке (З. Фрейд, 1991, А. Фрейд, 1997, W.R. Bion 1963). Базисный конфликт, являющийся центральным, разрешим благодаря стратегиям защитного поведения: «движение от людей», «движение против людей» и «движение к людям» (К. Хорни, 1995). В аналитической психологии (К.Г. Юнг, 1995) внутренний конфликт происходит в сфере бессознательного, это проигрывание так называемого «родительского сценария». В «теории поля» (К. Левин, 2001) внутриличностный конфликт рассматривается как противостояние противоположно направленных сил примерно одинаковой величины, между которыми необходимо делать выбор. Гештальт-психология (Ф. Перлз, 2001) утверждает, что внутриличностные конфликты возникают вследствие множества воздействий, которые создают внешние обстоятельства, поэтому возникает необходимость в каждый данный момент выделять доминирующую потребность и выстраивать все последующие потребности в соответствии со своей иерархией ценностей. Согласно теории когнитивного диссонанса, внутриличностный конфликт развивается в условиях столкновения несовместимых представлений, когниций, затрагивающих личностнозначимые отношения, идущих вразрез с собственными убеждениями и установками (Л. Фестингер, 1999). Внутренний конфликт, по К. Роджерсу, представлен в противоречии между осознанными, но ложными самооценками, и самооценкой на неосознаваемом уровне, а также в противостоянии «Я-концепций»: реального и идеального представления о себе (Э. Бернс, 1986; К. Роджерс, 1994). А. Маслоу внутриличностный конфликт рассматривает в форме нереализованной потребности человека в самоактуализации. По мнению необихевиористов (J. Dollard, N. Miller, 1950), большинство неврозов возникают в раннем детстве, когда ребенок вынужден искать социально приемлемый выход первичным драйвам, т.е. внутренним побуждениям. Личность взрослого человека, и невротика в том числе, рассматривается Халлом (К. Халл, 1943) как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций. Конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие. С точки зрения теории ролей (Я.Л. Морено, 2008, Г. Лейтц, 2007), конфликт рассматривается как конфликт ролей и переживается в форме: интраролевого, интерролевого или интраперсонального (внутриличностного).
Таким образом, внутриличностный конфликт рассматривается зарубежными авторами как противоречивая структура личности, стремящаяся к выбору между преобладающими ценностями, потребностями, на фоне негативных эмоциональных переживаний, ищущих выход за счет психологических защит.
В отечественной психологии в рамках культурно-исторической теории развития личности, внутриличностный конфликт описывают как психологическое явление, сопровождающее процесс развития личности и проявляющееся в ситуациях, когда человек переживает возрастные кризисы (Л. С. Выготский, 1984, Л. И. Божович, 1997, К.Н. Поливанова, 2007).
В психологической теории деятельности конфликт интерпретируется с помощью структурных компонентов деятельности - потребностей, отношений, целей, противоречивость которых в структуре личности выступает основанием для развития конфликта (А. Н. Леонтьев, 1975).
В работах В.Н. Мясищева, В.И. Гарбузова (1977), А.И. Захарова (1988), В.С. Мерлина, Л.С. Славиной и др. понятие «внутренний конфликт» тесно связано с такими внутриличностными состояниями, как кризис и невроз.
В.С. Мерлин (2005) рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом.
В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается в отечественной психологии (Ф.Е. Василюк, 1984; Ю.Н. Юрлов 1964; Е.Б. Фанталова, 2001; А.П. Новгородцева 2006 и др.), где внутренний конфликт рассматривается как проявление критических состояний (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения противоположных внутренних побуждений, отраженных в переживаниях в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания», показателем которого является сомнение в истинной ценности целей, принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
Благодаря возникающим новообразованиям (Л.С. Выготский, Л.И Божович, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова и др.) у подростков появляются новые переживания, выраженные в противоречивых потребностных состояниях, отношениях, эмоциях. При конгруэнтном отношении значимых взрослых к новым переживаниям подростков, подростковый период протекает благотворно и ведет подростка на новый этап развития. При неудовлетворении, фрустрации новых переживаний и связанных с ними потребностных состояний происходит формирование внутриличностных конфликтов, которое сопровождается чувством разочарования, недоверием, тревогой, противопоставлением себя окружающему миру. Развивается чувство одиночества, депрессивность, суицидальные настроения, ведущие к искаженному развитию личности или невротическому ее развитию (В.Н. Мясищев, 1995; А.П. Новгородцева, 2006, 2007).
В результате проведенного анализа исследований отечественных и зарубежных авторов, мы определили понятие «внутриличностный конфликт», как столкновение внутренних побуждений, противоречивых потребностей, отношений, сопровождающих процесс развития личности (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, К.Н. Поливанова, Ф.Е. Василюк, Ю.Н. Юрлов, Е.Б. Фанталова, А.П. Новгородцева и др.).
В качестве объекта исследования нами выделены следующие виды внутриличностных конфликтов: конфликт доверия взрослым, конфликт потребностей в независимости и опеке, конфликт двойственных чувств, конфликт в развитии психосексуальной функции, внутриличностный конфликт, связанный с дисморфофобией (А.П. Новгородцева, 2006; С.Н. Панцырь, 2010).
10 10 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета
14 12 2014
1 стр.
25 12 2014
5 стр.
Как, по-вашему, в чём причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением?
04 09 2014
1 стр.
Охватывает все категории обучающихя, особое внимание уделяется обучающимся с девиантным поведением
15 12 2014
1 стр.
В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше
15 12 2014
6 стр.
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и Ы. К. Бардышевской. Т. I. М: ЧеРо: Высш шк.: Изд-во мгу, 2002. — 744 с
01 09 2014
55 стр.
Определение эмоции. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью 41
18 12 2014
1 стр.