Перейти на главную страницу
Рассредоточение и эвакуация широко применялись при ведении войн в прошлом, в частности во вторую мировую войну, в том числе и в Великую Отечественную войну. Однако эвакуационные мероприятия, осуществлявшиеся в прошлом, принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий в современных условиях. Во время Великой Отечественной Войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения в безопасные зоны во всех направлениях от городов.
Суть эвакомероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника в загородную зону, где вероятность поражения значительно снижается.
В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.
Эвакомероприятия планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.
Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность.
Вывозится (выводится) также нетрудоспособное население и не занятое в сфере производства и обслуживания.
Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.
Эвакуируемые в ЧС природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредотачиваемые в военное время - в районах загородной зоны в ближайших к границам городов, в населенных пунктах расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей. Чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4-х часов, по решению начальника ГО - руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.
Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты эвакуируются неработающие члены их семей. Если их совместное размещение невозможно (из-за ограниченного фонда жилых, общественных и административных зданий), то члены семей расселяются в других пунктах на том же эвакуационном направлении.
Эвакуация людей из населенных пунктов расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва плотин гидротехнических сооружений, проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации, а за этими пределами при непосредственной угрозе затопления.
Эвакуируемые из зон возможного катастрофического затопления расселяются на не затапливаемой территории.
Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГО ЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению населения ( с учетом эвакуируемых) жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях, а также создание группировок сил для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС и применения современных средств поражения. Кроме того, учитывая наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для форсированного возведения недостающих простейших защитных сооружений и жилья.
Районы расселения персонала (с неработающими членами семей) предприятий, переносящих свою деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, продолжающих функционирование в городах. Они соответствующим образом оборудуются в инженерном отношении. Остальное население из городов вывозится в более отдаленные пункты.
Весь фонд жилых, общественных и административных зданий в районах эвакуации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (в том числе в отапливаемых домах, дачных кооперативов и садоводческих товариществ), передаются в распоряжение руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане в них размещаются на основании ордеров, выдаваемых указанными органами.
Эвакомероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству.
Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы
Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы).
Предусматриваются следующие способы эвакуации:
Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен.
К сказанному следует добавить, что в загородную зону в особых условиях предусматривается также эвакуация аппаратов министерств, ведомств, которые планируют эвакомероприятия, организуют их материально-техническое обеспечение и проведение.
2. ЭВАКООРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ.
Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакоорганы, которые создаются решениями соответствующих руководителей ГО.
Заблаговременно формируются:
возглавляют заместители руководителей ГО местного самоуправления, а объектовые ЭК – заместители руководителей
ГО объектов экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, органов транспортных, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнитель-1ной власти и управления ГОЧС.
Военнообязанные (имеющие мобилизационные предписания) в эвакоорганы не назначаются.
В эвакокомиссиях объектов экономики создаются группы оповещения и связи, учета и информации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам. Численность и состав ЭК определяются руководителями ГО с учетом количества подведомственных объектов и эвакуируемых. (См. Приложение № 1, 2, 3).
Основные задачи эвакуационной комиссии:
- Разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;-оргниизация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; - комплектование и подготовка эвакоорганов; - подготовки и проведения эвакомероприятий.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения, вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый из них обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктами посадки и исходным пунктами (при пешей эвакуации) с загородной зоной. Ему присваивается номер, и за ним закрепляются транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и предприятия, рабочие и служащие которых с членами семей, как и остальное население, будет через него эвакуироваться. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.
В соответствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.
- Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанными к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации; - информирование их о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону; - контроль за своевременной подачей транспорта; - организацией отправки людей, ведение учета вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешком населения; - предоставление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района); - оказание необходимой мед.помощи людям на СЭП; - обеспечение общественного порядка и укрытие населения в защитных сооружениях по сигналам ГО.
ППЭ создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, близи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в загородной зоне. Если требуется, на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви. (Приложение № 5)
- Встреча и временное размещение прибывших в населенные пункты; согласование с эвакоприемными комиссиями районов в загородной зоны графиков движения транспорта; -организация отправки людей в конечные пункты размещения; - оказание им медицинской помощи; - поддержание общественного порядка; - своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени и количестве прибывшего населения и об отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.
Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов эвакуации и группы управления.
В группу управления входят представители отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны по территориям которых он проходит. В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа делится на звенья (отделения): связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, мед.помощи, обеспечения и регулирования движения.
Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи методом патрулирования.
Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируются районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации. В ее состав включают начальников отделов и служб администрации района (города) или их заместителей, представителей ОВД и других работников, связанных с приемом, размещением и обеспечением эвакуируемых. В такой комиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.
Приложение № 6.
Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме. Они имеют в своем составе группы учета, приема и размещения, отправки, первоочередного жизнеобеспечения и защиты эвакуируемых.
"Встреча прибывающих из города автоколонн и обеспечивание высадки людей совместно с администрацией пункта высадки; - организация (при необходимости) временного размещения эвакуированных в ближайшем населенном пункте; - отправка их в пункты постоянного размещения во взаимодействии с автотранспортной службой района; - доклады эвакоприемной комиссии района о времени прибытия и количестве горожан и об их отправке; - оказание мед.помощи нуждающимся; - поддержание общественного порядка; - укрытие людей по сигналам ГО.
При локальных военных конфликтах требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов приграничной зоны (40 км.). Задачи по организации мероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов управления ГОЧС, соответствующих эвакоорганов. В их состав входит подразделения оповещения населения, его учета и регистрации, транспортные, охраны, общественного порядка, размещения людей, посты организации общественного питания, обеспечение предметами первой необходимости и медицинские.
ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ (ОГ)
Оповещение, сбор, учет и посадка эвакуируемого населения на транспорт; - формирование колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам; - контроль за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления о ходе работ; задержание общественного порядка на всех этапах эвакуации, формируются также администрации пунктов посадки (высадки). В них включаются в основном представители транспортных организаций и ведомств.
Рассредоточение и эвакуация населения один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени
17 12 2014
1 стр.
Это один из способов защиты населения с целью сведения потерь до минимума. В чистом виде эвакуация выполняется редко и сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием, прове
17 12 2014
1 стр.
В течение июля – ноября 1941 г в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий. Особой была эвакуация из блокированного Ленинграда по единственной трассе – ледо
17 12 2014
1 стр.
Форма №1/эвак чс основные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории (наименование административно т
17 12 2014
1 стр.
Во исполнение приказа директора от «14» сентября 2012 года «О проведении тренировочной пожарной эвакуации персонала и учащихся гимназии» 17 сентября 2012 года на объекте проведена
17 12 2014
1 стр.
Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т
17 12 2014
1 стр.
В условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, а также в военное время
17 12 2014
1 стр.
Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранен
17 12 2014
1 стр.