Перейти на главную страницу
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
ISBN 5-691-01100-6.
Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.
Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
УДК 37.0(075.8) ББК74.90я73
Оглавление
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии..................................................5
Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи...................6
Структура семьи .............................................................7
Модели семейных взаимодействий.....................................9
Жизненный цикл семьи .................................................17
Семейные функции........................................................18
Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.......21
Исторический аспект.....................................................22
Современные подходы к проблеме семейного воспитания.....28
Концепция нормализации семейной жизни.......................30
Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»..................................33
Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.................................3 7
Информация, которую можно получить от родителей .............38
Информация, которую можно получить от ребенка..............45
Информация, которую можно получить при обследовании семьи .......................48
Вопросы и задания................................................................. 52
Глава IV. Семья нестандартного ребенка....................................53
Интеграционные тенденции............................................54
Реакции родителей........................................................55
Общие проблемы...........................................................58
Семьи группы риска ......................................................73
Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП)............................73
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье............. 74
Семья ребенка с шизофренией.........................................75
Приемный ребенок в семье.............................................. 76
Семья аутичного ребенка................................................78
Одаренный ребенок в семье .............................................80
Проблема жестокого обращения с ребенком в семье..............81
Вопросы и задания.........................................................89
Глава У. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии...........................................91
Психотерапия детей дошкольного возраста.......................92
Арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции..........................94
Психотерапевтическая работа с семьей........................... 101
Психогигиена семейного воспитания.............................. 104
Другие виды помощи семье........................................... 111
Медико-генетическое консультирование (МГК)................ 111
Общественные организации, центры ранней помощи........... 115
Вопросы и задания............................................................... 118
Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии..............................................119
Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка............. 120
Основные положения коррекционной работы................... 121
Новые технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии............................-.............. 123
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей................................ 135
Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье ........................137
Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии ....................... 145
Развитие у ребенка навыков самообслуживания............... 148
Обучение малыша навыкам опрятности.......................... 149
Развитие сенсорных функций и различных видов памяти ..153
Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения......................... 158
Развитие игровых навыков........................................... 160
Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве............................ 164
Формирование предпосылок к обучению чтению и письму .... 167
Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки.....168
Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии..................................171
Вопросы и задания............................................................... 174
Глава VII. Ребенок с проблемами интеллектуального
развития в семье..........................................................................175
Положение ребенка в семье........................................... 176
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей ....178
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье.............182
Основные направления в работе специалистов с семьей...... 184
Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта ... 186
Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта .,....................,...................188
Особые формы отклонений в развитии: синдром Дауна (188); синдром Рубенштейна-Тейби (205); синдром Нунан (208); синдром Вильямса(«лицо эльфа») (211); синдром Корнелии де Ланге (212); синдром Ретта.......................................213
Глава VIII. Ребенок с нарушением зрения в семье....................219
Нарушение зрительных функций на первом году жизни .... 220
Позиция родителей детей с нарушенным зрением .............226
Помощь специалистов родителям..................................229
Общие стратегии нормализации жизни семьи ..................234
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка ..........................234
Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения........................................236
Особенности интеллектуального развития ......................238
Работа специалистов детского сада с родителями .............241
Глава IX. Ребенок с нарушением слуха в семье........................243
Причины нарушения слуха...........................................244
Особенности реакции на звук в младенческом возрасте ... 245
Особенности моторики.................................................246
Особенности игры........................................................247
Особенности поведения................................................247
Особенности интеллектуального развития и речи.............248
Дополнительные нарушения.........................................250
Подходы и методы коррекционного воспитания...............251
Семейное воспитание...................................................252
Общие закономерности развития при дефектах сенсорной сферы ....................255
Глава X. Ребенок с нарушением коммуникативного поведения в семье............259
Развитие общения в раннем возрасте..............................260
Аутизм................................................................262
Негативизм................................................................271
Темы бесед с родителями аутичногоребенка ....................275
Взаимодействие специалистов и родителей в работе
С аутичными детьми ....................................................279
Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО ............283
Ранняя детская шизофрения.........................................287
Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением........................................289
Вопросы и задания...............................................................302
Глава XI. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье....................................303
Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом ......................304
Ребенок с миодистрофией Дюшенна в семье.....................331
Глава XII. Ребенок с нарушениями речевого развития в семье..............................337
Причины речевых нарушений .......................................338
Основные функции речи...............................................339
Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей)...........340
Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития .. 345
Логопедическая работа ................................................350
Вопросы и задания...............................................................352
Приложения................................................................................353
I. Обследование коммуникативного поведения.................354
П. Вопросы интервью для исследования структуры
семейной системы........................................................355
III. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.... 356
IV. Медикаментозное лечение остаточных явлений органического поражения ЦНС и психических расстройств у детей........,.............................................361
V. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии...........................................375
VI. Примерная учебная программа для студентов высших учебных заведений по дисциплине Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».................................385
Литература..................................................................................397
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.
Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений проявляют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не могут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Единственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учреждение для аномальных детей.
Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как именно в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.
Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в развитии должен воспитываться только в специальном детском учреждении. Существует много категорий детей с нерезко выра-
3
женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутренних органов, что требует определенного ухода. Для таких детей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных учреждений . В настоящее время имеется гибкая система интеграции «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных условий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специалисты.
Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей — родителей, которые становятся их партнерами.
Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть знаниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.
Книга может быть полезна педагогам-дефектологам, воспитателям специальных и общеобразовательных учреждений, логопедам, психологам, врачам-психоневрологам, семейным врачам, родителям и широкому читателю.
4
ГЛАВА 1
Семья — это нечто большее, чем простая сумма ее составляющих. Отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров.
В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные и идеологические стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе семейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности. Семейные функции — это деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои коллективные и индивидуальные потребности. Ее семейные функции являются выходом системы. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла (рис. 1).
6
Дополнением и развитием теории семейных систем является социально-экологическая модель семьи. Рассмотрение семьи в социально-экологическом аспекте было предложено в 1970 г. американскими учеными. Экологическая модель включает биологические и физические параметры организма и окружения вместе с психосоциальными характеристиками и их взаимодействиями в единую систему. Изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым стрессы, потребность в семейной адаптации, достижении равновесия. Подобно понятию «границ» в теории семейных систем, в экологической модели существует понятие «проницаемости семейной системы» при интеграции с другими системами. Главная идея социально-экологической модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия средствами более широкого социального окружения.
Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейных взаимоотношений.
При этом наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи.
Характеристики членов семьи. Специальные исследования показали, что этот параметр не является постоянным и изменяется во времени по мере продвижения семьи по стадиям своего жизненного цикла: в семье появляются новые члены, из нее уходят взрослые дети. В семье могут быть потери в связи со смертью ее членов. Меняется не только состав, но и возраст и другие характеристики семьи. Эти изменения влияют на успешность семейных взаимодействий.
Культурный стиль семьи. Этот параметр структуры семьи включает особенности, связанные с этническими и расовыми факторами, различиями в религиозной принадлежности, социально-экономическом и образовательном статусе. Культурный стиль является наиболее статическим компонентом семейной
7
системы. Он непосредственно влияет на формирование семейного идеологического стиля, способов семейного взаимодействия и функциональных приоритетов.
Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные стратегии, которые делят на внутренние и внешние. Любая стратегия семейной жизни заключается прежде всего в оценке ситуации в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, т. е. примириться с ней.
♦ Пассивная позиция. Такая позиция является «страусиной» и заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой. Что бы ни случилось — все воспринимается как должное.
♦ Активная позиция. Такая позиция заключается в способности идентифицировать тегусловия, которые можно из-
8
менить, и активной деятельности по их изменению, атак-же в способности идентифицировать условия, которые изменить невозможно на данный момент и принять их как данность.
Такие стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейные подсистемы, т. е. на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи:
♦ Умение находить и использовать помощь других людей — соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы.
♦ Способность находить духовную поддержку — советы и помощь религиозных деятелей, участвовать в работе религиозных институтов.
•> Умение использовать ресурсы государственной поддержки. Разные виды поддержки неодинаково используются на разных этапах жизненного цикла. Как показывают специальные исследования, духовная и общественная поддержка реже используется в полном объеме молодыми супружескими парами, чем парами более старшего возраста.
Модели семейных взаимодействий
Дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.
Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж — жена)
♦ Родительская (родитель — ребенок) ♦> Сибсовая (брат — сестра)
♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.
Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с
9
помощью двух полярных состояний: переплетенности ^разобщенности.
Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.
Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодействия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (например, ребенка с отклонениями в развитии) единственным источником их собственных проблем и пытаются тем самым уменьшить степень собственного беспокойства. Членов семьи не следует обвинять за подобную практику, им следует помочь в понимании того, что их проблемы не объясняются такими простыми причинно-следственными факторами.
10
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Необходимо различать желание родителей и их подготовленность к определенной роли. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.
Одной из наиболее известных моделей семейных взаимодействий является циркулярная модель Олсона (рис. 2).
Эта модель включает в себя два основных параметра: сплоченность и гибкость в виде двух взаимно-перпендикулярных осей и дополнительный параметр — коммуникацию, который не включен графически.
11
Выделяют четыре уровня сплоченности, отражающей степень эмоциональной близости между членами семьи: Ф низкий—разобщенный; •> низкий к умеренному — разделенный; •> умеренный к высокому — связанный; ♦;• чрезмерно высокий — запутанный (переплетенный).
Выделяют четыре уровня гибкости (адаптивности) семейных взаимоотношений: ♦;♦ ригидный — очень низкий; ♦j. структурированный — низкий к умеренному; ♦j» гибкий — умеренный; ♦♦• хаотичный — чрезмерно высокий.
Если уровень сплоченности членов семьи слишком высок (запутанный), то в такой семье крайне высоки требования эмоциональной близости и лояльности. Поэтому члены семьи не могут действовать самостоятельно. В таких семьях жесткие внешние границы и слабые внутренние между подсистемами .и индив ид уу мами.
Другая крайность — это разобщенные семьи с низким уровнем сплоченности. Члены такой семьи мало привязаны друг к ДРУГУ» имеют разные интересы и разных друзей.
Возможно, что члены такой семьи неспособны к установлению близких взаимоотношений и испытывают тревогу при сближении с другими людьми.
Члены семей сбалансированных типов способны, с одной стороны, быть достаточно независимыми, а с другой — иметь тесные связи со своей семьей.
Члены семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоциональную разделенность, но она не является такой крайней как в разобщенной семье.
дят время вместе, однако их сплоченность не достигает степени запутанности, когда неприемлемы малейшие различия во мнениях.
Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненно важные задачи, возникающие при продвижении семьи по стадиям жизненного цикла. Например, семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть). И, наоборот, хаотичное состояние может приобретаться в момент семейного кризиса. Такое состояние может приобретать любая семья, но проблемным такое состояние становится лишь в том случае, если система застревает в нем надолго.
Благоприятным является структурированный тип семьи, при котором имеется демократическое руководство, учитывающее мнение всех членов семьи, в том числе мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, но с возможностью их изменения.
Коммуникация может.быть закрытой, открытой и случайной.
Наиболее оптимальным вариантом является открытая коммуникация.
Семья с закрытой коммуникацией характеризуется отсутствием дискуссий и скудным выражением эмоций.
При случайной коммуникации в семье все вопросы без исключения бурно обсуждаются.
Изменения в жизненном цикле семьи играют роль катализатора, изменяющего природу и качество семейных отношений. Как показывает опыт, более успешно функционируют те семьи, которым удается избегать крайностей, поддерживать баланс между стабильностью и переменами, эмоциональным единством и автономностью, между закрытой и случайной коммуникацией.
13
В зависимости от соотношения сплоченности, гибкости и коммуникации семьи подразделяются на сбалансированные, среднесбалансированные и несбалансированные.
Сбалансированность не является абсолютным показателем, так как, приспосабливаясь к обстоятельствам, сбалансированные семьи могут временно переходить в разряд среднесбалан-сированных и несбалансированных. Однако лишь застревание надолго на крайних позициях приводит к нарушению функционирования.
Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют семейную целостность. В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формирование семейного «мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.
В несбалансированных семьях нарушается равновесие во взаимоотношениях, супруги стараются избежать изменений — развития семейного цикла и связанных с этим возможных тревог и потерь, либо, наоборот, взаимодействуют разобщенно, хаотично.
Т. М. Мишина выделяет три основных типа нарушений супружеских взаимодействий у «невротических супружеских пар»: с отношением соперничества, псевдосотрудничества и изоляции.
Соперничество
Структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки.
С внешней стороны отношения этого типа выглядят ровными и согласованными. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, касающимися работы или общения.
14
Изоляция
В совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются не заинтересованными друг в друге как в муже и жене.
В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного взаимодействия, лежит неадекватность восприятия (Д. А. Петровская), незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке (Т. М. Мишина).
Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты.
В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, неврастеническим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохаракторологического радикала.
Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны супружеских отношений многими авторами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения:
♦ «Излишняя требовательность»;
♦ «Чрезмерная опека».
Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В. И. Гар-
15
бузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению неврастенических реакций у детей, является неправильное воспитание.
А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса: •> Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:
а)гиперопека;
б) опека;
в) приятие;
г) неприятие. •> Параметр контроля:
а) разрешительный;
б) допускающий;
в) ситуативный;
г) ограниченный.
•> Последовательность — непоследовательность.
♦ Аффективная устойчивость — неустойчивость.
♦ Тревожность — нетревожность.
Кроме того, автор исследует различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.
«Сверхпринятие» — к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.
В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:
♦ Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
♦ Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
♦♦♦ Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
В работе А. Я. Варги описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения:
♦ Симбиотический. •> Авторитарный.
•> Эмоционально отвергающий.
Последний характеризуется приписыванием ребенку болезненности, слабости, личностной несостоятельности. Это тип воспитания с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику».
Жизненный цикл семьи
Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986 г. выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
♦> Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
♦ Школьный возраст — становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка.
♦ Подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связан-
17
ных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка.
*•• Период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.
•> Постродителъский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. В России социально-экологическая модель привлекает все больший интерес исследователей. Существует концепция проницаемости семьи во взаимодействии с другими экстрасемейными системами. Примером может служить ситуация, в которой семья с ребенком замкнута или открыта для получения поддержки от других семей с подобными проблемами, групп поддержки, социальных институтов и других источников помощи.
Семейные функции
Семейные функции с точки зрения теории систем являются выходом семейной системы. Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи и требует ее определенной независимости от экстрасемейной подсистемы.
Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными-являются следующие: эконо-
Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов: •> Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
♦ Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.
♦> Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.
*•* Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием. *♦* Семейная система обладает способностью к саморегуляции.
Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.
Вопросы и задания
1. Что такое социально-экологическая модель семьи? Дайте основные характеристики.
2. Опишите модель семейных взаимодействий Олсона.
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи.
4. Перечислите функции семьи, воспитывающей «нестандартного ребенка».
20
Отвечая на вопросы, выполняя задания не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции
14 10 2014
1 стр.
Быстрый раунд – задания на эрудицию и логику. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам
18 12 2014
1 стр.
Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу “Скрепки” с 6 лет. Время выполнения заданий не ограничивается
09 09 2014
1 стр.
На последней странице домашнего задания нарисованы разные геометрические фигуры. Эти фигуры нужно вырезать и сделать из них аппликацию. Нужно использовать все фигуры и мы все вмест
14 10 2014
1 стр.
Способы задания движения материальной точки (МТ). Траектория, скорость, ускорение М. Т
17 12 2014
1 стр.
П технического задания: Мы обычно меняем цилиндр на новый, а не ремонтируем
27 09 2014
1 стр.
Вопросы всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных препаратов изучает
13 10 2014
1 стр.
Почему мифические персонажи вдохновляют писателей, поэтов на создание произведений?
13 10 2014
1 стр.