Утверждаю:
Директор Института
гуманитарного образования
д.и.н. проф. Л.Н. Харченко
________________________
« »__________ 2008 г.
ВОПРОСЫ
к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки».
-
Общие проблемы философии науки.
-
Предмет философии науки, ее место в системе философского и конкретно - научного знания.
-
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Особенности научного и философского мировоззрения.
-
Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Научное знание как система.
-
Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, сфера культуры и социальный институт. Классификация наук.
-
Наука и философия. Мировоззрение и научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
-
Генезис науки и проблема периодизации, ее истории. Преднаука и наука. Основные этапы развития науки.
-
Становление философии и науки в Античном мире. Философия как универсальная наука в период античности.
-
Платон и Аристотель, их роль в последующем развитии науки.
-
Философия и наука эллинистического периода. Научные и этические взгляды Эпикура, Эвклида, Птолемея.
-
Теоцентризм философии и наука в Средние века. Основные направления философии и науки Средневековья. Научная мысль арабского Востока.
-
Эпоха Возрождения: антропоцентризм философии и развитие науки.
-
Формирование опытной науки в Новое время. Идея создания «новой науки» (Фр. Бэкон, Р. Декарт).
-
Зарождение и развитие собственно классической науки и методологии (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц).
-
Наука и философия в эпоху Просвещения. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
-
Классическая немецкая философия, ее вклад в решение проблемы взаимоотношения науки, философии и методологии.
-
Позитивизм, его истоки, основные принципы и эволюция «Наука сама по себе философия» (О. Конт).
-
Концепция единства науки и философии в марксизме. Наука как всеобщий «духовный продукт общественного развития» (К. Маркс).
-
Революция в естествознании конца 19 начала 20 вв. и становление идей и методов неклассической науки.
-
Постнеклассическая наука. Традиции и новации в современной философии науки. Новые типы наук (синтетические, интегративные, комплексные). Синергетика как новое миропонимание.
-
Анализ проблем динамики научного знания, модели роста (К. Поппер, И. Локатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).
-
Взаимосвязь научных и технических революций. Система: наука- техника- производство. Сущность современного этапа н-т. р.
-
Технологическое применение фундаментальных и прикладных наук. Особенности формирования технических наук, их место и роль в общей системе наук и системе ценностей человека.
-
Общие закономерности развития науки. Инновации и преемственность в развитии знаний и процесс ускорения как условие функционирования современной науки.
-
Единство процессов дифференциации и интеграции наук. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
-
Математизация как характерная черта современной науки. Границы применимости математики в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. Сциентизм и антисциентизм.
-
Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки.
-
Роль науки в анализе и решении современных глобальных проблем. Проблема народонаселения.
-
Кризис системы «природа – общество - экология» как глобальная проблема современности.
-
Роль науки и философии в объяснении социальных процессов. Взаимодействие науки и общества, науки и власти.
-
Основы методологии познания общества и его экономических систем.
-
Методы социальных наук. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
-
Философские проблемы областей научного знания. Проблемы методологии научного познания.
-
Эволюция и сосуществование методологий познания. Основные положения системно-диалектической методологии познания.
-
Физика как фундамент естествознания. Категории материи. Современная естественнонаучная картина мира.
-
Научное и философское понимание движения. Основные формы движения материи. Движение и развитие.
-
Субстанциальная, атрибутивная и реляционная концепция пространства и времени. Диалектика конечного и бесконечного. Необратимость времени.
-
Понятие жизни и живого в науке и философии. Организованность и целостность живых систем.
-
Проблема человека и его эволюции. Триединая сущность человека.
-
Сознание и самосознание человека. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке (З. Фрейд). Архетипы (К. Юнг).
-
Роль науки в современном образовании и становление личности.
-
Научное познание, его возможности и границы. Знание и вера. Теория познания как теория отражения.
-
Диалектика объекта и субъекты познания. Объект и предмет познания и научного исследования.
-
Познание как обобщенное отражение и «конструирование действительности». Диалектика единичного, особенного и всеобщего в научном познании.
-
Чувственное и логическое в научном познании и их формы. Сущность и явление как ступени познания. Понятие «сущность» и «закон».
-
Роль принципов в естественнонаучном и философском познании. Всеобщая связь и развитие – принципы диалектического мышления. Категории возможности и действительности как формы отражения развития.
-
Типы взаимодействия в природе и обществе. Понятие закона и закономерности как отражение всеобщей связи явлений. Типы законов.
-
Система диалектики как метод научного познания. Законы диалектики, их методологическое значение и формы их проявления в научном познании.
-
Философский смысл принципа соответствия, концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.
-
Принцип детерминизма и его формы. Категории причины и следствия, необходимости и случайности. Вероятность и ее роль в современном познании.
-
Проблемы истины в философии и науке. Истина, ложь, заблуждения. Критерий истины, его философское и конкретно-научное проявление.
-
Формы и методы научного познания. Особенности эмпирического познания и его методы.
-
Логическое познание и его формы. Сущность логического и теоретического методов познания. Гипотеза и теория, их структура и функции.
-
Метод моделирования в научном познании.
-
Модели эволюции Метагалактики в современной космологии. Концепция «Большого взрыва».
-
Системно-структурный метод анализа. Типы систем.
-
Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения и понимания открытых систем.
-
Представление о географической среде как об арене жизни человека и человечества. В.И. Вернадский о переходе биосферы в ноосферу.
-
Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
-
Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.
-
Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.
-
Понятие стиля научного мышления и его эволюция. Особенности современного стиля научного мышления.
-
Необходимость смены мировоззренческой пирадигмы как необходимое условие решения глобальных проблем современности.
-
Естественные и социально-гуманитарные науки: сходство и отличие. Сущность социально-гуманитарного знания.
Вопросы по общей программе «История и философия науки», разработаны д.ф.н., профессором В.Е. Осиповым и к.ф.н., доцентом Г.И. Малых и утверждены на заседании кафедры «Философия и социальные науки» 03.09.2008 года. Протокол №1
Общее количество часов 100 из них лекционных 60 часов, семинарских 40 часов.
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор А.Е. Кащаев