Вопросы к курсовому экзамену по биологии.
I. Молекулярно-генетический и клеточный
уровни организации живого.
1. Биология. Жизнь, происхождение. Уровни организации жизни.
2. Живая система - определение и свойства. Уровни организации живых систем.
3. Отличия про- и эукариотической клеточной организации. Особенности экспрессии генов у про- и эукариот.
4. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Нуклеиновые кислоты и белки их строение и значение. Генетический код и его свойства.
5. Химическая и структурная организация хромосом эукариот. Эу- и гетерохроматин. Интерфазные и митотические хромосомы.
6. Этапы реализации генетической информации у эукариот. Транскрипция и посттранскрипционные преобразования..
7. Этапы реализации генетической информации у эукариот. Трансляция и посттрансляционные изменения белка.
8. Самовоспроизведение генетического материала. Репликация. Репликон. Особенности репликации у про- и эукариот.
9. Уровни организации генетического материала. Генный уровень организации. Ген. Определение Классификацмя генов. Строение генов про- и эукариот. Свойства гена. Понятие о генном балансе и дозе гена. Инактивация Х-хромосомы у человека. Диагностическое значение исследования Х-полового хроматина.
10. Биологические антимутационные механизмы. Репарация ДНК.
11. Размножение как свойство жизни. Многообразие форм размножения. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения. Биологическое значение размножения.
12. Временная организация клетки. Клеточный и митотический циклы. Характеристика фаз митотического цикла.
13 .Митоз, его биологическое значение. Нарушения митоза и их роль в возникновении соматических мутаций.
14. Гаметогенез, его биологическое значение. Периоды гаметогенеза. Отличия ово- и сперматогенеза.
15. Мейоз и оплодотворение как механизмы, обеспечивающие поддержание постоянства кариотипа в ряду поколений организмов. Комбинативная изменчивость.
16. Мейоз, его биологическое значение. Патологии мейоза и их роль в возникновении генеративных мутаций.
17. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Биологическое значение этих форм клеточного деления.
18. Типы моногенного наследования. Особенности родословных при аутосомно доминантном и аутосомно-рецессивном наследовании. Моногенные болезни. Примеры у человека.
19. Особенности родословных при Х-сцепленном (доминантном и рецессивном) и голандрическом наследовании. Примеры у человека.
20. Законы моногенного наследования, установленные Менделем, и их цитологическое обоснование. Закон чистоты гамет.
21. Виды взаимодействия аллельных генов. Примеры у человека.
22. Закон независимого наследования признаков и его цитологическое обоснование. Примеры независимого наследования признаков у человека.
23. Виды взаимодействия неаллельных генов. Примеры у человека.
24. Сцепленное наследование генов. Группы сцепления. Карты хромосом и методы их составления.
25.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Примеры сцепленного наследования признаков у человека. .
26. Группы сцепления. Карты хромосом и методы их составления.
27. Соотносительное наследование признаков - независимое и сцепленное.
28. Хромосомные мутации. Классификация. Возможные механизмы возникновения и последствия хромосомных мутаций. Примеры у человека.
29. Генные мутации. Классификация. Мутон. Возможные механизмы возникновения и последствия генных мутаций. Примеры у человека.
30. Множественный аллелизм. Причины, примеры у человека.
31. Геном. Генотип. Геномные мутации и их классификация. Возможные механизмы возникновения и последствия геномных мутаций. Примеры у человека. Генотип как сбалансированная система.
32. Хромосомный и геномный уровни организации генетического материала. Кариотип. Методы изучения кариотипа. Денверская и Парижская классификация хромосом.
33. Изменчивость как неотъемлемое свойство живого. Классификация форм изменчивости и их характеристика.
34. Мутационная изменчивость. Классификация, характеристика и биологическое значение мутаций. Примеры у человека.
35. Соотносительная роль наследственности и среды в формировании фенотипа. Норма реакции. Экспрессивность и пенетрантность. Мультифакториальные болезни. Примеры у человека.
36. Модификационная изменчивость. Отличия модификаций от мутаций. Гено- и фенокопии. Примеры у человека.
37. Формирование пола у человека и его нарушения.
38. Роль наследственности и среды в формировании пола организма.
39. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы изучения генетики человека: ДНК-диагностики, популяционно-статистический, близнецовый.
40. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы изучения генетики человека: генеалогический, биохимический, цитогенетический.
41. Медико-генетическое консультирование. Задачи, методы и этапы медико-генетического консультирования. Понятие о генетическом риске.
II. Онтогенетический уровень организации живого.
1. Онтогенез, определение и периодизация, типы онтогенеза. Основные периоды онтогенеза человека.
2. Строение и функции половых клеток.
3. Морфофизиологические особенности яйцеклеток Хордовых, их типы. Связь строения яйца с типом дробления. Оплодотворение, его этапы.
4. Сужение клеточных потенций в ходе онтогенеза. Тотипотентность и детерминация. Роль дифференциальной активности генов.
5. Клеточные механизмы онтогенеза. Классификация и механизмы формирования пороков развития у человека.
6. Общая характеристика, сущность и основные клеточные механизмы дробления.
Дробление у представителей Хордовых. Особенности дробления у плацентарных млекопитающих. Нарушения дробления. Экстракорпоральное оплодотворение у человека.
7. Сущность и способы гаструляции. Гаструляция у различных представителей хордовых.
8. Особенности молекулярно-генетических и биохимических процессов на стадии гаструляции. Нарушения гаструляции.
9. Эмбриональная индукция. Примеры в развитии хордовых. Опыты Шпемана.
10. Механизмы интеграции онтогенеза (клеточные контакты, эмбриональная индукция, нейрогуморальные механизмы).
11. Провизорные органы, их эволюционное значение. Группы Анамнии и Амниоты. Зародышевые оболочки. Функции и особенности образования амниона у яйцекладущих и плацентарных амниот.
12. Зародышевые оболочки. Образование и функции амниона, аллантоиса, серозы, хориона у плацентарных и яйцекладущих амниот.
13. Особенности образования провизорных органов у человека. Нарушения их редукции.
14. Критические периоды онтогенеза у человека. Классификация пороков развития у человека. Методы дородовой диагностики.
15. Общая характеристика периода нейруляции. Клеточные процессы нейруляции, дифференцировка зародышевых листков. Сущность первичного органогенеза. Нейруляция у представителей хордовых. Нарушения органогенеза у человека.
16. Классификация наследственных болезней человека. Примеры у человека. Пренатальная диагностика.
17. Регенерация физиологическая и репаративная. Механизмы регенерации.
18. Старение как этап онтогенеза. Биологическое значение старения. Проявление старения. Гипотезы старения.
III. Популяционно-видовой уровень организации живого.
1. Биологический вид и его критерии. Homo sapiens как биологический вид.
2. Биологический прогресс и регресс. Критерии биологического прогресса. Основные пути достижения биологического прогресса.
3. Популяция как элементарная эволюционирующая единица. Действие мутационного процесса и популяционных волн в природных и человеческих популяциях.
4. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Закон Харди-Вайнберга для идеальной популяции. Особенности человеческих популяций.
5. Биогеоценоз как живая система, его основные элементы и структура. Пищевые цепи. Правило экологической пирамиды. Роль паразитов в экосистемах. Паразитоценоз.
6. Естественный отбор, его формы. Роль естественного отбора в возникновении адаптаций и видообразовании. Особенности естественного отбора в человеческих популяциях.
7. Дрейф генов как фактор эволюции, его действие в популяциях людей.
8. Генетический полиморфизм и генетический груз естественных и человеческих популяций. Механизмы возникновения и поддержания генетического полиморфизма.
9. Общий план строения Хордовых. Узловые моменты в прогрессивной эволюции хордовых и их рекапитуляции в онтогенезе человека.
10. Соотношение онто- и филогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Ф. Мюллера - Э. Геккеля. Учение А.Н. Северцева о филэмбриогенезах.
11. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Способы преобразования органов в филогенезе.
12. Общие закономерности эволюционных преобразований органов. Гомологичные и аналогичные органы. Рудименты и атавизмы.
13. Атавистические врожденные пороки развития. Их формы и механизмы возникновения. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова и аллогенные аномалии.
14. Эволюция кожных покровов Хордовых. Прогрессивные направления и способы филогенетических преобразований. Врожденные аномалии развития у человека.
15. Эволюция кровеносной системы у хордовых. Пороки развития кровеносной системы у человека.
16. Эволюция сердца у позвоночных. Прогрессивные направления и пороки развития у человека.
17. Эволюция артериальных жаберных дуг у хордовых. Способы филогенетических преобразований. Врожденные пороки развития у человека.
18. Эволюция осевого скелета и конечностей хордовых. Прогрессивные направления и способы филогенетических преобразований. Нарушения развития скелета, врожденные пороки развития у человека.
19.Эволюция почек позвоночных. Прогрессивные направления и способы филогенетических преобразований. Врожденные пороки развития у человека.
20. Филогенетическая и функциональная связь выделительной и половой систем хордовых. Прогрессивные направления и способы филогенетических преобразований.
21.Эволюция мочеполовых протоков позвоночных. Внутреннее оплодотворение. Формирование матки млекопитающих. Производные мочеполовых протоков у человека.
22. Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке на разных этапах его становления. Методы изучения эволюции человека.
23. Внутривидовая дифференциация человечества. Расы. Концепции классификации и происхождения рас. Экологические типы человека (жителей севера, юга, высокогорий).
24. Биосфера. Человек как активный элемент биосферы. Влияние человека на процессы в биосфере. Ноосфера.
IV. Медицинская паразитология.
1. Формы биотических связей в природе. Паразитизм как экологический феномен. Классификация форм паразитизма. Происхождение паразитизма.
2. Характеристика системы паразит-хозяин. Взаимоотношения паразита и хозяина.. Виды защитных реакций хозяина.
3. Понятие о жизненном цикле паразитов. Окончательные и промежуточные хозяева. Пути проникновения паразитов в организм хозяина.
4. Понятие о трансмиссивных и природно-очаговых заболеваниях.
5. Паразитизм в типе Простейшие. Адаптации к паразитическому образу жизни. Простейшие, паразитирующие в полостных органах человека. Пути заражения и профилактика заболеваний.
6. Паразитизм в типе Простейшие. Простейшие, паразиты клеток и тканей. Особенности жизненных циклов, пути заражения и профилактика заболеваний.
7. Паразитизм в классе Сосальщики. Адаптации к паразитическому образу жизни, особенности жизненных циклов, пути заражения и профилактика заболеваний, вызываемых трематодами.
8. Паразитизм в классе Ленточные черви. Адаптации к паразитическому образу жизни, пути заражения, особенности жизненных циклов, профилактика цестодозов.
9. Паразитизм в классе Круглые черви. Адаптации к паразитическому образу жизни, особенности жизненных циклов, пути заражения и профилактика нематодозов.
10. Особенности паразитизма в классе Паукообразные. Медицинское значение отряда Клещи.
11. Особенности паразитизма в классе Насекомые. Медицинское значение отдельных отрядов насекомых.
Ситуационные задачи к курсовому экзамену по биологии
-
К человеку присосался таежный клещ, ранее не пивший крови больных людей или животных. Как объяснить возможность заражения человека энцефалитом?
-
У здоровых родителей родился сын с муковисцидозом (аутосомно-рецессивное наследование). Напишите генотипы членов семьи и рассчитайте риск появления заболевания у следующих детей в семье.
-
Для каких паразитов человек является и окончательным и промежуточным хозяином?
-
Беременная женщина, муж которой болен гемофилией, обратилась в генетическую консультацию. Что должен предпринять врач?
-
Какие провизорные органы есть у человека.
-
Приведите примеры эндопаразитов, обитающих у человека за пределами пищеварительной системы. Как они туда попадают? Как можно диагностировать соответствующие паразитарные заболевания?
-
Из клеток какого зародышевого листка формируется нервная трубка? Что еще образуется из этого зародышевого листка?
-
На территории Америки нет ископаемых остатков гоминид. Каково происхождение американских индейцев?
-
Что такое дивертикул Меккеля и каковы механизмы его возникновения?
-
Докажите, что все люди принадлежат к одному биологическому виду. Как объяснить появление расовых отличий?
-
Объясните возникновение моно- и дизиготных близнецов.
-
Пигментация шерсти у кроликов определяется тремя аллелями гена: С – сплошная окраска, сh – гималайская, с – белая. Аллель сh доминантен по отношению к аллелю белой окраски и рецессивен по отношению к аллелю сплошной окраски. Какое будет потомство от скрещивания кролика со сплошной окраской шерсти с гималайским, оба они гетерозиготны по аллелю белой окраски.
-
Каковы признаки того, что человек относится к группе Амниот?
-
Приведите примеры природноочаговых трансмиссивных заболеваний. В чем состоит профилактика трансмиссивных заболеваний?
-
Билет 8.
-
У большинства млекопитающих яички в ходе онтогенеза опускаются в мошонку по паховому каналу. Каково биологическое значение нахождения яичек вне брюшной полости?
-
Овоцит был оплодотворен сперматозоидом, несущим обе половые хромосомы. Какой кариотип может возникнуть у зародыша?
-
Объясните, почему трисомия по 21 и половым хромосомам совместима с жизнью, а по крупным аутосомам нет.
-
Каковы были бы прогнозы на возможность возникновения новых вспышек малярии и таежного энцефалита среди людей, если бы все люди, больные этими заболеваниями, были выявлены, изолированы от здоровых, госпитализированы и вылечены?
-
Какими паразитарными заболеваниями человек может заразиться, употребляя немытые овощи, фрукты и зелень?
-
У дигетерозиготной особи АаВв сцеплены доминантные аллели генов. Расстояние между ними 20 морганид. Расположите гены в хромосомах, выпишите все типы гамет и определите их соотношение.
-
Какими цестодозами может заразиться человек непосредственно от больного?
-
У каких паразитов существуют свободноживущие личинки, служащие для расселения и поисков хозяина?
-
Какие особенности раннего эмбриогенеза человека позволяют проводить экстракорпоральное оплодотворение?
-
При обследовании внешне нормального мальчика установлено, что он является мозаиком. У него обнаружены клетки с кариотипами: 50% - 46,ХУ, 25%-45,Х0, 25% - 47,ХУУ. Объясните механизм возникновения мозаицизма.
-
При каких паразитарных заболеваниях не удается выделить ни самих паразитов, ни их яиц в моче, фекалиях и мокроте больных? Как можно диагностировать соответствующие заболевания?
-
У человека группы крови определяются аллельными генами I0, IА, IВ. Дети с какими группами крови могут рождаться семье, где мать имеет II-ю, а отец III-ю группы крови, оба они гетерозиготны.
-
Н
апишите наиболее вероятные генотипы членов данной семьи и укажите тип наследования признака:


-
Какими паразитарными заболеваниями можно заразиться, употребляя необеззараженную воду из стоячих водоемов?
-
Какими методами можно изучать эволюцию?
-
Когда человек, больной малярией, становится источником инвазии?
-
Какие особенности эмбрионального развития человека могут объяснить такие врожденные пороки развития, как одна слуховая косточка в среднем ухе, рудиментарные жаберные дуги, эктопия почки?
-
Каково значение паразитов в биогеоценозах?
-
Приведите примеры действия факторов эволюции в популяциях людей.
-
Объясните что такое урахус?
-
Охарактеризуйте стадию Homo neandartalensis.
-
Приведите примеры органов, в формировании которых участвуют производные двух или трех зародышевых листков.
-
В эмбриогенезе при формировании глаза был нарушен контакт между глазным бокалом и кожной эктодермой. К каким последствиям это приведет?
-
Какие гельминтозы являются природноочаговыми заболеваниями?
-
У новорожденного ребенка обнаруживаются: крипторхизм и полителия. Как объяснить механизм возникновения этих аномалий?
-
Профилактика какого заболевания - малярии или лейшманиоза - более сложна? В каком случае возможен более выраженный эффект?
-
У отца 2 заболевания, определяемых сцепленными генами. Оба заболевания наследуются по аутосомно-доминантному типу. Мать здорова. Могут ли в этой семье рождаться здоровые дети и дети, имеющие только одно заболевание? Ответ поясните.
-
Приведите примеры организмов, ведущих комменсальный образ жизни. Каково их медицинское значение?
-
Что такое расщелина твердого неба и полидактилия? Каковы филогенетические предпосылки формирования этих нарушений у человека?
-
Приведите примеры нетрансмиссивных природноочаговых заболеваний.
-
Студент Н. обратился к врачу с жалобами на кожный зуд преимущественно в ночное время. При осмотре найдено множество ходов в эпидермисе, на концах некоторых из них – утолщения, в которых при микроскопировании обнаружено членистоногое размером около 0,5 мм. Преимущественно были поражены тыльные стороны кистей и межпальцевые промежутки. Какой диагноз был выставлен Н.?
-
Какие кариотипы имеют больные с синдромами Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера. Можно ли вылечить таких больных?
-
Яйца каких гельминтов могут быть обнаружены в фекалиях? Как они туда попадают?
-
Напишите генотип мужчины, страдающего гемофилией и дальтонизмом.Какие гаметы у него обрзуются?
-
Напишите генотипы людей с I группой крови, учитывая явление эпистаза.
-
У новорожденного ребенка пояс верхних конечностей располагается на уровне второго-третьего шейных позвонков, а от левого желудочка сердца отходят две дуги аорты - левая и правая. Как можно объяснить механизм формирования этих аномалий?
-
Почему энтеробиоз относят к высококонтагиозным заболеваниям? Кто чаще всего болеет энтеробиозом? Каковы меры профилактики этого заболевания?
-
Какие врожденные пороки развития у человека можно назвать атавистическими и аллогенными и почему?
-
У больного выявлена анемия (снижение уровня гемоглобина в крови). Какие паразиты могут вызвать это явление?
-
Сколько телец полового хроматина находится в клетках мужчины с транслокацией 21-й хромосомы на 15-ю?
-
Общая характеристика и основные клеточные механизмы гаструляции. Способы гаструляции.
-
Господин У. охотник и знаток охотничьих собак. Шкуры лис и песцов он обрабатывает сам дома. К сожалению, он не счел нужным посетить лекции по паразитологии, проводившиеся в клубе охотничьего собаководства, и не знает, какими гельминтозами он может заразиться сам и заразить всю свою семью. А вы знаете?
-
Приведите примеры атавизмов и рудиментов. В чем отличие между ними?
-
Какие вам известны переносчики возбудителей природноочаговых заболеваний?
-
Доброкачественная эмбриональная опухоль (тератома), удаленная у больного, содержит волосы, кожу и даже элементы зубов. Преимущественно из клеток какого зародышевого листка она образована?
-
Соматическая мутация гена, детерминирующего развитие гемофилии, произошла в клетке трофобласта. К каким последствиям это приведет?
-
О каком способе заражения токсоплазмозом должен помнить врач акушер-гинеколог? На чем основана лабораторная диагностика токсоплазмоза? Какие виды животных включены в цикл развития паразита?
-
Какие нарушения строения сердца встречаются у новорожденных?
-
Больной В., 35 лет, уже в третий раз проведено оперативное вмешательство по поводу множественного эхинококкоза легкого, печени, яичника. Из анамнеза известно, что в семье живет собака, которую муж больной кормил конфискатами (выбракованными органами), приносимыми с бойни, где он работал. В последнее время отмечено увеличение печени у обоих сыновей больной. Как могло произойти заражение семьи?
-
Может ли в фенотипически женском организме обнаружиться У-хромосома.
-
При делении одного из бластомеров не произошло расхождения одной из 21-х хромосом. К чему это приведет?
-
Через пупочное кольцо у одного новорожденного ребенка выделяется содержимое тонкого кишечника, а у другого - моча. Как это объяснить?
-
О чем свидетельствует наличие малых переходных рас в системе расовой классификации человечества?
-
У человека карие глаза доминируют над голубыми, а курчавые волосы над гладкими. Кареглазый курчавый отец и голубоглазая курчавая мать имеют гладковолосого ребенка с голубыми глазами. Какие дети могут рождаться в этой семье?
-
Как можно объяснить наличие крипторхизма и синдактилии у новорожденного ребенка?
-
Какими нематодозами можно заразиться при укусе кровососущих насекомых?
-
Аномальный ген доминирует и имеет пенетрантность 40%. Определите вероятность рождения больного ребенка в семье, где один из родителей гетерозиготен, а другой гомозиготен по нормальному аллелю.
-
У ребенка синдактилия. Какие клеточные механизмы нарушились в эмбриогенезе?
-
Известно, что источником инвазии при висцеральном лейшманиозе могут быть собаки. Можно ли заразиться этим заболеванием при укусе бродячей собаки? Ответ обоснуйте.
-
Возможен ли дифференциальный диагноз между тениозом и тениаринхозом при обнаружении яиц в фекалиях больного? Какой диагностический признак может послужить в этом случае? Почему врач не может ограничиться указаниями, что данный больной поражен тениидами, а необходимо установить, какой именно вид у него паразитирует: цепень свиной или бычий?
-
Чем объясняются такие врожденные аномалии у человека, как альбинизм, ахондроплазия, гемофилия, синдром Патау, синдром «кошачьего крика»?
-
В эмбриогенезе при формировании нервной трубки был нарушен контакт между зачатком хорды и эктодермой. К каким последствиям это приведет?
-
Чем определяется ареал распространения сонной болезни и болезни Чагаса?
-
При исследовании фекалий обнаружены яйца F.hepatica. Достаточно ли этого факта для лабораторного диагноза: фасциолез?
-
У новорожденного ребенка обнаружены следующие пороки развития: несращение твердого неба, трехкамерное сердце и синдактилия. Каковы онтофилогенетические предпосылки этих пороков развития? Нарушение каких клеточных процессов развития приводит к их формированию?
-
Почему при нарушениях эмбрионального развития на стадии первичного органогенеза обычно возникают множественные, в том числе атавистические, аномалии?
-
Каковы признаки того, что человек относится к группе Амниот?
-
Человека укусил таежный клещ, ранее не кусавший больных людей или животных. Возможно ли заражение человека энцефалитом?
-
Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена, приводящее к поражению мозга – идиотии) наследуется как аутосомно-рецессивный признак.
-
а) Родители гетерозиготны по гену фенилкетонурии. Какова вероятность рождения больного ребенка?
-
б) Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю. Какова вероятность рождения больного ребенка?
-
Как можно объяснить наличие крипторхизма и синдактилии у новорожденного ребенка?
-
Как объяснить, что некоторые органеллы эукариотических клеток содержат ДНК?
-
Один из детей в семье заражен энтеробиозом, а второй - аскаридозом. Могут ли они стать источником заражения других членов семьи?
-
Какие особенности эмбрионального развития человека могут объяснить такие врожденные пороки развития, как аномалия Шпренгеля, рудиментарные жаберные дуги, увеличенный копчик?
-
Напишите генотип голубоглазого мужчины, страдающего гемофилией. Расположите гены в хромосомах и выпишите возможные типы гамет, которые у него образуются. Каковы возможные генотипы его отца и матери?
-
У новорожденного ребенка пояс верхних конечностей располагается на уровне второго-третьего шейных позвонков, а от сердца отходит один сосуд. Как можно объяснить механизм формирования этих аномалий?
-
При каких нематодозах могут быть воспалительные процессы в легких (пневмония) и с чем это связано?
-
Какие анеуплоидии по аутосомам у человека вы знаете?
-
Сколько аминокисотных остатков кодируется цепью ДНК, содержащей 450 нуклеотидов, 150 из которых составляет интрон?
-
В клинике находится новорожденный ребенок со спинным мозгом, расщепленным сзади по средней линии на уровне 4-6 грудных позвонков. Как можно, исходя из особенностей эмбриогенеза, объяснить возникновение этой аномалии? Нарушение каких клеточных механизмов может способствовать этому?
-
Где обитали и чем характеризовались австралопитеки?
-
В клетках пациента не обнаружено телец полового хроматина. Какого пола этот пациент и каков его кариотип?
-
У новорожденного ребенка обнаружены следующие пороки развития: одна слуховая косточка в среднем ухе, трехкамерное сердце и полидактилия. Каковы онтофилогенетические предпосылки этих пороков развития? Нарушение каких клеточных процессов развития приводит к их формированию?
-
Каковы были бы прогнозы на возможность возникновения новых вспышек малярии и таежного энцефалита среди людей, если бы все люди, больные этими заболеваниями, были выявлены, изолированы от здоровых, госпитализированы и вылечены?
-
Объясните возможный механизм возникновения у человека кариотипа 48,ХХХУ. Сколько телец полового хроматина у этого субъекта
-
Приведите примеры нарушения редукции провизорных органов у человека.?
-
Чем объясняются такие врожденные аномалии у человека, как фенилкетонурия, полидактилия, дальтонизм, синдром Эдвардса, синдром «кошачьего крика»?
-
4.Через пупочное кольцо у одного новорожденного ребенка выделяется содержимое тонкого кишечника, а у другого - моча. Как это объяснить?
-
Какого пола может родиться ребенок, больной гемофилией, у здоровых родителей. Ответ обоснуйте.
-
У новорожденного ребенка обнаруживаются недоразвитие нижней челюсти и одна слуховая косточка в среднем ухе. Как объяснить механизм возникновения этих аномалий?
-
Родословная иллюстрирует наследование полидактилии. Цифрами в родословной обозначено количество пальцев на руках и ногах. Определите тип наследования и объясните разное количество пальцев у людей, имеющих полидактилию.
















-
У большинства млекопитающих яички располагаются в мошонке. Как они туда попадают? Каково биологическое значение нахождения яичек вне брюшной полости?
-
Яйца каких гельминтов могут быть обнаружены в фекалиях? Как они туда попадают?
-
Овоцит был оплодотворен сперматозоидом, несущим обе половые хромосомы. К каким последствиям это приведет?
-
Какие врожденные пороки развития у человека можно назвать атавистическими и аллогенными и почему?
-
4.У человека ген, определяющий цветовое зрение, локализован в Х-хромосоме. Нормально цветовое зрение доминирует над дальтонизмом. Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет цветовое восприятие у сыновей и дочерей этих родителей?
-
Сколько типов гамет и в каком соотношении образуется у человека в генотипом АаВвСс,если известно, что гены А и В сцеплены и лежат на расстоянии 10 морганид друг от друга, а локус С наследуется независимо от них?
-
При каких паразитарных заболеваниях не удается выделить ни сами паразитов, ни их яиц в моче, фекалиях и мокроте больных? Как можно диагностировать соответствующие заболевания?
-
.Подростки К. и Н. искупались в пруду. К вечеру у них поднялясь температура, на теле появилась зудящая сыпь розового цвета. После осмотра врач сообщил пациентам, что они стали жертвами личинок гельминтов – паразитов водоплавающих птиц. Как называются эти личинки? Как можно назвать такого паразита? Как будет протекать период выздоровления в этом случае?
-
Аминокислотный состав гемоглобина - основного белка эритроцитов - меняется в ходе онтогенеза. Объясните этот процесс с точки зрения гипотезы дифференциальной активности генов.
Список биологических объектов к курсовому экзамену по биологии
Фото - карликовый цепень
Кариограммы: с-мы Эдвардса и Клайнфельтера.
Фото - кариотип синдрома Дауна.
Фото - митоз в растительной клетке
Фото - Гермафродитный. членик свиного цепня
Фото - личинки комаров.
Фото - Дробление у Хордовых.
Фото - циста балантидия.
Фото – Эмбриональная индукция у осетра
Фото - бластоциста млекопитающих
Фото – Эмриональная индукция у лягушки
Фото – кроссинговер в клетках пыльника лилии
Фото - Лямблия (вегетативная форма)
Фото - нейрула лягушки.
Фото – Стадия амниотических валиков у птиц
Фото – церкарий печеночного сосальщика.
Кариограммы: с-мы Патау, Шерешевского-Тернера.
Фото – Малярийный плазмодий в стадии кольца.
Фото - Платяная вошь
Фото - вошь головная
Фото - Членик широкого лентеца.
Фото - аномальные митозы.
Фото – однояйцевые близнецы.
Фото - острица (самец и самка)
Фото - Гаструла лягушки
Фото – ранняя нейрула птицы, поздняя нейрула птицы.
Фото - шистосома.
Фото - аргазовый клещ
Фото – дизентерийная амеба.
Фото - Головка свиного цепня, головка бычьего цепня.
Фото - мейоз в овоците аскариды.
Кариограммы: с-мы Дауна, Клайнфельтера.
Фото - Микрофилярия в крови
Фото - трихинеллезное мясо.
Фото - токсоплазма.
Фото - Кошачий сосальщик.
Фото –демодекс.
Фото - Блоха.
Фото - аскарида
Фото – Власоглав (самка и самец)
Фото – лейшмания.
Фото – гермафродитный членик бычьего цепня.
Фото - эхинококк в печени.
Фото - чесоточный зудень
Фото - куколки комаров
Фото - Таежный клещ (самка и самец).
Фото - печеночный сосальщик.
Фото - головки комаров.
Фото - гаструла птицы.
Фото - пастбищный клещ.
Фото - кишечная непроходимость при аскаридозе.
Фото - вошь лобковая
Фото - дробление млекопитающих.
Фото - Первичная эмбриональная индукция.
Фото - Зрелые членики бычьего и свиного цепней.
Фото - платиневрия.
Фото - москит