Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВОРОНЕЖ 2005
ББК 74.20

П 37



Авторы: Г.В. Агапова, начальник отдела молодежной политики, воспитания и дополнительного образования Главного управления образования Воронежской области, канд. пед. наук; В.А. Великородная, зам. декана деканата воспитательной работы ВОИПКРО; З.И. Михалькова, начальник методического отдела начального и среднего профессионального образования ВОИПКРО.

Рецензент Г.И. Веденеева, канд. пед. наук

П 37 Планирование воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области: Метод. пособие. Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 25 с.
Методическое пособие адресовано руководителям муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений всех уровней, заместителям директоров образовательных учреждений, классным руководителям, кураторам, воспитателям, педагогам-организаторам и другим педагогическим работникам образовательных учреждений.

© Агапова Г.В.,

Великородная В.А.,

Михалькова З.И., 2005

© ВОИПКРО, 2005

ВВЕДЕНИЕ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет ответственность образовательных учреждений за воспитание молодых граждан.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции федерального закона от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, на основании приказа Минобразования России от 25.01.2002 г. №193 «О реализации решения коллегии Минобразования России» от 25.12.2001 г. №19/2 и согласно решению Аккредитационной коллегии Минобразования России от 11.12.2002 г. №8-2002 определены показатели государственной аккредитации образовательного учреждения:

- наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.));

- наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении;

- наличие органов самоуправления;

- наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

- финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).

Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности, согласно нормативным документам, включает:

- использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса;

- наличие в образовательных учреждениях оценки состояния воспитательной работы с обучающимися;

- наличие элементов системы воспитательной работы: гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении, работы по формированию традиций образовательного учреждения, культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся, спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни, психолого-консультационной и профилактической работы, формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся.

Важным элементом создания системы воспитания является планирование. Оно в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок в воспитательной работе. Планирование должно быть сориентировано на выполнение конкретных задач, целей, направлений воспитательной деятельности, определенных в Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.

При организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях планирование является частью конструктивной работы заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя (куратора).

Модель и стратегия воспитательной работы разрабатываются на основе концептуального видения предназначения того или иного учреждения.

Согласно концепции Е.В.Бондаревской о воспитании обучаемых, важное значение имеют следующие задачи, которые ставятся перед различными воспитательными институтами:

- философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни в условиях радикально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирования самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

- приобщение обучаемых к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры Отечества, своего народа, формирование потребностей в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, милосердия, взаимопонимания, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

- воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;

- развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.

Эти и другие задачи, определенные в Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг., должны стать основой планирования воспитательной работы.

Планирование не должно ограничиваться составлением планов, как это часто практикуется в образовательных учреждениях. Это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с обучаемыми. Оно является составной частью профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения, классного руководителя (куратора), преподавателя и основывается на сотрудничестве педагогов, обучаемых, родителей, других институтов воспитания (образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.), осознавших цели и задачи совместной воспитательной деятельности.

Система воспитательной работы в образовательном учреждении включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную деятельность.

Целеполагающая деятельность – это определение близких и далеких целей воспитания, вопросов развития коллектива и личности. Развитие личности предполагает формирование ее сознания и самосознания, ценностных позиций, идеалов, взглядов, идей и т.д. Общая цель образовательных учреждений в педагогическом процессе конкретизируется с учетом требований нормативно-правовых документов, определяющих государственный заказ на развитие личности, Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг., возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, а также возможностей и профессионализма преподавателей.

Цели условно можно разделить на стратегические (цели-идеалы) и тактические (цели-задачи). Цель-идеал включает множество промежуточных, более мелких, частных, практических целей-задач.



Диагностическая деятельность – это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса и выбора организационных форм, позволяющих наиболее успешно решать поставленные за конкретный временной период цели и задачи воспитания.

Прогностическая деятельность – прогнозирование результатов работы. Она связана с диагностической деятельностью и позволяет прогнозировать изменения, которые должны произойти в ценностных ориентирах коллектива и личности обучаемых на каждом этапе их развития в целом и в период обучения в образовательном учреждении.

Проектировочная деятельность – ориентация на правильное воспитательное воздействие и оптимальное использование всех средств, направлений, форм и методов учебно-воспитательного процесса.

Конструктивная деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитательной деятельности, ее форм и последовательности их работы, вариативных технологий учебно-воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия, определяет основные направления планирования данной работы. При этом модель и стратегия осуществления планирования деятельности строятся на основе концептуального видения предназначения образовательного учреждения.

Коррекционная деятельность связана с внесением корректив в учебно-воспитательную работу и закреплением ценностных ориентиров, позитивных качеств обучаемых и коллектива, преодолением негативных явлений.

Коммуникативная деятельность способствует формированию гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации.

Организаторская деятельность – это организация совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленная на реализацию поставленных целей.

Оценочно-результативная деятельность – это аналитическая деятельность администрации образовательного учреждения, классных руководителей (кураторов), педагогов и обучаемых, направленная на анализ их собственных действий.

Для того чтобы скоординировать и скорректировать воспитательную деятельность в определенных педагогических условиях, необходимо определить концептуальные подходы к планированию. В плане находят отражение не только общее содержание, направленность и взаимосвязь всех направлений, форм работы, но и нацеленность их на решение конкретных задач. При планировании важно учесть все реальные возможности: состояние объекта воспитания, наличие и подготовленность преподавательского состава, возможность привлечения к работе всех институтов воспитания, количественное и качественное состояние материальной базы, финансовое обеспечение, воспитательные и образовательные потенциалы и др.

Определяя механизм и условия реализации основных направлений деятельности, необходимо уделить особое внимание содержанию управления учебно-воспитательным процессом:

1) анализу, оценке и прогнозированию воспитательной работы при организации педагогического процесса в образовательном учреждении;

2) определению и постановке целей и задач деятельности;

3) научно обоснованному планированию учебно-воспитательной работы;

4) подбору, обучению, расстановке кадров, мониторингу состояния воспитательной работы;

5) научной организации труда преподавателей;

6) обучению преподавателей прогрессивным методам и технологиям, использованию форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

7) систематическому контролю, анализу состояния проводимой деятельности;

8) своевременной корректировке системы воспитательных воздействий.

В данной связи планирование позволяет:

- согласовать функции всех подсистем для достижения общей цели;

- сосредоточить усилия всех структурных подразделений для решения общих задач и выработки главных направлений деятельности;

- согласовать деятельность всех субъектов воспитания;

- обеспечить целенаправленное применение средств, форм и методов в их единстве.


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию системы воспитательной работы в образовательном учреждении и координатором деятельности всех институтов воспитания: семьи, учреждений социальной сферы, здравоохранения, физической культуры и спорта, организаций и учреждений, в компетенцию которых входят вопросы профилактики асоциальных явлений в детской, подростковой и молодежной среде, общественных организаций, общественности.

Основные функции заместителя директора по воспитательной работе:

- административная – планирование воспитательной деятельности, создание системы воспитательной работы образовательного учреждения при организации педагогического процесса, осуществление контроля, определение эффективности воспитательного процесса, его корректировка, ведение документации;

- организаторская – организация системы воспитательного процесса, направлений деятельности, определение методов, форм и средств воспитательного воздействия;

- профилактическая – организация системы работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, работа с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения; работа с «неблагополучными» семьями и семьями, которые не выполняют требования педагогического коллектива образовательного учреждения;

- обучающая – организация работы с классными руководителями (воспитателями, кураторами), обучение их прогрессивным методам и технологиям, использование форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- методическая – разработка сценариев, рекомендаций, инструкций, положений, оказание методической помощи классным руководителям (кураторам), педагогам в организации мероприятий воспитательной направленности.

Документы, необходимые для деятельности

заместителя директора по воспитательной работе
1. Концепция (стратегия) воспитательной деятельности образовательного учреждения.

2. Перспективный план воспитательной работы (раздел годового плана образовательного учреждения по направлениям деятельности (см.: Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 – 2011 гг.)). В нем отражены:

- анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени (предыдущий учебный год);

- цель, стратегические и тактические задачи на будущее, вытекающие из анализа деятельности образовательного учреждения по воспитательной работе и соответствующие требованиям нормативно-правовых документов в области воспитания;

- содержание работы по направлениям деятельности.


Примерный план воспитательной работы


Направление деятельности

Срок проведения

Ответственный (кто и совместно с кем)

Примечание (результаты, корректировка деятельности)

1

2

3

4

1. Инструктивная и научно-методическая работа с педагогами:

а) мероприятия, формы работы;













1

2

3

4

б) механизм реализации (описывается, через какие структуры реализуется то или иное направление деятельности);

в) ожидаемые результаты












2. Общие мероприятия, проводимые в образовательном учреждении:

а)

б)



в)










3. Работа с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей, подростков и молодежи












4. Работа с различными творческими объединениями, союзами, советами дел, лидерами органов самоуправления












5. Работа по традиционным и инновационным направлениям












6. Вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские собрания, собрания обучающихся












7. Деятельность по принятым воспитательным программам и проектам












8. Создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.)











К перспективному плану воспитательной работы прилагаются:

1) план проведения недель, декадников, месячников, знаменательных дат и т.д.;

2) план работы органов самоуправления, детских и молодежных организаций;

3) план работы кружков, секций, клубов, музеев и других структурных подразделений воспитательной деятельности;

4) план работы совета образовательного учреждения;

5) план работы по организации профилактики асоциальных явлений в подростковой среде (экстремизма, наркомании, токсикомании, алкоголизма и др.);

6) план работы по организации превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде, профилактике негативных привычек;

7) план работы с подростками, молодыми людьми, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения; работы с «неблагополучными» семьями и семьями, которые не выполняют требований педагогического коллектива образовательного учреждения;

8) план работы с родительским комитетом (попечительским советом);

9) план работы методического объединения классных руководителей (воспитателей, кураторов); план мероприятий по участию в методических объединениях кафедр по вопросам воспитания;

10) сводный план воспитательной работы на четверть (полугодие, месяц);

11) план работы на каникулах.

3. Приказы, касающиеся организации и проведения воспитательной работы:

1) вышестоящих органов;

2) образовательного учреждения.

4. Документы, относящиеся к организации работы:

1) списки классных руководителей (кураторов);

2) расписание классных часов;

3) расписание работы клубов, кружков и других структурных подразделений воспитательной деятельности;

4) комплект должностных инструкций классных руководителей (кураторов), вожатых, педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекаря и т.д. (той части педагогического состава, за работу которой отвечает заместитель директора по воспитательной работе);

5) списки членов родительского комитета (попечительского совета);

6) списки совета образовательного учреждения;

7) материалы по аттестации педагогов, классных руководителей (кураторов), других категорий педагогических работников.



5. Методические материалы (инструкции, положения, рекомендации, сценарии и т.д.).

6. Документы, относящиеся к функции контроля за воспитательной деятельностью:

1) план контроля;

2) информационные справки;

3) анализ воспитательной деятельности (ежеквартальный, за четверть, полугодие (согласно требованиям руководителя образовательного учреждения));

4) протоколы заседаний методических объединений;

5) протоколы заседаний совета образовательного учреждения;

6) протоколы заседаний родительского комитета (попечительского совета), комиссий и т.д.;

7) списки (карточки) подростков, молодых людей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения, с указанием проведенной работы.

При организации эффективного воспитательного процесса важное место занимает контрольно-диагностическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе.

Содержание контроля за воспитательной работой:

1. Качество планирования воспитательной деятельности обучающихся в классах (группах), клубах, кружках, секциях и т.д.

2. Выполнение планов воспитательной деятельности.

3. Качество проведения общих мероприятий, классных часов, клубных, кружковых, секционных занятий и т.д.

4. Состояние индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, работы с «неблагополучными» семьями и семьями, которые не выполняют требований педагогического коллектива образовательного учреждения.

5. Состояние работы с классными руководителями.

6. Состояние работы с педагогами дополнительного образования.

7. Состояние работы с органами самоуправления.

8. Состояние работы с родителями обучающихся.

9. Состояние работы с учреждениями, выполняющими воспитательные функции и находящимися вне образовательного учреждения.

10. Состояние и результативность воспитательной деятельности образовательного учреждения.


План контроля


Мероприятие контроля

Направление контроля

Форма контроля

Число, месяц, год

Проверяющие

Заключение

















При определении эффективности воспитательного процесса необходимо учитывать количественные и качественные показатели воспитательной деятельности, а также:

- участие образовательного учреждения в районных, областных мероприятиях и достижения (с приложением дипломов, грамот и т.д.);

- участие в мероприятиях вне образовательного учреждения;

- уровень скоординированности возможностей всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.) по созданию системы воспитательной работы;

- количество обучающихся в образовательном учреждении, участвующих в работе секций, клубов, музеев, учреждений дополнительного образования, в том числе подростков, молодых людей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения;

- количество кружков, секций, других структурных подразделений, созданных на базе образовательного учреждения, эффективность их работы, участие в их деятельности обучающихся, в том числе состоящих на учете;

- организацию занятости обучающихся в летний период времени;

- наличие органов самоуправления в коллективе;

- наличие общественных организаций;

- эффективность реализации программ, мероприятий по индивидуальной работе с обучающимися;

- привлечение родителей, общественности к работе образовательного учреждения и др. (см.: Методические рекомендации по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.).


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (КУРАТОРА)
Классный руководитель (воспитатель, куратор) – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе, группе.

Функции классного руководителя (куратора):

- воспитательная – формирование личности и коллектива;

- организаторская – проведение работы, затрагивающей все педагогические аспекты;

- координирующая – установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса;

- административная – ведение личных дел обучаемых и других документов.

Классный руководитель (воспитатель, куратор) должен учитывать совокупность принципов в планировании: целенаправленность, учет возрастных особенностей обучаемых, ведущих интересов учебного коллектива; преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел, реальность, разнообразие форм и методов, творческий характер планирования.

Классный руководитель отвечает за оформление (разработку) следующей документации:

1) классного журнала;

2) плана воспитательной работы с классным (групповым) коллективом;

3) личных дел обучающихся;

4) протоколов родительских собраний;

5) дневников обучающихся;

6) методических материалов по направлениям деятельности;

7) комплекта документов по работе с подростками, молодыми людьми, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения; по работе с «неблагополучными» семьями и семьями, которые не выполняют требований педагогического коллектива образовательного учреждения;

8) документов, запрашиваемых в образовательных учреждениях на обучающихся.
План воспитательной работы

классного руководителя (куратора)

1. Характеристика классного коллектива (группы):

- состав класса (группы); количество обучающихся (по полу); их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса (группы); занятость обучающихся на факультативах, в кружках, секциях и т.д.; образовательный уровень родителей, наличие в классе (группе) обучающихся из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога;

- сплоченность класса, группы (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли обучающиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений обучающихся в коллективе, наличие группировок в классе (группе); ценностные ориентации;

- связь классного коллектива (группы) с коллективом общеобразовательного учреждения в целом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса (группы), организует ли дела для младших по возрасту, для образовательного учреждения в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса (группы), образовательного учреждения).



2. Анализ выполнения целей, задач, направлений деятельности за предыдущее время (предыдущий учебный год), выводы по организации воспитательной деятельности, оценка ее эффективности.

3. Воспитательные цели, стратегические и тактические задачи на будущее, вытекающие из анализа деятельности и соответствующие требованиям нормативно-правовых документов в области воспитания; определение содержания и направлений деятельности.

4. Жизнедеятельность классного коллектива (группы).

5. Работа с родителями обучаемых.

6. Индивидуальная работа с обучающимися.

Существуют различные подходы к оформлению раздела «Жизнедеятельность классного коллектива (группы)» и собственно планированию дел. Это может быть планирование по видам деятельности, по ключевым делам, календарное планирование, план-сетка и др. По желанию классный руководитель (куратор) может разработать свой вариант планирования.

При составлении плана важно учитывать особенности образовательного учреждения, соответствие содержания, форм, методов работы поставленным общим целям и задачам, уровень развития коллектива, возрастные и индивидуальные особенности и возможности обучаемых, их пожелания.
Примерные планы воспитательной работы
1. План по ключевым делам

Ключевое дело

Подготовка к мероприятию

Срок исполнения

Ответственный (совет дела, органы ученического самоуправления, детские организации, назначенные ответственные и т.д.)







Сентябрь










Октябрь










Ноябрь










Декабрь










Январь










Февраль










Март










Апрель










Май




2. План по видам деятельности



Вид деятельности

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

2

3

4

Формирование коллектива:










самоуправление, работа общественных организаций










1

2

3

4

влияние на межличностные отношения










традиции коллектива










Организация деятельности:










свободное общение










физкультурно-оздоровительная деятельность










ценностно-ориентировочная деятельность










художественная деятельность










познавательная деятельность










Развитие личности:










индивидуальная работа










работа с преподавателями










работа с родителями обучающихся










изучение личности











Работа с родителями:

1) изучение семей учащихся (студентов);

2) педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

4) обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе;

5) педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса (группы);

6) повышение психолого-педагогических знаний родителей;

7) индивидуальная работа с родителями;

8) информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Примерное планирование работы с родителями

Мероприятие

Срок проведения

1

2

1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».

2. Анкетирование родителей.

3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.

4. Формирование картотеки семей учащихся (студентов)



Сентябрь

1. Посещение семей учащихся (студентов).

2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».

3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам «Знакомимся с нашими преподавателями».


Октябрь

1

2

4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»




1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.

2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».

3. Посещение семей учащихся (студентов).

4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании



Ноябрь

1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей (подростков, молодых людей) в семье».

2. Выставка для родителей и учащихся (студентов) «Мы – люди творческие».

3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году»


Декабрь

1. Посещение семей учащихся (студентов).

2. Творческий отчет учащихся перед родителями по итогам II четверти.

3. Лыжная прогулка за город вместе с родителями


Январь

1. Тематическая консультация для родителей мальчиков «В семье растет сын».

2. КВН мальчиков и отцов



Февраль

1. Весенний праздник.

2. Тематическая консультация для родителей «В семье растет дочь».

3. Совместное формирование программы кружка и хобби-клуба


Март

1. Создание экрана успеваемости обучающихся.

2. Выставка лучших работ учащихся (студентов), тетрадей.

3. Лекция «Юноши и девушки. Как учиться вместе?».

4. Обзор литературы для родителей «Домашняя библиотека»



Апрель

1. Анкета для родителей «Планы на лето».

2. Собрание родителей и учащихся «Итоги года».

3. Подготовка благодарственных писем.

4. Концерт для родителей



Май

1. Однодневный поход учащихся и родителей «Достопримечательности родного края».

2. Благоустройство групповой комнаты



Июнь



Индивидуальная работа с обучающимися

Она предполагает работу с каждым членом коллектива, но особое внимание необходимо уделить работе с подростками, молодыми людьми, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

На каждого обучающегося, состоящего на учете, отдельно собирается комплект документов:

1) характеристика;

2) сведения о родителях (Ф.И.О., где и кем работают, рабочий телефон, домашний адрес, домашний телефон);

3) за что поставлен на учет;

4) перечень проводимой индивидуальной работы с подростком, молодым человеком и работы с родителями (см. форму).


Число, месяц, год проведения работы с подростком

Форма работы (беседа, посещение на дому, вызов родителей к классному руководителю (куратору) и т.д.)

Кто проводил (классный руководитель (куратор), заместитель директора, директор, работники правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и т.д.)

Итоги, результаты работы














Рекомендации по составлению характеристики

учащегося (алгоритм)
1. Заголовок.

2. Характеристика обучающегося (Ф.И.О., пол, возраст).

В начале характеристики указать, в течение какого времени обучающийся посещает данное образовательное учреждение, класс (группу). Далее охарактеризовать:

1) его отношение к образовательному учреждению, его стремления, степень осознания общественной и личной значимости своей деятельности в классе (группе);

2) уровень сформированности навыков в различных видах деятельности (учебной, досуговой, спортивной, трудовой и др.); умение планировать работу, выделять главное, делать обобщения, выводы, осуществлять самоконтроль (обеспечивая внимательность, сосредоточенность); уровень настойчивости в деятельности (в достижении поставленных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в личном поведении, демонстрировать собранность, организованность);

3) ведущие интересы и склонности, увлеченность обучающегося каким-либо учебным направлением (предметом, кружком, секцией и т.д.) или коллективным творческим делом, а также профессиональные предпочтения, если они проявляются. Указать, как эти интересы и склонности реализуются в образовательном учреждении, в классе (группе);

4) культурный кругозор: начитанность, широту культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни; указать на имеющиеся у обучающегося художественные способности, как они реализуются в коллективе;

5) общественную и трудовую активность обучающегося, инициативность, отметить наличие стремления добровольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованности в них, умения трудиться;

6) состояние здоровья, физическую закалку, отношение к занятиям физкультурой и спортом; отметить участие в спортивных соревнованиях за честь учреждения, вид спорта, которым увлекается воспитанник;

7) нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения);

8) взаимоотношения обучающегося и коллектива образовательного учреждения, класса (группы), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.

Характеристику следует завершить рекомендациями обучающемуся по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков. Подростку 13-14 лет дать рекомендации по его профессиональной ориентации.

Об эффективности воспитательной работы классного руководителя свидетельствуют количественные и качественные показатели, а также:

- участие классного коллектива (группы) в мероприятиях образовательного учреждения;

- участие во внеучебных, внеаудиторных мероприятиях;

- количество обучающихся в классе (группе), участвующих в работе секций, клубов, музеев, учреждений дополнительного образования, в том числе занятость подростков, молодых людей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГРОВД, на учете у заместителя директора по воспитательной работе образовательного учреждения;

- наличие органов самоуправления в коллективе;

- наличие общественных организаций;

- эффективность реализации программ, мероприятий по индивидуальной работе с обучающимися;

- взаимосвязь с другими институтами воспитания, эффективность координации воспитательной деятельности по разным ее направлениям;

- привлечение родителей, общественности к работе и др. (см.: Методические рекомендации по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.).

ЛИТЕРАТУРА


Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393).

Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Образование в документах. 1999. №14-15.

Закон Воронежской области «Об образовании» (принят 14.02.2005 г. №3-ОЗ).

Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1980.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособ. Ярославль, 1997.

Байкова В.Г. О методологических принципах комплексного подхода к воспитанию // Вопросы теории и методов идеологической работы. М., 1981.

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1991.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М., 1995.

Волохов А. В. Детские организации как фактор социализации ребенка // Государство и дети: реальности России: Матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 1995.

Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. М., 1981.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.

Савинков Ю.А. и др. Методическое пособие по разработке образовательной программы: для общеобразовательных учреждений. Воронеж, 2004.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение ……………………………………...……………………………

..3

Организация деятельности заместителя директора по воспитательной работе…………………………………………………………………………

..9

Организация деятельности классного руководителя (куратора)……......

.16

Литература………………………………………………………………….

.24


Планирование воспитательной деятельности

в образовательных учреждениях Воронежской области

Методическое пособие

Редакторы Л.М. Волошинова, Н.Н. Ендовицкая

Компьютерная верстка Е.В. Шишкиной


Лицензия ИД №06550 от 16.01.02

Подписано в печать 30.11.05. Формат 60 х 84 1/16.

Уч.-изд. л. 1,4. Печать офсетная. Тираж 200.

ВОИПКРО


394043, Воронеж, ул. Березовая роща, 54



Сборник методических материалов интернет конференции по воспитательной работе

России и стран СНГ. Накопленный опыт и современные инновационные подходы в воспитательной деятельности педагогов должны быть доступны для использования и применения в системе нпо и

2151.03kb.

13 10 2014
11 стр.


Пояснительная записка 3 Основные понятия 5

Требования к результатам учебно-воспитательной деятельности 8

546.35kb.

10 10 2014
3 стр.


Учебно-воспитательной деятельности

В соответствии с национальной образовательной инициативой формулировались цели и задачи, формировался и исполнялся общий план работы школы

1190.62kb.

15 10 2014
7 стр.


Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год

Основной целью воспитательной работы является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей и духовных качеств личности учащихся

110.39kb.

14 10 2014
1 стр.


Воспитательной деятельности

Г. В. Агапова, начальник отдела молодежной политики, воспитания и дополнительного образования Главного управления образования Воронежской области, канд пед наук

311.08kb.

25 12 2014
1 стр.


Анализ учебно-воспитательной работы за 2010-2011 учебный год

Цель: Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

56.79kb.

12 10 2014
1 стр.


Циклограмма деятельности заместителя заведующей по образовательно – воспитательной работе мбдоу «црр-дс №50» на 2012-2013 у г

Обход групп. Организационные вопросы. Наблюдение и анализ образовательно-воспитательного процесса

39.66kb.

12 10 2014
1 стр.


План воспитательной работы

Цель воспитательной работы с классом: воспитание социально- адаптированного человека, то есть человека приспособленного к требованиям общества, знающего свои права и осознающего об

40.76kb.

16 12 2014
1 стр.