Перейти на главную страницу
Автор:
Детский сад – особенное учреждение, практически второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие.
Наш детский сад «Золотой ключик» работает по программе «Сообщество» с 1996 года. Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, в ней нет определенной последовательности или логики, по которой с точки зрения авторов программы имеет смысл двигаться педагогу в образовательном процессе. Работая по данной программе, проводя диагностику детей в начале учебного года, я столкнулась с актуальной проблемой, как работать с детьми раннего возраста по восприятию цвета, через дидактическую в каждом центре.
Основным направлением программы «Сообщество» - является создание
активной развивающей среды.
Пособий, направленных на выбор, группировку, подборку по цвету оказалось не достаточно, для самостоятельной, продуктивной деятельности малышей.
Нехватки материальных средств на приобретение игр, направленных на восприятие цвета детьми подтолкнули меня к созданию дидактических игр из нестандартного материала для каждого игрового центра.
В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М.Монтессори, О.Декроли, Ф.Фребель, Е.И.Тихеева, современная отечественная система), они отличаются друг от друга психологическими подходами к понятию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по разному строится содержание, его методика. «Отцом» детского сада был Фридрих Фребель, вся жизнь которого прошла под девизом: « Давайте жить для наших детей ». Фридрих Фребель выстрадал, выстроил систему обучения и всестороннего развития маленьких детей. Я использовала систему обучения Фридриха Фребеля и применила в работе дидактические игры, приемы, направленные на развитие и восприятие цвета, с использованием геометрических форм. Схемы разработаны для детей низкого, среднего, высокого уровня развития.
Мария Мантессори, как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторики и сенсорики. По идеи Мария Мантессори – ребенок работает с материалами самостоятельно, что для нашей программы «Сообщество тоже приемлемо».
В результате ребенок тонко, различая например цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить, обобщить, применять в других видах деятельности. Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную: П.С.Выгодским, Б.Г.Ананьевым, С.П.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, А.А.Венгером и др.,
Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.
Развивать анализаторы ребенка – значит, обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются – перцептивными действиями. С помощью персептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства. Задача сенсорного воспитания – своевременно обучать ребенка действиям с предметами.
Богатейшие возможности сенсорного развития тая в себе такие виды деятельности, как игровая. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения цвету. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. В своей работе я использовала пособия под редакцией Л.С. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Л.Н. Павловой. Педагогов, которые печатают свой опыт в журналах: «Обруч», «Дошкольное воспитание», в газете «Дошкольное образование». Познакомилась с материалами сборниками К.П.Н.К. Белая «Первые шаги». В который вошли материалы прошедшего в г. МН.К. Белая "ала пособия под редакцией Л.иобретает особенно важное значение.ения цвету.оскве 2001 – 2002 г. конкурса, посвященного проблемам воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Опыт из пособия «Кроха» по воспитанию, обучению, развитию до 3-х лет Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.П.Сергеевой помог мне в работе с детьми раннего возраста и работе с родителями в семейном клубе «Кроха».
Наиболее интересным в наших исследованиях является опыт Е.Даниловой, который раскрывает проблемы игр, направленных на познание мира детьми, через серию игрушек, выполненных из разных тканей с разными наполнителями, разной формы и цвета для детей раннего возраста, что позволяет успешно использовать ее опыт в разработке дидактических игр из нестандартного, бросового материала, направленных на восприятие цвета и формы, использованных в разных игровых центрах.
В каждом центре дети занимаются игрой. Многие теоретически считают, что игра для ребенка – это его работа. В раннем возрасте игре – это познание, а познание – это игра, эти два процесса нельзя разделить. Поддерживая игру детей, я помогаю естественному развитию детей, их навыков и особенностей.
Программа «Сообщество» использует игру, как основу учебно – воспитательного процесса. Группа должна принадлежать детям, а значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей.
Наша группа разделена на центры: «Искусство»; «Строительство»; «Игровой»; «Манипулятивные игры»; «Литература»; «Центр движения».
К новым элементам развивающей предметной среды можно отнести и центры. Они служат местом концентрации различных материалов и оборудования, собранных для развития образовательных проблем. Прежде всего, «центры» предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. Дети многому учатся друг у друга. Игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения.
Планируя и создавая игровые центры, я задумалось о том, как лучше периодически модифицировать центры, заменить материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые.
Мною разработаны дидактические игры для детей раннего возраста с 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Целью этих игр является знакомство детей с понятием «цвет», определением 4-х основных плюс 2-х дополнительных (черного, белого) «цветов», путем наложения и приложения, выбора по образцу, обучению детей названием «цветов»; познакомить с понятиями: «такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный».
Отличительным, универсальным характером этих игр – является: материал (нестандартный, бросовой), эти игры влияют на безопасность, психо-эмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке, как сюрпризный момент на утреннике и т.д., в изучаемой теме. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз. Например, игры с крышками: «Сухой аквариум», «Елка», «Жук» и т.д. (смотрите приложение).
Крышки можно сравнить с интересными игрушками, обращая внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. Например, в игре: «Курочка и цыплята», (смотрите приложение).
Малыши познают мир на ощупь и им обязательно нужны разные в этом плане игрушки, которые развивают знакомство с понятием «цвет», понятием «такой же», «не такой», «одинаковый», «разный», «мягкий», «большой», «поменьше», «много», «мало», «один». К таким играм, например, относиться игра: «Спрячь мышку». (смотрите приложение)
Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактивным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. К таким играм можно отнести игры: «Радуга», «Солнышко», «Снежинки», «Рыбки». Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.
Игры с геометрическими фигурами: кубиками, кирпичиками, я использую не только в строительном центре, мною разработаны схемы, мозаики. Эти дидактические игры, направлены на восприятие цвета. Дети строят башни в вертикальном положении, путем накладывания кубика на кубик, используя схему. На схеме кубики одинакового и разного цвета, или чередуются цвета. Схемы разработаны для детей от простого к сложному действию с предметами. Задачи на восприятие цвета зависят от уровня развития детей. Задачи действий с предметами, для детей с высоким уровнем развития связаны с более сложными умственными действиями по группировке, соотношению, выбору. Планомерная работа с малышами развивает умственную активность ребенка, его способность к моделированию различных конструкций (мозаику) не только по словесному указанию, но и по графическому изображению с цветовым соотношением. Для этой игры я использую подставки для схем. Все постройки «мозаики» с детьми проходят в игровой форме, используя рассказ, игрушки, сюрпризный момент (смотрите приложение).
Данный опыт рассматривается в период проведения аккредитации МДОУ №13, где получил положительную оценку во время проведения открытых занятий в группе. Проводился семинар по обмену опытом по развитию сенсорного воспитания на курсах по программе «Сообщество» в городе В. Новгороде. Мой опыт был представлен для педагогов области. Данный опыт моей работы используют педагоги из других ДОУ города и района. В группе работает игротека. Родители вместе с детьми берут игры на дом с разработанными рекомендациями.
В результате своей работы я увидела, что дети с интересом играют в дидактические игры из нестандартного материала. Используют эти игры во всех игровых центрах. Дети узнают: «красный, зеленый, синий, желтый цвета». Некоторые дети не всегда могут правильно их называть, но если попросить их показать такой же по цвету предмет, то они легко справляются с этим заданием. Дети стали замечать и выделять цвет предметов в окружающем мире. По результату диагностики к концу учебного года:
- 100% детей самостоятельно обследуют предметы и играют в игры из нестандартного материала, направленные на развитие цвета;
- 80% малышей могут правильно назвать и показать четыре основных и два дополнительных «цвета», самостоятельно без образца.
- 90% детей могут правильно показать все цвета, сравнивая их с образцом;
В своей дальнейшей работе намерена использовать новые методики, направленные на воспитание детьми раннего возраста «цвета» через дидактические игры, чтобы детям было интересно в детском саду, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свою индивидуальность, найти занятие по душе.
1. С.А.Козлов, Т.А.Куликова
«Домашняя педагогика». Москва, Издательский центр «Академия» 2002г.
2. Кирстен А.Хансен, Роксана К.Кауфман, Кейнт Брэк Уолии.
«Организация программы, ориентированной на ребенка». Москва, 1999г.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Москва, «Просвещение» 1973г.
«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Москва, «Просвещение» 1985г.
«Понятие по сенсорному восприятию». Москва, «Просвещение» 1983г.
«Развивающая среда дошкольных учреждений». Москва, 2003г.
«Занятия по сенсорному воспитанию» Москва, «Просвещение» 1983г.
«Кроха». Пособие по воспитанию и развитию детей до трех лет. Москва, «Просвещение» 2000г.
«Первые шаги». Материалы московского городского конкурса. Москва. Линко-Пресс, 2002г.
Купание рук в сухом аквариуме, погружение в крышке кистей, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.
Рассыпьте с малышами по полу, по столу и т.д. И рассмотрите игру вместе с малышом. Показывайте и называйте ребенку цвета крышек. Спросите у малыша, какого цвета та или иная крышка (если он плохо говорит, предложите просто показать, где крышка такого же цвета или другого). Крышки можно сравнивать с интересными игрушками-машинками, жучками и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
- Курочка - рябушка. Куда пошла?
- На речку.
- Курочка - рябушка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка - рябушка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка - рябушка, как твои детишки просят пить?
- Пи – пи – пи - пи – пи !
Взрослый показывает белый элемент крышки и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя крышку желтого цвета, поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». На столе взрослый ставит белую крышку, еще раз напоминает, что курочка будет белого цвета, и помещает следом за белой крышкой одну желтую, напоминая, что такого цвета цыплята. Затем просит детей найти курочку белого цвета. Если дети затрудняются, то взрослый просит, кто правильно нашел курочку, показать как мама – курочка зовет своих цыплят. Дети находят крышки желтого цвета и размещают «гуськом» за курочкой. Игру можно продолжить, решая следующие задачи:
1. Крышек какого цвета больше (желтого или белого)?
2. Кто быстрее соберет крышки желтого или белого цвета.
3. Много или мало крышек желтого или белого цвета.
Вариант 3.
Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать и так несколько раз. Это также интересно. Крышки можно сравнивать с мышками: «Раз, два, три, четыре, пять вышли мышки погулять, мы их вышли догонять».
Для этого нанизывают крышки разных цветов на веревку (веревки могут быть разных цветов) или чередуют цвета.
В сухой аквариум можно спрятать любую игрушку, предмет любой формы и цвета, любого назначения (расческа, карандаш, колечко, катушка и т.д.).
Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.
Предложите малышу выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Пусть кроха поводит по ним игрушки. Сравните какая дорожка длиннее, какая короче.
Детям предлагают игровую модель жука. Сверху, на спине жука, пришиты пуговицы разного цвета, к ним притягиваются цветки такого же цвета как и пуговицы. Вместо крыльев в отверстия вставлены горлышки от пластиковых бутылок, сверху они пришиты разными по цвету нитками, чтобы ребенок мог свободно закрутить и открутить крышку нужного цвета. Жук смотрит большими глазами – пуговицами. Рот жука – змейка. Она может открываться и закрываться. У жука много зубов – мелкие пуговицы.
Разложить крылышки по цветам можно самому ребенку. Покажите ребенку как можно свободно закрутить (открутить) крышку. Крышка должна быть такого же цвета, как и рисунок на спине жука. Когда все крылышки будут правильно прикручены, жук в руках воспитателя полетит. Ребенок может полежать на жуке, рядом с ним, справа, слева, посидеть, перелезть через жука, придумать жуку прозвище и т.д.
Крылышки можно раскладывать в разные емкости, разные по цвету, величине, форме.
В центре «песка и воды» крышки можно вылавливать сачком, раскладывая в разные емкости по цвету т.д. Строить различные постройки, используя крышки в модулях (пирамиды; прятать в снегу, песке; выкладывать на снегу, песке различные формы; использовать различные цвета; украшать угощения из песка и снега).
В центре «игры» используем крышки как заместители (ягоды, … и т.д.) разного цвета.
Мы любим нашу елку. Да – да – да !»
Взрослый показывает элементы красного, белого, желтого, синего цветов. Дети берут крышки и накладывают соответствующий цвет гирлянды. Таким способом дети наряжают елку. Взрослый называет «цвет» гирлянды, обращая внимание на красивую елку. Если ребенок затрудняется, то другие дети помогают ему.
Игра: «Спрячь мышку»
Воспитатель: Сергеева Галина Павловна
Задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя цветами: красным, синим, желтым, зеленым.
2. Обогащать словарь детей названиями цветов: красным, желтым, синим, зеленым.
3. Развить у детей мелкую моторику руки.
4.Знакомить с понятиями «такой же, не такой, одинаковый, разный».
5. Развивать навыки ориентации в пространстве.
6. Развивать начальные навыки счета (много, мало) и умению действовать по заданию и образцу.
Материал:
1. Мышка у театра «живой руки».
2. Пластмассовый домик для мышки.
3. «Кошка» из настольного театра.
4. Мышка из игры – театра.
5. «Коврик - домик».
«Бабушка - мышь» предлагает детям потрогать шкурку – она мягкая как у всех мышек. Знакомит детей со своей семьей.
Достает домик пластмассовый с разноцветными «мышами».
- «Это красные «мышки», это желтые «мышки», это синие «мышки», это зеленые «мышки» (показывает). Сколько их много ». Раздаю детям по одной мышке разного цвета.
- «Дети, все остальные «мышки» хотят тоже к вам в гости поиграть. Дети найдите мышей такого же цвета, как мышка, которая находится у вас».
Обращаю внимание на «мышек» (красные «мышки» побежали направо к Максиму, синие «мышки» побежали налево к Веронике и т.д.)
Достаю, спрятанную раньше «кошку» из «настольного театра». «Кот» идет ловить «мышей».
- «Пойду, поищу, где здесь живут «мышки»?
- «Дети, вы не видели «мышек»?
«Мышки» бегут в свой пластмассовый домик.
- «Дети, вы хотите еще поиграть?»
Достаю каждому ребенку по «мышке» разного цвета, спрашиваю:
«Какого цвета мышки?».
Если дети не говорят, называю сама.
Показываю коврик и говорю, что это «домик» для мышей, где они прячутся от кошки.
Чтобы кошка не нашла мышек, комнаты в домике такого же цвета, что и мышки.
Показываю сама, называю цвет «мышки» и «домика».
Обращаю внимание на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.
Дети размещают «мышек» в своих комнатах. Если дети затрудняются, прошу самого ребенка исправить ошибки свои или других детей.
Игра может продолжаться, только мышки меняются.
Игра: «Волшебный футляр»
Материал: Две прозрачные пластиковые бутылки, одна из которых чуть больше в диаметре, 10 – 15 крышек и колец с горловин таких же бутылок (или маленькие контейнера от шоколадных яиц), скотч.
Цель тренажера: учить действовать с объемной игрушкой, имеющей скрытое свойство: формировать представление о цвете и движении предметов; развивать умелость рук.
Способ изготовления: Отрезать верхнюю часть бутылки, обработать линии среза скотчем; наполнить одну из них «начинкой» из крышек, колец или контейнеров и соединить обе бутылки по принципу футляра.
Игровые упражнения: «Погремим».
Ребенок держит игрушку в горизонтальном положении перед грудью, руки согнуты в локтях.
Задание: Принцип погремушки.
«Потопаем».
Ребенок катает игрушку на разные расстояния (произвольно по полу, столу, под воротики, с наклонной доски и т.д.)
«Что внутри».
Мы игрушку повертели,
Мы игрушкой погремели,
Мы игрушку покатали
И устали….
Мы игрушку покрутили
(Можно крутить как волчок)
Покрутили и открыли!
Педагог или родители, придерживая бутылку снизу «строят» верхнюю ступеньку. Ребенок продолжает постройку, проталкивая палочки справа налево. Когда лестница готова «мышка спускается в кладовую» и лакомится семенами бобов (привязать за ниточку).
14 12 2014
1 стр.
Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»
17 12 2014
1 стр.
Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает
06 10 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
Классах одним из важных педагогических приемов является использование дидактических игр. Игра прежде всего развивает любознательность и глубокого познавательного интереса учащихся
13 10 2014
1 стр.
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с одаренными детьми
09 09 2014
1 стр.
В статье описан опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в условиях работы Ресурсного центра на базе гбоу ао «Вычегодская скоши»
16 12 2014
1 стр.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с раннего возраста, имеющих ограниченн
24 09 2014
1 стр.