ЕГЭ 11 класс
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания ( А1 – А29) поставьте знак «+» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный звук?
1) щедрость 2) жестокость 3) счастье 4) величайший
А 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свеклА 2) бАрмен 3) случАй 4) зАвидно
А3. Какое из перечисленных слов имеет значение «коренной житель страны, местности»?
1) атташе 2) абориген 3) рантье 4) фаталист
А4. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
1) Молодая племянница всегда ощущала ВРАЖДЕБНОЕ отношении к себе со стороны родственников.
2) В статье содержится много ВРАЖДЕБНЫХ высказываний в адрес писателя.
3) Во время обстрела ВРАЖДЕБНАЯ пуля ранила молодого полковника.
4) Антилопы слишком поздно заметили ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд хищника.
А 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на траву
2) двое подруг
3) кладите быстро
4) самый приветливый человек
А 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
1) от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
2) У Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
3) Захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
4) Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
А 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Современники восхищались одой «Водопад», написанной на смерть фаворита императрицы.
2) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
3) Имея самое большое население в мире, Китай сегодня столкнулся с острым дефицитом квалифицированных кадров.
4) Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи.
Прочитайте предложения и выполните задания А8-А11.
А. Но память святого пустынножителя доселе парит в народном сознании, как гроб с его нетлеющими останками невредимо стоит на поверхности земли.
Б. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий.
В. Время давно свеяло эти дела с народной памяти, как оно же глубоко заметало вековой пылью кости куликовских бойцов.
Г. Напутствуемые благословением старца, шли борцы, один на юг за Оку на татар, другие шли на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом.
А 8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) В,Г,Б,А 2) Б,Г,В,А 3) Г,В,Б,А 4) Б,В,Г,А
А 9. Сколько грамматических основ в предложении Б?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
А 10. Укажите все сложные предложения.
1) А,Б,В,Г 2) А,В 3) Г,В 4) Б, Г
А 11. Укажите правильную характеристику слова ДОСЕЛЕ из предложения А.
1) наречие
2) существительное
3) деепричастие
4) союз
А 12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) переспрашивая
2) заработали
3) угрожающий
4) подстаканник
А 13. В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
1) Медвежонок
испуга…о смотрел на охотников и жалобно пищал.
2) Манеры аристократов изящны и изыска…ы.
3) Дипломная работа студента напи.са…а грамотно и интересно.
4) Гид историю города рассказывал экскурсантам пута…о.
А 14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) пер…ферия, соб…рать, ол…гархия
2) к…таклизм, ав…нгард, з…ревать
3) лестное ср…внение, одежда пром…кает, р…сти
4) ароматная ватру…ка, интересная кни…кА, мелкая стру…кА
А 15. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) небез…звестный, пред…юньский, из…мать
2) бе…грешный, ра…щедрилось, бе…дарный
3) пр…тязания на наследство, пр…противный день, пр…баутка
4) по…вязать, на…звездный, о…графить
А 16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) колыш…щиеся травы, больные дыш…т тяжело
2) пыш…щее жаром мясо, малыши лепеч…т
3) маш…щая платком девушка, хирурги леч…т
4) завис…щий от начальства чиновник, все вытолкн…т
А 17. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. Нам необходимо учит…ся милосердию.
Б. Всем одновременно не увлечеш…ся.
В. Горя боят…ся – счастья не видать.
Г. Хороший дом не сразу строит…ся.
1) Г, Б, В 2) Г, А, В 3) Г, А, Б 4) А, Б, В,
А 18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)заметные следы зверя сбили охотника с пути.
2) Зима (не)полностью вступила в свои права.
3) Магазин (не)дополучил часть продукции.
4) Трудно жить, (не)годуя на весь свет.
А 19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Тогда (В)МЕСТО обстрела после атаки начинался ТОТ(ЖЕ) жуткий вой сирен, который так пугал тыловых работников.
2) У инженера Сергеева ТО(ЖЕ) огромный опыт работы, ПРИ(ЧЕМ) в области новых электронных технологий.
3) ЧТО(БЫ) тебе подарить ещё, ЧТО(БЫ) мы смогли простить друг друга.
4) ЗА(ТО) мне удалось спросить старика, и он ТАК(ЖЕ), как и все, отказался помочь.
А 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Из леса глухо шумел теплый ветер и небо заволакивало тяжелыми облаками.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Взбираясь на перевальную седловину (1) оглядываемся (2) и (3) пораженные картиной (4) и совершенно разбитые (5) долго стоим молча.
1) 2,3,4 2) 1,3,5 3) 1,2,3,4,5 4) 1,2,5
А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Приближаются экзамены (1) а следовательно (2) приходится больше заниматься.
Курение (3) без сомнения (4) разрушает организм человека.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3,4
А 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Далекое и опасное путешествие на лодке по реке воспитывает в человеке бесстрашный и сильный характер.
2) Г.Андерсен сделал сказку интересной как для детей так и для взрослых.
3) Прочитанная книга заставляет иногда в корне изменить взгляды и некоторые вещи да найти верную дрогу в жизни.
4) Русский народ смышлен и понятлив и усерден ко всему благому.
А 24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
От зноя все стало желтым: поля, небо и воздух.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.
А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Широкая низина (1) у границ (2) которой (3) начинался сосновый бор (4) поразила туристов своей красотой.
1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Л.Андреев сделал в то далекое время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда вы приходили к нему в гости (3) он заставлял вас рассматривать все эти тысячи (4) так как хотел всех удивить своим увлечением
1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
Прочитайте текст и выполните задания А27 – А29; В1- В8; С1.
Виктор Астафьев
Домский собор.
(1) Дом…(2) Дом. (3) Дом…
(4) Домский собор с петушком на шпиле. (5) Высокий, каменный, он над Ригой звучит.
(6) Пением органа наполнены своды собора. (7) С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья… (8) И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, и снова рокот. (9) Звуки качаются, как ладанный дым. (10) Они густы, осязаемы. (11) Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(12) Все замерло, остановилось. (13) Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все это осталось где-то, в другом месте, в другом свете, в другой отдалившейся от меня жизни.
(14) Может, все, что было до этого, сон? (15) Войны, кровь…
(16) Зачем так трудно и напряженно живем мы на земле нашей?
(17) Зачем? (18) Почему?
(19) Дом. (20) Дом. (21) Дом..
(22) Благовеста. (23) Музыка. (24) Мрак исчез. (25) Взошло солнце?
(26) Все преображается вокруг.
(27) Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеколками, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (28) Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(29) Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.
(30) И никого нет в зале!
(31) Все осталось за порогом собора. (32) Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, сочащаяся непонятной болью и слезами тихого восторга.
(33) Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался и он, этот клокочущий и грозный наш мир, готовый вместе со мною припасть иссохшим ртом к святому роднику добра.
(34) И вдруг как наваждение, как удар: целят ведь, в этот миг целят в этот собор, в эту великую музыку, в человеческую душу пушками, бомбами, ракетами…
(35) Не может этого быть! (36) Не должно быть!
(37) Домский собор! (38) Домский собор! (39) Музыка! (40) Что ты сделала со мною? (41) Ты еще дрожишь под сводами , еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху! (42) Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо! (43) Волшебник и песнопевец, ничтожество и бог, которому подвластно все: и жизнь и смерть…
(44) Домский собор! (45) Домский собор!
(46) Здесь не рукоплещут. (47) Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (48) Плачут каждый о своем. (49) Но вместе все плачут о том, что кончается, спадет прекрасный сон и что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье.
(50) Домский собор! (51) Домский собор!
(52) Ты в моем содрогнувшемся сердце. (53) Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя, за все благодарю!..
А 27. Какая мысль отражена в тексте?
1) Искусство современной архитектуры вызывает восхищение и преклонение.
2) Преклонение автора перед волшебной силой искусства, воплощенной в музыке и архитектуре.
3) Искусство слова способно пробудить в душе человека высокие чувства.
4) человек воспитывается в определенной культурной среде.
А 28. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль; рассуждение
2) публицистический стиль; рассуждение
3) деловой стиль; рассуждение и описание
4) публицистический стиль; описание и повествование
А 29. Что означает слово СУЕТНАЯ в предложении 13?
1) беготня, излишняя торопливость в работе, в движениях
2) пустословие
3) многословие
4) связанное с предрассудками, суевериями
Часть 2.
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова ВЫСОКИЙ
В2. Из предложения 7 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного.
В3. Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании СОТВОРИЛ ЧУДО?
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 37 – 43 найдите сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 29 – 32 найдите предложение с обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 44 - 53 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. Какое из предложений 1 – 7 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите номер этого предложения.
В8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в предложениях 33 – 41? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафора
2) риторические восклицания
3) антитеза
4) эпифора
5) эпитеты.
Часть 3.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Какие проблемы поднимает автор?
Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.
Отметьте не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств выразительности и объясните, с какой целью автор использует их в тексте. Приведите примеры.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.