МДОУ детский сад комбинированного вида № 67
г. Сочи
Проект на тему: «Встречаем птиц» Воспитатель логопед, группы «Б» Марчук Е.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
За время работы в логопедической группе я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - птицам. Дети могут пройти мимо птицы и не покормить ее, т.к. считают это ненужным. Многие дети не знают, почему в парке, в лесу нельзя громко кричать, слушать громкую музыку. Некоторые из них могут похвастаться даже тем, что у них есть рогатка, чтобы стрелять из нее в плохих птиц, не зная, что и хищные птицы тоже приносят пользу. К сожалению, и родители детей (особенно молодые) не соблюдают правила поведения в природе, этим самым нанося вред птицам. А ведь именно он и, родители, являются для своих детей образцом для подражания.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Перед нами, педагогами, стоит задача помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Забота о птицах помогает развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать и заботиться о других.
Цель: уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-
Воспитывать желание у детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели.
-
Формировать знания о том, чем кормят птиц.
-
Учить детей доброте, заботливому отношению к птицам.
-
Приучать серьезно относиться к нужному делу - изготовлению гнездовий вместе со взрослыми.
-
Развивать связную речь у детей.
-
Активизировать словарь детей.
Длительность: 6 месяцев.
Срок реализации: 6 месяцев.
Предполагаемый результат: сформированность представлений детей о птицах, условиях их жизни, желания помогать птицам в любое время года.
Диагностика: конец октября, 2-я неделя февраля.
Форма работы: беседы, экскурсии в парк, разучивание песен, стихов о птицах, просмотр документальных фильмов о птицах.
ПЛАН мероприятий педагога для успешной реализации проекта
№
|
Содержание
|
Сроки
|
Выход
|
1.
|
Вхождение в проблему, изучение литературы
|
Сентябрь-октябрь
|
Список
литературы
|
2.
|
Составление перспективного плана проекта
|
Конец сентября - октябрь
|
План
|
3.
|
Изготовление пособий и дидактического материала
|
Октябрь-ноябрь
|
Дидактический
материал
|
4.
|
Составление конспектов
|
Октябрь-ноябрь
|
Конспекты
|
5.
|
Реализация проекта с детьми
|
Ноябрь-февраль
|
План работы
|
6.
|
Диагностика
|
Конец октября- конец января
|
Материалы по проекту
|
7.
|
Написание отчета, оформление материалов по проекту
|
Февраль
|
Материалы по проекту
|
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Этапы
|
Содержание работы
|
Задачи
|
Срок
реализации
|
Время в течение
ДНЯ
|
Место и способ проведения
|
1-й установочный
| -
Вхождение в проблему.
-
Знакомство с героем сказки Знайкой.
| -
Воспитывать желание у детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели.
-
Формировать знания о том, чем кормят птиц.
|
1-я, 2-я неделя ноября
|
2-я пол. дня
|
Группа
|
2-й
организационный
| -
Встреча со сказочным героем Знайкой.
-
Беседы о птицах.
-
Дидактические игры.
-
Рассматривание кормушек для птиц.
| -
Учить детей доброте, заботливому отношению к птицам.
-
Приучать детей ответственно относиться к серьезному и нужному делу — изготовлению гнездовий вместе со взрослыми.
-
Воспитывать желание у детей заботиться о пернатых друзьях.
-
Развивать связную речь
|
3-я, 4-я неделя, ноября
|
2-я пол. дня
|
Группа, участок
|
|
|
у детей.
5. Активизировать словарь детей.
|
|
|
|
3-й практический
|
Детская продуктивная деятельность:
-
разучивание песен, стихов о птицах;
-
составление описательных рассказов о птицах;
-
придумывание сказок о птицах;
изготовление скворечников, кормушек.
| -
Развивать связную речь.
-
Развивать логическое мышление, уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
Развивать умение терпеливо слушать других.
-
Учить интонационной выразительности.
-
Развивать умение у детей создавать птицу посредством ИЗО-деятельности.
|
Декабрь
|
2-я пол.
ДНЯ
|
Участок, группа, экологическая тропа, муз. зал
|
4-й итоговый
| -
Альбом-книга о пернатых друзьях.
-
Спектакль «Птицы, помогите» (по сказке Артура Вольского «Рогатка»)
| -
Учить создавать атмосферу радости при подготовке к прилету птиц.
-
Воспитывать удовлетворение от проделанной работы.
-
Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание их защищать.
-
Учить детей организовывать презентацию спектакля.
|
Февраль
|
2-я пол. дня
|
Группа, участок, муз. зал
|
|
|
у детей.
5. Активизировать словарь детей.
|
|
|
|
3-й практический
|
Детская продуктивная деятельность:
-
разучивание песен, стихов о птицах;
-
составление описательных рассказов о птицах;
-
придумывание сказок о птицах;
изготовление скворечников, кормушек.
| -
Развивать связную речь.
-
Развивать логическое мышление, уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
Развивать умение терпеливо слушать других.
-
Учить интонационной выразительности.
-
Развивать умение у детей создавать птицу посредством ИЗО-деятельности.
|
Декабрь
|
2-я пол.
дня
|
Участок, группа, экологическая тропа, муз. зал
|
4-й итоговый
| -
Альбом-книга о пернатых друзьях.
-
Спектакль «Птицы, помогите» (по сказке Артура Вольского «Рогатка»)
| -
Учить создавать атмосферу радости при подготовке к прилету птиц.
-
Воспитывать удовлетворение от проделанной работы.
-
Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание их защищать.
-
Учить детей организовывать презентацию спектакля.
|
Февраль
|
2-я пол. дня
|
Группа, участок, муз. зал
|
Практическая часть
|
Что мы знаем о птицах?
Беседа «Что мы знаем о птицах?»
Задачи: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
Ход занятия
1. Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включается грамзапись с голосами птиц).
Вопросы:
-
Каких птиц вы узнали по голосу?
-
Можно ли их услышать сейчас в природе?
-
Почему нельзя?
-
Почему они улетели?
-
Какой корм едят эти птицы?
-
Где сейчас эти насекомые?
Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом
(перелетные), показать на картинках.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом?
(Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц).
Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь — красногрудый, чернокрылый; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая).
Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе.
Воспитатель: Отгадайте, кто поет «синь-синь-синь»
(трещит, чирикает, воркует, каркает)! А теперь посмотрим, что делают снегири?
(Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей?
(Клюет, прыгает, летает.) А сорока?
{Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она делает это. Синица?
(Поет). Покажем.
(Низким и высоким голосом? Голуби?
(Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем.
-
А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц)
Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь?
(Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснит почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, гладкий лист - медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист - легкий широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
-
Чем перышки отличаются друг от друга?
-
Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
Л 3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?
-
Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
-
Легкое оно или тяжелое?
-
Почему оно легкое?
-
Где у птицы на теле есть маховые перья?
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Что еще делает птицу легкой? Как она ест - много или мало? Часто или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
Птицы летают, потому что у них:
-
широкие крылья и хвост;
-
легкие перья с полым стержнем;
-
жесткие маховые перья;
-
птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, Поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках
(воздушный шар, самолет, вертолет и т.д.).
Физкультминутка
-
Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная снежная. Голодная птица сильно страдают от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада.
Для корма пригодны семена различных растений: дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.
Воспитатель читает стихотворение:
Хлебных крошек не жалей, И пойдет веселый стук -
Заслужил их воробей. Тук-тук-тук,
Ты приладь ему кормушку, Тук-тук-тук.
Гикнет он свою подружку.
Конспект на тему: «КАК УЗНАТЬ ПТИЦ»
Воспитатель лог. «Б» гр-пы: Марчук Е.В.
«Как узнать птиц»
(Обобщающая беседа с детьми старшего возраста)
Задачи. Развивать
-
обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель; относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам; доказательно строить суждения;
-
познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Предварительная работа. Занятие завершает цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.
Ход занятия 1 часть
На фланелеграфе выставляются картинки с изображением разных птиц. Жалейкин (игровой персонаж). Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель. Почему ты так решил?
Жалейкин. Да потому, что у них крылья и ноги.
Воспитатель. Прав Жалейкин? Кто изображен на картинках? (Птицы.)
Жалейкин. А как вы узнаете птиц? Научите и меня.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Жалейкина узнавать птиц и не путать
их с другими животными.
-
часть
Воспитатель. Будем учить Жалейкина узнавать птиц. Какие птицы изображены на картинках? (Жалейкин называет неправильно, дети его исправляют.)
Жалейкин. Ой, какие они все разные!
Воспитатель. Чем птицы не похожи? Чем они различаются? (Дети отвечают, кто что думает.)
Жалейкин. Ничего не понял, все сразу говорили.
Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про ноги. Почему у птиц разные ноги? (Живут в разных местах.)
(Выставляет картинки разных сред обитания. Задание: подобрать картинки с птицами к их местам обитания.)
Жалейкин. Я знаю! (Путает, ставит картинки неправильно, дети его исправляют.)
Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота). Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).
Воспитатель. Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) Птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на деревьях).
Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) Почему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) Задание: подобрать картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей. (Жалейкин путает, дети его исправляют.)
Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Достает еду из-под коры дерева.) Поставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва).
Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев). Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) Крылья у всех разные — большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).
Жалейкин. Они все такие разные, почему вы их называете одним словом — птицы?
Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Картинки вам помогут в этом. Ноги у всех птиц разные — но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные — но у всех два крыла. Клювы у всех разные — но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета — но у всех тело покрыто перьями. (Выставляются модели «птицы» по мере выявления общих признаков птиц.)
Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)
Жалейкин. Я все понял, теперь запросто узнаю птиц. Сейчас найду. (Находит бабочку.)
Воспитатель. Прав Жалейкин? (Нет.)
Жалейкин. Почему бабочка - это не птица? (Нет перьев, шесть ног, четыре крыла.)
Жалейкин. Я нашел птицу. (Находит самолет.)
Воспитатель. Правильно Жалейкин нашел птицу? (Нет.) Чем самолет похож на птицу? Почему самолет — не птица? (Дети исправляют, воспитатель обобщает: чтобы сказать о ком-то, что это птица, нужно чтобы сразу было все: и две ноги, и два крыла, и перья, и клюв.)
-
следующая страница>