Перейти на главную страницу
МОУ Кулагинская ООШ Духовщинского района Смоленской области.
«Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит народная мудрость. Как важно человеку в течение жизни обрести себя, оставить достойный след в жизни. Для того чтобы это выполнить, нужно приложить много усилий, при этом быть сильным, мудрым, честным, ответственным, добрым человеком.
К сожалению, не каждый из нас, способен жизненные испытания воспринять как необходимый урок, порою, мы не можем простить ближнего, причинившего нам боль, а тем более простить тех людей, которые сегодня просят у нас помощи, совета, а завтра - готовы оклеветать, бросить в нас камень.
- Ребята, на ваш взгляд какими качествами, четами характера должен обладать человек, чтобы противостоять несправедливости, злу, лжи?
Ответить на этот вопрос вам поможет шифрограмма.
М - Д – Р - С - Ь
Ч - С – Н - С- Ь
Т – Р – П – Н - Е
П – Р - Д- Ч - - С- Ь
Смоленск XII века был одним из культурных центров Древней Руси. Впервые в летописи город упоминается в 863 году, как «град велик и мног людьми» К этому периоду город уже славен «чудными монастырями и церквями». Из Смоленска вышел второй русский митрополит Климент Смолятич, о котором говорили, что в Русской земле не бывало такого «книжника и философа». XII век вошел в историю Смоленска еще одним значительным событием, здесь родился человек, прославивший город не только подвижнической жизнью, религиозной деятельностью, но и подвигом учительства. Вот какие сведения имеются о детстве и юности святого.
Когда же достиг юноша совершеннолетия, престарелые родители предложили поразмыслить о браке, но он отказался. Авраамий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре родители Афанасия умирают и оставляют единственному сыну богатое наследство.
Спустя некоторое время молодой подвижник постригся в иноческий чин в Богородичном Успенском монастыре, который находился в Селище, в 5 верстах к востоку от Смоленска.
В монастыре много внимания уделялось труду. Но труд этот не был подневольным, каждый монах, согласно уставу, четко выполнял свой вид работы. Богородицкий монастырь придерживался Студитского устава и во многом напоминал Киево-Печерский монастырь. Этот устав предусматривал строгое монашеское общежитие при полном отсутствии собственности. В кельях не позволялось держать ничего своего – ни одежды, ни пищи сверх положенной. Во взаимоотношениях монахов больше всего поощрялось смирение.
Будучи иноком Селищенского Богородицкого монастыря, Авраамий постоянно, ежедневно, ежеминутно совершенствовал свои знания, изучая произведения не только русских, но и европейских авторов. Он также совершенствовал свое искусство оратора, певчего, живописца.
В монастыре Авраамий усердно занимался переписыванием книг, черпая из них духовное богатство. Изучая отцов церкви и жития святых, он составил целую библиотеку, «списа ово своей рукой, ово многие писцы». Таким образом, он становится основателем первой библиотеки в Смоленске.
Труды и подвиги Авраамия были замечены игуменом монастыря, который и сам много внимания уделял книгам. Игумен нашел его достойным священства: Авраамий был назначен духовником.
Рассказы людей о праведной жизни и высокой образованности Авраамия многих привлекали в монастырь. В монастырь шли люди за советом, за поддержкой, за вразумлением. Тогда игумен стал убеждать монаха прекратить свои беседы. Авраамий переселяется в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Здесь еще более возрастает его слава проповедника.
Авраамий имел необыкновенный дар слова, обладал искусством объяснять. Начитанный, умный, мог ответить на любой заданный ему вопрос.
Среди священства вспыхнула зависть, которая послужила причиной гонений на Авраамия. Он вынужден, был покинуть Крестовоздвиженский монастырь. Владыка Игнатий отослал Авраамия из города в Богородицкий Селищенский монастырь.
Страшная засуха была Божиим наказанием за гонения на Авраамия, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить Литургию и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.
Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем.
Авраамий, кроме составления и ведения летописей, писал книги. В своем произведении «Слово о небесных силах, чего ради был создан человек», подчеркивает мысль, что основным оружием человека являются знания - без знаний жить нельзя.
Всем своим обликом Авраамий Смоленский показал, до каких духовно-нравственных высот сумела подняться домонгольская Русь. И духовным источником, духовным «двигателем» этого возрастания было образование, культура, неразрывно связанные с Православием.
Игра «Ассоциации».
– Какие ассоциации вызывает у каждого из вас преподобный Авраамий Смоленский (напишите не менее пяти).
Учитель. В начале урока мы говорили о том, что нелегко выбрать правильный путь, оставить достойный след в жизни, но на протяжении всей жизни нам необходимо все-таки выбирать. На выбор влияет духовное мироощущение человека, ситуации и обстоятельства, встречи и многое другое. Этот урок оставил какой – либо след в вашей душе? Хочется ли вам после знакомства с судьбой святого Авраамия Смоленского что – то в себе постараться изменить? Ответы учащихся.
Учитель. Духовный путь Преподобного Авраамия отмечен удивительным сочетанием высокой подвижнической жизни аскета, праведника, молитвенника с активным общественным служением, стремлением нести в мир свет и духовное обновление. Философ, проповедник, литератор и живописец, Авраамий Смоленский по праву считается одним из первых просветителей земли Смоленской. Его образованность и всесторонняя одарённость соединились в нём с истинно христианскими личными качествами: смирением, скромностью, нестяжанием, трудолюбием и огромной любовью ко всем людям. Память о Преподобном хранит наша земля до сих пор, и мы можем сделать так, чтобы всё, что завещал нам святой, сохранить и преумножить.
Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас достойно вел себя в любой жизненной ситуации, смог простить и друзьям и недругам обиды, даже если простить очень трудно, тем самым освободив свое сердце и душу от обиды, а это значит стать сильнее, мудрее, добрее.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки.
Домашнее задание. Учащиеся выбирают домашнее задание.
Прочитать параграф 4, стр. 86-89.
Тема: «Преподобный Авраамий, архимандрит Смоленский – «лествица высокого
- познакомить учащихся с личностью преподобного Авраамия Смоленского;
- развивать умения анализировать, обобщать учебный материал;
- воспитывать на примере святого Авраамия любовь к учению и наукам, стремление исправления собственных отрицательных качеств.
- Кто такие монахи? Какова цель их жизни? (Монах есть ангел на земле. Цель его жизни – молитва за всех).
- Кто такие преподобные? (Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге, посвятившие себя строжайшему исполнению Христовых заповедей в удалении от мира – в пустынях, монастырях (Например, Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Сергий Радонежский).
Сегодняшний урок – продолжение работы с житийной литературой.
- Подумайте, какова цель житийной литературы? (Доказать святость главного героя, дать образец земной жизни, образ Духовного Подвига)
II. Работа по теме
Демонстрируется и комментируется икона «Небесная лествица».
Жизнь человека подобна лестнице: человек растет, совершенствуется, развивается, совершает добрые поступки – это движение вверх; ошибается, грешит, падает – это движение вниз. От самого человека зависит направление жизни. Ошибся, упал и … лежит, или же поднимается, исправляется и продолжает идти вперед и вверх с учетом опыта совершенных ошибок.
Попытаемся проследить, «пройти» путь святости по лествице духовного возрастания вслед за Авраамием Смоленским - по строкам его жития.
Работа в парах
1. Познакомиться с текстом жития Авраамия Смоленского, найти наиболее яркие строки, иллюстрирующие духовный подвиг (самосовершенствование) угодника Божиего. Записать эти строки в схеме (схема представлена в виде ступеней лествицы).
Возможная запись:
Возможные варианты: «За Христом, со Христом в сердце, ко Христу», «Лествица высокого благочестия духовного», «Лествица духовного возрастания» и др.
Возможные варианты: смиренное житие («…был весьма смирен»); искреннее подвижничество; богомудрие; аскетичность (суровая жизнь лишений: изнемождение постом и ночными бдениями).
Возможные варианты: широкая образованность; притягательность силы личности; таланты преподобного.
Перед нами смиренный путь святого Авраамия - прообраз Небесной Лествицы. Жил святой Авраамий около восьми столетий назад. Подумайте, ценен ли для нас, живущих в 21 веке, образ подвижника, столь удаленного от нас во времени?
Святые и подвижники Земли Русской своей жизнью дают нам пример упорства в учении, мужества, силы духа, активной помощи ближнему и величайшего смирения (внутренней крепости). Яркий пример тому – образ Святого преподобного Авраамия Смоленского.
Святой Авраамий особо почитается на Смоленской земле, так в Свято-Успенском кафедральном соборе имеется сразу две иконы преподобного; смоляне возрождают в городе Свято-Преображенский Авраамиевский монастырь.
1) Существительное – тема пятистрочия.
2) 2–3 прилагательных, которые раскрывают характерные признаки предмета или явления, заявленного в пятистрочии.
3) 3–4 причастия, деепричастия, глагола, раскрывающие действие, воздействие, свойственные явлению, предмету.
4) Фраза (предложение), раскрывающая суть предмета или явления. Она усиливает предыдущие 2 строки. (Также четвёртая строчка может представлять собой фразу, которая выражает личное отношение автора к описываемому предмету).
5) Слово – итог, вывод, подведение черты. Автор в этом слове выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. (Возможен после 5 этапа отрывок из «Евангелия», мудрое высказывание или пословица).
Тема: «Житие Авраамия Смоленского и
Урок проводится при изучении «Жития Авраамия Смоленского» по курсу литературного краеведения. Проект, предложенный учащимся, предусматривает создание компьютерных презентаций по теме «Житие Авраамия Смоленского». Форма презентации, базирующаяся на использовании интегративных знаний и умений по истории и культуре родного края, на овладении основами информационных технологий, дала возможность учащимся показать продукт своей проектной деятельности.
На уроке группы учащихся работают с текстом жития, определяют тип подвига смоленского святого, собирая, классифицируя, систематизируя довольно объемный теоретический материал, который является во многом основой для восприятия и понимания житийной литературы. Для этого учащиеся обобщают опыт, накопленный ими в процессе изучения древнерусской литературы. Индивидуальное задание позволяет провести экскурс по репродукциям картин с изображением святых. Заканчивается урок комментариями учащихся о подвижнической жизни смоленского святого.
Домашнее задание включает создание электронного продукта проектной деятельности и его представление.
Учащимся перед уроком было дано опережающее задание: всему классу – прочитать текст жития святого Авраамия Смоленского, шести ученикам – используя пройденный материал (древнерусские жития святых), приготовить мини-сообщения о разных типах подвига праведников и вспомнить теоретический материал по изучаемой теме.
Проблема проекта |
Учащиеся недостаточно глубоко понимают содержание памятников древнерусской литературы |
Почему? |
Не интересуются жизнью древнерусских святых, не понимают нравственную сущность их подвига |
Что делать? |
Изучить памятники древнерусской литературы в доступной, привлекательной для учащихся форме |
Как? |
С использованием индивидуальных и групповых дифференцированных заданий. |
Что получить? |
Создание компьютерной презентации «Жизнь и подвиг Авраамия Смоленского» Результат познавательный: углубление знаний об истории родного края и житийной литературы Результат воспитательный: патриотическое, нравственно-духовное воспитание Результат развивающий: коммуникативная, информационная компетентность |
Говоря о жанре жития сегодня, нам необходимо вспомнить, с какими древнерусскими житиями святых мы уже с вами познакомились в предыдущих классах?
Вспомним терминологический минимум и основные типы житийных подвигов.
Подготовленные учащиеся по очереди представляют краткие сообщения по житиям. На доске и в тетрадях последовательно заполняется схема:
Работа по теме
Сегодня мы познакомимся с житием святого преподобного старца Авраамия Смоленского, определим тип подвига этого подвижника, уясним причины, по которым этот смоленский святой считается общецерковным святым.
Ученик выступает с сообщением, в котором звучит исторический комментарий к событиям, описанным в житии.
Примерное сообщение учащегося
Жизнеописание Авраамия было создано в середине XIII века учеником подвижника Ефремом. Оно бытовало на Руси в большом числе списков (правда, древнейшие из них относятся лишь к XVI веку). Первоначальная редакции переписывалась обычно под названием «Житие и терпение преподобного отца нашего Авраамия».
Сочинение Ефрема - типичный агиографический труд. Оно имеет вполне традиционную структуру: начинается с риторического вступления общего характера, а завершается риторическим послесловием с похвалой Авраамию. Центральная часть Жития - рассказ о жизни подвижника. Отличается обобщенно-отвлеченным в значительной степени характером. Так, например, Ефрем в своем сочинении не оставляет совершенно никаких хронологических указаний. Некоторые упомянутые им реалии позволяют думать, что Авраамий жил в конце XII - начале XIII века. Так, в Житии сказано, что он стал священником при Смоленском князе Мстиславе Романовиче, а он занимал Смоленский престол с 1197 года, а в 1214 году стал Киевским князем. В Житии, кроме того, фигурирует Смоленский епископ Игнатий, о смерти которого сообщает Троицкая летопись в статье за 1206 год. В Житии упоминается засуха, о которой известно и по летописям, которые относят ее к 1218-1220 годам. В Житии так же говорится, что подвижничество Авраамия длилось 50 лет. Таким образом, гипотетически можно предположить, что смерть Авраамия пришлась примерно на 40-е годы XIII века. Разумеется, точный год указать невозможно.
Основное содержание жизнеописания - рассказ о проповедническом служении Авраамия в Смоленске и его столкновениях с местным духовенством и жителями. В рассказе этом звучат три главных мотива: осенение подвижника Благодатью, что выражается в его особой учености и даре слова, его борьба с дьяволом и мучения в результате несправедливых обвинений и гонений, торжество победы в оправдании и обретении святости.
Работа с текстом в микрогруппах
Задание: используя текст жития святого праведного Авраамия Смоленского, выполнить краткие записи в карточках: события, эпизоды и характеристики, соответствующие пунктам плана.
Структура канонического жития Вступление
Основная часть
Заключение
|
Тест следующего урока «Проповедник покаяния преподобный Авраамий Смоленский» может иметь следующие задания:
Иконописец |
|
Проповедник |
|
Просветитель |
|
Смирение |
|
Скромность |
|
Тщеславие |
|
Игнатий |
|
Ефрем |
|
Герасим |
|
Авраамий Смоленский спас молитвой смолян от проливных дождей |
|
Авраамий Смоленский основал монастырь и назвал его своим именем |
|
Суд епископа Игнатия заточил Авраамия в Селищенский монастырь |
|
Свою жизнь Авраамий Смоленский закончил настоятелем монастыря |
|
Преображенский монастырь |
|
Монастырь Положения риз Божией Матери |
|
Дмитровский |
|
Тема: «Святой преподобный Авраамий Смоленский: ученый, оратор, воин духовных рубежей…»
1.М.Ю. Андрицова и др. История православной культуры земли Смоленской. – Смоленск: СОИУУ, 2002.
2. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – С.-Пб.: Сатисъ, 2004.
3. Новый завет. – М.: Даниловский благовестник, 2006.
4. Памятники литературы Древней Руси XIII века. – М.: Художественная литература, 1981.
5. Преподобный Авраамий Смоленский. – Смоленск: Отдел религиозного образования и катехизации Смоленской епархии, 2001.
6. Смоленские епархиальные ведомости, № 2, 2004.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Ход занятия
Эпиграфы
Недостаточно иметь веру, надо иметь знания о вере.
Преподобный Авраамий Смоленский
…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4,4)
1. Организационный момент.
1.1. Постановка темы занятия, целей, задач.
1.2. Представление зрительного ряда.
1.3. Работа с эпиграфами.
2. Социализация (вхождение в тему, анализ проблемы).
Группа учащихся показывает сценку «Преподобный Авраамий – просветитель земли Смоленской» (см. раздел «Сценарии внеклассных мероприятий»).
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Почему неправедно осужденный иеромонах Авраамий не оправдывает себя, своих поступков, не приводит доказательств в свою защиту? Как бы вы поступили на месте преподобного Авраамия?
Учащимся предлагается для работы текст «Отрывок из жития преподобного Авраамия»:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Выделите: Главную мысль текста |
Выделите: Ключевые слова (понятия)
|
Составьте вопросы разной сложности: Что? Кто? Для чего? Почему? Объясните свой выбор составленных вопросов. Сделайте вывод. |
Высказывания (проецируются на экран):
«Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною» (Преподобный Иоанн Лествичник).
«Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятельности и не жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
«Я - свет миру», - говорит Господь в Евангелии. К этому свету всю свою жизнь стремился преподобный Авраамий. Бог дал ему талант ученого, он этот талант умножает, трудясь в изучении слова Божия, житий святых, переписывая книги, собирая первые в Смоленске библиотеки. Бог дал Авраамию дар оратора, и преподобный проповедует слово Божие, растолковывает его людям как никто иной. На проповедь Авраамия стекался весь город, в его речи народ находил ответы на множество вопросов, их волнующих. Благодать Божия через уста преподобного исходила и просвещала всех стремящихся жить по заповедям Господним. Оклеветанный, он уподобляется Иисусу Христу, терпит позор и унижения.
«Нет ничего тайного, чтобы ни стало явным», - читаем в Евангелии. Клевета раскрыта, претерпевший все до конца Авраамий, оправдан. Молящийся за своих обидчиков, он не держит в сердце зла, обид, все всем прощает и продолжает свое благородное дело.
Для преподобного Авраамия, как для православного христианина, трудолюбие – это любовь к труду во славу Божию и для пользы ближнего. Такой труд, как правило, требует усилий, а значит, тренирует волю, укрепляет желательную силу души, которая проявляется в виде желания, устремления к чему-либо. Бездельничанье же и праздность, напротив, поражают волю слабостью, недаром праздность называют матерью всех пороков. Действительно, от нечего делать, то есть когда нет полезного и интересного дела, находятся дела непристойные, не требующие усилий воли, душевного и физического напряжения. Преподобный Авраамий не позволял душе лениться, чтобы не ослабевала ее сила, а для этого хранил свой ум в чистоте от всяких греховных помыслов и преумножал свои знания о вере, все монашеские послушания он выполнял так, как будто его работу принимал сам Господь Бог. Преподобный говорил, что недостаточно иметь веру, надо иметь знания о вере, он воплощал в жизнь слова Спасителя: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
На экране вы видите икону, на которой изображены смоленские святые: преподобный Авраамий и мученик Меркурий. Святой воин Меркурий стоял на рубежах земли Смоленской, защищая ее от неприятеля. Таким же воином для земли Смоленской был и преподобный Авраамий, который стоял на духовных рубежах, призывая людей и словом, и делом, и всей своей жизнью творить добрые дела ближним своим, направляя их на путь спасения, познавать себя в Боге.
5. Конструирование знаний (объединение частей, получение нового на их основе продукта).
Мы с вами живем в XXI веке, в цивилизованном, развитом обществе. Нужно ли нам сегодня заботиться о своей душе, сердечных помыслах, развивать свою волю? На какие рубежи можно направить свои умственные способности? Для чего мы получаем светское образование? На что мы расходуем свои таланты?
Выступления учащихся.
Примерные материалы к схеме: Послушание родителям – любовь к храму – любовь к Богу – прилежная учеба – чтение книг – любовь к церковной музыке – забота о душе – забота о чистоте ума – хранение ума – милосердие – любовь к обездоленным – монашеский постриг – усердное послушание – развитие воли – любовь к людям – проповедь – смирение – кротость – незлобие – всепрощение – создание библиотек – труды во славу Бога.
6. Рефлексия.
Выскажите свое отношение к проделанной работе.
1. Андрицова М.Ю. и др. История православной культуры земли Смоленской./М.Ю. Андрицова и др. История православной культуры земли Смоленской. – Смоленск: СОИУУ, 2002.
2. Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия./Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – С.-Пб.: Сатисъ, 2004.
3. Новый завет. – М.: Даниловский благовестник, 2006.
4. Памятники литературы Древней Руси XIII века. – М.: Художественная литература, 1981.
5. Смоленские епархиальные ведомости, № 2, 2004.
Тема: «Просветитель земли Смоленской Авраамий:
жизнь и подвиги»
Лукашенкова Ж.В., учитель русского языка, литературы и православной культуры, МБОУ СОШ №33 города Смоленска.
Тип занятия – семинар
По характеру деятельности и его организационной форме это могут быть следующие занятия:
23 09 2014
7 стр.
Радуйся, Церковь Русская,/ яко в горькия годы безбожных гонений/ украсилася еси сонмом новомучеников и исповедников,/ иже Христу Спасу верность соблюдоша,/ в нихже сияет преподобны
27 09 2014
1 стр.
Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Ц
02 10 2014
1 стр.
Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные
17 12 2014
4 стр.
«Чудесная свеча» — это обработка легенды из времен крестовых походов, на которой был основан популярный флорентийский праздник
09 10 2014
1 стр.
Радуйтеся, в иерарсех всечестнии; радуйтеся, в преподобных богомудрии; радуйтеся, в мучинецех пресветлии. Радуйтеся, вси святии Тамбовстии!
11 10 2014
9 стр.
М он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрест
15 12 2014
1 стр.
Смоленской области. Муниципальное образование граничит на север с Вяземским и Темкинским районами Смоленской области, на западе – с Ельнинским и Дорогобужским районами Смоленской о
10 10 2014
1 стр.