Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
Раздел II

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ
Представленные на конкурс конспекты занятий не претендуют на исключительность, хотя успешно апробированы на практике. Каждому учителю-практику понятно, что любую методическую разработку можно дополнить и улучшить: совершенство недостижимо. Конспекты рекомендуются коллегам как примерные для собственного творческого использования с учетом определенной ими приоритетной сюжетной и смысловой линии урока.
Тема: «Преподобный Авраамий Смоленский.

По страницам жития»

(информационная беседа)
Камышова Е.Н., учитель истории православной культуры,

МОУ Кулагинская ООШ Духовщинского района Смоленской области.



Цели занятия:

образовательные – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью преподобного Авраамия Смоленского;

развивающие - развитие способностей аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;

воспитательные - воспитание духовности, развитие коммуникативной культуры, умения слушать.

Тип занятия: изучение нового материала учащимися среднего уровня подготовленности.

Форма занятия: комбинированное.
Ход занятия

Целеполагание. Актуализация знаний

Слово учителя

«Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит народная мудрость. Как важно человеку в течение жизни обрести себя, оставить достойный след в жизни. Для того чтобы это выполнить, нужно приложить много усилий, при этом быть сильным, мудрым, честным, ответственным, добрым человеком.

К сожалению, не каждый из нас, способен жизненные испытания воспринять как необходимый урок, порою, мы не можем простить ближнего, причинившего нам боль, а тем более простить тех людей, которые сегодня просят у нас помощи, совета, а завтра - готовы оклеветать, бросить в нас камень.

- Ребята, на ваш взгляд какими качествами, четами характера должен обладать человек, чтобы противостоять несправедливости, злу, лжи?

Ответить на этот вопрос вам поможет шифрограмма.

М - Д – Р - С - Ь

Ч - С – Н - С- Ь

Т – Р – П – Н - Е

П – Р - Д- Ч - - С- Ь



(Мудрость, честность, терпение, порядочность).

Учитель.Как вы думаете, почему именно этими качествами важно обладать человеку? - Какие еще качества могут присутствовать у людей, способных прощать обиды? Ответы учащихся.

Коррекция ответов. Мы уже сказали о том, что прощать нелегко, а такие качества, как мудрость, честность, терпение, доброта, отзывчивость - важны для каждого человека не только для того, чтобы уметь прощать, но и для того чтобы достойно жить, добиться уважения, избрать свой жизненный путь.

- Лично вам тяжело прощать других людей, выбирать свою линию поведения, свой путь? Ответы учащихся.

Учитель. Конечно, выбор делать всегда нелегко. Сегодня нам предстоит познакомиться с человеком, который шел путем служения Богу и человеку, невзирая ни на какие трудности, у него было столько душевной силы, что он принимал все невзгоды как должное, умел простить людей за несправедливость, зависть. Легко ли ему это давалось мы постараемся выяснить на этом занятии. А для этого давайте мысленно представим себе древний Смоленск в середине XII века. (Учитель показывает слайд презентации «Панорама Смоленска», «Церковь Иоанна Богослова»).

Работа по теме

Смоленск XII века был одним из культурных центров Древней Руси. Впервые в летописи город упоминается в 863 году, как «град велик и мног людьми» К этому периоду город уже славен «чудными монастырями и церквями». Из Смоленска вышел второй русский митрополит Климент Смолятич, о котором говорили, что в Русской земле не бывало такого «книжника и философа». XII век вошел в историю Смоленска еще одним значительным событием, здесь родился человек, прославивший город не только подвижнической жизнью, религиозной деятельностью, но и подвигом учительства. Вот какие сведения имеются о детстве и юности святого.



Сообщение подготовлено 2-3 учащимися заранее как перспективное домашнее задание. Сообщения иллюстрируются презентацией.

Задание классу:

- Во время сообщения выпишите в тетрадь слова, которые называют качества, отличающие святого Авраамия.

Сообщение. В Смоленске проживала одна благочестивая знатная семья Симеона и Марии, они имели 12 дочерей. Отличались они правдолюбием, милостливостью и смирением и неустанно молили о сыне. Уже в преклонном возрасте молитвы их были услышаны, родился сын, которого нарекли Афанасием (1172 – 1224). С младенчества мальчик воспитывался в родительском доме в христианском духе, в добрых нравах, в любви, в согласии, в достатке. По достижении надлежащего возраста он был отдан учиться святым книгам в один из монастырей, при котором действовала школа. В учении был очень прилежен и старателен, поэтому быстро превзошёл своих сверстников. В Житии говорится: «не унывал отрок, как прочие дети, но скорым прилежанием учился: и на игры с прочими не ходил, но на божественное и церковное пение раньше всех приходил».

Когда же достиг юноша совершеннолетия, престарелые родители предложили поразмыслить о браке, но он отказался. Авраамий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре родители Афанасия умирают и оставляют единственному сыну богатое наследство.



Учитель. Давайте поразмыслим, как может сложиться дальнейшая судьба молодого человека, который образован, имеет наследство? Ответы учащихся.

Учитель. Мы узнаем, что произошло дальше в судьбе юноши, но посмотрите, пожалуйста, на изображение, что вы видите? (Учитель показывает слайд, на котором показаны юродивые). Ответы учащихся.

Учитель. На представленных изображениях мы видим юродивых, выразите свое отношение к этим людям. Ответы учащихся.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему принятие юродства считают подвигом? Ответы учащихся.

Учитель. Подвиг юродства – один из труднейших поступков, он мало понятен людям, живущим обычной мирской жизнью. Несовместим с обыденным сознанием. Да и сами юродивые прилагали старание к тому, чтобы сделать свой подвиг еще более непонятным, логически трудно объяснимым. Появлялись юродивые там, где обиженные малы, оскорбленные слабы, а измученные бессильны. Вместе с тем на Руси они почитались не только простыми людьми, но и знатью.

Учитель. Как вы считаете, что может толкнуть человека на подвиг юродства? Как думаете, что связывает юношу Афанасия и юродивых? Ответы учащихся.

Коррекция ответов. Правильность ваших предположений мы выясним, обратившись к информации о дальнейшей судьбе Афанасия, которому родители дали достойное воспитание, хорошее образование, оставили богатое наследство.

Сообщение: Афанасий пожертвовал богатое наследство, оставленное родителями, храмам и монастырям, раздал подаяния сиротам и вдовам. А сам сбросил с себя дорогие одежды, облачился в лохмотья и принял подвиг юродства.

Спустя некоторое время молодой подвижник постригся в иноческий чин в Богородичном Успенском монастыре, который находился в Селище, в 5 верстах к востоку от Смоленска.

В монастыре много внимания уделялось труду. Но труд этот не был подневольным, каждый монах, согласно уставу, четко выполнял свой вид работы. Богородицкий монастырь придерживался Студитского устава и во многом напоминал Киево-Печерский монастырь. Этот устав предусматривал строгое монашеское общежитие при полном отсутствии собственности. В кельях не позволялось держать ничего своего – ни одежды, ни пищи сверх положенной. Во взаимоотношениях монахов больше всего поощрялось смирение.

Будучи иноком Селищенского Богородицкого монастыря, Авраамий постоянно, ежедневно, ежеминутно совершенствовал свои знания, изучая произведения не только русских, но и европейских авторов. Он также совершенствовал свое искусство оратора, певчего, живописца.

В монастыре Авраамий усердно занимался переписыванием книг, черпая из них духовное богатство. Изучая отцов церкви и жития святых, он составил целую библиотеку, «списа ово своей рукой, ово многие писцы». Таким образом, он становится основателем первой библиотеки в Смоленске.

Труды и подвиги Авраамия были замечены игуменом монастыря, который и сам много внимания уделял книгам. Игумен нашел его достойным священства: Авраамий был назначен духовником.

Рассказы людей о праведной жизни и высокой образованности Авраамия многих привлекали в монастырь. В монастырь шли люди за советом, за поддержкой, за вразумлением. Тогда игумен стал убеждать монаха прекратить свои беседы. Авраамий переселяется в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Здесь еще более возрастает его слава проповедника.

Авраамий имел необыкновенный дар слова, обладал искусством объяснять. Начитанный, умный, мог ответить на любой заданный ему вопрос.

Среди священства вспыхнула зависть, которая послужила причиной гонений на Авраамия. Он вынужден, был покинуть Крестовоздвиженский монастырь. Владыка Игнатий отослал Авраамия из города в Богородицкий Селищенский монастырь.

Страшная засуха была Божиим наказанием за гонения на Авраамия, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить Литургию и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.



«И Бог услышал молитву праведника. Не успел ещё преподобный Авраамий дойти до своего монастыря, как появились на небе чёрные тучи, и полился сильный дождь, который шёл в течение нескольких часов и обильно напоил иссохшую землю. Возрадовались тогда жители Смоленска».

Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем.

Авраамий, кроме составления и ведения летописей, писал книги. В своем произведении «Слово о небесных силах, чего ради был создан человек», подчеркивает мысль, что основным оружием человека являются знания - без знаний жить нельзя.

Всем своим обликом Авраамий Смоленский показал, до каких духовно-нравственных высот сумела подняться домонгольская Русь. И духовным источником, духовным «двигателем» этого возрастания было образование, культура, неразрывно связанные с Православием.



Православная церковь причислила Авраамия Смоленского к лику святых и установила праздновать память о нем 3 сентября. Авраамий был похоронен в Авраамиевском монастыре в городе Смоленске. В этот день до 20-х годов XX века совершался из Успенского собора к Селищенскому монастырю крестный ход.

Проверка задания

Учащиеся «по цепочке» зачитывают записанные слова, характеризующие преподобного Авраамия. Возможная запись: в учении прилежен; превзошел своих сверстников; получил хорошее образование; раздал имущество вдовам и сиротам; много внимания уделял труду; ежедневно совершенствовал свои знания; изучал произведения русских и европейских авторов; совершенствовал искусство оратора, певчего, живописца; имел необыкновенный дар слова; обладал искусством объяснять; начитанный; умный; составлял летописи, писал книги; говорил о важности знаний для человека, называл знания оружием; образование и культура Авраамия были неразрывно связаны с Православием.

Учитель показывает слайд с изображением иконы Авраамия Смоленского. Посмотрите на икону. Как вы думаете, какие личностные характеристики Авраамия послужили причислению его к лику святых? Ответы учащихся.

Коррекция ответов. Все что мы узнали о судьбе святого, несомненно, говорит о нем, как о достойном, сильном человеке. Судьба преподобного Авраамия поучительна для нас.

Работа в парах / в группах

- Почему, обладая замечательными личностными качествами, Авраамий подвергся гонениям и клевете? Ответить на этот вопрос помогут собственные размышления над выдержками из «Жития преподобного Авраамия», написанного его учеником Ефремом.

Каждая пара (группа) получает свой отрывок (или отрывки) из жития святого, знакомится с содержанием, обсуждает, делает вывод.

  1. «Некоторые из священников, а другие из числа иноков помышляли, как бы восстать на него, и некоторые приходили из города, чтобы оскорбить и обидеть его, другие же лиходействовали и утверждали, что он ничего не знает по сравнению с ними и уходили стыдом посрамлённые. И снова не переставали они воздвигать на него крамолу в городе и повсюду, говоря: «Вот уже он обратил к себе весь город».

  2. «…начали они (т.е. священники) клеветать на него (Авраамия) епископу, другие же хулить его и досаждать ему, одни называли его еретиком, другие же говорили о нём: он читает глубинные книги, другие называли его пророком и многое другое говорили о нём, в чём блаженный был неповинен…»

  3. «…не мог стерпеть даже сам игумен, видя, что к Авраамию многие приходят, и, не желая этого, он отлучил Авраамия и сказал ему: «Я за тебя отвечаю перед Богом, а ты перестань поучать»; и возвёл на него другие обвинения».

  4. «Смоленское духовенство, видя в притягательной силе личности Авраамия угрозу для собственного благополучия, отнесли таланты преподобного к колдовским хитростям и тем самым возбудили жителей города против Авраамия». «Собрался на него весь город от мала до велика: одни говорят, что его нужно заточить, другие – здесь пригвоздить к стене и пожечь, а другие – утопить его, проведя через город».

  5. «Когда блаженный был приведён на суд, не нашли за ним никакой вины, но бесчинно попы, а так же игумены ревели на него, как волы; после того как князь и вельможи не нашли за ним никакой вины, проверивши всё и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него…»

- Как вы считаете, был ли Авраамий виновен в тех грехах, в которых его обвиняли?

- Какие чувства двигали его противниками? Как бы вы назвали эти грехи? (Жадность, зависть, клевета).

- Как Бог покарал смолян за их несправедливость?

Закрепление

Игра «Ассоциации».

– Какие ассоциации вызывает у каждого из вас преподобный Авраамий Смоленский (напишите не менее пяти).

Учитель. В начале урока мы говорили о том, что нелегко выбрать правильный путь, оставить достойный след в жизни, но на протяжении всей жизни нам необходимо все-таки выбирать. На выбор влияет духовное мироощущение человека, ситуации и обстоятельства, встречи и многое другое. Этот урок оставил какой – либо след в вашей душе? Хочется ли вам после знакомства с судьбой святого Авраамия Смоленского что – то в себе постараться изменить? Ответы учащихся.

Учитель. Духовный путь Преподобного Авраамия отмечен удивительным сочетанием высокой подвижнической жизни аскета, праведника, молитвенника с активным общественным служением, стремлением нести в мир свет и духовное обновление. Философ, проповедник, литератор и живописец, Авраамий Смоленский по праву считается одним из первых просветителей земли Смоленской. Его образованность и всесторонняя одарённость соединились в нём с истинно христианскими личными качествами: смирением, скромностью, нестяжанием, трудолюбием и огромной любовью ко всем людям. Память о Преподобном хранит наша земля до сих пор, и мы можем сделать так, чтобы всё, что завещал нам святой, сохранить и преумножить.

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас достойно вел себя в любой жизненной ситуации, смог простить и друзьям и недругам обиды, даже если простить очень трудно, тем самым освободив свое сердце и душу от обиды, а это значит стать сильнее, мудрее, добрее.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки.

Домашнее задание. Учащиеся выбирают домашнее задание.

Прочитать параграф 4, стр. 86-89.



  1. Пользуясь планом, составить устный текст на тему «Мой взгляд на личность Преподобного Авраамия Смоленского».

  2. Составить кроссворд, посвященный подвижнику Авраамию Смоленскому.

Тема: «Преподобный Авраамий, архимандрит Смоленский – «лествица высокого



благочестия духовного»

(работа с текстом житийной литературы)

Лукашенкова Ж.В., учитель русского языка, литературы и православной культуры МБОУ СОШ №33 города Смоленска.

Цели занятия:

- познакомить учащихся с личностью преподобного Авраамия Смоленского;

- развивать умения анализировать, обобщать учебный материал;

- воспитывать на примере святого Авраамия любовь к учению и наукам, стремление исправления собственных отрицательных качеств.



Зрительный ряд: иллюстрации икон «Небесная лестница», «Святой Авраамий Смоленский».

Учебная литература: М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Изд-во Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2002. Параграф 4. Стр. 86-89.

Ход занятия
I. Повторение. Актуализация знаний

- Кто такие монахи? Какова цель их жизни? (Монах есть ангел на земле. Цель его жизни – молитва за всех).

- Кто такие преподобные? (Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге, посвятившие себя строжайшему исполнению Христовых заповедей в удалении от мира – в пустынях, монастырях (Например, Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Сергий Радонежский).

Сегодняшний урок – продолжение работы с житийной литературой.

- Подумайте, какова цель житийной литературы? (Доказать святость главного героя, дать образец земной жизни, образ Духовного Подвига)

II. Работа по теме

Демонстрируется и комментируется икона «Небесная лествица».

Жизнь человека подобна лестнице: человек растет, совершенствуется, развивается, совершает добрые поступки – это движение вверх; ошибается, грешит, падает – это движение вниз. От самого человека зависит направление жизни. Ошибся, упал и … лежит, или же поднимается, исправляется и продолжает идти вперед и вверх с учетом опыта совершенных ошибок.

Попытаемся проследить, «пройти» путь святости по лествице духовного возрастания вслед за Авраамием Смоленским - по строкам его жития.

Работа в парах

1. Познакомиться с текстом жития Авраамия Смоленского, найти наиболее яркие строки, иллюстрирующие духовный подвиг (самосовершенствование) угодника Божиего. Записать эти строки в схеме (схема представлена в виде ступеней лествицы).

Возможная запись:



  1. Родился в благочестивой, христопослушной семье. Отец «украшен был правдою, помогал многим заступлениями в бедах, был милостив и смирен ко всем».

  2. Чудо при крещении. «Когда дитя омывали, многие святители священнолепно его словно благодатью крещения освещали, и некая жена весьма светло сияющая служила, держа одежды белые как снег».

  3. Воспитание в христианском духе и добрых нравах.

  4. Старательность в учении. «Не унывал отрок, как прочие дети, но скорым прилежанием учился: и на игры с прочими не ходил, но на божественное и церковное пение раньше всех приходил», ибо почила на юноше благодать Божия.

  5. Облачился в «одежды праведности», став монахом.

  6. Пожертвовал наследство на храмы и монастыри…облачился в лохмотья…и, уподобившись нищему, принял подвиг юродства.

  7. Постригся в иноческий чин с именем Авраамия в Богородичном Успенском монастыре (Селище).

  8. Дни, годы проводил в изучении Священного Писания, в чтении житий древних святых, работая в монастырском скриптории. Послушание.

  9. Принял на себя обязанности духовника: поучал исполнению заповедей Христовых и благому деянию.

  10. Щедрость к сиротам и вдовам. Забота об устроении монастыря. Святой Авраамий – талантливый иконописец. (Иконы: «Страшный суд», «Мытарства небесные»).

  11. Обвинения Авраамия. Требования его смерти: «одни говорили заточить, а другие – к столпу пригвоздить и зажечь, а иные - побить камнями».

  12. Великие беды городу.

  13. Лик святости.

2. Какие «ступени жития» произвели на вас впечатление? Имеются ли в житии Авраамия «ступени», которые вполне доступны современным школьникам? Подвести учащихся к ответу о старательности в учении: «Не унывал отрок, как прочие дети, но скорым прилежанием учился…».

3. Дайте название вашей лествице.

Возможные варианты: «За Христом, со Христом в сердце, ко Христу», «Лествица высокого благочестия духовного», «Лествица духовного возрастания» и др.



4. Запишите словом или словосочетанием вывод о жизни преподобного Авраамия Смоленского.

Возможные варианты: смиренное житие («…был весьма смирен»); искреннее подвижничество; богомудрие; аскетичность (суровая жизнь лишений: изнемождение постом и ночными бдениями).



5. Запишите обобщающие слова-характеристики личности преподобного Авраамия Смоленского.

Возможные варианты: широкая образованность; притягательность силы личности; таланты преподобного.



III. Итог урока

Значение образа в настоящее время. Жизненные стремления Авраамия и ценности современного человека.

Перед нами смиренный путь святого Авраамия - прообраз Небесной Лествицы. Жил святой Авраамий около восьми столетий назад. Подумайте, ценен ли для нас, живущих в 21 веке, образ подвижника, столь удаленного от нас во времени?

Святые и подвижники Земли Русской своей жизнью дают нам пример упорства в учении, мужества, силы духа, активной помощи ближнему и величайшего смирения (внутренней крепости). Яркий пример тому – образ Святого преподобного Авраамия Смоленского.

Святой Авраамий особо почитается на Смоленской земле, так в Свято-Успенском кафедральном соборе имеется сразу две иконы преподобного; смоляне возрождают в городе Свято-Преображенский Авраамиевский монастырь.



IV. Домашнее задание (на выбор)

  1. Нарисуйте ступени лестницы и подпишите под ними мудрый совет (пословицу, поговорку, мудрое изречение) кому-либо из ваших одноклассников.

  2. Описать эпизод из своей жизни, когда умственное размышление помогло справиться с трудной проблемой.

  3. Составить пятистрочие на тему «Авраамий Смоленский».

Схема пятистрочия:

1) Существительное – тема пятистрочия.

2) 2–3 прилагательных, которые раскрывают характерные признаки предмета или явления, заявленного в пятистрочии.

3) 3–4 причастия, деепричастия, глагола, раскрывающие действие, воздействие, свойственные явлению, предмету.

4) Фраза (предложение), раскрывающая суть предмета или явления. Она усиливает предыдущие 2 строки. (Также четвёртая строчка может представлять собой фразу, которая выражает личное отношение автора к описываемому предмету).

5) Слово – итог, вывод, подведение черты. Автор в этом слове выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. (Возможен после 5 этапа отрывок из «Евангелия», мудрое высказывание или пословица).



Вариант выполнения пятистрочия:

  1. Авраамий Смоленский

  2. Талантливый, образованный, богомудрый, смиренный, сильный духом.

  3. Аскетичность (суровая жизнь, лишения), подвижничество, свобода мысли.

  4. Притягательность силы личности.

  5. Святой.

Тема: «Житие Авраамия Смоленского и



определение типа подвига»

Урок с применением проектных технологий

Тишкевич С.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №17 города Смоленска.

Аннотация к уроку

Урок проводится при изучении «Жития Авраамия Смоленского» по курсу литературного краеведения. Проект, предложенный учащимся, предусматривает создание компьютерных презентаций по теме «Житие Авраамия Смоленского». Форма презентации, базирующаяся на использовании интегративных знаний и умений по истории и культуре родного края, на овладении основами информационных технологий, дала возможность учащимся показать продукт своей проектной деятельности.

На уроке группы учащихся работают с текстом жития, определяют тип подвига смоленского святого, собирая, классифицируя, систематизируя довольно объемный теоретический материал, который является во многом основой для восприятия и понимания житийной литературы. Для этого учащиеся обобщают опыт, накопленный ими в процессе изучения древнерусской литературы. Индивидуальное задание позволяет провести экскурс по репродукциям картин с изображением святых. Заканчивается урок комментариями учащихся о подвижнической жизни смоленского святого.

Домашнее задание включает создание электронного продукта проектной деятельности и его представление.


Задачи:

  • Систематизировать знания о древнерусских житиях, представленных в существующих программах.

  • Используя сравнительно-сопоставительный метод анализа художественных текстов и опираясь на освоенный ранее материал (древнерусские агиографические произведения), изучить особенности структуры жития святого праведного старца Авраамия Смоленского.

  • Выявить основные параметры сходства и различия в структуре канонических житий и исследуемого текста.

  • Ознакомившись с текстом жития, сделать вывод о типе житийного подвига смоленского подвижника.

  • Развивать внимание, аналитическое мышление, память, устную и письменную речь.

  • Воспитывать интерес к урокам литературы, к региональной смоленской и русской классической литературе.

  • Воспитывать эстетические чувства учащихся, формировать их духовную культуру.

Оборудование:

  • житийные тексты (“Житие Бориса и Глеба”, “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие протопопа Аввакума”), иллюстрации к ним;

  • репродукции икон.

Методы работы: групповой метод, метод проектов, экскурс в историю, углубленная работа с житийным текстом.

Приемы: работа с литературоведческими понятиями, выборочный сжатый пересказ текста, индивидуальные сообщения исследовательского характера, беседа, сопоставительные характеристики.

Учащимся перед уроком было дано опережающее задание: всему классу – прочитать текст жития святого Авраамия Смоленского, шести ученикам – используя пройденный материал (древнерусские жития святых), приготовить мини-сообщения о разных типах подвига праведников и вспомнить теоретический материал по изучаемой теме.



Тип проекта: исследовательский, творческий.

Проблема проекта

Учащиеся недостаточно глубоко понимают содержание памятников древнерусской литературы

Почему?

Не интересуются жизнью древнерусских святых, не понимают нравственную сущность их подвига

Что делать?

Изучить памятники древнерусской литературы в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием индивидуальных и групповых дифференцированных заданий.

Что получить?

Создание компьютерной презентации «Жизнь и подвиг Авраамия Смоленского»

Результат познавательный: углубление знаний об истории родного края и житийной литературы

Результат воспитательный: патриотическое, нравственно-духовное воспитание

Результат развивающий: коммуникативная, информационная компетентность



Предмет: литературное краеведение
Ход урока

Вступительное слово учителя: Почитание святых подвижников – неотъемлемая часть православной традиции. Для верующих они выступают в качестве посредников между земным и потусторонним мирами, свидетельствуя своими сверхъестественными возможностями о существовании царствия Божия. Святой – это человек близкий к Богу, наделенный способностью с Божьей помощью творить чудеса. Среди 380 наиболее известных русских святых, канонизированных до XX века, насчитывается не менее 220 преподобных (монахов, причисленных к лику святых). Одним из таких был преподобный Авраамий Смоленский.

Говоря о жанре жития сегодня, нам необходимо вспомнить, с какими древнерусскими житиями святых мы уже с вами познакомились в предыдущих классах?



Ученики: называют тексты, которые им знакомы (“Житие Бориса и Глеба”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие Александра Невского”, “Житие протопопа Аввакума”).

Учитель: Сегодня познакомимся с образцом смоленского жития ХII века, обобщим все знания об агиографической (житийной) литературе, рассмотрим житие уже названного святого Авраамия Смоленского.

Вспомним терминологический минимум и основные типы житийных подвигов.



Ученик, которому было дано задание подготовить теоретический материал по рассматриваемой теме представляет результаты работы. Рекомендуемая литература: В. Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М.,1994). Учащиеся класса выполняют краткие записи в тетрадях.

Житие – описание жизни святого, его биография, описание его пути к спасению, типа его святости.

Агиография – научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых; вся художественная литература и искусство, посвященные святым.

Агиограф, книжник – автор-составитель жития.

Житийный канон – с греческого “образец”; определенные правила составления жития.

Подвиг (подвижничество) – тот или иной способ спасения и служения Богу.

Подготовленные учащиеся по очереди представляют краткие сообщения по житиям. На доске и в тетрадях последовательно заполняется схема:





Учитель: Изученные жития – только маленькая часть огромного пласта агиографической литературы, соответственно, типов святости существует гораздо больше (столпничество, странничество, юродство, отшельничество и другие). Все уже прочитанные нами жития – общерусские, национально-значимые, их герои – национальнопочитаемые.

Работа по теме

Сегодня мы познакомимся с житием святого преподобного старца Авраамия Смоленского, определим тип подвига этого подвижника, уясним причины, по которым этот смоленский святой считается общецерковным святым.

Ученик выступает с сообщением, в котором звучит исторический комментарий к событиям, описанным в житии.

Примерное сообщение учащегося

Жизнеописание Авраамия было создано в середине XIII века учеником подвижника Ефремом. Оно бытовало на Руси в большом числе списков (правда, древнейшие из них относятся лишь к XVI веку). Первоначальная редакции переписывалась обычно под названием «Житие и терпение преподобного отца нашего Авраамия».

Сочинение Ефрема - типичный агиографический труд. Оно имеет вполне традиционную структуру: начинается с риторического вступления общего характера, а завершается риторическим послесловием с похвалой Авраамию. Центральная часть Жития - рассказ о жизни подвижника. Отличается обобщенно-отвлеченным в значительной степени характером. Так, например, Ефрем в своем сочинении не оставляет совершенно никаких хронологических указаний. Некоторые упомянутые им реалии позволяют думать, что Авраамий жил в конце XII - начале XIII века. Так, в Житии сказано, что он стал священником при Смоленском князе Мстиславе Романовиче, а он занимал Смоленский престол с 1197 года, а в 1214 году стал Киевским князем. В Житии, кроме того, фигурирует Смоленский епископ Игнатий, о смерти которого сообщает Троицкая летопись в статье за 1206 год. В Житии упоминается засуха, о которой известно и по летописям, которые относят ее к 1218-1220 годам. В Житии так же говорится, что подвижничество Авраамия длилось 50 лет. Таким образом, гипотетически можно предположить, что смерть Авраамия пришлась примерно на 40-е годы XIII века. Разумеется, точный год указать невозможно.

Основное содержание жизнеописания - рассказ о проповедническом служении Авраамия в Смоленске и его столкновениях с местным духовенством и жителями. В рассказе этом звучат три главных мотива: осенение подвижника Благодатью, что выражается в его особой учености и даре слова, его борьба с дьяволом и мучения в результате несправедливых обвинений и гонений, торжество победы в оправдании и обретении святости.

Работа с текстом в микрогруппах

Задание: используя текст жития святого праведного Авраамия Смоленского, выполнить краткие записи в карточках: события, эпизоды и характеристики, соответствующие пунктам плана.

Структура канонического жития

Вступление



  • сетования автора по поводу собственного невежества, необразованности (…____________________________________________)

  • выражение необходимости составления жития подвижнику, цитаты из Библии (..._____________________________________________)

Основная часть

  • рождение героя от благочестивых родителей (…___________)

  • детство героя (…______________________________________)

  • решение служить Богу – совершить подвиг (…____________)

  • собственно подвижничество (…_________________________)

  • чудеса (прозорливости, исцеления) (…___________________)

  • столкновения с “врагами”, победа над ними (…____________)

  • предсказание дня своей смерти (…_______________________)

  • кончина (…__________________________________________)

Заключение

  • посмертные чудеса (…_________________________________)

  • молитва святому, похвала (…___________________________)

Фронтальный опрос

Вывод, формулируемый учениками: Структура жития святого Авраамия Смоленского большей часть совпадает со структурой канонического жития.


  1. Экскурс по репродукциям икон (проверка индивидуального домашнего задания):

  • святые Авраамий и Меркурий Смоленские (икона 19 в.);

  • Авраамий Смоленский;

  • Авраамий Смоленский и Меркурий Смоленский.

Учитель: определяем тип подвига святого Авраамия Смоленского.

Выводы. Значение подвигов подвижника Смоленской земли для всех верующих людей Православной церкви (Авраамий Смоленский – святой национальнопочитаемый).

  1. Домашнее задание.

1) Перечитать “Житие”, подготовится к тестированию.

Тест следующего урока «Проповедник покаяния преподобный Авраамий Смоленский» может иметь следующие задания:



Задание: отметь один или несколько правильных вариантов:

  1. Выберите характеристики личности Авраамия Смоленского:

    Иконописец




    Проповедник




    Просветитель




  2. Для Авраамия Смоленского НЕ характерны:

    Смирение




    Скромность




    Тщеславие




  3. Кто написал житие Авраамия Смоленского?

    Игнатий




    Ефрем




    Герасим




  4. Отметьте верные утверждения:

    Авраамий Смоленский спас молитвой смолян от проливных дождей




    Авраамий Смоленский основал монастырь и назвал его своим именем




    Суд епископа Игнатия заточил Авраамия в Селищенский монастырь




    Свою жизнь Авраамий Смоленский закончил настоятелем монастыря




  5. Первоначальное название Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря:

Преображенский монастырь




Монастырь Положения риз Божией Матери




Дмитровский




2) Индивидуальное и групповое задание. Создание компьютерной презентации «Жизнь и подвиги Авраамия Смоленского».

Тема: «Святой преподобный Авраамий Смоленский: ученый, оратор, воин духовных рубежей…»



(занятие с элементами творческой мастерской)
Новак Л.Ю., педагог дополнительного образования, МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением иностранных языков города Смоленска.

Цель: воспитание чувства любви к Родине и к Отечеству; расширение знаний о христианском мировоззрении, о смысле жизни православного христианина.

Задачи:

  1. показать отражение христианских ценностей в жизни преподобного Авраамия Смоленского;

  2. знакомство с понятиями: душа, чистота ума, хранение ума, воля человека на примере жития святого Авраамия Смоленского;

  3. развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа, логического мышления, причинно-следственных связей, умения «делать» выводы, совершенствовать критическую самооценку и творческие способности обучающихся;

  4. определить духовно-нравственные ориентиры на пути совершенствования человека.

Оборудование:

  • ТСО: аудио, видео, ОУВ, мультимедийное сопровождение;

  • инструменты и материалы: рабочие листы бумаги, магнитная доска, магниты, фломастеры;

  • зрительный ряд: репродукции икон: «Преподобный Авраамий Смоленский», «Преподобный Авраамий и мученик Меркурий», репродукция: «Спасо-Преображенский храм Авраамиева монастыря»;

  • философский материал: фрагменты религиозно-философских работ святого преподобного Иоанна Лествичника, святителя Василия Великого;

  • музыкальный ряд: Чесноков. «Милость мира»; Л. Бетховен. Фрагмент из 6-й симфонии; музыка из кинофильма Э. Рязанова «Небеса обетованные».

Книжная выставка:

1.М.Ю. Андрицова и др. История православной культуры земли Смоленской. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

2. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – С.-Пб.: Сатисъ, 2004.

3. Новый завет. – М.: Даниловский благовестник, 2006.

4. Памятники литературы Древней Руси XIII века. – М.: Художественная литература, 1981.

5. Преподобный Авраамий Смоленский. – Смоленск: Отдел религиозного образования и катехизации Смоленской епархии, 2001.

6. Смоленские епархиальные ведомости, № 2, 2004.

Форма работы: индивидуальная, групповая.
Ход занятия

Эпиграфы

Недостаточно иметь веру, надо иметь знания о вере.

Преподобный Авраамий Смоленский
не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4,4)

1. Организационный момент.

1.1. Постановка темы занятия, целей, задач.

1.2. Представление зрительного ряда.

1.3. Работа с эпиграфами.

2. Социализация (вхождение в тему, анализ проблемы).

Группа учащихся показывает сценку «Преподобный Авраамий – просветитель земли Смоленской» (см. раздел «Сценарии внеклассных мероприятий»).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Почему неправедно осужденный иеромонах Авраамий не оправдывает себя, своих поступков, не приводит доказательств в свою защиту? Как бы вы поступили на месте преподобного Авраамия?



Ответы учащихся.

3. Деконструкция (разделение проблемы на части).

Учащимся предлагается для работы текст «Отрывок из жития преподобного Авраамия»:



«…такому дару и труду божественных писаний прилежа, и почитая, и како бы свой корабль своея души съ божиею помощию съблюсти многихъ бурь и волнъ, реку напастей отъ бесов и отъ человек, съ упованием непогружену отъ сихъ бедъ оного пристанища спасенаго доити и в тишину небеснаго Иерусалима Бога нашего приити. …Прибысть же Авраамий въ труде и в бдении день и нощъ, и мноземъ отъ мира притекати отъ него утешение приимати от святых книгъ».

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу:

1 группа

2 группа

3 группа

Выделите:

Главную мысль текста




Выделите:

Ключевые слова

(понятия)


Составьте вопросы разной сложности: Что? Кто? Для чего? Почему? Объясните свой выбор составленных вопросов. Сделайте вывод.

Выступление учащихся.

  1. Коррекция.

Прочитайте высказывания, проанализируйте их. Имеются ли в них разрешения заявленной ключевой проблемы?

Высказывания (проецируются на экран):

«Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною» (Преподобный Иоанн Лествичник).

«Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятельности и не жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)



Выступление учащихся.

Учитель (высказывает свою точку зрения):

«Я - свет миру», - говорит Господь в Евангелии. К этому свету всю свою жизнь стремился преподобный Авраамий. Бог дал ему талант ученого, он этот талант умножает, трудясь в изучении слова Божия, житий святых, переписывая книги, собирая первые в Смоленске библиотеки. Бог дал Авраамию дар оратора, и преподобный проповедует слово Божие, растолковывает его людям как никто иной. На проповедь Авраамия стекался весь город, в его речи народ находил ответы на множество вопросов, их волнующих. Благодать Божия через уста преподобного исходила и просвещала всех стремящихся жить по заповедям Господним. Оклеветанный, он уподобляется Иисусу Христу, терпит позор и унижения.

«Нет ничего тайного, чтобы ни стало явным», - читаем в Евангелии. Клевета раскрыта, претерпевший все до конца Авраамий, оправдан. Молящийся за своих обидчиков, он не держит в сердце зла, обид, все всем прощает и продолжает свое благородное дело.

Для преподобного Авраамия, как для православного христианина, трудолюбие – это любовь к труду во славу Божию и для пользы ближнего. Такой труд, как правило, требует усилий, а значит, тренирует волю, укрепляет желательную силу души, которая проявляется в виде желания, устремления к чему-либо. Бездельничанье же и праздность, напротив, поражают волю слабостью, недаром праздность называют матерью всех пороков. Действительно, от нечего делать, то есть когда нет полезного и интересного дела, находятся дела непристойные, не требующие усилий воли, душевного и физического напряжения. Преподобный Авраамий не позволял душе лениться, чтобы не ослабевала ее сила, а для этого хранил свой ум в чистоте от всяких греховных помыслов и преумножал свои знания о вере, все монашеские послушания он выполнял так, как будто его работу принимал сам Господь Бог. Преподобный говорил, что недостаточно иметь веру, надо иметь знания о вере, он воплощал в жизнь слова Спасителя: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

На экране вы видите икону, на которой изображены смоленские святые: преподобный Авраамий и мученик Меркурий. Святой воин Меркурий стоял на рубежах земли Смоленской, защищая ее от неприятеля. Таким же воином для земли Смоленской был и преподобный Авраамий, который стоял на духовных рубежах, призывая людей и словом, и делом, и всей своей жизнью творить добрые дела ближним своим, направляя их на путь спасения, познавать себя в Боге.

5. Конструирование знаний (объ­е­ди­не­ние час­тей, получение ново­го на их ос­но­ве про­дук­та).

Мы с вами живем в XXI веке, в цивилизованном, развитом обществе. Нужно ли нам сегодня заботиться о своей душе, сердечных помыслах, развивать свою волю? На какие рубежи можно направить свои умственные способности? Для чего мы получаем светское образование? На что мы расходуем свои таланты?



Задание: составьте схему духовного восхождения преподобного Авраамия и ответьте на вопрос: возможно ли такое духовное восхождение в наши дни. Звучит древнерусское песнопение.

Выступления учащихся.

Примерные материалы к схеме: Послушание родителям – любовь к храму – любовь к Богу – прилежная учеба – чтение книг – любовь к церковной музыке – забота о душе – забота о чистоте ума – хранение ума – милосердие – любовь к обездоленным – монашеский постриг – усердное послушание – развитие воли – любовь к людям – проповедь – смирение – кротость – незлобие – всепрощение – создание библиотек – труды во славу Бога.

6. Рефлексия.

Выскажите свое отношение к проделанной работе.



  • Что нового вы открыли в себе и узнали в ходе занятия?

  • Важна ли обсуждаемая сегодня тема?

Учитель благодарит учащихся за работу на занятии.
Библиография

1. Андрицова М.Ю. и др. История православной культуры земли Смоленской./М.Ю. Андрицова и др. История православной культуры земли Смоленской. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

2. Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия./Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – С.-Пб.: Сатисъ, 2004.

3. Новый завет. – М.: Даниловский благовестник, 2006.

4. Памятники литературы Древней Руси XIII века. – М.: Художественная литература, 1981.

5. Смоленские епархиальные ведомости, № 2, 2004.

Тема: «Просветитель земли Смоленской Авраамий:

жизнь и подвиги»
Лукашенкова Ж.В., учитель русского языка, литературы и православной культуры, МБОУ СОШ №33 города Смоленска.

Тип занятия – семинар

По характеру деятельности и его организационной форме это могут быть следующие занятия:



«Яко свеча на подсвечнике…»: преподобный Авраамий – великий просветитель земли Смоленской
1944.15kb.

23 09 2014
7 стр.


Вечер на Господи, воззвах: стихиры, глас 5

Радуйся, Церковь Русская,/ яко в горькия годы безбожных гонений/ украсилася еси сонмом новомучеников и исповедников,/ иже Христу Спасу верность соблюдоша,/ в нихже сияет преподобны

197.51kb.

27 09 2014
1 стр.


Святитель Питирим – духовный просветитель Тамбовской земли. Слайд №1

Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Ц

100.01kb.

02 10 2014
1 стр.


Суламифь положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные. Песнь Песней I

Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные

620.43kb.

17 12 2014
4 стр.


Сельма Лагерлеф Чудесная свеча

«Чудесная свеча» — это обработка легенды из времен крестовых походов, на которой был основан популярный флорентийский праздник

338.84kb.

09 10 2014
1 стр.


Преподобный Матфей Черниевский. Преподобный Иосиф Козловский

Радуйтеся, в иерарсех всечестнии; радуйтеся, в преподобных богомудрии; радуйтеся, в мучинецех пресветлии. Радуйтеся, вси святии Тамбовстии!

1318.14kb.

11 10 2014
9 стр.


Преподобный Варлаам Хутынский

М он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрест

12.91kb.

15 12 2014
1 стр.


2868,52 кв км. Численность населения (всего) 9599 чел

Смоленской области. Муниципальное образование граничит на север с Вяземским и Темкинским районами Смоленской области, на западе – с Ельнинским и Дорогобужским районами Смоленской о

62.72kb.

10 10 2014
1 стр.