Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О.С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека МКУК «Централизованная библиотечная система» Русско - Полянского муниципального района. – Русская Поляна, Омская область, 2012.

«Зачем на земле этой вечной живу»

Диспут

Цели:

  1. Формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям.

  2. Преодоление нравственного максимализма.

  3. Воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.

Задачи:

  1. Учиться излагать свою мысль, свое видение проблемы, не бояться высказывать ее публично.

  2. Учиться настаивать на своей точке зрения, доказывать свою правоту, уметь дискутировать.

  3. Уметь задавать вопросы себе и находить ответы, приводя в примеры случаи из окружающей жизни.

Оформление:

  • на стенах плакаты с темой мероприятия и вопросы диспута, высказывания великих людей;

  • за отдельными столами – лавка мудрых мыслей (учащийся исполняет роль Хранителя), служба социологических исследований (учащийся исполняет роль Социолога).

Оборудование: магнитофон, проигрыватель.

Звучит песня «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева).

Ход диспута

Вступительное слово ведущего.

Ведущий. Есть вопросы, которые можно отнести к категории вечных. И вопрос нашего диспута – один из них. Каждая эпоха представляет свой образ смысла жизни, счастья, расставляя ценностные приоритеты, формируя предпочтения и интересы человека. Казалось бы, стоит ли искать ответ на вопрос, когда до нас сотни, тысячи раз это делали другие? Стоит. И сегодня, когда жизнь настолько динамична, когда радикально изменились представления о привычных вещах и категориях – о добре и зле, чести и достоинстве, благородстве и справедливости, - задавать себе такие вопросы и искать на них ответы просто необходимо.

Ведущий. Итак, перед вами вопросы, на которые мы сегодня попытаемся ответить. А помогать нам в этом будут две службы: лавка мудрых мыслей и служба социологических исследований. Я призываю всех собравшихся к активному диалогу, но не забывать о корректности в отстаивании своего суждения, ибо, как сказал немецкий философ Эрих Фромм, «совершенно не имеет значения, кто прав в разговоре, самое главное – чтобы все сказанное было настоящим, подлинным».

Вопросы диспута:

  1. По мнению Джека Лондона, «истинное значение человека – жить, а не существовать». Так ли это?

  2. Человек рождается для счастья. Но в чем оно, счастье?

  3. Важно ли для человека признание других людей?

  4. Важно ли, что человек оставит после себя?

  5. Можно ли научиться счастью?

Ведущий предлагает начать обсуждение с первого вопроса, а по ходу обсуждения, чтобы добиться разных оценок, обращается за помощью к Хранителю или к Социологу.

Материалы к первому вопросу диспута.

Хранитель (по ходу обсуждения). «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: оно вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». Французский философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень.

«Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучать себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди». Французский писатель, мыслитель-афорист 18 века СебасьянРош Никола де Шамфор.

«Надо жить так, чтобы каждый прожитый день казался новым». Советский скульптор и художник Сергей Тимофеевич Коненков.

«Сама жизнь есть искусство – самое важное и в то же время самое трудное и сложное искусство для человека». Немецко-американский психолог и социолог 20 века Эрих Фромм.



Материалы ко второму вопросу диспута.

Ведущий. Жан Жак Руссо писал: «Каждый человек хочет быть счастливым, но для достижения счастья нужно прежде всего знать, что такое счастье». Давайте обратимся к Хранителю и спросим, как определяют счастье словари, как трактуется слово «счастье» в разных языках.

Хранитель. Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью. В латыни счастье называли фортуной , с французского оно переводится как шанс, с английского – удача. В русском языке слово имеет общеславянские корни. Приставка «с» в значении «хороший» и «часть» - «доля», «удел». И первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля, совместное участие».

Ведущий. Спектр счастья очень широк. Это может быть везение и удача в чисто житейском понимании. Это могут быть переживания, особенно радостные чувства. Это может быть одно мгновение в жизни, если оно было очень ярким. Потенциально человек создан для счастья. И каждый имеет свой идеал счастья, который с возрастом меняется. Это вполне объяснимо, поскольку с возрастом переосмысливаются цели, планы, весь образ жизни. Как понимаете счастье вы?

Рассуждения участников диспута.

Хранитель (по ходу обсуждения). Счастье в труде

«Одно из удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». Советский писатель А. Н. Толстой.

«Жизнь – это не то, что ты прожил, а то, что ты сделал». Пословица.

«Дереву цена по плодам, человеку - по делам». Туркменская пословица.

«Конь узнается в скачке, человек – в делах». Казахская пословица.

«Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет». Узбекская пословица.

«Праздная жизнь не может быть чистой». Русский писатель А. П. Чехов.

«Счастье дается тому, кто много трудится». Леонардо да Винчи.

Счастье в богатстве.

Жан Жак Руссо полагал, что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.



Социолог (по ходу обсуждения). Видимо, Руссо был неправ. В США провели исследование: благосостояние американцев в последние годы значительно возросло, но доля людей, заявивших, что они счастливы, выросла ненамного. Безусловно, если у человека в силу каких-то обстоятельств ухудшается материальное положение, он начинает чувствовать себя несчастным. Но исследования показали, что и в обратном случае человек испытывает душевный дисбаланс. Проведенный в Англии опрос 191 обладателя крупного выигрыша показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем раньше, но вместе с тем у них появились другие проблемы. Например, они стали ощущать зависть и враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью. Многие, получив крупный выигрыш, бросали работу, а в результате стали испытывать одиночество.

Материалы к третьему вопросу диспута.

Ведущий. Может ли человек быть счастлив сам по себе? Важно ли ему, что думают о нем другие? Или ему все равно? Пусть его ненавидят, презирают, завидуют ему. Нужно ли человеку признание других людей: друзей, коллег?

Рассуждения участников диспута.

Хранитель (по ходу обсуждения). «Добрый друг – великое сокровище».Пословица.

«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами. Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас». Древнеримский оратор Цицерон.

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив». Древнеримский философ Сенека.

«Самые богатые из людей не те , кто получал много, а те, кто как раз щедрее всех других раздавал себя людям». Русский писатель Леонид Леонов.

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным близким людям». Максим Горький.



Ведущий предлагает вспомнить легенду о Ларре из «Старухи Изергиль» М. Горького и обсудить ее. Рассуждения участников диспута.

Социолог (по ходу обсуждения). Можно ли быть счастливым, когда вокруг много страданий? Счастье и страдание всегда идут рядом. Жизнь человека, как маятник, качается от счастья к страданию и наоборот. Проведенные среди подростков анкетирования показали, что не замечают страдания среди учащихся 4-5 классов – 4,8%, среди 9 классов – 12 %, среди 18-летних – 14,1%.

Вторгаясь во владения Хранителя, хочу напомнить слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «Есть два пути быть счастливым. Логика старая – я хочу быть счастливым, мне нет дела до остальных. Логика новая – я хочу быть счастливым, но самый верный путь, если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив».

И еще несколько цифр. Для подростков главным является семья (23,4%), отсутствие проблем в школе(10,4%), и сама жизнь как процесс существования(9,1%). Для студентов – взаимопонимание (16,7%), семья(16,1%), любовь(11,7%), необходимость быть нужным людям(10,6%).

Материалы к четвертому вопросу диспута.

Хранитель (по ходу обсуждения). «В жизни нужно родить ребенка, построить дом и посадить дерево». Пословица.

«Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу». Древнегреческий мыслитель Пифагор.



Материалы к пятому вопросу диспута.

Ведущий. Можно ли научиться счастью? Наверное, у каждого свой рецепт счастья.

Хранитель (по ходу обсуждения). «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал. И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремиться к лучшему. Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье». Максим Горький.

Ведущий. Мы знаем советы Дейла Карнеги, как достичь успеха. Но мало кто сегодня вспоминает, что сам Карнеги шел к успеху, спотыкаясь и падая, и с большим успехом промахивался мимо всех поставленных им целей. Чтобы учить людей счастью, успеху, нужно ли самому быть счастливым?

Социолог (по ходу обсуждения).Люди привыклидумать, что советы, как прожить жизнь счастливо, в гармонии с самим собой и окружающими, может дать только тот, кому самому удалось быть счастливым. Польский писатель Мартин Грей прожил трудную, полную лишений и невзгод жизнь. Он был узником фашистских концлагерей, во время оккупации потерял родителей, а после войны – жену и четверых детей, трагически погибших во время пожара. Казалось бы, после таких потерь трудно подняться. И тем не менее Грей написал книгу «Сила жизни», которая для многих стала путеводителем в их повседневных поисках житейского счастья. Что же советует Мартин Грей тем, кто перестал радоваться каждому дню? Вот лишь некоторые из его советов:

  • прежде всего, задуматься над собой, отделить желания истинные от суетных и пустых;

  • наблюдать за людьми, учиться видеть их своеобразие;

  • наблюдать за миром, ведь ежесекундно все вокруг нас изменяется, и если мы не видим ничего нового, значит просто не умеем смотреть.

Ведущий. Ученые советуют:

  1. Любите своих близких. Уделяйте больше времени тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливым.

  2. Отдавайте много сил своей любимой профессии. Если вы любите свою работу, работайте как можно больше. Если не любите – постарайтесь ее сменить: это будет в конечном итоге выгоднее и для вас, и для общества. На работе мы проводим большую часть своей жизни, нельзя превращать это время в пытку.

  3. Помогайте другим людям: в нас глубоко заложен альтруизм – потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим, вы, во-первых, повышаете самоуважение, а во-вторых, снимаете с себя психические и физические стрессы. Результат – большая удовлетворенность жизнью, то есть приближенность к счастью.

  4. Постарайтесь быть счастливым. Понаблюдайте за собой, выясните, что вас радует, и стремитесь к этому (разумеется, не вступая в противоречие с законом).

  5. Физическая активность. Пока не совсем понятно почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик Павлов называл это чувство «мышечной радостью». Есть мнение, что при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танец – все, что вам доступно.

  6. Внесите в свою жизнь элемент новизны. Нас с детства воспитывают в

уверенности , что хороша только размеренная жизнь. Постоянный режим дня, устойчивые привычки, приверженность к одному месту работы, сложившемуся кругу общения, своему постоянному кафе или кинотеатру, проведение из года в год в одном и том же месте – все это не плохо, но человеку требуется новизна, возможность импровизации. Делайте время от времени «перебивку» - например, попробуйте иногда ездить на службу необычным маршрутом, заведите новое хобби, возьмите отпуск в нетрадиционный сезон…

  1. Не впадайте в отчаяние, если временами чувствуете себя глубоко несчастным. Это закон психологического маятника: если сегодня вы счастливы, неизбежно придет и обратное состояние, причем те, у кого маятник особенно сильно отклоняется в «плюсовую» сторону, должны примириться с тем, что велики будут и «минусовые» отмахи.

Жизнь прожить – не поле перейти. Но этот миг между прошлым и будущим хочется, ну просто очень хочется прожить счастливо. А иначе, зачем на земле этой вечной жить?

Звучит «Грузинская песня» Б. Окуджавы

Зачем на земле этой вечной живу. Диспут

Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О. С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека мкук «Централизованная библиотечная система»

86.21kb.

01 09 2014
1 стр.


Чайникова Валерия

Северный ветер приковал его к земле вечной мерзлотой. Застыла его кровь, остановилось дыхание богатыря. Так и остался он лежать в суровой северной земле, превратившись в полуостров

14.88kb.

25 12 2014
1 стр.


Сочинение «Я живу в России»

Он описывал мне много чудесных мест на Земле. Но я никак не мог понять, почему самой лучшей он назвал нашу страну – Россию. На мои вопросы он отвечал, что о нашей Родине рассказ бу

21.64kb.

10 09 2014
1 стр.


Мы живём в XXI веке. Способны ли мы на те подвиги духовные, которыми спасались для вечной жизни предыдущие поколения до безбожного периода нашей истории

Иногда, спустя много времени начинаем понимать, что хорошо, что произошло так, а не как мне хотелось. Воля Божия всё равно сбудется, но зачем же ропотом разрушать её плоды?

1659.91kb.

01 10 2014
9 стр.


Марченко Алексей Михайлович "Болезнь? Ну и хрен с ней!" Вступление Ну зачем, зачем вам еще одна книга

Ждете, что она подарит вам кавказское долголетие и сибирское здоровье? А зачем оно вам? За каким, простите, хреном?

2121.04kb.

24 09 2014
10 стр.


Название работы: «Почему я решил служить в Пограничных органах фсб россии»

Это и А. М. Зверев (Герой Советского Союза), и Ф. К. Того, братья Сенькины и многие-многие другие. Восемь ямальцев удостоены высшей воинской награды – Героя Советского Союза. И я г

34.81kb.

27 09 2014
1 стр.


Мой казахстан

Сегодня на этой земле живут народы, представители разных национальностей, но они себя гордо именуют казахстанцами

52.27kb.

25 12 2014
1 стр.


На земле всегда будут происходить опустошительные войны… и смерть не редко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари обратят свою ярость на всё, что найдётся живого вокруг, неся ему боль и разрушение

Я живу в удивительно красивом месте: вокруг леса, просторные поля. Бескрайние просторы России рождают в душе мысли о глобальности мира, о беспрерывном беге времени

173.27kb.

18 12 2014
1 стр.