Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О.С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека МКУК «Централизованная библиотечная система» Русско - Полянского муниципального района. – Русская Поляна, Омская область, 2012.
«Зачем на земле этой вечной живу»
Диспут
Цели:
-
Формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям.
-
Преодоление нравственного максимализма.
-
Воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
Задачи:
-
Учиться излагать свою мысль, свое видение проблемы, не бояться высказывать ее публично.
-
Учиться настаивать на своей точке зрения, доказывать свою правоту, уметь дискутировать.
-
Уметь задавать вопросы себе и находить ответы, приводя в примеры случаи из окружающей жизни.
Оформление:
-
на стенах плакаты с темой мероприятия и вопросы диспута, высказывания великих людей;
-
за отдельными столами – лавка мудрых мыслей (учащийся исполняет роль Хранителя), служба социологических исследований (учащийся исполняет роль Социолога).
Оборудование: магнитофон, проигрыватель.
Звучит песня «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева).
Ход диспута
Вступительное слово ведущего.
Ведущий. Есть вопросы, которые можно отнести к категории вечных. И вопрос нашего диспута – один из них. Каждая эпоха представляет свой образ смысла жизни, счастья, расставляя ценностные приоритеты, формируя предпочтения и интересы человека. Казалось бы, стоит ли искать ответ на вопрос, когда до нас сотни, тысячи раз это делали другие? Стоит. И сегодня, когда жизнь настолько динамична, когда радикально изменились представления о привычных вещах и категориях – о добре и зле, чести и достоинстве, благородстве и справедливости, - задавать себе такие вопросы и искать на них ответы просто необходимо.
Ведущий. Итак, перед вами вопросы, на которые мы сегодня попытаемся ответить. А помогать нам в этом будут две службы: лавка мудрых мыслей и служба социологических исследований. Я призываю всех собравшихся к активному диалогу, но не забывать о корректности в отстаивании своего суждения, ибо, как сказал немецкий философ Эрих Фромм, «совершенно не имеет значения, кто прав в разговоре, самое главное – чтобы все сказанное было настоящим, подлинным».
Вопросы диспута:
-
По мнению Джека Лондона, «истинное значение человека – жить, а не существовать». Так ли это?
-
Человек рождается для счастья. Но в чем оно, счастье?
-
Важно ли для человека признание других людей?
-
Важно ли, что человек оставит после себя?
-
Можно ли научиться счастью?
Ведущий предлагает начать обсуждение с первого вопроса, а по ходу обсуждения, чтобы добиться разных оценок, обращается за помощью к Хранителю или к Социологу.
Материалы к первому вопросу диспута.
Хранитель (по ходу обсуждения). «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: оно вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». Французский философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень.
«Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучать себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди». Французский писатель, мыслитель-афорист 18 века СебасьянРош Никола де Шамфор.
«Надо жить так, чтобы каждый прожитый день казался новым». Советский скульптор и художник Сергей Тимофеевич Коненков.
«Сама жизнь есть искусство – самое важное и в то же время самое трудное и сложное искусство для человека». Немецко-американский психолог и социолог 20 века Эрих Фромм.
Материалы ко второму вопросу диспута.
Ведущий. Жан Жак Руссо писал: «Каждый человек хочет быть счастливым, но для достижения счастья нужно прежде всего знать, что такое счастье». Давайте обратимся к Хранителю и спросим, как определяют счастье словари, как трактуется слово «счастье» в разных языках.
Хранитель. Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью. В латыни счастье называли фортуной , с французского оно переводится как шанс, с английского – удача. В русском языке слово имеет общеславянские корни. Приставка «с» в значении «хороший» и «часть» - «доля», «удел». И первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля, совместное участие».
Ведущий. Спектр счастья очень широк. Это может быть везение и удача в чисто житейском понимании. Это могут быть переживания, особенно радостные чувства. Это может быть одно мгновение в жизни, если оно было очень ярким. Потенциально человек создан для счастья. И каждый имеет свой идеал счастья, который с возрастом меняется. Это вполне объяснимо, поскольку с возрастом переосмысливаются цели, планы, весь образ жизни. Как понимаете счастье вы?
Рассуждения участников диспута.
Хранитель (по ходу обсуждения). Счастье в труде
«Одно из удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». Советский писатель А. Н. Толстой.
«Жизнь – это не то, что ты прожил, а то, что ты сделал». Пословица.
«Дереву цена по плодам, человеку - по делам». Туркменская пословица.
«Конь узнается в скачке, человек – в делах». Казахская пословица.
«Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет». Узбекская пословица.
«Праздная жизнь не может быть чистой». Русский писатель А. П. Чехов.
«Счастье дается тому, кто много трудится». Леонардо да Винчи.
Счастье в богатстве.
Жан Жак Руссо полагал, что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.
Социолог (по ходу обсуждения). Видимо, Руссо был неправ. В США провели исследование: благосостояние американцев в последние годы значительно возросло, но доля людей, заявивших, что они счастливы, выросла ненамного. Безусловно, если у человека в силу каких-то обстоятельств ухудшается материальное положение, он начинает чувствовать себя несчастным. Но исследования показали, что и в обратном случае человек испытывает душевный дисбаланс. Проведенный в Англии опрос 191 обладателя крупного выигрыша показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем раньше, но вместе с тем у них появились другие проблемы. Например, они стали ощущать зависть и враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью. Многие, получив крупный выигрыш, бросали работу, а в результате стали испытывать одиночество.
Материалы к третьему вопросу диспута.
Ведущий. Может ли человек быть счастлив сам по себе? Важно ли ему, что думают о нем другие? Или ему все равно? Пусть его ненавидят, презирают, завидуют ему. Нужно ли человеку признание других людей: друзей, коллег?
Рассуждения участников диспута.
Хранитель (по ходу обсуждения). «Добрый друг – великое сокровище».Пословица.
«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами. Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас». Древнеримский оратор Цицерон.
«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.
«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив». Древнеримский философ Сенека.
«Самые богатые из людей не те , кто получал много, а те, кто как раз щедрее всех других раздавал себя людям». Русский писатель Леонид Леонов.
«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным близким людям». Максим Горький.
Ведущий предлагает вспомнить легенду о Ларре из «Старухи Изергиль» М. Горького и обсудить ее. Рассуждения участников диспута.
Социолог (по ходу обсуждения). Можно ли быть счастливым, когда вокруг много страданий? Счастье и страдание всегда идут рядом. Жизнь человека, как маятник, качается от счастья к страданию и наоборот. Проведенные среди подростков анкетирования показали, что не замечают страдания среди учащихся 4-5 классов – 4,8%, среди 9 классов – 12 %, среди 18-летних – 14,1%.
Вторгаясь во владения Хранителя, хочу напомнить слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «Есть два пути быть счастливым. Логика старая – я хочу быть счастливым, мне нет дела до остальных. Логика новая – я хочу быть счастливым, но самый верный путь, если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив».
И еще несколько цифр. Для подростков главным является семья (23,4%), отсутствие проблем в школе(10,4%), и сама жизнь как процесс существования(9,1%). Для студентов – взаимопонимание (16,7%), семья(16,1%), любовь(11,7%), необходимость быть нужным людям(10,6%).
Материалы к четвертому вопросу диспута.
Хранитель (по ходу обсуждения). «В жизни нужно родить ребенка, построить дом и посадить дерево». Пословица.
«Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу». Древнегреческий мыслитель Пифагор.
Материалы к пятому вопросу диспута.
Ведущий. Можно ли научиться счастью? Наверное, у каждого свой рецепт счастья.
Хранитель (по ходу обсуждения). «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал. И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремиться к лучшему. Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье». Максим Горький.
Ведущий. Мы знаем советы Дейла Карнеги, как достичь успеха. Но мало кто сегодня вспоминает, что сам Карнеги шел к успеху, спотыкаясь и падая, и с большим успехом промахивался мимо всех поставленных им целей. Чтобы учить людей счастью, успеху, нужно ли самому быть счастливым?
Социолог (по ходу обсуждения).Люди привыклидумать, что советы, как прожить жизнь счастливо, в гармонии с самим собой и окружающими, может дать только тот, кому самому удалось быть счастливым. Польский писатель Мартин Грей прожил трудную, полную лишений и невзгод жизнь. Он был узником фашистских концлагерей, во время оккупации потерял родителей, а после войны – жену и четверых детей, трагически погибших во время пожара. Казалось бы, после таких потерь трудно подняться. И тем не менее Грей написал книгу «Сила жизни», которая для многих стала путеводителем в их повседневных поисках житейского счастья. Что же советует Мартин Грей тем, кто перестал радоваться каждому дню? Вот лишь некоторые из его советов:
-
прежде всего, задуматься над собой, отделить желания истинные от суетных и пустых;
-
наблюдать за людьми, учиться видеть их своеобразие;
-
наблюдать за миром, ведь ежесекундно все вокруг нас изменяется, и если мы не видим ничего нового, значит просто не умеем смотреть.
Ведущий. Ученые советуют:
-
Любите своих близких. Уделяйте больше времени тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливым.
-
Отдавайте много сил своей любимой профессии. Если вы любите свою работу, работайте как можно больше. Если не любите – постарайтесь ее сменить: это будет в конечном итоге выгоднее и для вас, и для общества. На работе мы проводим большую часть своей жизни, нельзя превращать это время в пытку.
-
Помогайте другим людям: в нас глубоко заложен альтруизм – потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим, вы, во-первых, повышаете самоуважение, а во-вторых, снимаете с себя психические и физические стрессы. Результат – большая удовлетворенность жизнью, то есть приближенность к счастью.
-
Постарайтесь быть счастливым. Понаблюдайте за собой, выясните, что вас радует, и стремитесь к этому (разумеется, не вступая в противоречие с законом).
-
Физическая активность. Пока не совсем понятно почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик Павлов называл это чувство «мышечной радостью». Есть мнение, что при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танец – все, что вам доступно.
-
Внесите в свою жизнь элемент новизны. Нас с детства воспитывают в
уверенности , что хороша только размеренная жизнь. Постоянный режим дня, устойчивые привычки, приверженность к одному месту работы, сложившемуся кругу общения, своему постоянному кафе или кинотеатру, проведение из года в год в одном и том же месте – все это не плохо, но человеку требуется новизна, возможность импровизации. Делайте время от времени «перебивку» - например, попробуйте иногда ездить на службу необычным маршрутом, заведите новое хобби, возьмите отпуск в нетрадиционный сезон…
-
Не впадайте в отчаяние, если временами чувствуете себя глубоко несчастным. Это закон психологического маятника: если сегодня вы счастливы, неизбежно придет и обратное состояние, причем те, у кого маятник особенно сильно отклоняется в «плюсовую» сторону, должны примириться с тем, что велики будут и «минусовые» отмахи.
Жизнь прожить – не поле перейти. Но этот миг между прошлым и будущим хочется, ну просто очень хочется прожить счастливо. А иначе, зачем на земле этой вечной жить?
Звучит «Грузинская песня» Б. Окуджавы