Задания по филологии.
Задание 1. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, прошедшего и будущего времени глагола? Приведите примеры.
Задание 2. В языкознании выделяется особый раздел, который изучает имена собственные. Это ономастика. Собственные имена людей называются антропонимами, географические названия – топонимами. Объясните другие термины ономастики: гидронимы, спелеонимы, космонимы, зоонимы, хрононимы, теонимы.
Задание 3. Прочтите слово ТИР. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик со старухой.
Задание 4. Расставьте ударение в словах: агент, верба, взяла, гнала, звонят, кашляни, премирование, анархия, свёкла, средство, экспертный, цемент, партер, положил, красивее, аналог, завидно, закупорить.
Задание 5. Разберите по составу выделенные слова:
Расточка деталей. Из земли показались три
росточка.
Задание 6. Какой частью речи является выделенное слово? (1-сущ, 2-прилаг., 3-наречием, 4-междометием, 5-частицей)
-
Направо был утёс, налево, пропасть( ) такая, что целая деревушка осетин казалась гнездом ласточки.
-
Я нашила пропасть( ), да после траура всё не решаюсь щеголять-то.
-
Тьфу пропасть! ( ) – говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
-
Ему страсть ( ) хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.
-
Наконец-то наступило тепло ( ).
-
Помещение тепло ( ) и просторно ( ).
-
Хозяин тепло ( ) приветствовал гостя.
Задание 7. Напишите числительные словами.
Альбом с 888 иллюстрациями, экскурсия продолжалась 4 суток, 755-миллионный вклад, переписка с 98 странами, встретиться с 200 учениками, 9-метровый 100-летний дуб, школьная библиотека располагает 2483 книгами.
Задание 8. Укажите подходящее по смыслу определение.
-
протокол (1. дипломатический - 2. дипломатичный)
-
прибор (1. дефективный - 2. дефектный)
-
рояль (1. кабинетный - 2. кабинетский)
-
законодательство (1. жилое - 2. жилищное)
-
кости (1. игорные - 2. игральные)
-
мастерство (1. исполнительное - 2. исполнительское)
-
дом (1. доходный - 2. доходчивый)
-
сосульки (1. ледяные - 2. ледовые)
-
человек (1. бережливый - 2. бережный)
-
призрак (1. бесплодный - 2. бесплотный)
-
проситель (1. благородный - 2. благодатный)
-
отдых (1. благотворный - 2. благотворительный)
-
механизм (1. взводной - 2. взводный)
-
листок (1. волосатый – 2. волосистый)
Задание 9. Определите тип сказуемого. 1 – простое глагольное, 2 –составное глагольное, 3 – составное именное.
-
Я могу прочитать лекцию.
-
Ваше «потом» очень условно.
-
Корабль был смыслом и содержанием жизни.
-
Учитель отправил нас домой готовиться к экзамену.
-
Во влажном саду пахло душистым теплом.
-
Вишнёвый сад теперь мой.
-
Ты будешь решать, кого послать вперёд.
-
Это было красивое место.
-
Мальчики решили ползти по одному, друг за дружкой.
-
Снег становился всё белее и ярче.
-
Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.
-
По ночам земля гулко лопалась.
-
Вечерами брат учил меня рисовать.
-
Мы посоветовали ему обратиться к врачу.
-
Дворец казался островком печальным.
-
Он не хотел ничего менять в своей жизни.
Задание 10. Подчеркните неверные ответы в определении грамматических и синтаксических признаков.
-
Решавший (задачу) – действительное причастие, прошедшее время, несовершенный вид.
-
(дикое) племя – имя сущ., средний род, 2-е склонение.
-
Брить (подбородок) – глагол, 2-е спряжение, несовершенный вид.
-
Каждый (человек) – определительное местоимение, ед. число.
-
Вкусное (мороженое) – имя существительное, средний род.
-
Что посеешь, то и пожнёшь – односоставное, неопределённо-личное.
-
Внутри просторной дорожной коляски было темно – односоставное, безличное.
-
Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи – сложноподчинённое, придаточное места.
-
Поглядевши вокруг себя, он вывел своё оригинальное заключение, что служба не есть сама цель, а только средство куда-нибудь девать кучу люда – сложноподчинённое, придаточное изъяснительное.
-
Николай Петрович предложил мне спеть для гостей. - простое предложение, составное глагольное сказуемое.