Перейти на главную страницу
Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, порядок взаимодействия Фонда национального благосостояния и государственных органов, а также отдельные особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) косвенное владение — владение акциями (долями участия) юридического лица через третьих лиц Фондом или компанией;
2) компании — национальные институты развития, национальные компании и другие юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности или доверительного управления;
3) группа Фонда — Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых настоящим Законом устанавливается специальное правовое положение.
В группу Фонда не входят:
юридические лица, акции (доли участия) которых поступили в собственность банка, входящего в группу Фонда, при объявлении торгов по реализации заложенных акций (долей участия) несостоявшимися в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
банки, акции которых поступили в собственность Фонда по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в целях защиты интересов кредиторов банка и обеспечения устойчивости банковской системы Республики Казахстан;
4) Фонд национального благосостояния (далее — Фонд) — национальный управляющий холдинг.
1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
3. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее правовое положение акционерных обществ, а также законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе применяется к группе Фонда, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
4. Законодательство Республики Казахстан об инвестиционных фондах не распространяется на компании, входящие в перечень, утверждаемый Правительством Республики Казахстан.
Статья 3. Вопросы собственности на акции Фонда
Акции Фонда являются исключительной собственностью государства и не подлежат отчуждению.
1. Основной целью деятельности Фонда является повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективного управления активами, входящими в группу Фонда.
2. Задачами Фонда являются:
1) повышение конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности организаций, входящих в группу Фонда;
2) внедрение в группе Фонда наилучшей практики корпоративного управления;
3) стимулирование разработки и внедрения в группе Фонда инновационных процессов и технологий;
4) участие в привлечении инвестиций в Республику Казахстан, а также создание условий для инвестиционной активности организаций, входящих в группу Фонда;
5) разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов, участие в разработке и реализации программ диверсификации казахстанской экономики;
6) участие в реализации программ, направленных на развитие предпринимательства, а также улучшение инвестиционного климата в Республике Казахстан, с учетом основных направлений государственной политики;
7) участие в реализации социально-значимых, индустриально-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию Республики Казахстан, на условиях, установленных настоящим Законом.
Деятельность Фонда основывается на следующих принципах:
1) соблюдения интересов государства как единственного акционера Фонда;
2) доходности, эффективности, транспарентности и отчетности деятельности Фонда и других организаций, входящих в группу Фонда;
3) системности и оперативности в принятии решений и их реализации;
5) социальной ответственности Фонда.
Органами Фонда являются:
1) высший орган единственный акционер;
2) орган управления совет директоров;
3) исполнительный орган правление;
4) иные органы, в соответствии с уставом Фонда.
1. Единственным учредителем и акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан.
2. К исключительной компетенции единственного акционера Фонда относятся:
Порядок принятия решений единственного акционера Фонда определяется Правительством Республики Казахстан.
1. Совет директоров Фонда состоит из председателя и членов, избираемых единственным акционером.
2. Председателем совета директоров Фонда является Премьер-Министр Республики Казахстан по должности.
Состав совета директоров Фонда формируется из числа членов Правительства Республики Казахстан, председателя правления Фонда и независимых директоров.
Количественный состав совета директоров определяется уставом Фонда, при этом число независимых директоров должно быть не менее двух пятых от количественного состава совета директоров.
3. К исключительной компетенции совета директоров Фонда относится принятие решений по следующим вопросам:
5. Деятельность совета директоров Фонда обеспечивается Корпоративным секретарем, в том числе, формирующим повестку дня заседания совета директоров и направляющим уведомления членам совета директоров Фонда о проведении заседания, и Фондом.
2. Комитеты совета директоров Фонда состоят из членов совета директоров Фонда и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете.
В случае, если вопрос, выносимый на рассмотрение совета директоров Фонда входит в полномочия какого-либо комитета, им в обязательном порядке предварительно рассматривается соответствующий вопрос и готовится по нему заключение.
Председатель правления Фонда не может быть председателем комитета совета директоров Фонда.
3. В целях повышения качественного уровня принятия решений советом директоров Фонда, в рамках годового бюджета Фонда предусматриваются средства для привлечения консультантов, в том числе международных, по вопросам, рассматриваемым советом директоров или его комитетами.
4. Порядок формирования и работы комитетов совета директоров Фонда, их полномочия, количественный состав устанавливаются внутренними документами, утверждаемыми советом директоров Фонда.
1. Правление Фонда состоит из председателя правления, его заместителей и иных лиц.
4. Наряду с вопросами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», к компетенции председателя правления Фонда относятся:
1) принятие решений о назначении проверок (ревизий) в компаниях и иных юридических лицах, более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеют компании;
2) дача прямых (оперативных) поручений для исполнения компаниям, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, по вопросам их деятельности;
3) привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей исполнительных органов компаний, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления;
4) принятие решений по иным вопросам в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда.
2. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в оперативную (текущую) деятельность Фонда, организаций, входящих в группу Фонда, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
3. Предоставление отчетности Фондом и организациями, входящими в группу Фонда, государственным органам, за исключением отчетности предоставление которой прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется посредством размещения соответствующей информации на интернет-ресурсе Фонда.
Правила предоставления отчетности Фондом государственным органам посредством размещения соответствующей информации на интернет-ресурсе Фонда, сроки предоставления и формы отчетности, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
2. Представитель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета является членом специализированного комитета при совете директоров Фонда - экспертом с правом голоса, который вправе инициировать проведение проверки по анализу влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики.
3. Совет директоров вправе дать поручение председателю Правления сформировать ревизионную группу по проверке, в состав которой может входить представитель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
4. Результаты проверки организации, входящей в группу Фонда, оформляются актом проверки ревизионной группы, который представляется совету директоров Фонда.
5. При выявлении случаев неэффективной деятельности организации, входящей в группу Фонда, органы Фонда принимают меры, необходимые для повышения эффективности деятельности такой организации.
1. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут участвовать в реализации социально-значимых и индустриально-инновационных проектов, с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах, по направлениям деятельности Фонда.
2. В случае реализации Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, по решению Правительства Республики Казахстан, социально-значимых и/или индустриально-инновационных проектов которые не являются доходными, Фонду либо организации, входящей в группу Фонда, оказываются следующие меры государственной поддержки:
1) предоставление бюджетного кредитования, бюджетных субсидий и/или осуществления бюджетных инвестиций;
2) предоставление государственных гарантий при заимствовании Фондом;
3) предоставление государственного задания.
1. Стратегия развития Фонда – документ, определяющий и обосновывающий миссию, видение, стратегические направления деятельности, цели и задачи Фонда по управлению компаниями, направленные на увеличение долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективное управление активами, входящими в группу Фонда.
Стратегия развития Фонда разрабатывается на десять лет с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах, по направлениям деятельности Фонда.
2. В целях реализации стратегии развития разрабатывается план развития Фонда на пять лет. Требования к содержанию плана развития Фонда определяются советом директоров Фонда, на основе минимальных требований к его содержанию, утверждённых уполномоченным органом по государственному планированию. Компании привлекаются к разработке стратегии развития Фонда в пределах своей сферы деятельности.
3. В национальных компаниях, входящих в группу Фонда, разрабатываются на десять лет стратегии развития национальных компаний на основе стратегии развития Фонда. Стратегия развития национальной компании утверждается высшим органом национальной компании.
Советами директоров национальных компаний утверждаются планы развития, разрабатываемые сроком на пять лет в целях реализации их стратегий развития.
1. Управление в группе Фонда осуществляется в соответствии с наилучшей практикой корпоративного управления и на основе следующих принципов:
1) увеличение рыночной стоимости активов компаний;
2) эффективность системы корпоративного управления;
3) эффективность дивидендной политики;
4) раскрытие информации и прозрачность.
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ФОНДА
1) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан отчуждаемых собственниками стратегических объектов;
2) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики;
3) право на приобретение акций банков в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
2. В порядке и на условиях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», государство в лице Правительства Республики Казахстан или по решению Правительства Республики Казахстан Фонд или национальная компания по недропользованию обладают приоритетным правом приобретения отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) пакета акций (доли участия) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, а также в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан.
Статья 19. Закупки товаров, работ и услуг
1. Специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законодательными актами Республики Казахстан, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемым Фондом и организациями, более пятьюдесятью процентами акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд.
2. Закупки товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, производятся на основании правил, утверждаемых советом директоров Фонда.
3. Юридические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны иметь структурное подразделение, ответственное за выполнение процедур организации и проведения закупок в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда.
4. Фонд осуществляет методологическое руководство, мониторинг и анализ по вопросам закупок товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
5. При проведении закупок товаров, работ и услуг лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, должны:
1) предусматривать в тендерной документации, представляемой участникам тендера, требования по условному снижению цен участников тендера - отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг;
2) применять условное снижение цен при рассмотрении заявок отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг и выборе победителя тендера;
3) при равенстве ценовых предложений участников тендера отдавать предпочтение отечественным товаропроизводителям и отечественным поставщикам работ и услуг.
6. Казахстанское содержание определяется по единой методике расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
7. Информация по казахстанскому содержанию в закупках товаров, работ и услуг предоставляется консолидировано в лице национального управляющего холдинга в уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере индустрии и индустриально-инновационного развития, по форме и в сроки, установленные им.
2. Организации, входящие в группу Фонда, вправе предоставлять иным организациям, в том числе входящим в группу Фонда, кредиты (займы) в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.
3. Порядок и условия предоставления кредитов (займов), указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются внутренней кредитной политикой, утверждаемой советом директоров Фонда.
4. Фонд и организации, входящие в группу Фонда могут оказывать спонсорскую и благотворительную помощь в соответствии с политикой оказания спонсорской и благотворительной помощи, утверждаемой советом директоров Фонда, в которой предусматривается лимит размеров оказания спонсорской и благотворительной помощи.
Сделки между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлены особые условия, заключаются без их применения в порядке, определяемом советом директоров Фонда.
Порядок приобретения на вторичном рынке ценных бумаг тридцати и более процентов голосующих акций акционерных обществ, установленный Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», не применяется в отношении Фонда или юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций которых прямо или косвенно владеет Фонд.
1. Имущество, находящееся в государственной собственности, по решению Правительства Республики Казахстан может передаваться в оплату размещаемых акций Фонда.
2. Имущество, находящееся в государственной собственности, по решению Правительства Республики Казахстан может передаваться в собственность Фонда в обмен на другое имущество, находящееся в собственности Фонда в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
1. В уставе компании, все голосующие акции которой находятся в собственности Фонда, вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», могут быть отнесены к компетенции совета директоров такой компании, за исключением вопросов:
1) внесения изменений и дополнений в устав или утверждения устава в новой редакции;
2) добровольной реорганизации или ликвидации;
3) определения количественного состава, срока полномочий совета директоров, избрания его членов и досрочного прекращения их полномочий;
4) определения размера и условий выплаты вознаграждений членам совета директоров;
5) введения и аннулирования «золотой акции».
2. В уставе компании, все голосующие акции которой находятся в собственности Фонда, вопросы, входящие в исключительную компетенцию совета директоров в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», могут быть отнесены к компетенции исполнительного органа указанной компании, за исключением вопросов:
1) определения приоритетных направлений деятельности;
2) принятия решения о размещении (реализации), в том числе о количестве размещаемых (реализуемых) акций в пределах количества объявленных акций, способе и цене их размещения (реализации);
3) принятия решения о выкупе обществом размещенных акций или других ценных бумаг и цене их выкупа;
4) определения количественного состава, срока полномочий исполнительного органа, избрания его руководителя и членов (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа), а также досрочного прекращения их полномочий;
5) определения размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования руководителя и членов исполнительного органа (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа);
6) определения количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначения его руководителя, а также досрочного прекращения его полномочий, определения порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита;
7) назначения, определения срока полномочий корпоративного секретаря, досрочного прекращения его полномочий, а также определения размера должностного оклада и условий вознаграждения корпоративного секретаря.
Фонд и его должностные лица несут ответственность в порядке и на основаниях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Президент
Фонда национального благосостояния и государственных органов, а также отдельные особенности правового положения юридических лиц, акции
15 09 2014
1 стр.
В астане состоялось расширенное совещание ао «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К. К
25 12 2014
1 стр.
Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет правовое положение Президента Республики Казахстан
25 12 2014
1 стр.
Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального банка Республики Казахстан долж
25 12 2014
1 стр.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении о
25 12 2014
1 стр.
Опубликование, регистрация, учет и хранение международных договоров Республики Казахстан
24 09 2014
2 стр.
Календарь памятных и знаменательных дат Республики Казахстан на 2011 год (по документам, хранящимся в фондах Национального архива Республики Казахстан). – Астана, 2011 г. 25 с
14 12 2014
1 стр.
Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования
25 12 2014
7 стр.