Перейти на главную страницу
МС РФ в юридическом лице своего центрального органа - ФМС МВД РФ, является подсистемой системы федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, перспективы развития и эффективность функционирования МС зависят от того, насколько органично ее функции взаимосвязаны с генеральными функциями государственной власти в РФ.
Так, законодательная власть нормирует представления о желаемом развитии миграционной ситуации, перекладывая эти представления на административно-правовые нормы и создавая юридическое обеспечение пространства проектируемой миграции. Судебная власть, стоящая на страже соблюдения Закона, обеспечивает справедливость процедурного взаимодействия, повышает уровень доверия и общественной солидарности. Исполнительная власть формирует проектное пространство страны, в том числе она проектирует миграцию (из-за рубежа, внутри страны и за ее пределы), указывая на желаемое развитие миграционной ситуации, перекладывает представления о желаемом развитии миграционной ситуации на административно-правовую, организаторскую деятельность.
Следовательно, основываясь на принципах адаптивности и адекватности МС к существующим в РФ ветвям власти, представляется обоснованным при декомпозиции МС оперировать составляющими ее подсистемами управления, права, информатизации и обеспечения, так как:
В процессе изучения онтогенеза МС РФ был сделан вывод о доминировании исследований, ориентированных на миграционную политику, особенности норм международного права в сфере миграции, глобальную, национальную, региональную и местную миграционную ситуацию. Исходя из того, что понятие «миграционная система» двусложное, представляя синтез двух понятий «система» и «миграция» (от лат. migratio - переход, переезд, переселение; прил. - миграционная), дальнейший поиск был сосредоточен на дефиниции обоих понятий.
В результате обобщения существующих подходов и точек зрения, специальной справочной литературы установлено отсутствие юридического определения термина «миграция», как на международном, так и на российском уровне.1 Парадоксальность данного обстоятельства, по мнению автора, в определенной степени является косвенным признаком неупорядоченности миграционной деятельности в России, в соответствии с заявленными приоритетами политики в области административно-правового регулирования миграции. Вместе с тем закономерным итогом поиска стал факт свободной трактовки понятия «миграция» российским законодательством без обоснования (установления) его дефиниции. А ведь помимо этого понятия, юридический обиход составляют еще более десятка основных однокоренных терминов: «миграционный процесс», «иммиграционный контроль», «мигрант», «эмигрант», «трудовой иммигрант» и др.
Изучение ряда основных семантических источников показало, что под «миграцией» понимают2 перемещение, переселение. Миграция населения -«перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства»; «переезд людей из одной страны в другую с намерением обосноваться» и др.
Сопоставление семантических характеристик термина «миграция» позволяет заключить, что вне зависимости от области его употребления общее значение этого термина не изменяется, является закономерным, что указывает на общенаучность его сущности как территориального перемещения людей.
Л.Л. Рыбаковский, отмечая, что «перемещение и переселение - отнюдь не синонимы» именует миграцию в узком и широком смысле слова: «в узком смысле слова миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства»; в широком же смысле - это «территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности».1
По мнению Т.Я. Хабриевой, понятие «миграция» существует только в привязке к причинам пространственных перемещений, их длительности и предполагает пересечение лицом пространственных границ, т.е. в этих понятийных рамках должна быть дифференциация.2 В противном случае, «если мигрантом будет признаваться всякое лицо, осуществляющее любое перемещение», использование данного определения в тексте законодательных актов будет затруднительно.
Автор разделяет онтологические подходы Л.Л. Рыбаковского и В.М. Баранова. Однако, с нашей точки зрения, для эффективного функционирования МС не должно быть свойственно «преимущественно контролируемое государством территориальное перемещение людей». Если это обстоятельство отнести к явлению нелегальной миграции, то как тогда можно вести речь о «совокупности правоотношений». К тому же словосочетание «в большинстве случаев влекущего» требует обоснования.
Более устойчивым и всеобъемлемым с точки зрения его признаковых характеристик представляется определение миграции как совокупности правовых нормативных отношений при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса.
Такое определение учитывает: юридический аспект — «совокупность правовых нормативных отношений», возможность «приобретения нового правового статуса»; процессуальный аспект — «проектирование и территориальное перемещение людей», а также указание на приживаемость на новом месте жительства. Кроме того, оно отражает интересы государства именно «государственным регулированием» данного явления, интересы общества (319 общественных организаций в 55 субъектах РФ)1 и личные интересы переселенцев (миллионов перемещающихся лиц). Причем вести речь о перемещении, «связанном с поиском лучших условий жизни», уместно не для всех категорий мигрантов. Нелегалы, особенно занимающиеся преступной деятельностью или вовлеченные в нее, таким поиском вряд ли удручены. Трудовых мигрантов, законно прибывших в страну, заботят в основном размеры заработанной платы и возможно меньшие издержки на период пребывания в стране въезда т.д.
Исходя из того, что разработка понятийного аппарата - уточнение (выработка) основных категорий, понятий и терминов - требует специального исследования, в данной работе представляется достаточным ограничиться только теми из них, которые непосредственно связаны с избранным предметом. Вместе с тем автором использованы обоснованные в ряде научных трудов понятия. В целом в результате проведенной работы сущность и содержание некоторых понятий уточнена, других - определена, третьих -ограничена уже устоявшимся их обиходным употреблением в сфере миграционной деятельности. Далее представляется необходимым изложить использованные подходы, что обусловлено решением задачи обоснования сущности и структуры МС через определение сущности и структуры миграционного процесса.
Обоснование основных подходов к определению сущности и структуры миграционного процесса
В процессе изучения основных подходов к определению сущности и структуры миграционного процесса установлено, что ему присущ результативный характер по отношению к движению населения вообще, что единого понимания сущности движения населения среди ученых не достигнуто, а преобладающими являются следующие подходы:
Таким образом, большинство социологов и демографов выделяют социальное, естественное и миграционное движения населения.
Социальное движение существует в широком и узком значении. Если в широком значении к нему относятся все общественные отношения, включая демографические, то в узком - лишь специфическая область отношений. В целом под социальным движением понимаются все виды движения населения в социальной сфере (профессиональное, образовательное, межотраслевое и др.) за исключением естественного и миграционного. Ему присущи: изменения сфер занятости, рода занятий, квалификации и другие, такие как социальное развитие (рост квалификационного и образовательного уровня), а также изменения социального статуса (социальное перемещение - внутри или межотраслевое движение кадров, изменение профессии и др.).
Вместе с тем социальное перемещение и социальное развитие - не синонимы, поскольку индивид, коллектив (семья) и народонаселение представляют собой единичное, особенное и всеобщее, отличающееся спецификой свойств и отношений. Они могут выражаться соответствующими индикаторами - личностными характеристиками, средними и структурными показателями.
Миграционное движение объединяет в социальном движении все, что не входит в естественное движение, составляющие предмет демографии, как науки о систематизированных знаниях об общем и особенном в естественном и миграционном движении населения, их закономерностях (воспроизводства и миграции населения), факторах и последствиях.
Несмотря на то, что современная законодательная основа регулирования миграционных процессов достаточно широка, анализ правовых источников, характеризующих сущность и структуру миграционного процесса, исчерпывающих результатов не дал.1 На концептуальном уровне установлено, что: в проекте Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации речь идет о том, что «миграционные процессы влияют на государственную безопасность, общественное согласие, экономическую и демографическую ситуацию в стране»;2
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации также понятие «миграционный процесс» не определяет, оперируя термином «миграционные процессы» без его сущностно-содержательной характеристики.3 Несмотря на то, что термин «миграционные процессы» в Концепции употребляется в 16 случаях, составить определенную характеристику того, что собой подразумевают «миграционные процессы», не представляется возможным. Еще сложнее выйти на установление сущности непосредственно «миграционного процесса».
Тем не менее для продолжения исследования важно учитывать, что «концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации ...представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами». Иными словами, речь идет об управляющем воздействии органов государственной власти на миграционные процессы. В то же время «правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права». В этом случае уместно констатировать превалирование управляющего государственного воздействия над правовым регулированием миграционных процессов или исполнительной власти над законодательной.
Весьма интересными являются результаты систематизации автором 37 основных функций ФМС.1 С учетом их взаимного дублирования Федеральной миграционной службе условно присущи: управленческих - 9, правовых нормативных - 11, информационных - 4 и обеспечивающих -13 функций. Следовательно, для функционирования ФМС характерно превалирование обеспечивающих и нормативных правовых функций, причем сердцевину деятельности ФМС составляют ее законодательная и административно-правовая основы. Это важный вывод для продолжения исследования.
Вместе с тем заметим, что до 9 марта 2004 г. регулирование миграционных процессов в РФ в большей или меньшей степени составляло деятельность 12 федеральных государственных структур исполнительной власти (министерств - 8, служб - 1, комитетов - 1, управлений - 1, комиссий –I),2 а ныне является прерогативой деятельности ФМС, подведомственной МВД России в ведении Президента РФ. В ходе онтогенеза миграционного процесса установлено, что с 1973 г. в отечественной науке он представлен концепцией трех его стадий, включающих формирование миграционной подвижности, собственно переселение и приживаемость новоселов в местах вселения.
Основоположник этой концепции Л.Л. Рыбаковский под миграционным процессом обосновал - «множество событий, влекущих за собой смену места жительства».3 При этом он выделяет одни события как явные (переселение), другие - латентные (формирование подвижности), а чтобы все эти события представляли собой процесс (прибытие, выбытие), они должны составить статистически значимую совокупность. Далее, в процессе представления своей концепции, Л.Л. Рыбаковский дает еще несколько определений миграционному процессу. Он полагает, что это — «взаимодействие двух противоположно направленных относительно однородных серий событий» (поток выбытий и поток прибытий); с формальной стороны, - «зафиксированная в пространстве и времени серия миграционных событий» (фиксация осуществляется в момент регистрации мигрантов на новом и старом местах жительства); по существу - «совокупность собственно переселений». В более свежем издании его взгляды на сущность миграционного процесса изменений не претерпели: это — «происходящая в определенных пространственно-временных рамках серия миграционных событий».1
Что касается структуры миграционного процесса, то в любом завершенном миграционном процессе он выделяет три стадии: исходную или подготовительную, представляющую процесс формирования территориальной подвижности населения; основную или собственно переселение населения, миграционные потоки; заключительную или завершающую, выступающую как приживаемость мигрантов на новом месте.2
Предметом исследования Е.В. Галузы избрано международное и внутригосударственное, правое регулирование миграции, механизмы ее незаконного осуществления, закономерности и способы противодействия противоправным миграционным процессам и их социальным, негативным процессам.2
Сопоставление изложенных подходов и точек зрения представляется достаточным и дает основания полагать, что принципиальных различий между ними не содержится, и в основном сущность миграционного процесса сфокусирована в его концептуальной трехстадийности.
Вместе с тем, по мнению автора, в приведенных выше определениях миграционного процесса юридическая его составляющая не выражена, а именно такую цель преследует настоящее исследование. В этой связи представляется необходимым к сущности миграционного процесса подходить как к сочетанию понятий «миграция» и «процесс». Однако нельзя не учитывать и того, что базовое понятие «миграция» есть не что иное, как процесс (перемещение, переселение). Не отождествляя два этих понятия, заметим, что их основное различие в направленности или функциональной ориентированности, так что миграция выступает главным образом в качестве статического, а процесс - в качестве динамического компонента. Придание миграции как процессу вектора направленности означает основную сущностную характеристику миграционного процесса.
Таким образом, под миграционным процессом предлагается понимать целенаправленную совокупность правовых нормативных отношений при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленную их административно-правовым регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса.
Учитывались особенности и других подходов к определению сущности и структуры миграционного процесса, а также его составляющих. Так, миграционные процессы могут описываться системой дифференциальных уравнений, где численность населения, мощность миграционных потоков -функции времени. К системе дифференциальных уравнений добавляется нормировочное уравнение, основанное на том, что суммарная численность населения всех стран постоянна.1 Однако принципиально отличных от уже рассмотренных подходов к определению сущности и структуры образовательного процесса автором исследования не установлено.
Анализ структуры миграционного процесса убеждает в том, что в нем устойчиво и отчетливо проступают контуры доминирующих структурных компонентов: управления, права, информатизации и обеспечения (пограничное, таможенное, гражданское, паспортно-визовое, финансовое, материально-техническое и др.). Это отмечали авторы большинства использованных источников, и такой подход к структурированию миграционного процесса позволяет к его основным компонентам отнести управление, право, информатизацию и обеспечение.
Следовательно, миграционный процесс представляет собой целенаправленное, согласованное функционирование структур управления, права, информатизации и обеспечения на траектории «проектирование-перемещение-приживаемость (обустройство)». С учетом обоснованного выше определения миграционного процесса, с юридической точки зрения под миграционным процессом предлагается понимать целенаправленное, согласованное функционирование структур управления, права, информатизации и обеспечения при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленное их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущее приобретение ими нового правового статуса.
Используем это определение в качестве основного для продолжения исследования и формулирования на его основе некоторых других понятий, среди которых практическую важность представляют: «миграционная деятельность персонала», «миграционная задача», «миграционное мышление».
Для определения понятия «миграционная деятельность персонала» был использован общетеоретический гносеологический метод перехода от абстрактного к конкретному, нахождения наименьших составляющих этого явления. Ведь миграционная деятельность персонала обусловливается совокупностью непрерывно изменяющихся обстоятельств жизнедеятельности людей, порождаемых ими самими, а также спонтанно (необходимо) возникающих, превращаясь в проблемные ситуации. Поэтому деятельность персонала, в основном способы ее осуществления, а также возникающие при этом проблемные ситуации автор рассматривает в качестве основных слагаемых миграционной деятельности.
Анализ различных источников показал неразработанность этого актуального понятия. Поэтому под миграционной деятельностью персонала предлагается понимать процесс мотивированного разрешения проблемных миграционных ситуаций при помощи избираемых способов, методов и средств. Отсюда применительно к миграционной теории следует, что «миграционная задача» - это модель проблемной ситуации в области управления, права, информатизации и всестороннего обеспечения МС и требования к ее решению.
Изучение современного миграционного процесса в 7 федеральных округах, ряда специальных трудов показывают, что для успешного решения миграционных задач персоналу недостаточно быть специалистами только в своей профессиональной сфере деятельности. Необходимо иметь представления и обладать знаниями в области политологии, социологии, демографии, географии, психологии и других наук.1 Многие миграционные задачи отличаются сложностью способов их решения. Это требует от персонала
высокоразвитого мышления, основанного на учете разнообразных факторов. Для формирования миграционной науки - миграциологии - несомненна важность термина «миграционное мышление», вытекающего из сущности и содержания мышления вообще. Адаптируя его для миграционной теории, определим, что миграционное мышление - это целенаправленный процесс всеобъемлющего познания высококвалифицированным персоналом сферы своей профессиональной деятельности, а также форм, методов и способов ее совершенствования в интересах ближайшего и отдаленного будущего.
Таким образом, одни категории и термины миграционной теории в ходе исследования сохранили свои понятия, содержание других наполнилось определенной новизной методологического и административно-правового подходов, некоторые рассматриваются ниже. При этом выработанная совокупность основных понятий, присущих современному этапу развития МС РФ, не претендует на словарную завершенность, является авторским отражением их существующей парадигмы и обусловлена основополагающими положениями теории в области миграции населения, направленностью миграционного процесса в РФ, а также избранным в исследовании системным подходом.
Сопоставление, анализ и синтез различных точек зрения свидетельствуют, что толкование сути понятия «система» в последние годы достаточно определенно воспринимается многими учеными. Система представляет собой (от греч. systema - сочетание, организм, устройство, союз, строй, руководящий орган) «целое, составленное из частей, соединение, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство»;1 «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места»;2 «определенный порядок в расположении и связи действий; форма организации чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей; совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое; то, что стало нормальным, обычным, регулярным».3
Вместе с тем подчеркнем, что МС относится к объекту теории сложных систем, так как обнаруживает присущие им основные признаки:4 большое количество взаимосвязанных структурных элементов; целенаправленное функционирование МС как социальной системы; возможность декомпозиции системы на составляющие ее подсистемы, обладающие собственным функциональным предназначением (управления, права, информатизации, обеспечение и др.), подчиненным генеральной цели функционирования системы; управляемость системой, заключающаяся в целесообразном воздействии на ее структуру и модели функционирования; информационная насыщенность системы, определяемая интенсивностью потоков циркулирующей в ней информации; устойчивость системы и др.
Следовательно, МС России относится к социальным системам с упорядоченным, целостным соединением взаимодействующих элементов. Этим обосновывается применение в исследовании системного подхода на принципах адаптивности, адекватности, всесторонности, целостности, экономичности, интеграции. Учитывается, что основу современной миграционной обстановки составляют миграционные процессы международного, трансграничного, общеевропейского, российского, регионального и местного уровня в конкретных правовых, демографических, пространственно-временных, социально-экономических условиях.
В соответствии с основным системным качеством системой может считаться такое структурное образование, которое находится в функциональном состоянии.1 Кроме того, социальная система, которой является МС, относится к открытым системам, поддерживающим себя в ответ на изменения в окружающей ее среде.2 В ходе теоретического исследования установлено, что сущность и структура миграционного процесса непосредственно связаны с сущностью и структурой МС. В самом деле, структуру миграционного процесса составляют компоненты (подсистемы) управления, права, информатизации, обеспечения. Так что МС, являясь социальной системой, на процессуальном уровне, т.е. в процессе функционирования, обладает теми же характеристиками, что и миграционный процесс. При этом цель функционирования МС представляет собой конкретный результат миграционного процесса или совокупности различных миграционных процессов: иммиграционного; эмиграционного; вынужденного переселенческого; приобретения убежища, в том числе политического; привлечения иностранной рабочей силы (внешней трудовой миграции); оперативного реагирования на кризисные ситуации, особенно при экстренном массовом перемещении людей; внутренней трудовой миграции, депортации, реадмиссии и др.
Поэтому под целью функционирования МС РФ предлагается понимать обеспечение сбалансированности миграционных процессов при проектировании и территориальном перемещении людей, приобретении ими нового правового статуса для реализации личных, государственных и общественных интересов.
Под сущностью МС РФ в исследовании представляется обоснованным понимать - совокупность управляющих, правовых, информационных и обеспечивающих средств и персонала органов, организаций и учреждений, функционирующих с целью проектирования и территориального перемещения людей, обусловленного его административно-правовым регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущего приобретение ими нового правового статуса,
Такое понятие сущности МС охватывает ее целиком и позволяет по определенному основанию - компонентному, структурному или функциональному, осуществить переход к четко обозначенным контурам составных частей системы - ее подсистемам и элементам.
В самом деле, федеральные программы в области миграционной политики являются продуктом совместной деятельности органов управления; правовых, информационных и обеспечивающих структур.
Кроме того, в соответствии с целью функционирования МС можно перейти к определению функционального предназначения составляющих ее подсистем. Тогда в подсистеме управления административно-правовое регулирование миграционных процессов является прерогативой деятельности президентской и исполнительной ветвей власти, образующих иерархический, вертикальный уровень управления: Президент РФ, Правительство РФ, МВД, ФМС, территориальные органы ФМС РФ, местные территориальные образования.
При этом вертикальный уровень управления образуют подсистемы:
международная - МОМ, УВКБ ООН, МОТ и др.
федеральная - Президент РФ, МВД России, ФМС. Основное функциональное предназначение федеральной подсистемы состоит в административно-правовом регулировании миграционной политики, разработке и утверждении федеральных программ и других проектов для регулирования миграционной деятельности в интересах роста численности населения и трудовых ресурсов, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов при соблюдении принципов национальной безопасности России;
региональная – территориальные органы ФМС РФ. Основное функциональное предназначение региональной подсистемы состоит в формировании региональной миграционной политики в соответствии с федеральной миграционной политикой, с учетом особенностей региональной миграционной обстановки в интересах прогрессивного экономического и демографического развития субъектов РФ;
ведомственная - департаменты, управления и отделы ФМС. Основное функциональное предназначение ведомственной подсистемы состоит в формировании ведомственных стандартов в административно-правовой, информационно-правовой и обеспечивающей областях миграционной деятельности для реализации международной, федеральной и региональной политики в интересах эффективного функционирования МС РФ;
местного самоуправления - (ГОВД, РОВД). Основное функциональное предназначение местной подсистемы состоит в контроле за соблюдением различными категориями мигрантов установленных правовых норм поведения; предупреждение правонарушений среди участников миграционного процесса, регулирование миграционной деятельности в своей территориальной зоне.
В этой связи подсистема управления вместе с подсистемами права, информатизации и обеспечения составляют горизонтальный уровень.
При этом подсистему права образуют следующие основные элементы: Правовое управление МВД, Управление правового обеспечения ФМС, управления территориальных органов ФМС РФ. Основным элементом подсистемы информатизации являются Информационные управления Президента РФ, МВД и ФМС, а также информационные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Подсистема обеспечения представлена самостоятельными видами обеспечения, располагающими набором собственных элементов: Экономическим управлением Президента РФ; Финансово-экономическим департаментом МВД; Управлением ресурсного обеспечения, Финансово-экономическим управлением, отделом приема и обращения граждан ФМС и др. Кроме того, предназначение и основное функциональное качество подсистем МС - управления, права, информатизации и обеспечения - заключены в их названиях и каждая подсистема располагает набором собственных функций.
Таким образом, избрание нескольких подходов к определению сущности и структуры отечественной МС позволило некоторые категории, понятия и термины уточнить, другие - выработать. В ходе исследования обосновано, что под МС следует понимать - совокупность управляющих, правовых, информационных и обеспечивающих средств и персонала органов, организаций и учреждений, функционирующих с целью проектирования и территориального перемещения людей, обусловленного его административно-правовым регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущего приобретение ими нового правового статуса. В результате стало возможным определить контуры структуры МС, ее подсистем и элементов и перейти к их структурно-функциональному анализу.
Охватывает ее целиком и позволяет по определенному основанию компонентному, структурному или функциональному, осуществить переход к четко обозначенным контурам составных частей сис
16 12 2014
5 стр.
России. Анализируются особенности возникновения, становления, укрепления, современного состояния и перспектив развития системы повышения профессиональной квалификации педагогически
24 09 2014
1 стр.
История государства и права России – это наука, изучающая процесс возникновения развития государственно-правовых явлений, раскрывающая закономерности их развития, основные тенденци
29 09 2014
1 стр.
Анализируются существующие концепции налогообложения, ход налоговых реформ в стране, основные положения Налогового Кодекса, варианты возможного развития налоговой системы РФ
10 09 2014
1 стр.
Административному регламенту Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных
23 09 2014
1 стр.
В рамках международной конференции исследователей «Гражданское общество и нко в Европе и России: новые вызовы, ответы и тенденции развития», с синхронным переводом
04 09 2014
1 стр.
Стратегии развития системы образования города Архангельска на период до 2020 года
07 10 2014
7 стр.
Паспорта им вручили представитель Федеральной миграционной службы Николай Скорик и начальник республиканского управления фмс евгений Давлетшин. Всего же с начала года гражданство Р
16 12 2014
1 стр.