Перейти на главную страницу
Содержание предмета «Налоги и налогообложение».
Данный предмет раскрывает природу налога и налогообложения, функции налоговой системы, её роль в укреплении рыночных основ хозяйствования и доходов государственного бюджета, рассматриваются исторические закономерности налогообложения, система налогообложения в современных условиях как в России, так и в промышленно развитых странах.
Анализируются существующие концепции налогообложения, ход налоговых реформ в стране, основные положения Налогового Кодекса, варианты возможного развития налоговой системы РФ.
Понятие «Налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл – исследования природы и содержания этого понятия при отчуждении индивидуальных доходов и их содержания в общенациональном фонде денежных средств – в бюджете.
НАЛОГ – это экономическая категория, экономический метод управления воспроизводством, элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге имеются в философских трактатах, античных мыслителей. Философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление.
Несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими:
- военные трофеи
- использование труда рабов
- жертвоприношение
Философские воззрения на налог – олицетворение самой необходимости сложения усилий (богатство, имущество) индивидуумов для производства общественно значимых работ и затрат.
Первопричина существования налога – необходимость объединить усилия и богатство человеческого сообщества, которое неоднократно в силу естественно физиологических причин для противостояния:
На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории – наука о налогообложении (НО). Её системное оформление ученые относят к эпохе – рассвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах.
Разработка методологических проблем НО – это систематизация исторического опыта применения различных налоговых форм.
Совершенствование научных налоговых теорий, создание на этой основе всесторонне оптимизированной концептуально-правовой структуры налоговых правоотношений.
Методические основы НО – это выбор налоговых форм и заполнение их конкретным содержанием, то есть принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.
НАЛОГ – это философская и экономическая категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).
Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент конструкцию налогового механизма и его элементов:
Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носит разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами.
В Англии до сих пор он носит название – долг (debt), обязательство.
Законодательство США определяет налог как такса. Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяются как обязательный платёж.
Принудительный характер налоговой формы в Российской практики подчёркивал термин – подать. В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения:
Философия налога и теория налогообложения в своем единстве образуют особую отрасль науки – налоговедение.
Налогообложение выражает отношения собственности, состояние производительных сил и производственных отношений.
Налоговедение предписывает реальному налогообложению следующие требования:
Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно политической надстройки в переходный к рынку период.
Под налоговой системой понимается совокупность всех налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с НК (Налоговым Кодексом), а также совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Характеризуя систему налогообложения, следует рассматривать:
Особую категорию плательщиков составляют совместные предприятия, иностранные граждане и лиц без гражданства.
К косвенным относятся налоги заложенные в виде надбавки в цену товара и поэтому оплачиваемые потребителем. В данном случае налоги концентрируются у владельца товаров, работ, услуг, а затем передаются государству:
Акцизами называются налоги взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров народного потребления.
Пошлины – это таможенные налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну.
Фискальные монопольные налоги – это средства перечисляемые в государственный бюджет на производство и продажу отдельных товаров (вино, табак) через установление на них монопольно высоких цен
К реальным налогам относятся налоги на отдельные виды имущества
Доходы физических лиц налоговых резидентов РФ и не резидентов от источников РФ, а также доходы физических лиц налоговых резидентов РФ от источников за пределами в РФ.
13% - единая налоговая ставка
30% - дивиденды
35% - выигрыши по лотереям, и тотализаторам, другим играм основанным на риске
Календарный год
Не подлежат налогообложению:
1). 3000 рублей за каждый месяц налогового периода (Чернобыль и др)
2). 500 рублей каждый месяц налогового периода ветераны ВОВ, доноры костного мозга, воины – интернационалисты.
400 рублей каждый месяц налогового периода при накопленном совокупном доходе с начала года менее 20 000 рублей
3). 300 рублей каждый месяц налогового периода при накопленном совокупном доходе с начала года менее 20 000 рублей на каждого ребенка до 18 лет, а также учащегося аспиранта, студента до 24 лет. (вдовам, вдовцам, одиноким родителям, опекунам, попечителям в двойном размере
другого имущества, находящегося в собственности менее 3 лет в пределах 125 000 рублей, 3 года и более в полном объеме.
Вместо вычета может быть уменьшена сумма доходов на сумму фактических расходов,, подтвержденных документально, кроме операций с ЦБ.
НК РФ часть 2 глава 24
Статьи 234-245
Федеральный закон от 05.08.00 №118 ФЗ в редакции от 24.03.01
Работодатели по выплатам наемным работникам, индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы крестьянских хозяйств, (фермерских) родовых семейных общин, многочисленных народов Севера кроме налога зачисляемого в ФСС.
Не признаются объектом налогообложения выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налога на доходы
Налоговая база на каждого отдельного рабочего с нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд |
Фонд соц. страх |
ФОМС |
Итог | |
федеральный |
территориальный | ||||
До 100 000 рублей |
28% |
4% |
0.2% |
3.4% |
35.6% |
От 100 001 – 300 000 рублей |
28т.р.+ 15.8% с сумм превыш. 100 000руб. |
4 т.р. + 2.2% с сумм превыш. 100 000руб. |
200 +0.1 % с сумм превыш 100000 руб. |
3400 +1.9% с сумм превыш 100000 руб. |
35600 +20% с сумм превыш 100000 руб. |
От 300 001 – 600 000 рублей |
59.6т.р.+7.9% с сумм превыш. 300 000руб. |
8.4т.р.+1.1% с сумм превыш. 300 000руб. |
400 р.+0.1% с сумм превыш. 300 000руб. |
7200р.+0.9% с сумм превыш. 300 000руб. |
75600р.+10% с сумм превыш. 300 000руб. |
Свыше 600 000 рублей |
5% до 01.01.2002 |
11700 руб. |
700 руб. |
9900 руб. |
105 600 + 2% с сумм превышающих 600 т.р. |
Налоговая база на каждого отдельного рабочего с нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд |
Фонд соц. страх |
ФОМС |
Итог | |
Федеральный |
территориальный | ||||
До 100 000 рублей |
20.6% |
2.9% |
0.1% |
2.5% |
26.1% |
От 100 001 – 300 000 рублей |
20.6т.р.+ 15.8% с сумм превыш. 100 000руб. |
2.9 т.р. + 2.2% с сумм превыш. 100 000руб. |
100 +0.1 % с сумм превыш 100000 руб. |
2500 +1.9% с сумм превыш 100000 руб. |
26100 +20% с сумм превыш 100000 руб. |
От 300 001 – 600 000 рублей |
52.2.т.р.+7.9% с сумм превыш. 300 000руб. |
7.3т.р.+1.1% с сумм превыш. 300 000руб. |
300 р.+0.1% с сумм превыш. 300 000руб. |
6300р.+0.9% с сумм превыш. 300 000руб. |
66100р.+10% с сумм превыш. 300 000руб. |
Свыше 600 000 рублей |
5% до 01.01.2002 |
10600 руб. |
600 руб. |
9000 руб. |
9610 руб. + 2% с сумм превышающих 600 т.р. |
Налоговая база на каждого отдельного рабочего с нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд |
ФОМС |
Итог | |
Федеральный |
Территориальный | |||
До 100 000 рублей |
19.2% |
0.2% |
3.4% |
22.8% |
От 100 001 – 300 000 рублей |
19.2т.р.+ 10.8% с сумм превыш. 100 000руб. |
200 +0.1 % с сумм превыш 100000 руб. |
3400 +1.9% с сумм превыш 100000 руб. |
22800 +12.8% с сумм превыш 100000 руб. |
От 300 001 – 600 000 рублей |
40.8т.р.+ 5.5% с сумм превыш. 300 000руб. |
400 руб. |
7200р.+0.9% с сумм превыш. 300 000руб. |
48400р.+ 6.4% с сумм превыш. 300 000руб. |
Свыше 600 000 рублей |
5% до 01.01.2002 |
400 руб. |
9900 руб. |
67 600руб. + 2% с сумм превышающих 600 т.р. |
Налоговая база на каждого отдельного рабочего с нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд |
ФОМС |
Итог | |
Федеральный |
территориальный | |||
До 300 000 рублей |
14% |
0.2% |
3.4% |
17.8% |
От 300 001 рублей – до 600000 руб. |
42т.р.+ 8% с сумм превыш. 300 000руб. |
600 +0.1 % с сумм превыш 300000 руб. |
10200 +1.9% с сумм превыш 300000 руб. |
52800 +10% с сумм превыш 300000 руб. |
Свыше 600 000 рублей |
5% до 01.01.2002 согласно НК 2% |
900 руб. |
15900 руб. |
82800 руб. + 2% с сумм превышающих 600 т.р. |
Коэффициент риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Размер страхового тарифа |
0.2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,5 |
1,7 |
2,1 |
2,5 |
3 |
3,4 |
4,2 |
5 |
6 |
7 |
8,5 от з/п |
Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 17 – ФЗ
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125 – ФЗ от 17.07.99 в редакции
Постановление правительства от 02.03.00 № 184 – ФЗ
Изменены риски и ставки 15.02.2002
Работодатели в т.ч. иностранные, включая перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
Определяется в % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) работников по группам отраслей экономики в соответствии с классом профессионального риска (см. таблицу) установленного фондом соц. страхования.
Указана в таблице в соответствии с классом риска
По уплате данных взносов имеют общественные организации инвалидов , инвалиды 1, 2, 3 групп работающие в любых организациях всех организационно-правовых форм.
- взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения з/п за истекший месяц по гражданско-правовым договорам в срок, установленныйФСС.
Налоговое планирование и прогнозирование, – особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обосновано обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.
Выполняется эта задача, как в расчете на 1 финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое планирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию.
Налоговое прогнозирование основывается на результатах исследования отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе использования текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяет судить о позитивных и негативных проявлениях налогообложения в текущем году и его влиянием на темпы инвестирования, структурных сдвигов в отраслях, соотношении доходов территорий, корпораций, граждан.
Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей в разрезе бюджетной классификации, проведении налогового регулирования и кантроля.
Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.
Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование) занимает важное место в теории практики управления. Оно используется всеми ведущими странами мира как метод экономического предвидения.
Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает:
В составе общего финансового менеджмента одну из основных позиций занимает бюджетный налоговый менеджмент.
Анализируются существующие концепции налогообложения, ход налоговых реформ в стране, основные положения Налогового Кодекса, варианты возможного развития налоговой системы РФ
10 09 2014
1 стр.
Статьей 346. 25. 1 Нк РФ с 2006 года для индивидуальных предпринимателей введена в действие упрощенная система налогообложения на основе патента
25 09 2014
1 стр.
Налогового кодекса, то в отношении этих видов деятельности имеет смысл подумать о применении упрощенной системы налогообложения на основе патента
25 09 2014
1 стр.
Конвенцию для избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и для предотвращения уклонения от налогообложения, а также с целью поощрения экономического
08 10 2014
1 стр.
Экспорт данных из конфигурации «Упрощенная система налогообложения, ред. 3 70. 160 » ООО «Весь Учет» в конфигурацию «вдгб: Учет в управляющих компаниях жкх, тсж и жск» может быть в
25 09 2014
1 стр.
Филиппины, руководствуясь стремлением заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, а также
14 12 2014
1 стр.
Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
09 09 2014
1 стр.
В частности, статистика случаев поражения электрическим током в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что число смертельных электротравм на производстве и в быту прим
25 09 2014
1 стр.