Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЗАНЯТИЕ № 11.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ.

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гистология под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 1989, 2002, 2004.

  2. Гистология, А.Хэм, Д.Кормак, т.2, М, Мир, 1983.

  3. Гистология под ред. Э.Г.Улумбекова и Ю.А.Челышева, М., 1997.

  4. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток, тканей и органов. В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, М., 1970.

  5. Атлас по гистологии и эмбриологии. И.З.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1978.

  6. Лекции.


1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Нервная ткань - высшая, наиболее совершенная форма организации живого вещества.

  2. Общая морфо-функциональная характеристика нервной ткани. Источники развития.

  3. Морфологическая и функциональная классификация нейронов.

  4. Микроскопическое и субмикроскопическое строение нейронов. Современные представления о специфических структурах нервных клеток (тигроидное вещество, нейрофибриллы). Аксональный и дентдритный транспорт молекулярных соединений.
    Нейросекреторные клетки.

  5. Нейроглия, ее функциональное значение. Виды нейроглии: макроглия, микроглия. Понятие о гематоэнцефалическом барьере.

  6. Типы нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон. Особенности строения мякотных нервных волокон в ЦНС. Де- и регенерация нервных волокон (реактивные и дегенеративные изменения, бюнгеровские ленты, колбы роста).

  7. Нервный ствол, его строение.

  8. Нервные окончания (рецепторные и эффекторные), их строение, функции. Синапсы, их гистофизиология, классификация, строение, механизм передачи нервного импульса.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

  1. Особенности строения нейроцитов детского возраста.

  2. Строение нервных волокон у детей.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ.

(для студентов стоматологического факультета).
1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Общая морфо-функциональная характеристика нервной ткани. Источники развития.

  2. Морфологическая и функциональная классификация нейронов.

  3. Микроскопическое и субмикроскопическое строение нейронов. Современные представления о специфических структурах нервных клеток (тигроидное вещество, нейрофибриллы).

  4. Нейроглия, ее функциональное значение. Виды нейроглии: макроглия, микроглия.Понятие о гематоэнцефалическом барьере.

  5. Типы нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон. Особенности строения мякотных нервных волокон в ЦНС.

  6. Нервный ствол, его строение

  7. Классификация нервных окончаний.


11. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ГИСТОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ.
ПРЕПАРАТ: НЕЙРОФИБРИЛЛЫ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация азотнокислым серебром.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: перемещая препарат, найти мультиполярные двигательные нейроны переднего рога спинного мозга. 1. Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Спинномозговой канал


1

2

3


БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть и зарисовать мультиполярный нейрон, отметив на рисунке следующее:

1. Ядро. 2. Нейрофибриллы




1

2

(СХЕМА)


1

2

ПРЕПАРАТ: ТИГРОИД (вещество Ниссля).

Фиксатор: 16% спирт.

Краситель: толуидиновый синий (по Нисслю).

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти нервные клетки в спинном мозге, окрашенные базофильно.

1. Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Спинномозговой канал




1

2

3

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть и зарисовать мультиполярный нейрон, показав на рисунке:

1.Тигроид в виде базофильных глыбок, располагающийся в дендритах и перикарионе. 2. Ядро нейроцита.



1

2

(СХЕМА)


1

2


ПРЕПАРАТ: БЕЗМЯКОТНЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть пучок оксифильно окрашенных нервных волокон, между которыми видны базофильно окрашенные ядра шванновских клеток. Зарисовать и подписать на рисунке:

  1. Безмякотые нервные волокна. 2. Ядра шванновских клеток.


(СХЕМА)

1

2


1

2


1

2


ПРЕПАРАТ: ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ НЕРВ В ПОПЕРЕЧНОМ РАЗРЕЗЕ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: осмиевая кислота.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти поперечный срез периферического нерва.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть и зарисовать, обозначив на рисунке следующее:

1.Мякотные нервные волокна (обратить внимание на черный цвет миелиновых оболочек). 2.Безмякотные нервные волокна, светло окрашенные. 3. Эндоневрий – соединительную ткань, окружающую каждое нервное волокно.4. Периневрий – соединительную ткань, окружающую группу нервных волокн. 5. Эпиневрий – соединительную ткань, окружающую нерв по периферии.


ДЕМОНСТРАЦИЯ:

ПРЕПАРАТ: МЯКОТНЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА.

Фиксатор:10% формалин

Краситель: осмиевая кислота.

Занятие №11. Нервная ткань. (для студентов лечебного и педиатрического факультетов). Литература

Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток, тканей и органов. В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, М., 1970

43.58kb.

18 12 2014
1 стр.


Занятие №10. Мышечные ткани (для студентов лечебного и педиатрического факультетов). Литература

Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток, тканей и органов, В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, М., 1970

43.33kb.

10 10 2014
1 стр.


Осенний семестр

Тематический план практических занятий для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов

27.59kb.

15 12 2014
1 стр.


Тесты для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов Закрытой травме почки способствуют

Травмы органов мочеполовой системы (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов)

25.18kb.

14 12 2014
1 стр.


Теоретические вопросы, выносимые на экзамен по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического (мдд) факультетов

Основные этапы изготовления гистологических препаратов: последовательность процедур и их суть

190.68kb.

01 09 2014
1 стр.


Методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов подготовлено доцентом кафедры дерматовенерологии И. Е. Ворушилиной, ассистентами Кошель М. В., Одинец А. В., Веригиной А. О

Контроль знаний студентов на практических занятиях по дерматовенерологии. Методическое пособие к практическим занятиям (часть II). Ответы на тесты и ситуационные задачи. Ставрополь

238.76kb.

28 09 2014
1 стр.


Лекция 2 Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нервных клеток нейронов, способных к возбуждению и проведению нервных импульсов, и нейроглии особых клеток, которые, располагаясь между нейронами, выполняю

118.01kb.

09 09 2014
1 стр.


Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности

Минского мединститута, к м н., доцент Б. А. Слука; профессор кафедры гистологии Минского мединститута, заслуженный работник образования Республики Беларусь, д м н. А. С. Леонтюк; з

603.63kb.

16 12 2014
8 стр.