Игровое занятие для детей начальных классов
( ко дню Библиотекаря)
Ведущий: Отгадай загадку:
Снаружи смотришь:
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычно в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай,
Как называют этот дом?
Попробуй угадать!
( Библиотека)
Отгадали! Молодцы.
А я работаю в этом доме, который называется библиотека. Как называется моя профессия? (Библиотекарь.)
А что же такое библиотека?
Слово «библиотека» — иностранное, греческое, состоит из двух частей: «библио», что в переводе означает «книга», и «тека», что переводится как «хранилище». Значит, библиотека — это дом, где хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книжка — лучший друг всех, кто любит читать.
ЧТЕЦ:
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга — самый верный,
Самый лучший друг.
Из неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки,
Всё к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
Г. Ладонщиков. Лучший друг
А вы хотите подружиться с живой книжкой? Чтобы появилась книга, нужно произнести волшебные слова - поговорки о книге. Знаете ли вы такие поговорки? Давайте скажем хором: «Книга — наш друг, без неё как без рук».
( Появляется Книга).
КНИГА: Привет! Я — Книжка. Вы меня звали? Слышала я, что Вы хотите дружить с книгой? Я тоже хочу с вами дружить! А знаете, Что я могу? Я могу поднять вам настроение, могу дать советы, люблю играть и мастерить. Я очень скучаю, когда вы не приходите в библиотеку. Так давайте дружить! А чтобы стать друзьями, нужно встать и сделать круг дружбы.
Психологическая минутка «КРУГ ДРУЖБЫ»
(Книга предлагает детям встать в круг, положить свои ладошки на ладошки друзей, рядом стоящих.)
КНИГА:
«Добрый день», — тебе сказали, «Добрый день», — ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты.
Почувствуйте тепло своих ладошек. Это нас с вами тоже связали ниточки теплоты и доброты. Чувствуете?»
(Звучит музыка Эннио Морриконе. Дети в течение минуты стоят и слушают музыку, получая ощущение тепла от ладошек друг друга).
КНИГА: Ну, вот теперь мы настоящие друзья!
Ведущий: Вы убедились, что книга - это живое существо? Ей нельзя делать больно: рвать, мять, пачкать. Я хочу вам прочитать историю о том, как мальчик Гришка убежал от книжки.
(Чтение стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»).
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки —
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты - как мочала,
На листах - каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове —
Вместо книжки стало две...
-
Как нам быть? — спросили книжки.
-
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
-
Вот что, книжки, убежим!..
-
Вперед! - воскликнул Дон - Кихот.
-
И книжки двинулись в поход.
-
Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки...
Без конца и без начала,
Переплёты - как мочала,
На листах - каракули...
Сторожа заплакали:
Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесём мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И починит, и подклеит,
И обрежет, и сошьёт,
И оденет в переплёт!..
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали...»
КНИГА:
Отвечайте, ребятишки,
Нет ли среди вас такого Гришки?
ВЕДУЩИЙ: А мы это сейчас проверим и заодно повторим правша обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да — нет».
Игра «ДА - НЕТ»
Ведущий предлагает участникам игры ответить на вопрос «Что любит книжка?»
Варианты ответов даёт ведущий, а ребята, если согласны, должны говорить хором «Да». Если не согласны — «Нет!»)
Что любит книжка?
Обложку. — Да.
Грязные руки. — Нет.
Закладку. — Да.
Дождик и снег.— Нет.
Бережное отношение. — Да.
Ласку. — Да.
Яичницу. — Нет.
Чистые руки. — Да.
Валяться на полу. - Нет.
Драться. — Нет.
Жить на книжной полке. - Да.
Любознательных читателей. — Да.
ВЕДУЩИЙ: Нет среди ребят Гришки, книжка может не бояться. Раз книжка у нас живая, значит, у неё должен быть домик, где она живёт. Расскажи нам, книжка, где твой дом?
КНИГА: В библиотеке мы, книжки, живём на стеллажах. Стеллаж — это такой многоэтажный дом, где этажами являются книжные полки. Давайте посчитаем, сколько этажей в книжном доме.
(Считают хором).
ВЕДУЩИЙ: Эти многоэтажные дома — стеллажи — вы можете увидеть в разных залах библиотеки. Зал, где мы с вами сейчас находимся, называется читальным залом.
В читальном зале живут такие детские журналы, газеты и книжки, которые нельзя уносить домой, потому что их очень мало в библиотеке. И если они отправляются к кому-то из вас домой, то другие ребята не смогут их почитать. У библиотекаря, который работает в этом зале, есть помощница — девочка Клёпа, которая пришла к нам из журнала «Клёпа». Клёпа очень любопытная и всегда всё хочет знать. У неё много друзей. Читателей, которые дружат с Клёпой, зовут клёпоманами.
Видите, какие у неё башмаки?! Необычные! Когда она идёт, то оставляет особые следы: клёп-клёп. Вы их увидите во время нашего путешествия в другие залы, если будете очень внимательны.
Платье у Клёпы волшебное, оно способно менять цвет. Если она встречается со злом, то платье становится серым. Но зато когда на её пути - Добро и Радость, то платье становится разноцветным. Для своих друзей-клёпоманов Клёпа издаёт газету «Заклёпка». Эту газету вы можете приобрести в нашей библиотеке, раскрасить её, выполнить весёлые задания и написать письмо Клёпе. Письмо нужно опустить в специальный почтовый ящик, который находится в библиотеке. Клёпа получит ваше письмо, прочтёт и отправит вам приз.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БИБЛИОТЕКЕ
ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие по другим залам библиотеки. Для этого нам нужно превратиться в поезд: «паровозом» будет наша Книга, а вы будете «вагончиками».
(Книга (паровоз), становится впереди колонны детей (вагончиков), в руках у неё — книжка-игрушка С. Михалкова «Песенка друзей».)
ДЕТИ (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам счастливо живется
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания, какая!
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал;
В пути не скучно было,
И каждый напевал:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания, какая!
ВЕДУЩИЙ: Покажите, как колёса двигаются. (Дети, согнув руки в локтях, двигаются вперёд — назад). Обратите внимание: в руках у меня будет светофорчик. Когда я покажу вам красный свет, вы должны остановиться. Если вы увидите зелёный, то можете ехать. Итак, загудел паровоз:
«У-у-у!» И вагончики повёз.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»
(Остановка на абонементе.)
ВЕДУЩИЙ: Мы с вами прибыли в отдел библиотеки, где живут книжки, которые любят ходить в гости к ребятишкам. Но книжки могут скучать по своему дому, когда дети подолгу держат их у себя. Поэтому, чтобы книжки не скучали, их нужно возвращать в библиотеку в положенный срок. А помещение, где лежат книжки, которые можно взять домой, называется абонемент.
(Остановка в Комнате сказок.)
ВЕДУЩИЙ: Наш поезд приехал в волшебную комнату, где живут сказки и сказочные герои. Она так и называется — Комната сказок. Кто же здесь живёт? Отгадайте.
Викторина «КТО ЖИВЕТ В КОМНАТЕ СКАЗОК?»
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки...
( Маша и медведь.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?..
(Буратино.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор...
(Айболит.)
Ах, ты Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко...
(Петушок — золотой гребешок.)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он — весёлая игрушка,
И зовут его..
(Петрушка.)
Вымолвил словечко —
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(Емеля.)
Он по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен.
(Колобок.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка!
(Снегурочка.)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку.
(Дюймовочка.)
Летела стрела и попала в болото
А в этом болоте поймал её кто-то...
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)
Вот человек! Вот это рост!
Рукой достанет он до звёзд!
Моряк он, милиционер,
Отваги, доброты пример!
Он тоже в книжке поселился
И всем ребятам полюбился.
(Дядя Стёпа.)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора.)
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята!
А какие ещё герои живут в нашей библиотеке, вы можете узнать из книжек. Для этого вам надо стать читателями библиотеки. Приходите вместе с мамами и папами, записывайтесь и дружите с книжками.