Интегрированное логоритмическое занятие
с учащимися начальных классов
«Прогулка в зимний лес»
Цель:
-закрепление знаний о жизни зимнего леса.
Задачи:
-развитие у детей слухового и речевого внимания, общей моторики,
артикуляционных движений, фонематического восприятия;
-развитие правильной воздушной струи при длительном выдохе;
-развитие пространственной ориентации; координации движений: развитие мимических движений, мелкой моторики;
-обогащение словарного запаса по теме «Зима»; развитие творческих способностей: воображения, фантазии, внимания, памяти;
-развитие глазомера, умение симметрично передавать в рисунке детали.
Звуковой ряд:
П.И.Чайковский «Времена года» (Январь);
Концерт для скрипки с оркестром «Зима» 1-я часть;
«Дыхание природы» (Слияние зимы) – живые мелодии.
Оборудование:
Картинный ряд с изображением животных;
Загадки о животных;
Детали – заготовки для конкурса «Собери снежинку»;
Детали – заготовки для конкурса «Собери кормушку»;
Предметные карточки для игры «Чего не встретишь зимой?»
Фишки для звукового анализа.
Ход:
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года – январь».
1. Ребята, скажите, какие звуки можно услышать за окном в зимнее время?
(скрип снега, свист ветра, вой вьюги, звон сосулек).
2. Отгадайте загадку:
Кто пришёл так тихо, тихо?
Ну, конечно не слониха!
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И повсюду – тишина…
Это значит, это значит
Тише всех пришла (зима).
3. А сейчас мы с вами проведём звуковой анализ слов: «Зима» и «Лес».
4.. Зимой так чудесно, так вокруг красиво, хочется отправиться куда-нибудь на прогулку, подышать чистым морозным воздухом. А вам хочется?
Давайте наденем лыжи и отправимся на прогулку в зимний лес.
(имитируя ходьбу на лыжах, дети делают круг по классной комнате со словами):
Все бело, бело, бело
Много снега намело!
Вот весёлые деньки –
Все на лыжи и коньки!
Едем, едем, долго едем!
Очень длинен этот путь!
Скоро к лесу мы доедем
Там и сможем отдохнуть!
Снимем лыжи и расположимся на отдых на снежной лесной лужайке.
5. Дифференциация носового и ротового дыхания:
Воздух вокруг морозный, чистый:
Сделаем глубокий вдох через нос, слегка прогибаясь назад, руки вытянув вперёд.
Наклон вперёд, полный выдох через рот, руки прижимаем к груди.
6. Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений:
Ребята, когда я гуляла по зимнему лесу, то слышала разные звуки: то вьюга выла, то птицы пели, то шумел ветерок.
Хотите поиграть с лесными зимними звуками.
-Вот подул легкий ветерок. Как свистит легкий ветерок?
- С С С ( дети имитируют свист ветра)
-Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели сосны. Как они зашумели?
-Ш Ш Ш
-Звонко зазвенели сосульки на веточках деревьев. Как они зазвенели?
-Дз-дз-дзынь! Дз-дз-дзынь!
-А вот прилетела и весело зацокала синица:
-Ц Ц Ц, Ц Ц Ц
-С дуба вспорхнула и полетела кукушка:
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
-Высоко на суку сидит дятел и долбит дупло. Выстукивает дробь словно на барабане.
-Д Д Д-тук! Д Д Д-тук!
-А вот проворная белочка перескакивает с ветки на ветку словно парашютист. Весело щёлкает орешки (дети щёлкают присасывая язык к твёрдому нёбу).
7. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
Скажите, а вы слышали, как завывает вьюга? Покажите, как гудит вьюга. (Дети вытягивают губы трубочкой и поют :-У У У )
Вьюга гудит так сердито, что все зверята попрятались.
Однажды: Вьюга гудела, гудела, да стало ей скучно: «Разбужу, думает вьюга, медвежат!».
Залетела вьюга в берлогу со своей сердитой песенкой.
Решила сесть медвежатам на язычок – но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали ими дергать влево и вправо. Покажите, как двигали медвежата.
Тогда, думает вьюга, сяду я им на лоб, да и покатаюсь! Но не тут-то было! Сердито задвигали медвежата бровями вниз - вверх, вниз - вверх!
Покажите, как дергали медвежата бровями!
Рассердилась вьюга, разбужу, думает медвежат! Открою берлогу, пущу свет, пусть просыпаются! Но медвежата от яркого света ещё сильнее зажмурили глаза, сморщили носики. Покажите, как медвежата зажмурились и сморщили носики! Перевернулись с боку на бок и снова крепко уснули.
Кто знает, почему медвежата не проснулись? (они в зимней спячке).
8. Упражнения на коррекцию памяти и мышления.
Отгадайте загадки:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна!
Иголки лежали, лежали
Да под ёлку убежали.
Бегает, мелькает, хвостиком виляет
Хвостик оторвёт, другой наживёт?
Что объединяет этих животных? (все они впадают в зимнюю спячку)
9. Упражнения на развитие слухового внимания.
Вспомните ребята, а что ёщё делают звери зимой в лесу?
Медведь – спит
Лисица и волк – охотятся, белочка – грызёт орешки и спит, дятел стучит по дереву.
А сейчас, мы поиграем. Я буду называть животных, а вы будете идти мелкими муравьиными шажками, но когда вы услышите в названии животного звук [Р] остановитесь.
Волк рысь барсук тигр
Заяц лисица куница
Медведь белка соболь
10. Упражнения на развитие творческих способностей, мелкой моторики рук и темпа движений.
Звучит музыка :
На полянку, на лужок,
Тихо падает снежок,
Улеглись снежинки!
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок,
Пляшут все пушинки –
Белые снежинки.
Как красиво!
Как много снежинок!
Кружитесь, кружитесь
На ладошки садитесь!
Дети кружатся под музыку по всей группе. Затем тихо садятся на места.
11. Лесная лаборатория.
Ребята, мы с Вами оказались в лесной мастерской Деда Мороза. Там где он готовит свои подарки, морозы да вьюги, снега да бураны.
А ведь мы с вами тоже многое умеем делать. Так? Давайте покажем Деду Морозу свои способности.
Конкурс «Самый смелый»: Первый конкурс.
А) Собери снежинку.
Выходят по желанию два игрока.
Конкурс второй.
Б) Собери кормушку. Соревнуются два игрока.
Конкурс третий.
Г) Распредели картинки на две подгруппы:
1. на те, что можно отнести зиме (сосульки, валенки, снеговика, елочка, коньки).
2. те, которые никогда не встретишь зимой (подснежник, ветреники, бабочки, купальник).
Молодцы! Но мы загостились, пора возвращаться в теплую и уютную школу. Все встали на свои лыжи, и пошли назад.
Итог:
Ребята, вам понравилась наше путешествие?
Чем мы занимались на зимней прогулке?
Что вам понравилось больше всего?
Вы все молодцы, все старались, были внимательны, и у вас всё получилось. Но для вас сюрприз.
Ребята вьюга нам прислала письмо!
Оказывается, она за нами всё время подглядывала. Ей очень понравилось, как вы играли в лесу. Давайте прочитаем это письмо (выходит ребёнок).
Вьюга прислала вам гостинцы, она надеется с нами подружиться и ещё раз хочет пригласить нас к себе в лес.
Все угощаются гостинцами вьюги.