Профессиограмма учителя начальных классов
Специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу в начальных школах, в соответствии с образовательными стандартами.
Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.
Цель образования - не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.
Учитель занимается воспитательной работой — проводит с обучающимися различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками.
Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.
Важные личностные качества учителя:
-
склонность к работе с детьми;
-
высокая степень личной ответственности;
-
самоконтроль и уравновешенность;
-
терпимость, безоценочное отношение к людям;
-
интерес и уважение к другому человеку;
-
стремление к самопознанию и саморазвитию;
-
находчивость и разносторонность;
-
тактичность;
-
целеустремленность;
-
артистизм;
-
требовательность к себе и другим;
-
наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).
Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
-
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
-
работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
-
ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
-
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-
осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;
-
осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
-
владеть методикой преподавания;
-
уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
-
осуществлять классное руководство;
-
вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
-
создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;
-
выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы ( рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
-
участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать способностями:
-
ораторскими;
-
организаторскими;
-
Вербальными;
-
коммуникативными;
-
высоким уровнем распределения внимания;
-
хорошо развитой памятью.