Занятие кружка «Мой маленький театр»
Цель занятий: развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.
Пояснительная записка.
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
Дата
Проведения
|
1
|
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)
|
Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.
|
|
2
|
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).
|
Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
|
|
3
|
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).
|
Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.
|
|
4
|
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
|
Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
|
|
5
|
Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
|
Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
|
|
6
|
Упражнения на развитие произвольного внимания.
|
Упражнения «Летает – не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д.
|
|
7
|
Упражнения на развитие памяти.
|
Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»
|
|
8
|
Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ.
|
Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».
|
|
9
|
Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами.
|
Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию».
|
|
10
|
Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.
|
Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д.
|
|
11
|
Упражнения на согласованность коллективных действий.
|
Задания на время получить тот или иной результат
|
|
12
|
Сочинение сценария «Сказки лесной феи»
|
Коллективное обсуждение сценария после осенней экскурсии.
|
|
13
|
Изготовление персонажей, составление композиций.
|
Придумывание персонажей, их костюмов. действий.
|
|
14
|
Игра – драматизация
|
Постановка спектакля.
|
|
15
|
Изготовление персонажей сказки «Теремок»
|
Продумывание внешнего вида персонажей сказки.
|
|
16
|
Репетиция спектакля «Теремок».
|
Постановка сказки.
|
|
17
|
Подготовка спектакля по сказке «Лисичка со скалочкой».
|
Изготовление персонажей. Репетиция.
|
|
18
|
Премьера спектакля «Лисичка со скалочкой».
|
Показ спектакля.
|
|
19
|
Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
Изготовление костюмов. Репетиция.
|
|
20
|
Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
Работа над декорациями. Репетиция.
|
|
21
|
Премьера спектакля .
|
Показ спектакля .
|
|
22
|
Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»
|
Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля.
|
|
23
|
Репетиция спектакля.
|
Подготовка к выступлению.
|
|
24
|
Премьера спектакля «Мойдодыр»
|
Выступление перед классом
|
|
25
|
Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди»
|
Подготовка к спектаклю.
|
|
26
|
Подготовка к спектаклю.
|
Репетиция.
|
|
27
|
Подготовка к спектаклю.
|
Репетиция.
|
|
28
|
Премьера спектакля «Гуси – лебеди»
|
Выступление перед классом.
|
|
29-33
|
Резерв
|
|
|