Перейти на главную страницу
|
2.1. Результаты освоения учащимися образовательных программ и формирования ключевых компетенций по предметам.
2.2. Результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность.
3.1.Владение современными образовательными технологиями.
3.2.Обобщение и распространение опыта работы.
3.3.Урок математики в первом классе по теме: « Приёмы вида: +3, - 3»
3.4.Урок – конференция по окружающему миру во 2 классе по теме: « Будь природе другом».
3.5.Выступление по теме: « Как научить ребёнка жить в мире людей».
3.6.Выступление по теме: « Повышение родительской компетенции в решении сложных ситуаций общения с ребёнком».
3.7. Выступление по теме: « Школьный невроз».
4.1.Формы внеурочной деятельности. Творческие работы учащихся.
4.2. Проект « Моя бабушка учитель».
4.3. Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: « Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
5.1.Использование воспитательных технологий.
5.2. Сценарий утренника, посвящённого Дню Защитника Отечества.
Раздел 6. Учебно-материальная база
6.1.Технические средства обучения.
6.2.Компьютерные средства обучения (диски).
6.3.Дидактический материал.
Вид документа |
Кем выдан |
Оценка деятельности |
Год |
Благодарственное письмо |
Глава администрации Кинделинского сельсовета |
За добросовестный плодотворный труд |
2010 |
Грамота |
Отдел образования администрации Ташлинского района |
За многолетний добросовестный труд и значительные успехи в обучении и воспитании детей |
2010 |
Диплом |
Центр развития одаренности РФ, г. Пермь |
За подготовку призера «Молодежного математического чемпионата» |
2011 |
Благодарственное письмо |
Управление образования администрации Ташлинского района |
За качественную организацию и проведение летней оздоровительной работы 2012 года. |
2012 |
Тема курсов |
Место проведения |
Год |
Содержание методика работы по УМК «Гармонии» |
Оренбургский государственный педагогический университет |
2007 |
Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения начального общего образования. |
Оренбургский государственный педагогический университет |
2011 |
Предмет |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
2010-2011 уч. год | |||
Качество знаний |
Уровень успеваемости |
Качество знаний |
Уровень успеваемости |
Качество знаний |
Уровень успеваемости | |
Русский язык |
60% |
100% |
60% |
100% |
60% |
100% |
Математика |
73% |
100% |
73% |
100% |
73% |
100% |
Чтение |
73% |
100% |
80% |
100% |
80% |
100% |
Окружающий мир |
73% |
100% |
80% |
100% |
80% |
100% |
Год |
Название конкурса |
Награда |
Фамилия ученика |
2008 |
Районная предметная олимпиада школьников по математике |
1 место в школе |
Филимонов Даниил |
2009 |
Международный игра- конкурс «Русский медвежонок» русский язык |
2 место в школе |
Машенцова Виктория |
2010 |
Международный игра- конкурс «Старт» |
1 место в школе, 2 место в районе |
Смирнова Ангелина |
2010 |
Международный математический конкурс-игра "Кенгуру" |
1 место в школе, 2 в районе |
Поляков Кирилл |
2010 |
Международный математический конкурс-игра "Кенгуру" |
1 место в школе, 3 место в районе |
Компаниец Нина |
2010 |
Международный игра- конкурс «Русский медвежонок» русский язык |
1место в школе, 7м в районе |
Компаниец Нина |
2010 |
Районный конкурс кроссвордов по ПДД |
1 место в районе |
Поляков Кирилл |
2010 |
Районный конкурс рисунков по ПДД |
1 место в районе |
Башурова Юлия |
2011 |
Международный математический конкурс-игра "Кенгуру |
1 место в районе |
Смирнова Ангелина |
2011 |
Международный математический конкурс-игра "Кенгуру |
3место в районе |
Филимонов Даниил |
2011 |
Международный математический конкурс-игра "Кенгуру |
2место в районе |
Поляков Кирилл |
Тема, форма мероприятия |
Место проведения |
Год |
|
Заседание МО |
2009 март
|
|
Заседание МО |
2010г ноябрь
|
|
Заседание МО учителей |
2011г октябрь
|
|
Заседание МО учителей |
2012г апрель
|
|
|
декабрь |
|
|
2009г март
|
|
|
февраль |
«Как научиться быть ответственным за свои поступки» |
|
2011 апрель
|
|
|
2009г октябрь
|
|
На педсовете |
январь |
|
На педсовете |
2011г ноябрь
|
|
На районном семинаре |
2008г январь
|
|
На районном МО начальных классов |
август |
Открытый урок по математике |
МО учителей начальных классов |
2008г октябрь
|
Открытый урок по окружающему миру. |
Районный семинар по эколого- биологическому воспитанию |
2009г апрель
|
Открытый урок по русскому языку. |
МО учителей начальных классов |
2010г. февраль
|
Открытый урок по чтению |
МО учителей начальных классов |
2011г декабрь
|
Формирование УУД:
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе по результатам.
2) Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера,
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- использование речевых средств и средств ИКТ для решения познавательных
задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- использование приобретённых математических знаний в повседневной жизни
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
- овладение разными способами прибавлять 3 и вычислять 3.
Первоклассники получают возможность рассмотреть случаи сложения и вычисления с числом 3 по частям.
Оборудование:
Учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, рабочая тетрадь 1часть, электронное приложение к учебнику 1 класс, картинки паровоза и вагонов, компьютер, проектор.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем примеры решать.
2.Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите на доску и скажите, чему вы должны научиться. Определите тему урока.
На доске:
2+3 4 – 3 5+3
4+3 6 – 3 9 – 3
6+3 8 – 3 10 – 3
(Будем прибавлять и вычитать число 3 )
Ребята, давайте проверим, какие вы внимательные. Посмотрите и скажите, каких предметов в нашем классе по 3.
А теперь скажите, что мы должны повторить, чтобы научиться прибавлять и вычитать ?
На доске:
3=□+□+□ (нужно повторить состав числа 3)
3=□+□
3=□+□
10, 8,7,6 ,4,3 , ,1. (Нужно повторить обратный порядок при
счёте чисел)
3+1 7+1 6+2 (Нужно повторить случаи сложения и
4-1 8-1 9-2 вычисления с числами 1 и 2)
5+1 2+2 5+2
6-1 7-2 3-2
(Работа с карточками. Учитель показывает задание на доске, учащиеся показывают ответ- карточку с числом)
3.Работа по теме урока.
1) Объяснение нового материала.
Прибавление числа 3.
К паровозу нужно прицепить 3 вагона. Как по-разному можно это сделать?
1+3=4 1+1+1+1=4
1+2+1=4
2 способ: К паровозу можно сначала прицепить 2 вагона, а потом ещё 1 вагон. А всего прицепили 3 вагона.
3 способ: К паровозу можно сначала прицепить 1 вагон, а потом ещё 2 вагон. А всего прицепили 3 вагона.
Вычитание числа 3.
4-3=1
4-1-1-1=1
4-1-2=1
От паровоза нужно отцепить 3 вагона. Как по-разному можно это сделать?
(аналогично)
Солнце заглянула в класс. ( Руки на пояс, наклоны в сторону)
1,2,3,4,5.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
1,2,3,4,5.
Наклониться 3,4
И на месте поскакать
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
5. Закрепление нового материала с помощью электронного учебника.
6. Физ. минутка для глаз
7. Работа по учебнику с 104.
- Как к числу прибавить 3.
( Прибавим 2, а потом ещё 1)
- Как из числа вычесть 3.
( вычтем 2 (1), а потом ещё 1 (2). С 104 № 1 – с комментированием.
8. Задача на смекалку.
На двух полках, верхней и нижней, было 7 книг. С верхней полки переставим на нижнюю 3 книги. Сколько книг стало на этих двух полках?
9. Работа в печатной тетради с 38 № 2.
10.Презентация проекта « Числа в загадках, пословицах, поговорках»
Математика - удивительная наука
И если будешь её знать,
Всё сумеешь посчитать
Начертить, измерить, взвесить.
Больше, меньше иль равно
Надо знать нам точно
Будем мы её учить
И на этом точка.
11. Рефлексия учебной деятельности
- С каким числом сегодня работали?
- Из каких частей оно состоит?
Решите примеры, которые были записаны на доске в начале урока.
- Пригодится ли вам в жизни умение прибавлять и вычитать 3.
12. Оценка учебной деятельности.
13.Итог урока.
3.4. Урок-конференция по окружающему миру во 2 классе
"Будь природе другом!"
Цели:
2. Учить уважительному отношению к живым организмам;
3. Сформулировать важнейшие правила поведения в природе,
направленные на ее сбережение (правила друзей природы);
4.Подготовить к выполнению проекта;
5.Продолжить знакомство с Красной книгой;
6.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях,
встречающихся в нашей местности;
7.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе
на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Планируемые результаты:
1.Учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к
любому живому существу;
2.Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе;
3.Делать выводы из изученного материала;
4.Работать в группе.
Задачи:
1.Познакомить с Правилами друзей природы;
2.Продолжить формирование универсальных учебных действий в
выполнении Правил друзей природы;
3.Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства
ответственности за свое поведение в природе;
4.Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать
подгруппами.
Оборудование: у учащихся – цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент
На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный
кружок.
Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают в круг.
– Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
II. Повторение пройденного материала.
– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)
– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит
сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а
страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал
опасности)
– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
III. Сообщение темы и задач урока.
– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)169, 4585397 956230!
Ключ к разгадке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,
М Б Г О П Р У Е И Д Ь
– Тема нашего урока: Будь природе другом! (слайд).
IV. Изучение материала.
– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
– Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
– Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.
– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! (см. фильм)
– Расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы). Все меньше остается таких животных как: выхухоль русская; норка европейская; выдра северная; перевязка южнорусская и так далее (см. слайды).
V. Физкультминутка.
(под запись «Голоса леса»).
– А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Продолжение изучения материала.
– Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников (работа с компьютером).
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки:
– Я – зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
2. Расскажите об одном из этих животных по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
Чем питается?
Почему человек истребляет?
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Есть ли у этой птицы особенности, какие?
Чем питается?
Почему истребляется человеком?
3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадки:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)
2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Чем интересно насекомое?
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)
2. Расскажите об одном из этих растений по плану:
Внешний вид.
Где растет?
Чем интересно растение?
Как человек использует?
3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
Выступают ребята со своими сообщениями.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
VII. Подведение итогов урока.
– Давайте подведем итоги нашей конференции
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
– Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!
– Всем спасибо за хорошую работу!
VIII. Домашнее задание:
Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 – (Школа России), стр.90-93.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А.Плешаков, издательство «Просвещение» – (Школа России), стр.34-35.
Кроме того, мы начнем работу над проектом «КРАСНАЯ КНИГА или ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ», в которую вы занесете своих животных и растения, встречающиеся на территории нашей республики. Эту работу по составлению своей Красной книги мы будем делать всем классом. Мы распределим на группе продленного дня обязанности, кто что будет делать: собирать информацию, готовить рисунки или фотографии, оформлять книгу. По окончании работы проведем презентацию этой книги и покажем другим классам и родителям.
3.5. Выступление по теме:«Как научить ребёнка жить в мире людей»
(Выступление на родительском собрании)
Выживание детеныша животного в природе предопределяется рефлексами и инстинктами, выработанными миллионами лет существования вида. Дополнительно помогает и опыт целесообразного поведения, усваиваемый либо от других особей, либо рискованным путём собственных проб и ошибок. Что же касается поведения человеческого детеныша, то оно давно уже определяется не столько природой, сколько искусственной средой обитания человека – культурой, обществом.
Знание, как вести себя « по – человечески» - это огромное море информации.
И каждый ребёнок, едва – едва покинувший колыбель, непременно оказывается на его берегу. Как усваивает он этот необозримый объём информации? И как помогаем ему в этом мы? Специалисты предлагают 10 способов решения этой задачи.
Способ № 1.- Подражание
Подражание - генетический заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путём, а в процессе общения. Сложность способа заключается в том, что ребёнок усваивает не специально организованный образец (как это устроено в школе), а наиболее часто попадающий в поле его внимания, почему - то наиболее привлекающий или дающий более быстрый и явный эффект.
Значит, надо позаботиться о том, чтобы следование определенному образцу было ощутимо выгоднее для вашего ребёнка, чем другие варианты поведения.
По мере накопления опыта и развития сознания подражание становится все более избирательным (как папа и т. д), приобретает мотивацию (потому что….), опирается на сознание ( я подумал что…) и т.д. И если при маленьком ребёнке главное для семьи – сам образец, то по мере его взросления всё большую роль начинает играть качество образца. Недаром говорят, что дети – это увеличительное стекло родительских недостатков. Имея это в виду, семье надо особо позаботиться об устранении из своей жизни всего того, что она не хотела бы продолжить в своём ребёнке.
Способ № 2- Упражнение
Суть любого упражнения состоит в повторении физических и психических напряжений, действий или поступков, необходимых для достижения некоторой цели, их постепенного совершенствования и доведения в идеале до автоматизма. При достаточном и успешном повторении упражнение становится все более лёгким и приятным действием, уже не требующим значительных психических и физических напряжений.
( Например: трудно научить писать буквы в 1 классе, к 4 классу, дети это выполняют легко, научить вставать по звонку вначале, в конце урока.)
Способ № 3. – Требование
Внешним стимулом и способом управления поведением ребёнка является требование. Простота предъявления требования делает его одним из главных методов семейного воспитания.
Требования должны быть понятны ребёнку по содержанию « Не стучи!», понятнее, чем « Веди себя прилично!» Требования должны носить постоянный характер и не меняться в зависимости от настроения родителей или обстоятельств. Требование предполагает его исполнимость, посильность. « Сиди спокойно» - непосильное требование для ребенка уже потому, что сидячая поза для него не является позой отдыха, как для взрослого. Она требует большего напряжения, чем движения.
Способ № 4. Создание воспитывающих ситуаций.
Создавая и используя воспитывающие ситуации, показывая, обучая и получая, взрослые стараются передать ребенку свой опыт. Поощряя или запрещая, они вынуждают ребенка ему следовать. Но суть воспитания - в присвоении этого опыта. А оно во многом зависит от внутренних установок ребёнка.
Типичным видом воспитывающих ситуаций являются специально организуемые ситуации, корректирующие стереотипы поведения ребёнка или его личностные качества. Скажем, скандалы по утрам с утренними подъёмами перед школой можно прекратить, если психологический механизм пробуждения перевести с внешних факторов ( родители) на внутренние (боязнь опоздать, ответственность) Для этого родителям надо по пробовать уходить на работу на полчаса раньше. Будет решена не только проблема подъёма, но и более важная – самоконтроля.
Способ № 5. Поручение и обязанности.
Воспитывающие поручения и обязанности – это уже приобретение эпохи научно – технической революции. Тысячелетиями совместный труд и взаимная забота, в которые непременно включала ещё маленького по нашим понятиям, ребёнка нужда, мощно и надежно формировала основы его личности. Цивилизация меняет условие жизни человека гораздо быстрее, чем его организм, центральную нервную систему и происходящие в ней процессы.
Сенситивный период включения ребёнка в семейные заботы, труд и сегодня приходится на тот возраст, когда он настойчиво говорит, « я сам!»
Правильно подобранным поручением можно подчеркнуть новый, более высокий статус ребёнка в семье, возможность его самоутверждения, осознание им нового уровня своих возможностей. Причем было бы ошибкой ограничивать обязанности ребёнка только обслуживанием самого себя. Наибольшую воспитывающую нагрузку несёт забота о других. Она сформирует способности видеть и чувствовать потребности и состояние других людей, способность к сопереживанию, испытывать удовлетворенность от своей заботы о другом.
Способ № 6. Дело.
Деятельность ребёнка является способом «удовлетворения собственных потребностей собственными силами» Но она может быть и вынужденной, не совпадающей с потребностями, желаниями личности. В любом случае деятельность оказывает влияние на личность, развивая её или угнетая. Желательно, чтобы деятельность развивала ребенка. Если есть напряженная и интересная деятельность, самоопределение, выход на новый уровень, будет развитие личности. Если, наоборот, процветает чрезмерная опека родителей, устранены с пути ребёнка все проблемы и трудности - то будет расти ребенок непригодный ни к чему.
Способ № 7. Распорядок
Режим жизни, то есть постоянно поддерживаемое постоянство основных её элементов, формирует сложный стереотип поведения, является своеобразным средством организации жизни и системой требований. Он даёт возможность периодического контроля и самоконтроля личности, формирует привычку к организованности, энергичному темпу жизни, обеспечивает её наполненность .
Способ № 8. Игра.
Здоровый ребёнок большую часть времени увлечённо играет. Заболевший или обиженный ребёнок играет вяло, неохотно. Игра удовлетворяет потребности ребёнка в деятельности, в общении, развивает различные стороны его личности, необходимые для его будущей взрослой деятельности.
Почти любая игра – это движения, правила, взаимодействия, напряжение риска, стресс от выигрыша или проигрыша.
Суть игры – реальная развивающая деятельность в воображаемых условиях.
Способ № 9. Общественно – полезная деятельность.
Особый вид деятельности – так называемая общественно полезная, выводящая за рамки семьи, вводящая ребёнка в мир более широких отношений и взаимодействий. Это забота о том, чем пользуются сообща, о детской площадке, о классе, о школе. Это и участие в общей заботе о престарелых людях, животных, природе. Это деятельность в детских и других общественных организациях. Она добавляет новые возможности для развития личности, вносит новые мотивы, расширяет опыт.
К элементам этой деятельности следует готовность уже дошкольника. У школьника младших классов она должна занимать заметное место среди других видов его деятельности.
Для подростка она уже может играть роль деятельности «ведущей развитие»
Способ № 10. Чувства.
Наиболее глубокой и обобщённой реакцией человека на жизненные обстоятельства являются эмоции. Стыд, радость, жалость, зависть, довольно точно выражают состояние человека и его отношение к обстоятельствам, их оценку. Одних эмоций хочется избегать, других – усилить. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее они управляют поведением человека. Следовательно, воздействуя на эмоции человека, можно управлять его поведением.
Весьма важно сформировать у ребёнка представление о добре и зле, о том, что можно делать и чего нельзя, обучить правилам и нормам морали. Ещё важнее дать возможность чувственных переживаний, сформировать эмоциональные обстоятельства. Как это происходит на деле? Семья формирует не только эмоциональные реакции, но и стереотипы эмоционального поведения. Если мама взвизгивает от испуга, увидев мышь, то будет взвизгивать и дочь, но не сын. Семья ориентирует его на стереотип мужских эмоциональных откликов.
Чувства пола, долга, стыда, совести, жалости и все другие человеческие чувства не только усиливают ощущение полноты жизни, но и надежно управляют поведением человека.
Такова «золотая десятка» способов формирования родителями начального нравственного опыта ребёнка.
3.6. Выступление по теме: «Повышение родительской компетенции в решении сложных ситуаций общения с ребёнком»
Цель: - повышение психолого-педагогической компетентности родителей
- раскрытие влияния типа воспитания на личностное развитие ребёнка.
Проблема «отцов и детей», несмотря на её давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определённую схему представлений, которое сложилось в их детские годы.
Семейное воспитание является той базой, на которой строится формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдёт во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье.
Сегодня на собрании мы рассмотрим систему взглядов на проблему ошибок семейного воспитания , увидим её многогранность, то, над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное воздействие, и к чему это может привести.
Ученые выделяют следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей:
Всех родителей, считают учёные, условно можно разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жестокое руководство с ребенком, его подчинением воле взрослого и послушании, другие видят основу воспитания в добром отношении к детям.
В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребёнка, но всегда ли полезно одно и вредно другое.
Я предлагаю вашему вниманию 10 заповедей воспитания:
1) Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2)Чётко определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3) Предоставьте ребёнку самостоятельность и не контролируйте каждый его шаг.
4) Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги и цели.
5) Не упустите момента, когда достигнут первый успех.
6) Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
7) Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки – не одно и то же.
8) Дайте ребёнку ощутить(улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нём, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан.
9) Воспитание – последовательная постановка целей и постепенное, пошаговое их решение.
10) Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. Ошибки родителей в воспитании связаны с невниманием к особенностям личности ребенка.
В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребёнка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять сведущие роли:
1) « Кумир семьи»
Результат такого воспитания: ребёнок вырастает изнеженным, капризным.
2) « Мамино ( папино, бабушкино и т.д сокровище»
Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка – традиционную женскую (если она папина дочка)
3) « Паинька»
Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остаётся на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия.
Другой результат: ребёнок растёт тревожным, неуверенным в себе.
4) « Болезненный ребенок»
Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.
5) « Ужасный ребенок»
Результат: ребёнок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным?
Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приручается хитрить, изворачиваться.
6) « Золушка»
Результат: - ребёнок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.
А сейчас давайте разберём несколько ситуаций, которые встречаются в нашей жизни и рассмотрим способы решения их.
№ |
Ситуация |
Способ решения |
1 |
Ребёнку можно сказать: а) « Зная тебя, я был уверен, что ты всё сдашь хорошо» и б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы это сделать лучше». Какое высказывание предпочитаете? |
Первое обращение обеспечивает ребёнку психологическую поддержку, второе - выражает разочарование. Для нормального развития ребёнок нуждается в психологической поддержке, поэтому следует опираться на его сильные стороны; помогать разбивать большие знания на маленькие части, с которыми он может справиться; создать ситуации гарантированного успеха; демонстрировать оптимизм. Оказать психологическую поддержку можно положительной оценкой, например, словами «красиво», « аккуратно»; Я – высказывание; тактильным контактом; мимикой жестом.
|
2 |
В школе во взаимодействии со сверстниками ребёнок может занимать различные позиции: быть в центре внимания; общаться со многими сверстниками; общаться избирательно; держаться в стороне; высказывать враждёбность, выискивая у других ошибки и недостатки. Что побуждает ребёнка к выбору той или иной позиции? Кто влияет на этот выбор воспитание в семье?
|
Выбор варианта поведения связан с установками семьи, её нормами, стилем семейного воспитания. При эгоцентричном типе воспитания ребёнок будет стараться быть в центре внимания. Дети в семье, где общение сведено к минимуму, как правило, застенчивы, поэтому держатся в стороне. |
3 |
Саша – мальчик старательный, но всё делает крайне медленно. Отец прям говорит: « Сашка, ты резинщик». Теперь его все ребята в классе так зовут. У мамы часто сдают нервы, она начинает кричать или пытается всё сделать за него. |
Необходимо: чередовать эмоционально положительные эмоционально отрицательные виды деятельности; подобрать в семье такую систему личностно значимых вознаграждений для ребёнка, которые могут стимулировать его; проконсультироваться у психолога по вопросу темперамента ребёнка (для флегматика – это нормальное состояние, для холерика норма – чрезмерная подвижность); избегать окриков, наказаний, нотаций по отношению к ребёнку, так как это только усугубит напряжённые отношения в семье. |
4 |
Две мамы встречают детей из школы. Первая говорит своему ребёнку: «Что ты сегодня получил в школе?», вторая: «Что интересного сегодня было у вас?» Как влияет на ребёнка каждая фраза? |
Вторая фаза позволяет ребёнку рассказать не только о своих достижениях, но и неудачах. При этом ребёнок понимает, что мама его любит, принимает таким, какой он есть, и готова оказать ему поддержку в преодолении трудностей. |
5 |
Родители за каждую хорошую оценку дают ребёнку деньги на карманные расходы. Однажды ребёнок получил «3» за контрольную работу, был жёстко наказан. Чем опасна такая ситуация для развития личности? |
Материальное поощрение достижений ребёнка формирует потребительное отношение к учёбе, т.е учебная деятельность, как ведущий вид деятельность школьника, становится для него формальной обязанностью. Его стремление получать только положительные отметки может привести к механическому заучиванию материала. Это отражается в целом на личностном развитии ребёнка. Кроме того, у ребёнка формируются чувство повышенной моральной ответственности, , что в подростковым возрасте может привести к конфликтам с родителями, педагогами, сверстниками. |
6 |
Мама Мити (6 лет), чтобы развить общительность, познакомила его с Петей (8 лет). Правильно ли поступила мама? |
Мама поступила правильно. Старший ребёнок будет доминировать во взаимоотношениях с младшим. Следующим этапом в развитии общительности Мити должно стать взаимодействие с младшими, так как в этом случае он освоит роль ведущего. Таким образом, в общении со сверстниками он научится устанавливать контакт, находить правильное соотношение подчинения и руководства. |
7 |
Саша постоянно в классе играет роль «неуспевающего». Нужно ли родителям акцентировать внимание ребёнка на данной ситуации? Как могут помочь родители ребёнку? |
Родителям нудно направить усилия на изменение статуса ребёнка. Для этого родителям и педагогу необходимо выработать общую стратегию повышения самооценки ребёнка, включая его в те виды деятельности, в которых он будет успешен. |
8 |
Мама Вити говорит, что её сын (9 лет) постоянно грубит родным, хотя в семье это не принято. Что ей можно посоветовать? |
Ограничить просмотр телевизионных программ, особенно детских сериалов, в которых есть сцены насилия, некорректных взаимоотношений; постараться изучить круг общения ребёнка вне семьи и исключить негативное влияние на него окружающих. |
9 |
Мама постоянно сравнивает младшего и старшего сына между собой. Причём получается так, что младший постоянно проигрывает старшему. |
Мама должна сравнивать достижения ребёнка с его собственно вчерашними. У младшего сына при такой позиции матери может сформироваться заниженная самооценка, ребёнок станет замкнутым или тревожным. |
Своё выступление я бы хотела закончить следующей притчей:
В одной общине жили разные люди. Их объединило стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он просил записывать все проступки членов общины, независимо от них значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членами общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит».
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: « Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
3.7. Выступление по теме: «Школьный невроз»
Очень часто можно услышать от родителей «Ох, уже эти уроки сколько слез пролито из-за них, сколько нервов истрепано!» или « Засадить сына за уроки невозможно. Все время скандалы, нытье. А когда, наконец, заставишь сесть – начинает считать ворон, обманывает, говорит что ничего не задано.»
Что же делать? Как воспитать в ребёнке чувство ответственности?
Большинство родителей считают, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый «ленивый» ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду, помогает управиться с хозяйством. Выходит, дело не в лени, а в чем-то другом? Чаще всего за подобной «псевдоленью» скрывается панический страх неудачи. Страх настолько сильный, что он мешает сосредоточиться, хаотизирует поведение. Причём ребёнок, в отличие от взрослого, далеко не всегда отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Есть дети, которые от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Вид у них при этом бывает отрешенный почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, не пахнет.
Тут родители приходят в бешенство. Им кажется, что ребенку на все наплевать! На самом же деле тот глубоко травмирован школьными неудачами. Только выражается это не так откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. И если вовремя эту травму не устранить, может развиться так называемый «школьный невроз»,чреватый нервными срывами. Поэтому родителям следует запастись терпением и начать помогать сыну или дочери готовить уроки, даже если по вашему мнению, они способны их делать самостоятельно. Поверьте, как только ребята смогут управиться без вашей помощи, они сами от неё откажутся. Всем детям доставляет огромную радость сознание, что они, наконец, «и сами с усами».
Вот ещё один типичный случай. Девятилетний Саша, на первый взгляд, совсем не волновался из-за того, что его грозятся выгнать из школы. В классе он «считал ворон», дома всё время сидел перед телевизором, уроки делал под нажимом. С его лица не сходила улыбка. Саша улыбался всегда: и когда его ругали, и когда ставили двойки. Только при виде папиного ремня моментально становился серьёзным. Но ненадолго. «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нём думают!»- в один голос повторяли мать с отцом.
Однако Сашино лицо не походило на лицо счастливого мальчика. Это была маска, под которой жил страх. Выяснилось, что в первом классе Саше с большим трудом давалось письмо. Делая уроки, он развозил в тетради грязь. А мама, у которой тогда были неприятности по работе, раздражалась, кричала и несколько раз даже отхлестала его тетрадкой по щекам. В результате при одном упоминании об уроках ребёнок впадает в ступор… К третьему классу патологическая реакция для него стала привычной. Хотя мальчик тянулся к чтению и задания, не связанные со школой, выполнял с удовольствием. Поэтому учителя начальных классов советуют родителям проявлять терпение, с пониманием относиться к трудностям и помогать преодолевать их.
Третья распространенная причина отказа делать уроки – желание привлечь к себе внимание взрослых. Обычно так ведут себя дети, склонные к демонстративности. Вообще-то они очень зависимы от родителей и нуждаются во внимании и ласке. Но в силу характера не выражают своих эмоций прямо, а начинают упрямиться, вредничать, вести себя вызывающе. Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что школа – это чуть ли не единственный способ привлечь внимание взрослых. «Когда всё нормально, мама меня не замечает. У неё слишком много дел» - можно услышать от детей. Угрозы и наказания в данном случае не помогут. Ведь получается, что ребёнка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего, бунтаря следует окружить теплом и заботой. Даже если вам кажется, что он получает всё это с лихвой. В конце концов, у разных людей разная потребность в ласке. Когда ребёнок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее.Помните: в подобных случаях детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Поэтому главное не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведёте, сидя рядом с детьми за письменным столом. Кто знает, может быть, именно эти мгновения запомнятся им на всю жизнь. Когда же дети перестанут сомневаться в вашей любви, пообещайте, что после того как они быстро и хорошо сделают уроки, вы с ними займётесь чем-нибудь интересным. Например, поиграете в настольную игру или почитаете книгу. Для детей, которым не хватает общения с близкими, это лучший стимул.
Но бывает так, что ребёнок просто избалован. Тут главное терпеливо соблюдать принцип «утром деньги, вечером стулья». К примеру, хочет сын пригласить приятеля – пожалуйста, но прежде пусть выполнит домашние задания. И никаких авансов. Если ребёнок избалован, рассчитывать на его «благонадёжность» не приходится. Такие дети склонны обещать три короба…
Чтобы с поступлением в школу вся ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей тактики. Постарайтесь внушить ребёнку, что уроки – это его дело, ибо он учится не для мамы с папой. Пускать всё на самотёк, конечно, не надо, но и выказывать излишнюю заинтересованность – тоже. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напомнить про уроки, они всё на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И сказать перед всеми, что не выучил урок, им гораздо труднее, чем восьмиклассникам, которые бравируют наплевательским отношением к учёбе. Так что пусть почувствуют последствия собственной безответственности. В вопросе приготовления уроков жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы». Да, домашние задания – дело ребёнка, и он волен выбирать готовить их или нет. Однако за двойку следует лишать его каких – то жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным.
В начальных классах, конечно, нужно контролировать качество выполнения домашних заданий. Если ребёнок в тетради устраивает мазню, имеет смысл предложить ему сначала делать уроки в черновике. Он бунтует? Что же, это понятно. Кому охота выполнять двойную работу. Снова предложите ребёнку выбор: пиши аккуратно – переписывать не придётся. Ну а наляпаешь ошибок – не обессудь. Не бойтесь скандала. Поняв, что вы непреклонны, ребёнок возьмётся за ум. Настраивайте детей на то, что если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить уже в классе. И дома не придётся тратить время. Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы.
Гиперактивным, возбудимым, повышено-утомляемым детям необходимо часто делать небольшие перерывы в занятиях. Это, конечно, удлинит процесс приготовления уроков, но толку будет больше.
Результаты освоения учащимися образовательных программ и формирования ключевых компетенций по предметам
09 10 2014
2 стр.
Происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами организована Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной ср
09 10 2014
1 стр.
Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования
28 09 2014
12 стр.
«Программа природоохранных мероприятий по сохранению и оздоровлению окружающей среды на территории Саринского сельсовета на 2010-2014гг»
16 12 2014
1 стр.
Глобальные изменения окружающей среды и горно-экологическая безопасность московского региона
24 09 2014
1 стр.
Задачи урока: познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; учить устанавливать связь между де
14 09 2014
1 стр.
I. Качество и негативное воздействие на состояние окружающей среды Кемеровской области
16 12 2014
6 стр.
Воронеже состоялась Международная молодежная конференция «Измерения, моделирование и информационные системы для изучения окружающей среды»
13 10 2014
1 стр.