Обеспечение условий экологического
образования и воспитания.
Наименование
подпрограммы
|
«Экологическое образование и воспитание»
|
Основание для
разработки
подпрограммы
|
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Глава XIII «Основы формирования экологической культуры»
«Программа природоохранных мероприятий по сохранению и оздоровлению окружающей среды на территории Саринского сельсовета на 2010-2014гг»
|
Основные
разработчики
подпрограммы
|
Администрация школы, руководитель МО естественного цикла Старикова И.Н.
|
На основе реализуемой подпрограммы экологического образования обеспечивается
| -
Развитие экологических ценностных ориентаций;
-
Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения познавательных ,эстетических, духовных и материальных потребностей человека.
-
Поможет понять, что человек – это часть природы, и его назначение – познание её законов, чтобы в своих поступках руководствоваться ими.
-
Осознание современных экологических проблем и стремление личного участия в их решении.
|
Цель
Подпрограммы
| -
Развитие экологической грамотности учащихся.
-
Формирование высокого уровня экологической культуры.
|
Задачи
подпрограммы
| -
Проведение мониторинга состояния окружающей среды (качества воды, воздуха, биоразнообразия) на территории с.Сара
-
Проведение общешкольных акций по сохранению и охране окружающей среды.
-
Организация педагогической поддержки детей при создании экологических проектов.
-
Организация и проведение праздников, круглых столов, социальных опросов среди учащихся и населения по экологической обстановке.
-
Воспитание экологической культуры учащихся.
-
Формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за всё происходящее вокруг.
-
Активизация агитационно-разъяснительной работы среди населения села.
|
Сроки
реализации
|
2010-2014 гг.
|
Исполнитель
подпрограммы
|
Саринская средняя школа
|
Контроль за исполнением
|
Администрация школы
|
Пояснительная записка.
Территория Саринского сельсовета является одной из самых неблагополучных в экологическом отношении в Кувандыкском районе. Причины этому, как хозяйственно-бытовая деятельность человека, так и природно-географическое положение. Сара и её окрестности находятся между экологически вредными производствами предприятий городов Медногорска, Новотроицка, Орска. Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование и разумный подход к вопросам природопользования. Человек должен исключить из своей деятельности принципы, несущие вред, а иногда гибель окружающей среды. Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения.
Вывод: Экологические проблемы села требуют немедленного решения. Для этого активизируется работа по вовлечению всего населения для реализации настоящей программы совместных действий школы и окружающего социума.
Воздушная среда. Проблемы и последствия загрязнения
воздушного бассейна.
Проблема и источник её возникновения
|
Проявление и пагубность последствия
|
Мероприятия, проводимые в школе для устранения данной проблемы
|
1.Загрязнение воздушного бассейна выбросами Медногорского Медносерного комбината.
|
1. Образование в атмосфере кислотных соединений представляющих реальную угрозу для легких человека. Особо вредно проявляется для людей страдающих патологией легких.
2. Происходит возникновение и обострение кожных заболеваний.
3. выпадение кислотных соединений в виде тумана и росы на растительность, фруктовые деревья, плодоовощные культуры в огородах и садах, приводит к порче листвы и плодов.
4. Происходит выпадение и накопление в почве вредных веществ образующихся от продуктов деятельности предприятий.
|
1. Беседы из цикла «Здоровье человека и окружающая среда».
А) Влияние состава атмосферы на органы дыхания;
Б) Атмосфера и кожные заболевания;
В) Влияние кислотных дождей на растения.
2. Встречи с медработниками и участковыми врачами.
|
2.Загрязнение воздушного бассейна выбросами промышленных предприятий г. Новотроицка и Орска.
|
3.Загрязнение атмосферы и окружающей среды продуктами горения от сжигания соломы на полях и сопутствующего этому выгоранию на большой площади лугов, лесов и кустарника, а также сжигание мусора и навоза в личных подворьях.
|
1. Образование в результате горения вредных соединений, представляющих реальную угрозу для организма человека. Особо вредно проявляется для людей страдающих патологией легких.
2. Происходит загрязнение воды и почвы вредными веществами, образующимися в результате горения.
3. Возникает реальная угроза пожара, жилым и хозяйственным постройкам, имуществу жителей Саринского сельсовета.
4. Существует реальная угроза жизни людей и животных от пожара.
5. Наносится непоправимый ущерб растительности, что приводит к исчезновению отдельных видов растений.
|
1. Проведение ЧКР по пожарной безопасности.
2. Проведение инструктажа и учебы пожарной дружины.
3. Выпуск листов и плакатов о вреде сжигания соломы, мусора и бытовых отходов.
4. Инструктаж по правилам разведения костров во время туристических походов (использование старых кострищ).
|
Ожидаемый результат:
-
Сведение до минимума случаев сжигания населением и хозяйством бытового мусора, соломы, навоза.
-
Составление обращения жителей с.Сара с требованием прекращения выбросов в окружающую среду вредных отходов производства и сбор подписей под ним. Данное обращение передать руководству заводов г. Медногорска, Новотроицка и Орска.
Водная среда. Проблемы и последствия загрязнения
речек на территории Саринского сельсовета..
Проблема и источник её возникновения
|
Проявление и пагубность последствия
|
Мероприятия, проводимые в школе для устранения данной проблемы
|
1. Заиливание и исчезновение родников на территории Саринского сельсовета.
|
1.Происходит обмеление речек Сара, Чебакла, Терекла, Шиякла, Зимбетка, Сухойташка, Крымка, и многих других мелких ручьев.
2. Меняется природный ландшафт в результате обмеления и пересыхания речек и ручьев.
3. Происходит образование заболоченных, застойных участков.
|
1. Ежегодная акция «Живи, родник» (4).
2. Разбор завалов по местным речкам после весеннего разлива.
|
2. Загрязнение речек на территории Саринского Саринского сельсовета мусором, навозом и другими отходами деятельности человека.
|
1.Происходит захламление русла и берегов речек мусором.
2. Происходит попадание в речки вредных, а нередко опасных, ядовитых веществ.
3. Происходит гибель растительности, кустарников и деревьев по течению рек.
4. Загрязнение нефтепродуктами в результате хозяйственной деятельности приводит к гибели всего живого в водах речек.
|
1. Выпуск молний и информационных газет о злостных нарушителях и энтузиастах, борющихся за чистоту родного края.
2.Беседы с детьми в дни Всемирно-экологических акций.
|
Ожидаемые результаты:
-
Регулярная, правильная прочистка родников, их сохранение для полноводности речек;
-
Восстановление чистоты водных ресурсов Саринских речек для сохранения и восполнения видового биоразнообразия.
Среда обитания человека. Проблемы и последствия загрязнения
территории Саринского сельсовета.
Проблема и источник её возникновения
|
Проявление и пагубность последствия
|
Мероприятия, проводимые в школе для устранения данной проблемы
|
1. Скопление бытового мусора и отходов на территории населенных пунктов из-за несвоевременной и нерегулярной уборки территории и вывоза на свалку.
|
Замусоренность территории, гниение и возможность отравления домашней птицы и скота веществами бытовой химии.
|
1. Акция «Очистим планету от мусора».
|
2.. Произрастание в летний период растений, вызывающих заболевания и аллергические реакции человека на территории населенных пунктов.
|
Пагубное воздействие на здоровье больных и возможность заболевания здоровых людей.
|
1. Беседы, практические работы с гербарным материалом (ядовитые растения и грибы, растения-аллергены и др.)
2. Беседа «Комнатные растения и их значение».
3. Экологический проект «Экология и фитодизайн».
|
3. Скопление навоза и других отходов хозяйственной деятельности человека на территории населенных пунктов Саринского сельсовета.
|
1. Отравление окружающей среды: атмосферы, почвы, воды продуктами гниения.
2. Создание условий для существования крыс, мышей, мух, как переносчиков инфекционных заболеваний.
|
1.Инструктаж учащихся, родителей, сотрудников школы по правилам поведения во время походов, экскурсий.
2. Беседа «Животные –переносчики инфекционных заболеваний»
|
Ожидаемые результаты:
-
Полное уничтожение несанкционированных свалок на территории села.
-
Своевременное и регулярное уничтожение ядовитой растительности и растений, вызывающих аллергию.
-
Прекращение мытья автотранспорта в речках.
Сокращение биоразнообразия. Проблемы и пути
решения.
Проблема и источник её возникновения
|
Проявление и пагубность последствия
|
Мероприятия, проводимые в школе для устранения данной проблемы
|
1. Сокращение биоразнообразия растительности в связи с хозяйственной деятельностью человека.
|
1. Выпас скота на одном месте в течении длительного времени приводит к обеднению растительности.
2. Уплотнение почвы колесами автомобилей и прогоном скота.
3. Скашивание трав во время сенокоса до образования семян.
4. Самостоятельное вырубание деревьев для построек и для заготовки дров.
5. Бездумный сбор лекарственных трав и первоцветов.
|
1. Акции:
-
«Зеленый наряд Отчизны»
-
«Первоцвет»
-
«Зеленая аптека»
2. Праздник «День Земли»
«Цветы в легендах»
3. Беседы «Планета – земля людей», «Природа дарит людям чудеса» и др.
4. Выставки «Фантазии осени»
«Зеркало природы»
5. Социальный опрос «Что для тебя значит природа?»
|
2. Сокращение биоразнообразия животных под воздействием антропогенных факторов.
|
1. Лесные пожары.
2. Влияние автомобильного шума при посещении туристами и грибниками лесных массивов.
3. Рыбная ловля сетями и электроудочками.
|
1. Операции «Муравейник», «Каждой пичужке наша кормушка», «Птицеград».
2. Круглый стол «Знаю, умею, пользуюсь».
3. Беседы: «Животные Красной книги Оренбургской области»
4. КВН «Птицы родного края»
5. «День птиц»
6. Экскурсия «Такие знакомые амфибии»
|
Анализируя проблемы и источники их возникновения на территории Саринского сельсовета, была разработана программа природоохранных мероприятий по сохранению и оздоровлению окружающей среды на 2006-2010 гг.
На основе данной программы была разработана подпрограмма экологического воспитания и образования в Саринской средней школе. Предмет «Экология» не преподается уже третий год, но осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
Поставленные задачи решаются через эликтивные курсы, кружковую работу и внеклассные общешкольные мероприятия , экологические акции.
Ожидаемые результаты:
-
Мы должны воспитать в учащихся чувства гордости и любви к своей малой родине, развить умение видеть красоту родного края, преумножать и охранять её богатства.
-
Сохранить для будущих потомков Саринские речки и родники, питающие их.
-
Сберечь и приумножить лесные массивы и животных, обитающих в них, ведь недаром нашу местность туристы называют «Саринской Швейцарией».