Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Зарубежный опыт строительства и реконструкции библиотечных зданий
Г.А. Кисловская, директор

Российской государственной детской библиотеки

Внимание к библиотечным зданиям очень велико. Строятся новые здания. Перестраиваются старые. Россия тоже включилась в этот процесс очень активно. Правда, наше желание изменить физический облик библиотек существенно скорректировал кризис, но жизнь продолжается и в период кризиса. Я не могу сейчас проанализировать российские тенденции, проявившиеся в строительстве новых и перестройке старых библиотечных зданий, хотя бы потому, что никогда этим предметно не занималась. К слову сказать, этим в России вообще никто не занимался.

А вот о некоторых тенденциях в зарубежном библиотечном строительстве я могу рассказать, поскольку работая в РГБ, последние 5 лет я пристально следила за этим направлением в силу необходимости: библиотека стоит на пороге строительства нового здания.

Начну с того, что в ISO (международной организации по стандартизации) работает постоянный комитет, внутри которого есть рабочая группа, в которой разрабатывают стандарт 11219 «Условия качества и основные статистические данные для библиотечных зданий» (пространство, функции, дизайн).

В марте 2009 г. я присутствовала на заседании этой группы и получила представление о том, как формируется международный стандарт: эксперты озвучивают тенденции, сформировавшиеся в библиотечном деле, дают им определения и предлагают учитывать их при строительстве зданий. Кроме того, эксперты предлагают расчетные цифры, полезные с точки зрения планирования площадей будущего здания, определения нагрузки и т.д., также основываясь на существующем опыте, почерпнутом из опубликованных источников и из собственной практики.

Мне кажется, очень важно представить общую структуру стандарта, поскольку она может быть использована при разработке технического задания при строительстве нового и реконструкции старого здания библиотеки.

Введение.

1.Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3.Термины и определения.

4.Организационные структуры и зоны обслуживания библиотек и архивов.

4.1.Общие положения.

4.2.Организационные структуры.

4.3.Зоны обслуживания.

4.4. Специальные зоны обслуживания.

4.4.1. Образовательные и учебные зоны.

4.4.2. Детская библиотека.

4.4.3. Библиотека для юношей.

4.4.4.Музыкальная библиотека.

4.5.Первые шаги при планировании.



5. Зоны использования.

5.1. Общие положения.



5.2 . Пространство для использования и предоставления информации.

5.2.1. Расчет количества рабочих мест пользователей.

5.2.1.Пространство для открытых рабочих мест пользователей.

5.2.2.1 Типы рабочих мест.

5.2.2.2.1 Отдельные рабочие места для интенсивной работы.

5.2.2.2.2 Места для чтения и прослушивания.

5.2.2.2.3 Места для просмотра и поиска.

5.2.2.2.4 Места для образовательной работы в группах.

5.2.2.2.5 Места для общения.

5.2.2.2.6 Места в кафетерии.

5.2.2.2.7 Места для детей.

5.3.2 Пространство для закрытых рабочих мест пользователей.

5.2.4.Комнаты для групповых занятий.

5.2.5 Комнаты для обучения пользователей.

5.2.6 Обзор требований к пространству, занимаемому рабочими местами пользователей.

5.2.7 Пространство для мероприятий и выставок.

5.2.7.1 Пространство для мероприятий.

5.2.7.2.Пространство для выставок.

5.2.8 Пространство для выдачи.

5.2.8.1 Зона выдачи.

5.2.8.1.1 Кафедра выдачи (включая персонал).

5.2.8.1.2 Самовыдача и возврат документов.

5.2.8.1.3 Полки для заказанных документов.

5.2.8.1.4 Внутренняя работа.

5.2.8.1.5 Пространство для межбиблиотечного абонемента и доставки документов.

5.2.9 Пространство для справочной и информационной работы.

5.2.10 Пространство для представления электронных носителей.

5.2.11 Пространство для иных пользовательских зон.

5.2.12.1 Общие положения.

5.2.12.2 Вход/зона ожидания, регистратура.

5.2.12.3 Репрография.

5.2.12.4 Гардероб, камера хранения.



5.3. Пространство для фонда.

5.3.1.Пространство для книг, периодических изданий и других носителей.

5.3.1.1 Общие положения.

5.3.1.2 Ширина прохода между стеллажами, глубина полок, центры выдачи в хранении, типы полок.

5.3.1.3 Длина полок.

5.3.1.4 Высота полок, количество полок.

5.3.1.5 Вместимость полок.

5.3.1.6 Полки для компактного хранения.

5.3.1.7 Требования к проходам между стеллажами в хранении.

5.3.1.8 Расчет площадей.

5.3.2 Пространство для журналов и газет.

5.3.2.1 Общие положения.

5.3.2.2 Экспонирование журналов.

5.3.2.3 Пространство для непереплетенных журналов.

5.3.2.4 Комбинированное пространство для размещения (экспонирования) журналов и хранения журналов за старые годы.

5.3.2.5 Хранение газет.

5.3.2.6 Требования к проходам между стеллажами в хранении.

5.3.2.7 Расчет площадей.

5.3.3 Пространство для хранения документов большого и сверх большого форматов.

5.3.3.1 Документы большого формата.

5.3.3.2 Документы сверх большого формата.

5.3.4 Пространство для некнижных материалов.

5.3.4.1 Микрофиши.

5.3.4.2 Карты.

5.3.4.3 Пластинки.

5.3.4.4 Кассеты.

5.3.4.5 Видеокассеты.

5.3.4.6 CD, CD-ROM.

5.3.4.7 DVD.

5.3.4.8 Подборки, медиапакеты.

5.3.4.9 Ноты.

5.4. Пространство для библиотечного персонала.

5.5 Пространство для управленческого персонала библиотеки и технических служб.

5.5.1 Общие положения.

5.5.2 Место для парковки/ комнаты для библиотечных тележек.

5.5.3 Комнаты для складирования.

5.5.4 Комнаты для сортировки носителей информации.

5.5.5 Почта.

5.5.6 Комната для уборщиц.

5.5.7 Помещение для хранения чистящих веществ и приспособлений.

5.5.8 Помещение для мусора.

5.5.8 Комнаты для технологического оборудования .

5.5.9 Переплетная мастерская.

5.5.10 Помещение для ремонта книг, реставрационная мастерская.

5.5.11 Репрография и оцифровка.

5.5.12 ИКТ-центр, серверные.

5.5.13Помещение для подготовки выставок.



6. Предполагаемые нагрузки.

6.1 Общие положения.

6.2.Читальные залы, зоны открытого доступа, административные зоны.

6.3 Компактное хранение.

6.4 Особые нагрузки.

7. Оборудование для транспортирования.

7.1 Общие положения.

7.2 Лифты для людей и грузов.

7.3. Эскалаторы (транспортеры).

7.4 Транспортная система для книг.

8. Технология обеспечения безопасности.

8.1Службы обеспечения безопасности.

8.2 Защита от краж и воровства.

8.2.1 Общие положения.

8.2.2 Защита здания.

8.2.3 Мониторинг помещений.

8.2.4 Центр сбора данных и тревожных оповещений.

8.2.5 Ключевое хозяйство.

8.2.6 Система защиты книг.

8.3 Защита от пожара.

8.4 Водяные трубы.

8.5 Системы оповещения и сигнализации.



9 Условия хранения.

9.1.Общие положения.

9.2 Условия хранения.

9.2.1 Цветные микрофильмы.

9.2.2 Долговременное цифровое хранилище.

9.3 Естественное/искусственное освещение.

9.4 Вентиляция и кондиционирование воздуха.

9.5 Внутренний климат читальных залов и зон открытого доступа.



10. Свет.

10.1 Общие положения.

10.2 Освещение рабочих мест.

10.3 Освещение хранения.

10.4 Другое освещение.

11.Физические (строительные) характеристики .

11.1 Акустика, защита от шума.

11.2 Покрытие полов.

11.3 Прокладка кабелей в зоне обслуживания.

11.4.1 Кабельная система.

11.4.2 Подвесные потолки.

11.4.3 Приподнятые полы.

11.4.4 Изоляционные желоба.



12. Знаковая система (система ориентирования).

13. Внешнее пространство.

Приложение 1 Устойчивые здания.

Приложение 2 Реконструкция и реорганизация старых зданий.

Перечень этих позиций можно использовать в практических целях при написании технического задания для проектировщиков. Эта своего рода матрица, которая позволяет структурировать мысли библиотекаря, не привыкшего к созданию технических заданий.

Основой для этого будущего стандарта служит, по преимуществу, немецкий стандарт ДИН 13. Но международные эксперты, каждый из которых работает над каким-то разделом, собирает всю возможную статистику, чтобы расчетные цифры отражали международный опыт. Хотя, конечно, немцы в своей аккуратности могут служить примером. Использование стандарта ДИН 13 обязательно при строительстве новых зданий и перестройке. В этом мы убедились при посещении нового здания университета Гумбольта в Берлине.

В России действуют общие СНИПы, и мы сами или с помощью поставщиков рассчитываем количество квадратных метров на 1 читателя, на 1 сотрудника, а потом огорчаемся от результатов.



Во время работы на ИСО я узнала о тенденциях, которые так или иначе следует учитывать при строительстве новых зданий или в процессе переосмысления пространства в существующих зданиях:

1. В мире наблюдается тенденция у посетителей - приносить в библиотеки свои книги. В США 50% пользователей приходят в библиотеку поработать со своими документами и не обращаются к фондам библиотеки, а во Франции – 30%. То есть библиотеки становятся центрами обучения, а как физическое место, делаются более привлекательными. Таким образом, наряду с тенденцией оттока из физической библиотеки в связи с появлением и развитием виртуальных сервисов, есть и иная, совершенно противоположная тенденция, которая закладывается при строительстве зданий.

2. Обязательно должно быть предусмотрено место для того, чтобы уложить больного читателя где-то за закрытой дверью. Такое же место должно быть предусмотрено для сотрудников. Но это место нельзя назвать комнатой первой медицинской помощи, поскольку она требует оборудования и медицинской сестры.

3. Есть данные о том, что интерес пользователей к новому зданию приводит к повышению количества читателей до 30% (такое исследование было проведено во Франции).

4. При планировании будущих площадей под хранение, следует учитывать такую тенденцию: в электронный формат практически полностью переводятся не только издания по медицине, но и книги и периодические издания по общественным наукам.

5. Рост физических фондов предсказать сегодня нельзя, планировать можно в лучшем случае на 10 лет.

6. Поскольку библиотеки ориентированы на работу с сообществами, администрацией, особую важность приобретает выставочная работа. Отсюда – необходимость планировать помещения для подготовки выставок, т.е. мастерские.

7. Образовательные функции библиотеки становятся едва ли не основными для всех типов библиотек. Отсюда – организация помещений для групповых занятий и занятий по переобучению персонала.

8. Дети и родители – особая тема. Во многих библиотеках есть помещения для работы родителей (студентов), рядом с которыми находятся их дети (я это видела в Гумбольт университете).

9. И конечно, никто не позволяет себе забыть о людях с ограничениями физических возможностей, мы же это только декларируем.

10. Парковка становится обязательной частью планирования пространства практически во всех странах. Так, в Дании при строительстве библиотеки требуют дать количество квадратных метров на парковку.

11. Отрытый доступ – обязательный элемент организации библиотечного пространства. Даже в национальных библиотеках процент фонда на открытом доступе составляет от 10 до 15% всего фонда.

Надо отметить, что в Европе очень внимательно анализируют деятельность по строительству новых и переустройству старых зданий библиотек. Самым интересным ресурсом для российских библиотек мог бы стать сайт LIBER Architecture Group. Побывав однажды на конференции этого уважаемого объединения, я порекомендовала бы российским коллегам следить за сайтом группы. Надо сказать, что под эгидой LIBER Architecture Group вышло издание «Building on Experience. Learning from Past to Plan for the Future», в котором дана документация по строительству новых библиотечных зданий в Европе (ISBN: 978-3-940344-26-7). Еще одним, безусловно, важным источником является ИФЛА и Секция по Библиотечным зданиям и оборудованию, подготовившая отдельное издание в 2007 г. (IFLA Library Building Guidelines: Developments & Reflections).


Зарубежный опыт строительства и реконструкции библиотечных зданий

Я не могу сейчас проанализировать российские тенденции, проявившиеся в строительстве новых и перестройке старых библиотечных зданий, хотя бы потому, что никогда этим предметно не з

75.89kb.

07 10 2014
1 стр.


Международный, зарубежный и отечественный, в том числе региональный, опыт
1661.14kb.

25 12 2014
8 стр.


Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений II уровня ответственности

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

64.58kb.

06 10 2014
1 стр.


Зарубежный опыт формирования учетной политики

Международных стандартов финансовой отчетности, общепринятых принципов бухгалтерского учета. Проанализирован опыт формирования учетной политики в сша, Великобритании, Германии и Фр

504.73kb.

25 12 2014
4 стр.


В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен

Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые БакминстерФуллер и НорманФостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства

12.23kb.

17 12 2014
1 стр.


Различие понятий «объект недвижимости» и «объект капитального строительства»

При осуществлении государственного учета зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства мы часто используем термины «объект недвижимости» и «объект капитальног

13.32kb.

13 09 2014
1 стр.


Тезисы сообщения «Эффективность и проблемы малого бизнеса при изысканиях для строительства и реконструкции». Генеральный директор ООО «Геостройком»

При изучении грунтов для строительства и обследовании сооружений обычно используются следующие инженерно-геофизические методы

22.76kb.

09 10 2014
1 стр.


Средневековые инструментальные ансамбли татар Поволжья: Опыт рекультурации инструментальных традиций

Для их практической реконструкции в Татарстане имеется значительный опыт исследования средневекового культурного наследия, устной, письменной поэзии, искусства татар Поволжья

61.7kb.

16 12 2014
1 стр.