Перейти на главную страницу
26 сентября 2005 года
г.Москва
«Арарат Парк Хайят», зал «Хачатурян»
Выработка стратегии возможна, если есть четкое представление о том, с какой идеологической позиции она происходит. Клуб ставит перед собой цель: разработать либерально-консервативную программу развития страны и добиться ее реализации. В этом плане задача клуба выглядят следующим образом: формирование в стране широкой общественной поддержи либерально-консервативного пути развития, организация широкой дискуссии среди политически и экономически активных слоев российского общества, вовлечение в эту работу общественных организаций, интеллектуалов, журналистов, содействие формированию адекватной состоянию общества конфигурации общественно-политических сил накануне выборов 2007-2008 годов, содействие формированию либерально-консервативной платформы в партии «Единая Россия». В своей деятельности клуб будет опираться на идеи, сформулированные в послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию в 2005 году. Деятельность клуба будет носить конкретный, прагматичный и даже лоббистский характер в отношении тех инициатив и действий, которые как будут разработаны клубом, так созвучны его позиции.
Рассматривая «Единую Россию», как наиболее значимого политического партнера, клуб вместе с тем не является чисто партийной площадкой, и его деятельность должна и будет охватывать широкий круг людей. Отличительной чертой его деятельности станет акцент на регионах. Именно там будет проходить большая часть клубных мероприятий. К числу тем, по которым будет выработана позиция клуба в наступившем политическом сезоне относится экономическая доктрина Российской Федерации. Ее обсуждение будет касаться больших экономических проектов, суверенной финансовой системы и собственности, как основы экономического развития. Вторая большая группа тем касается вопросов суверенитета применительно к Российской Федерации, места России в мире, СНГ, развития демократических и политических институтов, региональной политики и развития правовой системы.
Думая о стратегии, мы не будем забывать нашу историю, историю более чем тысячелетней цивилизации. Необходимо, видимо, без стеснения говорить о национальных интересах и приоритетах, патриотизме, суверенитете. И в то же время, надо отмечать стабильность достижений последнего времени, ценить то, что с трудом удалось возродить. Например, шаги по закреплению, сохранению и развитию института частной собственности, как наиболее отражающего ожидания дееспособной части общества, но подвергающегося в последнее время необоснованному негативному воздействию. Я думаю, что вы знаете некоторое, может быть, милитаристское, но известное выражение, о том, что если нет средств содержать свою армию, будете содержать чужую. То же касается и стратегии. У нас хватит интеллектуальной мощи выработать свою стратегию. Сегодня мы начнем разговор о части экономической стратегии. Спасибо большое за внимание.
Хочу обратить внимание и на другой относительно недавно появившийся документ. Он подготовлен «Деловой Россией», общественной организацией среднего бизнеса и называется «Политика роста». В определенном смысле, документ, который я сейчас буду представлять, и «Политика роста», взаимодополняемы. Если «Политика роста» делает акцент на конкретных инструментах управления хозяйством с целью повышения его эффективности и достижения высоких темпов роста, то представляемый мною сегодня документ дает, скорее, общие идеологические рамки, указывает временные горизонты.
Что мы имеем в виду под экономической доктриной? Мы имеем в виду видение того, каким будет желаемое состояние хозяйства страны через два десятилетия и те средства, которые необходимы для достижения этого состояния. Если экономическая доктрина сейчас, в принципе, существует, то я назвал бы ее «доктриной отложенных решений»: сохранение стабильности, накопление денег и отказ от принятия ключевых экономических решений, перекладывание ответственности на плечи следующих поколений политиков.
Была ли когда-нибудь в новейшей истории у России экономическая доктрина? Концентрированная доктрина была одна: в 90-х годах была доктрина фактически политического свойства — отказа от коммунизма. Доктрина как можно быстрейшего, скорейшего перевода экономики на частные рельсы. Главным инструментом ее реализации была приватизация. Можно как угодно критиковать результаты приватизации, но страна и ее экономика ушли от коммунизма, и, видимо, никогда к нему не вернутся. Таким образом, та доктрина была успешной, и ее программа была реализована.
Что предлагаем мы? Мы рассматриваем интервал в двадцать лет. Расчеты показывают, что именно за этот срок страна может перейти в качественно иное устойчивое состояние: с приличным уровнем жизни, с мощными частными компаниями, способными конкурировать на мировом рынке и с такой мощностью хозяйства страны, которая позволит России на равных взаимодействовать с конгломератами типа Европейского Союза и самыми сильными странами: как Китай и США.
Однако, для того, чтобы выйти на этот уровень развития, взаимоувязанные показатели мощности хозяйства, ВВП, скорости роста, капитализации компаний, необходимых инвестиций, мощности активов страны могут быть, в принципе, только такими, какими они представлены в нашей программе. Другого варианта, если мы хотим выйти на этот уровень мощности народного хозяйства, нет. Альтернативы этому пути на самом деле нет. Или мы выходим на этот уровень мощности, или страна перестает существовать, как субъект мировой истории, мирового хозяйства. По расчетам, для сохранения России, уровень ВВП в 2025 году должен составить не менее трех триллионов долларов, а скорее, 3,5 триллиона долларов.
Сразу замечу, что такой параметр, как уровень жизни населения, не является ключевым в наших расчетах. Это не потому, что мы не хотим, чтобы у населения был высокий уровень жизни. Рост уровня жизни может быть достигнут разными способами. Часто говорят, что надо стремиться стать такими тихими, благополучными странами, как, например, Финляндия или Дания. Это невозможно. Как бы нам не хотелось простых решений, наша страна другая. У нас тринадцать границ, у нас территория, которая составляет 1/7 часть суши, у нас 30% природных ресурсов мира.
Никто не позволит нам сидеть на тридцати процентах ресурсов мира и не быть в состоянии обслужить эти ресурсы, обеспечить доступ к этим ресурсам. Если мы не в состоянии будем обеспечить доступ других стран к этим ресурсам, то есть, выгодно их продавать и перерабатывать, то все равно этот колоссальный спрос заставит нас отдать эти ресурсы, в той или иной форме. Геополитические обстоятельства, эти самые тринадцать границ, вынуждает нас, даже если мы не хотим, вмешиваться во все возможные конфликты, начиная от Японии и Китая и заканчивая комплексующей Прибалтикой. С таким уровнем ВВП, который есть у нас сейчас, невозможно ни обслуживать территорию, ни обеспечивать переработку ресурсов, ни представлять что-нибудь из себя в военном отношении.
Если обратиться к исторической аналогии, можно увидеть, что уровень ВВП на душу населения в России никогда не достигал уровня лидеров. В лучшие исторические эпохи это было 50-60% от уровня лидеров. Можно вспомнить XVIII век, времена Екатерины II, можно вспомнить Советский Союз в 60-70-е годы прошлого века. Хочу заметить, что во времена Екатерины II Россия была промышленным лидером мира. Доля промышленного производства России составляла 5% мирового производства, доля Англии — 2%, а доля будущих Соединенных Штатов составляла 0,1%. Как видно, всего за двести лет мир может довольно сильно измениться. Излет советского периода тоже показывал вполне высокий уровень жизни, более или менее соответствующий уровню жизни в странах лидерах. Тем не менее, важно, что мы никогда не выходили по уровню жизни на уровень лидеров и, скорее всего, не выйдем. Но этого и не надо. 60% нам вполне хватит. Это означает, что к 2025 году мы будем примерно на уровне Германии. Какие темпы роста для этого необходимы? Не рекордные, а вполне разумные. В среднем за двадцать лет — 5-6% экономического роста в физическом объеме. Укрепление рубля дает еще 2-3%. Когда мы говорим о силе страны, должны говорить не о паритете покупательной способности, а о ВВП, измеренном в валюте, в долларах или евро. Но чтобы перейти к этому сценарию, в ближайшие годы темп роста должен быть выше: 6-7 или даже 8% годовых.
Где источник этого экономического могущества, ВВП в три триллиона долларов? Если говорить о внешних источниках, это, в первую очередь, Китай и Индия, во вторую очередь. Китай через двадцать лет будет, по-видимому, на уровне ВВП в 15 триллионов долларов. Сегодня Китаю нужно сырье и вооружение. Надо продавать Китаю и сырье, и вооружение. Но уже скоро Китаю понадобятся новые технологии, и они у нас есть. Это технологии энергосбережения, это новые материалы. Но мы должны быть готовы предложить Китаю, который очень скоро будет выходить на новый технологический уровень, наши высокие технологии. Когда у нас мечтают о том, что наша экономика должна перестать быть сырьевой и стать высокотехнологичной, никто не указывает, на ком мы поднимем наши высокие технологии. На наш взгляд, это Китай. Китай, который очень скоро перестанет опираться только на тяжелую индустрию и строительство. И этот переход мы должны уловить.
Другой источник роста — внутренний рынок. Это почти 150 миллионов человек, которые предъявляют огромный потенциальный спрос. Надо отметить, что для развития внутреннего рынка возможна любая защита, любой сколь угодной степени жесткости. Это к вопросу о ВТО. Если мы полагаем, что внутренний рынок — источник нашего роста, могущества и благополучия людей, возможны любые формы защиты. К 2025 году объем потребительского рынка составит около 2 триллионов долларов. Важнейшие сектора, как и во многих странах мира: пищевая промышленность — порядка 500 миллиардов долларов, и строительство — 300 миллиардов долларов. Строительство будет расти со скоростью 10-12% в год.
Структура хозяйства. Это должна быть развитая индустриальная структура. Существует миф о том, что все развитые страны давно находятся в постиндустриальной стадии, что надо переносить производство в страны развивающиеся, надо управлять только финансами, технологиями и так далее. Это неправда. Все развитые страны имеют очень сложную, диверсифицированную структуру промышленности. Каждый из вас может взять список тысячи крупнейших предприятий мира и увидеть, что в каждой развитой стране мира существует 5-8 очень сильных промышленных отраслей, основу которых составляют компании-гиганты. И, конечно, если говорить о крупнейших секторах, во всех развитых странах мира существует очень мощный финансовый сектор. Банки и страховые компании лидируют во всех развитых странах мира.
По поводу высоких технологий. Высокотехнологичные сектора не могут создаваться и расти в слабом хозяйстве. Только большое, мощное хозяйство, быстрорастущее хозяйство с большим внутренним рынком предъявляет большой спрос на новые технологии. Таким образом, правильный путь к развитию новых технологий — это не только пипеточные, пробирочные, я бы сказал, зоны развития, а это на самом деле усиление мощности хозяйства. Чем больше диверсифицировано будет хозяйство, чем сложнее будет спрос на новые технологии, тем быстрее они появятся.
Для того, чтобы обеспечить нужный рост ВВП, необходимо, чтобы инвестиции в народное хозяйство прирастали со скоростью 15% в год. В сегодняшних условиях частное хозяйство России, свободный рыночный сектор, не в состоянии выйти на этот уровень самостоятельно. Он не может обеспечить рост инвестиций на 15% в год. Без государства с этим не справится, государство своими решениями должно обеспечить этот уровень роста инвестиций. Какие могут быть приняты меры? Прежде всего, это большие проекты: государственные или поддерживаемые государством. Два проекта на слуху: освоение Восточной Сибири и жилищное строительство. Освоение Восточной Сибири по оценкам дает 150-200 миллиардов долларов прироста к ВВП ежегодно. Жилищное строительство — это фундаментальный проект, который имеет не только экономическое значение, социальное значение, он имеет, если хотите, гуманитарное значение. Потому что люди меняются, когда они начинают жить в своих домах, они начинают понимать, что такое собственность, что такое кредит, они становятся ответственными. Емкость этого сектора должна составить 300 миллиардов долларов, против 30 сейчас. Цифры можно легко проверить, потому что есть аналоги, есть много развитых стран, где по их доле строительного сектора от ВВП, от внутреннего рынка можно легко оценить, какая цифра должна быть у нас. Третий проект, и он, в принципе, реализуется как бы сам по себе — проект под условным названием «Россия — энергетическая сверхдержава». Во-первых, мы не должны стесняться того, что мы продаем энергоресурсы. Во-вторых, энергоресурсы для нас — это мощнейшее преимущество и конкурентного, и экономического, и политического свойства. И мы ни в коем случае не должны бросаться энергетикой. Это то, на чем сегодня страна держится, на чем она будет держаться еще довольно долго, это то, что позволяет нам эффективно взаимодействовать с сильнейшими странами мира.
Должно ли государство напрямую инвестировать в эти проекты? Скорее, нет. Государственные инвестиции не возбраняются, но гораздо предпочтительнее государственный заказ. Главное, государство должно субсидировать важнейшие проекты. Оно должно снижать налоги на хозяйственную деятельность по ключевым направлениям и субсидировать процентные ставки потребителям. Итак: первое — большие проекты, второе — субсидии.
5 сентября президент Путин выступил с рядом инициатив. Первая часть инициатив по повышению зарплат учителям, врачам, еще некоторым категориям, была широко разрекламирована и поддержана политическим бомондом. Каждый рвался показать, что это именно он постарался выбить эти повышения. И поэтому за него нужно голосовать. Это все спекуляция и популизм. Конечно, надо повышать зарплату бедным учителям и пенсионерам, но вторая часть предложения Президента Путина гораздо важнее. Во второй части своих предложений Президент указал на необходимость новой экономической политики, а не нынешней, лжелиберальной. Он прямо сказал, что поддерживает систему дотаций, поддерживает субсидирование процентных ставок в жилищном строительстве, в сельском хозяйстве. Эти предложения на самом деле фундаментальные, открывающие дорогу к новой экономической политике, замыливаются и политическими партиями, и медиа, и интеллектуалами. А это для нас это очень важный шанс, для бизнеса это очень важный шанс. Мы должны использовать предложение Президента Путина, дойти до конца, заставить власти двинуться на путь новой экономической политики.
Третье: государство должно достроить финансовую систему. Она фрагментарна, она не достроена, она не полна. Неразвитость финансовой системы станет очевидной, если сопоставить стоимость активов и валовой продукт. Активы в развитых странах мира превышают ВВП во много раз. В Великобритании — в 7 раз, во Франции — в 6, в Японии, Германии и США — в 5 раз. Таким образом, соотношение между активами и ВВП — 5-7, в худшем случае, три к одному. Соотношение между активами и ВВП в России один к одному. Еще Фернан Бродель, великий французский историк, обратил внимание, что это соотношение всегда во всех странах мира одинаковое. Это действует даже для таких капиталистических городов, как Генуя или Венеция, и так далее.
Когда говорят, что у нас экономика неэффективна, то это, как посмотреть. Что такое активы? Это капитал, с которого снимается добавленная стоимость, ВВП. Если активы относятся, как пять к одному, это значит, что этот капитал, эти активы дают 20% добавленной стоимости, ВВП. Если один к одному, значит, капитал дает 100% в год добавленной стоимости. Это на самом деле очень высокая эффективность, но только эта эффективность на истощение. Не может так долго работать хозяйство, капитала не хватает. Андрей Годзинский уже лет пять пытается развивать тему, что без капитала невозможно функционирование хозяйства, что, собственно, это и есть капитализм. Пока нет капитала, нет активов, которые обладают рыночной стоимостью, не получится у нас никакая сильная экономическая система. Банковский сектор в этой ситуации, естественно, катастрофически слаб. Абсолютное большинство банков не может выдать кредит более десяти миллионов долларов. Ставки высокие, сроки короткие, залоги огромные, бизнес это знает прекрасно. Банковский сектор, соответственно, должен расти гораздо быстрее, чем хозяйство страны. Через 10 лет объем кредитования должен возрасти в 4-5 раз, до 800 миллиардов долларов. А в 2025 году превысить 2 триллиона. Все активы страны через 20 лет должны составить не менее 10 триллионов долларов. Не менее, а лучше более. Активы банковской системы — не менее 3 триллионов долларов, значит, вырасти в 10 раз. Вот задачи, которые должны перед нами стоять. Не ВВП должен удвоиться, в активы должны вырасти в 10 раз.
Мы все время ругаем правительство, а у нас есть еще один управляющий орган. Во всем мире за силу финансовой системы отвечает Центральный банк. У нас Центральный банк отвечает исключительно за регулирование обменного курса. Центральный банк самоустранился от управления хозяйством страны. В стране нет системы рефинансирования коммерческих банков. Вот говорят, у нас резервов 150 миллиардов долларов, у нас стабфонт сколько-то десятков миллиардов долларов. Куда деть деньги? На какие проекты потратить деньги? Это, как Андрей Годзинский в свое время выразился, философия ларька, экономика ларька. Если в кармане есть деньги, их надо потратить. Капиталистическая экономика не может работать, когда деньги перекладываются из одного кармана в другой. Она не может работать без сильной финансовой системы. Сильная финансовая система невозможна без связи между Центральным банком и коммерческими банками, невозможна без такой системы, когда деньги рефинансирует Центральный банк. Ведь в чем сила государства, правительства и Центрального банка? Чем государство отличается от любого другого хозяйствующего субъекта? Государство может напечатать денег столько, сколько надо. Все сильные финансовые системы мира стоят на основе государственных инструментов, государственных ценных бумаг, так или иначе закачанных в экономику.
Какими будут наши компании к 2025 году? Например, Газпром должен стать крупнейшей компанией мира. Раньше это казалось диковатым, но всякий из вас может посчитать, какие у Газпрома активы, месторождения, какие у него накопления, сравнить с аналогами и понять, что стоимость Газпрома должна быть немногим менее одного триллиона долларов. Один только Газпром должен стоить в несколько раз больше, чем все наши компании. Сегодня у нас в списке тысячи крупнейших компаний мира, у нас, если не ошибаюсь, девять компаний. В основном, нефтегазовые и металлургические. Одна финансовая — Сбербанк. У стран, которые что-то собой представляют в экономическом отношении, в этом списке 30-40 компаний. Эти компании или такие компании в состоянии конкурировать на мировом рынка, потому что они сильны.
Налаживание финансовой системы, запуск больших государственных проектов, помощь отдельным секторам хозяйства, а значит, отдельным компаниям в виде субсидирования — меры, которые позволяют усиливаться отдельным частным компаниям.
Теперь, как я обещал, о сбалансированности показателей. Эти все показатели довольно сбалансированы. Разумный темп роста, разумный темп роста инвестиций, ВВП, более или менее соответствующий нашим потребностям. Курс рубля относительно доллара будет укрепляться, но не так сильно, как сейчас, чуть медленнее, и выйдет на уровень 60% от нынешнего. Сила компаний будет расти, это аналогии с такими же компаниями, существующими в нормальной экономической среде. Таким образом, эта картина разумна, и она показывает, какую экономическую систему мы будем иметь: полноценную, диверсифицированную, во многом автономную, поддерживаемую внутренним рынком. Систему, которой категорически необходима финансовая система. Финансовая система, я еще раз повторюсь, это ключевой пункт: тот, кто управляет финансами, управляет экономикой. Тот, кто управляет экономикой, управляет, в конечном счете, и политикой. Нам нужна суверенная экономическая система, суверенная в том отношении, что ключевые решения в ее развитии принимаются внутри страны собственными властями. Для принятия таких решений достаточно ресурсов, рычагов и полномочий.
Итак, ставка на частный бизнес, но государство должно помочь бизнесу, направление поддержки — это большие проекты, субсидирование ключевых направлений, развитие финансовой системы. Что мешает сейчас больше всего? Мне кажется, что мы находимся в плену ложных альтернатив. Дежурных альтернативы из медиа, из газет, из общественных дискуссий. Вы за сырьевую экономику или за высокотехнологичную? Вы за вмешательство государства или против? Вы за изоляцию экономики или за открытость? Вы за государственные инвестиции или за частные? Все это ложные вопросы. И ложные альтернативы, которые разделяют общество, интеллектуалов, бизнес на две части. Открытая экономика, сырьевая или технологичная? Да, сырьевая, потому что это важнейшее наше преимущество, потому что мы зарабатываем на этом деньги, мы должны всячески развивать этот сектор. Отрицает ли это необходимость развития высоких технологий? Нет, не отрицает. Является ли неблагоприятным вмешательство государства? Да, если это покупка компаний или скрытая покупка компаний, если это прямое управление государством рынками и субъектами рынка, прямое управление компаниями. Нет, потому что, я пытался это показать, без государства достижение сильной экономики невозможно. Во всех странах мира государство активнейшим образом участвует в экономической политике. Изоляция или открытость? Конечно, открытость экономики, прежде всего. Но если говорить о внутреннем рынке и необходимости защиты каких-то секторов, например, сельского хозяйства, — да, мы должны жестко закрывать наши сектора. Если мы умеем что-то производить, мы должны жестко закрывать то, что мы умеем производить, от конкуренции. Государственные инвестиции или частные? Частные, конечно. Но если не хватает частных, нужны государственные инвестиции. Опять нет противоречия.
Есть фундаментальный порок нынешней дискуссии. Те, кто призывают к квази-либеральной системе и считают, что пусть идет, как идет; пусть сильные победят, а если сильными окажутся не наши компании, не наш бизнес, а внешние силы — тоже хорошо, главное, чтобы сильные победили. И другие, которые призывают к закрытости России. У них у всех один порок: они все не верят в собственный бизнес, не верят в русский бизнес, не верят в то, что он конкурентоспособен, не верят в то, что он может выжить и победить в любой силы конкурентной борьбе. И те, и другие исходят из предположения о наличии противоречий, неразрешимых противоречий между властью и бизнесом. Мы считаем, что нет неразрешимых противоречий. Долг государства помочь собственному бизнесу. Государство обязано работать на свободный рыночный сектор экономики, потому что только там источник экономического роста. Потому что другую схему мы уже пробовали, она не работает. Но и капитал при этом должен приобрести одно важное свойство: он должен стать национальным. Не должно быть дилеммы: частный капитал или государственная собственность, — это ложная дилемма. Частный капитал, конечно, прежде всего. А вот дилемма — национальный капитал или внешний капитал — вполне актуальна. У власти и бизнеса должны быть одинаковые ценности, в том числе и относительно собственного суверенитета, в том числе относительно того, какой мы хотим видеть нашу страну через 20-30 лет. Только на основе этих ценностей возможно выработать полноценную экономическую доктрину, с которой были бы согласны и политики, и экономисты, и бизнес, и которая не была просто продуктом интеллектуального труда, а стала бы политической силой. Спасибо.
Авдийский Владимир Иванович, вице-президент компании "Норильский Никель", Заведующий кафедрой Экономической и информационной безопасности в финансово-банковской сфере Финансовой Ак
29 09 2014
3 стр.
Методы ведения предвыборной борьбы и угрозу раскола региональной элиты обсудили в прошедший четверг члены Екатеринбургского филиала клуба политического действия “4 ноября”
29 09 2014
1 стр.
Понятийный аппарат: политическое участие, политический актор, субъект политики, типы политического участие, политические элиты, элитология, политическое лидерство, политико-психоло
24 09 2014
1 стр.
Выходные данные: Шейгал Е. И. Перформативные речевые действия в структуре политического дискурса // Чествуя филолога: к 75-летию Ф. А. Литвина. Орел: Изд-во нп «Редакция газеты «Ор
26 09 2014
1 стр.
19 ноября 1920 года, на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович», состоялось первое заграничное заседание «Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России»
23 09 2014
1 стр.
«ландшафта» современной России, раскрыть роль и перспективы политических идеологий в специфических условиях социально-политического развития России начала хх1 века
06 10 2014
3 стр.
России/снг. Мы успешно реализовали в этом регионе целый ряд стратегических инициатив нашей компании, укрепив ее технологическое лидерство, и помогли осуществить множество крупных п
16 12 2014
1 стр.
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Эконо
15 12 2014
1 стр.