1. Функции исторического знания
История – наука, исследующая процесс развития челов-ва в прошлом, а также его соврем-ое состояние, закономер-ти простран-говремени форм развития общест-го бытия. содержание истории составляет изменения, происходящие в жизни чел-ва, сохранив-ся в историч-их памятниках и источниках. Составными частями исторической науки явл. археология и этнография. Археология изучает историч-ое общ-во по сохранившимся останкам чел-ка. Этнография изучает особенности матер-ой и духов-ой культуры народа, вопросы их историч-го взаимодействия. Функциями историч-го знания явл-ся: 1) познавательная – изучая историю, личность расширяет границу знаний истории в разл-ых странах и народов; 2) политич-ая – история, как наука выявляет закономер-ти развития общ-ва, помогает вырабат-ть политич-ий курс; 3) мировозрен-ая – история повест-ет о событиях прош-го, способст-ет формир-ий взглядов на мир, общ-во, на законы разв-ия; 4) воспит-ая – знание истории своего народа и своей страны воспит-ет чув-ва потриотизма.
2. История Кырг-на – неотъемлемая составная часть мировой истории.
История – наука, исследующая процесс развития челов-ва в прошлом, а также его соврем-ое состояние, закономер-ти простран-го времени форм развития общест-го бытия. содержание истории составляет изменения, происходящие в жизни чел-ва, сохранив-ся в историч-их памятниках и источниках. Составными частями исторической науки явл. археология и этнография. Археология изучает историч-ое общ-во по сохранившимся останкам чел-ка. Этнография изучает особенности матер-ой и духов-ой культуры народа, вопросы их историч-го взаимодействия.
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту - древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н. э.). Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201 г. до н. э.
3. Каменный век в Кыргызстане.
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту – древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н.э.). самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский р-н). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки.
Человек каменного века приручил одну из самых грозных стихий – огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.
4. Пастушеские и земледельческие племена бронзового века
В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроново близ г. Ачинск). В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников, оформлением общей идеологии, известной в последующие века как учение Заратуштры, а также сложившейся мифологии, ритуалов, зарождением эпоса и храмовой архитектуры.
5. Народ саки в мировой истории. Саки в борьбе с Ахмединами и Александром Македонским
К северу от рабовладельческих государств – Китая, Индии ,Ирана и Греции в VII-VII вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов ,знавших также и оседлость. Поэтому в настоящее время принято также говорить о степной культуре и цивилизации сакских племен, что подразумевает не только кочевание, но и оседлую жизнь, не только скотоводство, но и земледелие. Открытие ряда крупных поселений на территории Казахстана, а также в зоне Тюпского залива свидетельствует о наличии протогородской культуры. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табунами лошадей они вели сезонные перекочевки. Скотоводческие народы Средней Азии середины 1 тысячелетия до н.э. в персидских источниках именовались саки, в древнегреческих – скифы. Предполагают, что термин «сак» означал «могучий муж» (воин). Саки говорили на одном из восточно-иранских языков, известном для Восточного Туркестана как хотано-сакский. Саки были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали важнейших событиях мировой истории. Геродот свидетельствовал, что уже в V в. до н. э. саки были участниками греко-персидских войн (500-449гг. до н.э.) сражаясь на стороне Ахмединов. Примечательно, что конница саков в Марафонской битве (490 г. до н.э.) вынудила отступить афинских гоплитов.
Александр Македонский пользовался огромной популярностью у народов Средней Азии. Весной 334г. до н.э. Александр вторгся в пределы Персидской держав. Решающая битва произошла 1 октября 331г. до н.э. у небольшого селения Гавгамелы. Вначале конница саков и бактрийев разбила Греко-македонский авангард, но затем отчаянная атака при личном участии Александра на центр армии персов обратила ее в бегство. Начался победный марш Греко-македонских в глубь Азии. В 329г. до н.э. армия Александра была уже на берегах Сырдарьи, но здесь она встретила мощное сопротивление заречных саков.
6. Первое упоминание этнонима «кыргыз». Владения древних кыргызов.
Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201г. до н.э. Первое упоминание о кыргызах имеет большое значение для истории кыргызского народа. Благодаря ему мы знаем, что в конце III в. до н.э. уже существовало владение Кыргыз. Кроме того, этноним «кыргыз»является самым древним названием из всех ныне существующих тюркоязычных народов.
Раньше дрвение кыргызы занимали обширную территорию на Тянь-Шане до Притяньшаня, потом перебрались в Южную Сибирь. Царство Гэгунь существовало еще в IIIв. до н.э. Оно занимало земли Западной Монголии в районе оз. Кыргыз-Нур. В VI в. в результате войны между жужанями и телесцами многие древние кыргызы переселились на Енисей.
7. Усуньское государство
Государство, созданное народом усунь на Тянь-Шане, китайские хроники именовали «усунь буцзу» (племена усуней). Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160г. до н.э. они ,разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье. Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбага (царь усуней носил титул кунбаг – «князь над племенами») была наследственной. В своей деятельности он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывалось не менее 16 чиновников. Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вынуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Центральной Азии. В период становления государства усуней началась международная торговля по Великому Шелковому пути между Китаем и странами Средиземноморья (II в. до н.э.). Кроме обмена товарами на Великом Шелковом пути происходил обмен культурными ценностями между Востоком и Западом. Основой хозяйства усуней было полукочевое скотоводство, а главным богатством – лошади.
8. Древнеферганское государство. Борьба с ханским Китаем.
В Ферганской долине еще в I тысячелетии до н.э. возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенно ограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал и смещал царя, решал вопросы войны и мира, установления и разрыва дипломатических отношений. Во II в. до н.э. Фергана считалась сильным государством с высокоразвитым хозяйством. Основу его экономики составляло поливное земледелие. Население выращивало рис, пшеницу, виноград, хлопок, люцерну; разводило высокопродуктивных скакунов. Столицей являлся город Эрши. Восточные рубежи государства защищал город Ю. В конце II в. до н.э. народу Ферганы пришлось вынести всю тяжесть борьбы с сильным и агрессивным ханским Китаем. В 105г. до н.э., добившись союза с усунями, император Уди решил захватить Фергану как важный промежуточный пункт на Великом Шелковом пути. Армию из 6 тысяч конников и нескольких тысяч пеших воинов возглавил полководец Ли Гуанли. В 103г. до н. э. китайское войско выступило в поход. С тяжелыми боями оно перевалило горы, осадило город Ю. горожане и гарнизон не сдавались. Китайские войска пошли на штурм, и город пал. Однако для дальнейших боевых действий сил не было, и Ли Гуанли приказал отступить. Поход на Фергану закончился бесславно. В Китай вернулась только пятая часть армии. После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость.
9. Образование Тюрского каганата. Завоевание Средней Азии.
В результате объединения тюрских племен в середине VI в. возник тюрский каганат. Основателем его был каган Тумынь. Основной территорией были Алтай и Монголия. Тюрский каганат имел дипломатические и торговые связи со многими странами Востока и Запада. Общественные отношения в каганате характеризовались все большим усилением зависимости рядовых кочевников-скотоводов от феодальной знати. Представителей знати называли тарханами и беками. Им подчинялась основная масса рядовых скотоводов – «карабудун». Росли сила и богатство родовой знати.
10. Государство Кыргыз на Енисее (VI-VIIвв.). Устройство. Обычаи и религия.
Во главе государства, которое называлось Кыргыз, в VI-VII вв. был правитель с титулом «ажо». Ставка ажо была хорошо укреплена. Государственные чиновники делились на шесть разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, имевших ранг министров. Сбором налогов, связями с другими государствами, судом и финансами заведовало 15 делопроизводителей. Отдельные племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами «эльтебер» или «тархан». Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили кыргызам дань пушниной. 80тыс. строевого войска. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Одежду шили из привозных тканей, а также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины. Головным убором только знати были высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили. Для знати над могилами сооружали большие насыпи, окруженные вкопанными вертикально каменными стенами («чаа-тас» -камень войны). Кыргызы были язычниками. Верховными божествами, как и у других тюрских народов, считалась божественная чета – Тенгри и Умай. Некоторые из кыргызов поклоняются корове, другие – ветру, третьи – ежу, четвертые – сороке, пятые – соколу, шестые – красивым деревьям.