Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

1. специфика фольклора

Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким.

Фольклор в основном жанр устного народного творчества. В фольклоре отображена вся палитра диалектической и простонародной речи. Помимо богатой речи следует упомянуть и о богатой системе персонажей, событий, явлений воспеваемых фольклором. Еще одной важной чертой фольклора является его массовый характер. Сплачивал народы и составлял важную часть досуга. Носил отчасти просветительскую функцию.



Вопрос №6 Жанры русского фольклора.

  1. обрядовый фольклор

а. календарные (зимний, весенний, осенний, летний циклы) приметы, веснянки, волочебные, величальные песни

б. семейно бытовой (родильный, свадебный, похоронный) – колыбельные, потешки, корильные, величальные песни, причитания.

в. Заговорно – заклинательная поэзия.


  1. необрядовый фольклор

а. эпические и прозаические жанры:

- сказка


- несказочная проза (легенды, придания, анекдоты)

б. эпические и стихотворные жанры

- былины

- исторические песни

- баллады

- старшие духовные стихи



  1. лирическое стихотворение

а. лирические песни (любовные, профессиональные, семейные)

б. частушки и прибаутки



  1. малые и нелирические жанры

а. пословицы и поговорки

б. загадки (парения)



  1. драматические тексты и действия

а. игры, хороводы

б. ряжение

в. Сцены пьесы


  1. детский фольклор


Вопрос №7. календарные обряды зимнего цикла.

Русские обряды делятся на 2 цикла:

Жизненные

Календарные (все включено в один годовой круг)

Зимнее- весенний цикл носит заклинательный характер (для урожая)

Зимний цикл- зима в разных регионах разная

14 октября – покров

4 ноября – казанская

8 ноября – день святого Дмитрия

14 ноября – св. Козьма и Домиан

4 декабря – введение божьей матери во храм

19 декабря – день св. угодника Николая (Никольщина – складчина – варили пиво из зерен нового урожая. Начиналось сватовство. Начинали готовиться к святкам)

25 декабря – Спиридон Солнцеворот

7 – 11 января – Святки – главный праздник в зимнем цикле

Святки начинались после всеночной. Святки всегда сопровождались гаданиями. Гадали главным образом девушки. Ряженые были типичными представителями святок. Ряженые представляют собой выходцев из того мира. Они всегда чужие (животные, цыгане, солдаты). Особой популярностью пользовалась маска козы. Ряженые демонстрировали вторжение чужого.

Основные блюда: кутья, блины, пиво, узва (компот из сухофруктов)

Колядование – (ходили с солнцем) колядки- песни, которые пели подокнами. Колядовать ходили 3 раза:

- рожденственский сочельник

- под новый год (васильевские) 13 января

- крещенский сочельник с 18 на 19 января

Колядка заканчивалась требованием подарка. Если хозяин мешкался, то пели еще.

У славян были праздники в это время, т.к. присутствует поминальная еда (кутья, блины, пиво), а так же смысл песен.

Требование подарка не являлось попрошайничеством (я пою тебе хвалу и ты должен заплатить)

Колядки носили характер поздравительно-заклинательных песнопений.

В Васильев вечер на столе должен быть поросенок.

Христианское рождество приходит на смену другим праздниками и их изначальный смысл теряется. (колядование, гадание)

20 января – зимний мясоед (можно есть мясо всю неделю)

Масленица – за неделю до поста (сырная седмица). Мясо есть нельзя, зато можно есть молочные продукты. Каждый день имел свое название:

Понедельник – встреча; Вторник – заигрыш; Среда – лакомка (теща угощала зятя блинами); Четверг – широкий; середина веселья. Молодежь каталась с горок, проходил зимний смотр невест; Пятница – тещины вечерки (зять угощал тещу); Суббота – заловкины посиделки (проводы); Воскресенье – проводы (прощенный день) жгли костры, на шест вешали солому и поджигали. Или сжигали образ масленицы или катались с ней, потом везли ее хоронить, иногда бросали в реку. Прыгали через костры. Глумление над масленицей. Хоронили и смеялись.

Масленица впиьывала древние традиции славян. Переходное время от зимы к весне. Заклинание нового урожая. О древности говорит:

- поминальная еда

- заклинательные песнопения. Катание с гор тоже имело заклинательный характер.

- похороны масленицы под снег

Масленица воспринималась как возможность погулять перед постом.



Вопрос №8 Календарные обряды летнего цикла.

обряды делятся на 2 цикла:

Жизненные

Календарные (все включено в один годовой круг)

Осенне – летний цикл – благодарственный характер.

15 июня – День святой троицы.

Основной праздник Летнего цикла – Иван Купала. Празднуется в ночь с 23 на 24 июня.

Собираются целебные травы. Земля достигала наибольшей силы, поэтому травы более полезные. Символ Ив. Купалы – папоротник. Считалось что можно найти цветок папоротника. В эту ночь прыгали через костер. Обливались водой. Очистительная сила огня и воды. Водили хороводы, ходили босиком по росе, плели венки, гадали по ним.

Иван Купалу изображали женским чучелом. Так же этот день считался днем ведьм и необходимо было опасаться нечисти. После Ивана Купалы обряды возобновлялись только в день жатвы. 15 июня - День святой троицы.

Русальная неделя (2 половина святок). Обряды с ряженными. Костюмы русалок.

Обряд Костромы. Похороны Костромы из соломы. Похороны проходили под смех. Кострому закапывали или бросали в реку или в поле. Последний летний праздник, который до сих пор помнят и соблюдают все его традиции - Ильин день. В народе Илью считают суровым, грозным, карающим, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы. На Ильин день вся нечистая сила обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.


10. Родильная обрядность и фольклор первого года жизни.

-необходимость обеспечить родившемуся существу безопасное существование

- введение новорожденного в человеческое общества, т.к. ребенок приходит из другого мира.

Почему обряда осталось мало:

-христианства -> крещение

- бабки-повитухи почти никому не рассказывали секреты этого обряда, т.к. человек мог напакостить.

Сама по себе родильная обрядность заключалась преимущественно в магических действиях по обеспечению благоприятного исхода родов. Новорожденный считался ещё находящимся на рубеже мира бытия и небытия, поэтому он был подвержен большой опасности оказаться перемещённым либо опять в небытие или мир мёртвых, т.е. умереть, или же в мир духов, будучи ими подмененным. С целью воспрепятствовать этому ребёнка не полагалось оставлять одного, в колыбель клались различные обереги. Особенно опасным считалось оставить ребёнка одного в бане, где его мог подменить банник. Окончательно причисленными к миру людей дети становились лишь после появления у них зубов и осмысленного восприятия окружающего мира.

Колыбельная песня=байка

«колыбать» - качать

«баюкать» - заговаривать. От «баяти» - говорить

Тоже выполняли эти песни ф-ции заклинания.

Задачи колыбельных:

-охранительная

-заклинательная

-обеспечить ребенку здоровый сон. Этому способствует ритм, интонация, простая образность, постоянные повторы

Пестушки – свод приёмов физ. Воспитания, который разработан народной педагогикой.

Затем они переходят в жанр потешек. Потешки – песенка – приговоры, которые организуют забавы взрослых и детей.

Затем потешки сменяются прибаутками – стишки, песенки, которыми развлекали, потешали детей. Пестушки часто используют докучные сказки (У попа была собака)


9. Свадебный обряд

Русский свадебный обряд сохранил наиболее архаичные черты во всей Европе.

Обряды:


  1. магические

  2. юридико-бытовые

  3. ритуально-игровые

3 стадии:

1) предсвадебный

2) свадьба

3) послесвадебный

Предсвадебный этап:

Сватовство (на хороводы, На масленицу)

Сваты – близкие люди.

В случае согласия составляли юридический документ, договор: какое приданное, что должен обеспечить муж и т.д.

Все этапы свадьбы сопровождались песнями.

Если жениху давали согласие, то в доме жениха – запой (взгляды), а в доме невесты – пропой (сговор).

Обряды:

- свод жениха и невесты



- благословление иконой

После просватанья невеста голосила (причитала) до самого храма: чтобы не обидеть покровителя собственного дома.

В предсвадебный период жених и невесты находятся между мирами: юноша->мужчина, девушка-женщина.

Что должна делать НЕВЕСТА:



  1. не должна никуда ходить, выезжать

  2. голосить должна постоянно

  3. отсутствовала спонтанная бытовая речь

  4. плохо одета

  5. прикрывает лицо (от сглаза)

  6. отстраняется от домашних дел, все за нее делают другие.

Перед свадьбой – девичник. Прощание с крАсотой – символ девической воли (возможность принимать участие в посиделках). Распускали косу перед баней. Посад невесты на кад, где хлеб возили->наделение невесты плодородной силой. Баня (место нечистое).

В доме ЖЕНИХА готовились к праздничному пиру. Обряд «чесать кудри молодцу». Позыватые приезжали накануне свадьбы. Мальчик дарил жениху разукрашенную курицу (символ обновления жизни).

Собственно свадьба.

3 дня. После легкой закуски в доме жениха участники свадьбы уезжали в дом невесты. Жених – князь, невеста – молодая княгиня. Их обслуживал персонал: сваха, постельничий, свечник и т.д.

В день свадьбы чины со стороны жениха и со стороны невесты собирались в доме жениза и невесты соответственно и расписывали роли.

В день свадьбы невеста не выходила к гостям, сидела в старом платье с закрытым лицом. Выкуп невесты. Мать ритуально сгоняла невесту причитающую с печи и гнала одеваться. Панёва – юбка женская (Девушки в отличие ходили в сарафанах).

Постельницы. Подружки, свахи, посаженные отей и мать – чины при невесте

1 день Свадьба в доме невесты

2 день В дома жениха

Осыпали хмелем и зерном. Перенос невесты через порог: у порога живет домовой.

2 день:

Корильные песни – где высмеивали род жениха подруги невесты. Но в 1 день были величальные песни. После обеда выводили из-за стола.



Стол: холодное, горячее, каравай.

Каравайщица обязана быть замужней женщиной. Каравай раздавали каждому участнику свадьбы.

Послесвадебный этап.

Невеста должна была показать, как она справляется с хозяйством, например, метет пол. Навестить всех родственников и попрощаться с ними.




11. Похоронный обряд

3 группы:

1) приведение умершего в надлежащий вид. Подготовка гроба

2) процесс захоронения

3) поминовение усопшего

Религиозное наслоение воззрений: языческое и христианское; заимствованное (например, о загробном мире)

Домовина – дом, где будет жить усопший. Смерть человека – переход в иной мир, в иной дом. Дом этот должен быть удобным (крышечка над крестом)

Покойника везли хоронить на санях.

Образы:

- домовины



- дороги. Пространственные перемещения умершего.

Смерть как замужество: переход в новое состояние, начало жизненного этапа. Могила – пещера, погреб («погребати»). Вход в иной мир.

Приглашение покойного покушать в гости. Традиция веселья в доме, когда еще не погребено тело.

Помины (тризна, страва). Поминальная еда: блины, кутья, борщ. Плакальщицы.


12. Обряды окказиональные.
Обряды окказиональные - это вне календарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных, либо наоборот - на создание кризиса, отклонения от нормы.
Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или, хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону.Окказиональные Обряды творятся по мере необходимости и делятся на:

Величальные

Обережные

Величальные Обряды сопровождаются воздаянием Богам Родным должных почестей и творятся, главным образом, либо с целью положительно повлиять на ход событий (в начале какого-либо дела), либо возблагодарить Богов, даровавших Долю, за благополучный исход (в конце какого-либо дела).


Смысл Обережных Обрядов вполне объясняется самим их названием. Цель их – отвести Недолю, беды и напасти.
Также к Окказиональным Обрядам следует отнести и многочисленные индивидуальные Духовные Радения, творимые как на Природе, также и в дому – во Красном Куту.

13. Заговоры.


Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора – вера в маг. силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство) и черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой). Употребление З. в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями – отголосками древней магии. По тематике заговоры делятся на 3 группы: З. лечебные: от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи. З. хозяйственные: аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные. З. имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки, и отсушки, от недугов, для привлечения почёта или милости. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом. Композиция З.: введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый) основная часть: (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) закрепки (опять молитвенное обращение или так называемое «зааминивание»).

14. Волшебная сказка.


Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу, действия, кот. имеют значения для развития сюжета – функции.

В.С. начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к опр. возрасту – инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, кот. пришли внезапно. Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровожд. запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение – парные функции.) Нарушение запрета – начальная беда, в результате кот. появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молод. яблочки, жив воду и т.д.) Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить даритель, или советчик. Часто, в этой роли выступает (если не антагонист) Баба-Яга (она является, как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник ( часто волк или конь), кот. помогает герою добыть некие волшебные средства, кот. помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с Антаг., либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волш. помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение – не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом. Возвр. домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего –ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание.



15. Сказки о животных.

Сказки о животных - самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом. Тотемизм - вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя - животного. Во многих сказках о Ж., копм. стержень - обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре - хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.




17. Несказочная проза.


Предания – рассказ о прошлом. Признаки: П. говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для П. характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены.

Легенды – народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд.

Былички – устные рассказы народа о леших, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания. Былички можно разделить на два вида. Первый близок к форме сказа. Здесь Б. следует форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников. Второй близок к форме предания. Здесь Б. связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра.

18. Былина.


Б. – эпические произведения о богатырях и их необыкновенных подвигах. Особенность былин – содержание воспринимается как исторических факт. Но Б. – искусство доисторическое. оно отражает не факты, а историческое сознание народа. Историческое содержание в былинах, является признаком эпоса. Классификация по тематике: воинские, героические. Главное содержание Б. – борьба людей с врагами. Б. начинаются с запева (желат., но не обязательно). Далее идёт зачин (изложение событий) После – исход (концовка) Изложение событий разбивается на несколько эпизодов. Особенность Б. – действие разворачивается линейно и последовательно. Исход в былине очень краткий. Он заключает в себе краткую констатацию факта. Развитие былинного эпоса тесно связано с историей народа. Эпическое творчество, уходящее своими корнями в более древние эпохи испытывает сильное влияние мифологии. Первый, древнейший период – предыстория развития былин. Былины как жанр определились во второй период, который охватывает время с конца 10 до середины 13 в. – эпоху расцвета Киевск. гос-ва, его падения и феодальн. раздробл. древней Руси. С конца 13 – начала 14 в., начинается третий период в истории былин, который характеризуется затуханием интенсивно эпического тв-ва. Истор. эпос, постепенно формируясь и обособляясь как жанр, вошёл в сложный многожанровый комплекс русского фольклора, став выражением идейно-эстетических взглядов народа на явления полит., гос-го., и международного характера. Изучение и собрание былин.

Собирание былин с научными целями началось в 30-е годы 19 в. и связано с деятельностью П.В. Кириевского. Но ещё до этого былины записывались. В 1804 г. был впервые издан сборник былин Кирши Данилова. Изучать былины начали ещё в первой половине 18 в. Первое краткое сопоставление былинных имён и событий с историческими свидетельствами сделал К.Ф. Калайдович. Как художественные произведения, былины были впервые проанализированы В.Г. Белинским в статьях о народной поэзии в 1841 г. Широкий размах научные исследования былин приобрели с 50-60 г. 19 в.

Циклизация былин. Ист. поэт. классификация. Новгородск. и Киевск. былины.

В.Г. Белинский делил былины на Новгородск. (о Василии Булаеве, о Садко) и Киевск. (о Киевских богатырях). Считали, что чем меньше сюжет былины соотносится с истор. действит., тем она старше.



19. Историческая песня.


Нет единого понимания термина «исторические песни». Этим термином объединяются произведения многих песенных жанров, которые содержат в себе исторические реалии. В более узком понимании исторической песней называют эпические и частью лирико-эпические произведения, посвященные изображению исторических событий и эпизодов из жизни исторических лиц. И.П. – продолжение и развитие эпического творчества народа, получившего воплощение в былинах в эпоху зарождения феодализма и его ранних стадий. И.П. – эпические или лирико-эпические произведения эпохи развитого Русского феодального гос-ва., содержанием которых являются события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни, в ряде случаев считающие себя причастными к изображаемому.

Основные циклы исторических песен.

И.П. Делились на 1 – былины и баллады о борьбе с татарами (антитатарская поэзия). Во второй половине 16 в. складываются циклы песен вокруг главного деятеля, выдвинутого Россией того времени, - Ивана Грозного, и главного героя, выдвинутого народными массами, - Ермака. Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение. Далее следовал пугачёвский цикл, который, по сути, повторял разинский. Последний крупный цикл исторических песен возник в связи с Отечественной войной 1812 г.

В.25. премии. Парими?я или пареми?я - в богослужебной практике православной церкви - чтение из книг Священного Писания. Паримии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.[1]


Чаще всего тексты для паримий берутся из Ветхого Завета, однако в дни памяти апостолов тексты паримий берутся из Нового Завета. Чаще всего паримии читаются за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста паримии читаются также и за 6-м часом. Помимо этого, паримии читаются в Великий четверг за 1-м часом и на утрене Великой Субботы.
Паримии на неподвижные праздники содержатся в Минее, а на подвижные праздники - в Триоди.

Паремиология (греч. paroimia - пословица и logos - слово, учение), раздел филологии, изучающий паремии - пословицы, поговорки, изречения.



по содержанию своему имеющие отношение к смыслу праздника: они содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение смысла праздника, или похвалу празднуемому святому. Число П. в различные праздники неодинаково: большей частью их три, на Благовещение - 5, накануне Рождества Христова - 8, в навечерние праздника Богоявления - 13, в великую субботу - 15, и т. д. Подробные указания содержатся в "Церковном Уставе".

23. Частушки.


Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.


26. Детский фольклор.


Д.Ф, - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверсник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.



Вопрос №21 Духовные стихи.

Духовные стихи (ДС) – религиозная поэзия народа.

1й жанр, который стал издаваться славянофилами.

1848 – полупрофессиональный сборник «сборник ДС».

1860 – Варенцов «ДС» подлинные тексты

1861-1864 сборник Бессонова П А «калъки перехожие» в 2х томах.

В 20 веке монахи, придя в мир, принесли с собой ДС, но публикация была запрещена, т.к. это считалось пропагандой религии.

20в. «Русские ДС» Селиванов Ф М – пособие для вузов.

Никитина С Е исследует сектантский мир.

ДС:


- старшие эпические стихи

- стихоголубиные стихи. (голубиная книга- книга про космогонию)

ДС ориентировались на апокрифы (неканонические книги)

- о Федоре Тиране

- об Александре Невском

- о Борисе и Глебе

- о младенце Кирике.

- стих о Миколе Мокруше

ДС за отсутствием священников выполняли функцию литургических песен.
24. Загадки.

Одним из способов передачи мудрости было загадывание загадок. Особенность их в том, что никакие логические размышления не в состоянии вывести на верный ответ. Вот, к примеру, всем известные загадки: «Без окон, без дверей полна горница людей», или «Сидит краса в темнице, а коса на улице». Не зная ответа, современный человек, обладающий логическим складом ума, вычислить, что это огурец и морковь, не в состоянии. В старину тот, кто отгадывал загадки, должен был упражняться в непосредственном восприятии ответа. Не слова как условия загадки, а сам загадывающий загадку нёс в себе ответ.

как возникли загадки

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый".

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку:

Корова комола,
Лобик широк,
Глазеньки узеньки,
В стаде пасется
И в руки не дается, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.

Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "темных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно.

А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живет.



Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.




1. специфика фольклора

Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства

236.71kb.

08 10 2014
1 стр.


Художественная специфика и структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы 10. 01. 01 русская литература 10. 01. 09 фольклористика

И структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы

300.97kb.

10 09 2014
1 стр.


Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров

Древнейшее состояние фольклора реконструируется главным образом на материале фольклора так называемых культурно-отсталых народностей, в культуре которых сохранились этнографически-

202.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами изо «Во дворе у бабушки»

Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т д.), их назначением, учить громко и четко произносить их

37.57kb.

12 10 2014
1 стр.


Загадки. Анекдоты. Сказка. Цель урока : Вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора

Цель урока : Вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки. Продолжить знакомст

42.47kb.

12 10 2014
1 стр.


Государственный центр сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора

Государственное научно-исследовательское учреждение Государственный центр сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора образовано при Министерстве культуры Республик

30.58kb.

12 10 2014
1 стр.


Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

40.32kb.

27 09 2014
1 стр.


Реферат по теме: «Демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства»

По теме: «Демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства»

371.62kb.

14 12 2014
2 стр.