Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Загадки. Анекдоты. Сказка.

Цель урока : Вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора. . познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки. Продолжить знакомство со сказкой; познакомить с терминами “сказка”, “присказка”, “зачин”, “концовка”, “премудрости” сказки

Загадки

Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх основных типов.



Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета.

Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова “как”.

Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов “не …, а …”.



Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.

Меж двух светил


Я в середине один.
Белые хоромы, 
Красные подпоры.
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
Кто бежит без провода?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые 
И маленькие детки.
Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.
На лесной полянке
Красуется Татьянка —
Алый сарафан, 
Белые крапинки.
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу, 
И звук “ж” твержу.
Эй, звоночки, синий цвет, —
С язычком, а звону нет.
Какой колокольчик не звенит?
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Пять чуланов — одна дверь.
Два брюшка — четыре ушка.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Архип осип.
Осип охрип.
Параллельно идёт отгадывание загадок и определение их тематики.

 Знакомство с литературными загадками

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,


Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно 
Каждый час. 
А вы, друзья, 
Не бейте нас. 
(С.Маршак)

Жил на свете человек,


Скрюченные ножки, 
И гулял он целый век 
По скрюченной… [дорожке] 
(К.Чуковский)

Был белый дом, 


Чудесный дом,
И что-то застучало в нём. 
И он разбился, и оттуда 
Живое выбежало чудо, — 
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. 
(К.Чуковский)

Два коня у меня,


Два коня. 
По воде они возят меня.
А вода 
Тверда, 
Словно каменная. 
(К.Чуковский)

Ах, не трогайте меня:


Обожгу и без огня!
(К.Чуковский)

Растёт она вниз головою,


Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский)

Происхождение загадок

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).

Анекдот

Слово “анекдот” восходит к греческому anekdotes — неизданный, неопубликованный. Считается, что мировая история анекдота началась с Византии (VI век), когда историк и государственный деятель Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю», направленную против императора и содержащую рассказы о неблаговидных поступках правителя и императрицы Феодоры. Эти рассказы и стали называться анекдотами, то есть произведениями, содержание которых — тайная история, не имеющая документального подтверждения, но при этом вполне достоверная.



— Можно ли эту сказку назвать просто анекдотом? Почему?

Сказка. Виды сказок

https://lit.1september.ru/2004/22/2.gif

Какие герои действуют в волшебных, социально-бытовых, сказках о животных. После ознакомления со статьёй учебника заполняется таблица.



Волшебные

О животных

Социально-бытовые

Персонажи, герои

Заступник,
злодей, 
страдалец, 
чудесные 
помощники.

Животные

Обычные люди

Сказки — произведения большого искусства. Кто же создал эти сказки? Реальными создателями сказок, конечно, были их исполнители — многие и многие безымянные сказочники (бахари).

Чем же сказки отличаются от других жанров?

Сказка — художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера.

Композиция сказки (построение художественного произведения):



  • присказка;

  • зачин;

  • концовка.

 Оформление памятки «Как рассказывать сказку»

1. Рассказывай медленно, плавно.

2. Сохраняй сказочные «премудрости».

3. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды.



4. Начинай с присказки, завершай концовкой.

Загадки. Анекдоты. Сказка. Цель урока : Вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора

Цель урока : Вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки. Продолжить знакомст

42.47kb.

12 10 2014
1 стр.


№ урока Тема урока Методические приемы Сроки 1 четверть (36 ч)

Самостоятельная работа Жанры фольклора» (запомнить схему). Слушание сказки «Марья Моревна», сравнение сказки с былиной. Объяснение заглавия. Работа с текстом сказки. Образы героев

272.83kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами изо «Во дворе у бабушки»

Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т д.), их назначением, учить громко и четко произносить их

37.57kb.

12 10 2014
1 стр.


«Музыкальная драматургия на примере увертюры «Руслан и Людмила» М. И. Глинки»

На данном уроке учащиеся должны вспомнить формы построения музыки, начертить их схемы на доске, вспомнить все жанры в музыке, которые знают. Также предполагается работа с интеракти

50.38kb.

15 10 2014
1 стр.


Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров

Древнейшее состояние фольклора реконструируется главным образом на материале фольклора так называемых культурно-отсталых народностей, в культуре которых сохранились этнографически-

202.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Урока: повторительно-обобщающий урок. «Народная физиономия языка»

Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока

113.9kb.

07 10 2014
1 стр.


Программа «бал причесок»

Межпредметные связи (с литературой, историей,музыкой): использование народного фольклора (пословицы и поговорки, загадки); закрепление знаний по истории через изучение истории прич

100.9kb.

14 12 2014
1 стр.