1. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
1) Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание
Упражнение 1. Внимательно прочитайте рассуждение М.В.Ломоносова о выразительности гласных звуков. Как вы понимаете значение слова
письмена?
«В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного; учащение письмён Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Через Я показывать можно приятность, увеселение, нежность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, болезнь и печаль.»
Упражнение 2. Найдите в текстах повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения?
1. О, весна – без конца и без краю – 3. И веют древними поверьями
Без конца и без краю мечта! Её упругие шелка.
Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А.А.Блок)
(А.А.Блок)
2. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
(А.С.Пушкин)
Упражнение 3. Найдите в текстах повторяющиеся согласные, опишите звуковые образы, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
1. Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы. (К.Д.Бальмонт)
2.Безмятежные, свободные, Миру чуждые, холодные
Звёзды призрачных небес. (К.Д.Бальмонт)
3. В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь – и капли с крыши
Стекали по стене. (К.Д.Бальмонт)
4. Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Д.Бальмонт)
5. Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
(К.Д.Бальмонт)
Упражнение 4. Найдите в текстах слова, передающие звучание различных голосов природы, предметов и т. п.
1. Тихо тенькает синица
Меж развесистых ветвей. (С.А.Есенин)
2. И вот когда они проходили мостиком у старой школы, с которого, если бы не Денис Иванович, дедок не преминул бы оступиться впотьмах, в это время и долетел до серпилок странный перезвон.
– С-слышишь? – навострился дедок и поднял палец.
Постояли, послушали: из-за тёмных осенних садов, из глухой полевой темени ещё отчётливей, чем прежде, доносилось: «Дон-дон-ди-линь-дилинь».
– Ей-бо, в кузне это, – определил Кондрат. (В.М.Шукшин)
Упражнение 5. Отгадайте следующие загадки. Какие средства звукописи в них использованы? Помогли они вам при отгадывании?
1. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тёпла гнезда, где бы щучке трава густа.
2. Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
3. Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
5. Пошёл по тух-тухту, взял с собой тав-тавту, нашёл я на храп-тахту, кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта. (Эту загадку записал замечательный учёный, собиратель произведений устного народного творчества В.И.Даль.)
6. В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмёшь – заплачет.