Программа
6 класс
Биологическое краеведение
(34 часа, 1 час в неделю)
2 часа резервного времени
Пояснительная записка
Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Ивановской области.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Ивановской области.
Цель курса:
-
формирование умений применять полученные знания на практике,
-
воспитание у школьников экологической культуры,
-
воспитание патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.
Особенности данной программы:
Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.
Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.
Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей, ботанический сад.
Учитель имеет право осуществить перестановку тем, например: тема 4-я может быть на втором месте.
Тема 1. Введение в биологическое краеведение. (4 часа)
Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Природные условия и причины биологического разнообразия Ивановской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».
Тема 2. ФлораИвановской области
(9 часов)
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Ивановской области. Ботанико-географические подрайоны Ивановской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края].* Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Ивановской области.
Практические работы.
1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
3. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
Тема3.
Грибы и лишайники.
(2 часа)
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
[Практическая работа: «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников»*
Тема 4.
Фауна Ивановской
области
(10 часов)
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Ивановской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].* Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практические работы.
1. Изучение следов жизнедеятельности животных.**
-
Экскурсия в местный краеведческий музей «Животные родного края».
Тема 5.
Организм и среда
(4 часов)
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Ивановской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
Тема 6.
Охрана природы родного края
(4 часа)
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Ивановской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Практические работы, экскурсии.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
*- проводить по усмотрению учителя.
** - на экскурсии или по дидактическому материалу по усмотрению учителя.
Тематическое планирование
6 класс
Биологическое краеведение
(34 часа, 2 часа резервного времени, 1 час в неделю)
Урок
|
Содержание
|
Сроки по
плану
|
Дата
по факту
|
1.
|
Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)
Предмет биологического краеведения. Исторический обзор.
|
|
|
2.
|
Природные условия. Биоразнообразие Ивановской области.
|
|
|
3.
|
Методы исследования. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
|
|
|
4.
|
Экскурсия: «Природа родного края и методы ее исследования».
|
|
|
5.
|
Тема 2
Флора Ивановской области
(9 часов)
Разнообразие растений. Флора. Зональность.
|
|
|
6.
|
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные.
|
|
|
7.
|
Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные.
|
|
|
8.
|
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
|
|
|
9.
|
Ядовитые и лекарственные растения. (П/р. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.)
|
|
|
10.
|
Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора хранения и заготовки.
|
|
|
11.
|
Структура «Красной книги». Охраняемые растения нашего края.
|
|
|
12.
|
Урок-практикум. П/Р «Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период».
|
|
|
13.
|
Обобщающий урок по теме «Флора Ивановской области».
|
|
|
14.
|
Тема 3.
Грибы и лишайники.(2часа).
Биологическое разнообразие грибов Практическое значение.
|
|
|
15.
|
Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
|
|
|
|
Тема 4.
Фауна Ивановской области.(9 часов).
|
|
|
16.
|
Разнообразие животных. Фауна. Зональность.
|
|
|
17.
|
Разнообразие животных: беспозвоночные.
|
|
|
18.
|
Разнообразие животных: позвоночные.
|
|
|
19.
|
Птицы и млекопитающие нашего края.
(П/Р «Изучение следов жизнедеятельности животных»).
|
|
|
20.
|
Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения.
|
|
|
21.
|
Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе.
|
|
|
22.
|
Охраняемые животные нашего края.
|
|
|
23.
|
Экскурсия в местный краеведческий музей.
|
|
|
24.
|
Обобщающий урок по теме «Фауна Ивановской области».
|
|
|
|
Тема 5.
Организм и среда
(4 часов)
|
|
|
25.
|
Экологические факторы и среда обитания.
|
|
|
26.
|
Наземные природные сообщества.
|
|
|
27.
|
Водные природные сообщества.
|
|
|
28.
|
Изменения ландшафта, смена сообществ.
|
|
|
|
Тема 6.
Охрана природы родного края
(4 часа)
|
|
|
29.
|
Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.
|
|
|
30.
|
Охраняемые территории Ивановской области.
|
|
|
31.
|
Экскурсия «Весенние явления в природе».
|
|
|
32.
|
Заключительный урок. Летние задания.
|
|
|
Учащиеся должны знать:
- цели и задачи биологического краеведения;
- основные понятия: зональность, фауна, растительность,
флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;
- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;
- основные объекты живой природы родного края;
-
охраняемые группы организмов родного края;
-
структуру «Красной книги»;
-
основные феносигналы;
- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;
- съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;
- особо охраняемые территории родного края;
- экологические факторы, влияющие на живые организмы;
- основные природные сообщества родного края;
Учащиеся должны уметь:
- вести календари фенологических наблюдений;
- работать с гербарным материалом;
- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;
- определять виды птиц и животных по следу;
- вести наблюдения за объектами живой природы;
-
объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;
-
оказать первую доврачебную помощь в природе;
-
пользоваться элементарными методами полевых исследований;
-
использовать знания по сохранению биоразнообразия.
Литература для учителя.
-
Алексеев. Фенологический календарь (календарь русской природы).
-
Балбышев И. Н. Родная природа. Ленинград: Ленинздат,1975.
-
Беляева В. С., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. - М.: «Просвещение», 1971.
-
Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы.- М.: «Прогресс», 1983.
-
Верзилин Н. М. По следам Робинзона.- М.: «Дрофа»,2005.
-
Гуревич А. А. Пресноводные водоросли. Определитель.- М.: «Просвещение», 1966.
-
Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина А.С. Биологические экскурсии: кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1983.
-
Карманная книга натуралиста и краеведа. - М.: изд-во географической литературы,1961.
-
Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. – Горький, 1976.
-
Лабораторные работы и экскурсии по ботанике. Методические рекомендации для учителей и студентов педвузов. ГГПИ, 1977.
-
Липин А. Н. Пресные воды и их жизнь.-М.: Учпедгиз, 1941.
-
Олтон Р.и др. Пресноводные беспозвоночные. Определитель основных форм пресноводных беспозвоночных.- АсЭкО ,2001.
-
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А. И. - Нижний Новгород, изд-во экоцентр «Дронт» 1997.
-
Охрана живой природы. Пособие для слушателей экологической школы. – Н.Новгород, 1991.
-
Петров В. В. Весна в жизни леса.- М.: «Наука», 1981.
-
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М., 1994.
-
Скляревский Л. Я. Ядовитые растения.-М.: «Медицина», 1967.
-
Смирнова А. Д. Охраняемые растения Горьковской области.-Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1982.
-
Тихомирова А. В. Фенологические наблюдения за растениями.- М., 1998.
-
Черепнин В. Л. Пищевые растения Сибири.- Новосибирск: «Наука», 1987.