Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Пояснительная записка
Образовательная Программа по литературному краеведению создана на основе региональной программы . (Л.И. Пальман. «Литературное краеведение». Модульный курс. Программа для 5-9 классов основной школы. 1995 г. Рекомендована Управлением образования Администрации Пензенской области, 1995 г.).

Образовательная программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей в соответствии с Учебным планом ОУ, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Образовательная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Образовательная программа является ориентиром для составления рабочих программ, используется при тематическом планировании курса учителем.



Структура документа

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.



Цели и задачи курса.

Цель литературного образования – становление духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Так сформулированы в программе общие задачи литературного образования. Курс литературного краеведения способствует решению этих задач. Соприкосновение с богатейшей литературой родного края сделает не только более конкретным, глубоким знание основного курса, не только обогатит учеников местным фактическим материалом, но будет формировать патриотическую гордость за свою малую родину, давшую миру созвездие талантов, формировать чувство ответственности за достойное продолжение культурных традиций края.

Курс литературного краеведения в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературного краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе, родной природе, культуре уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве.

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературного краеведения в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературного краеведения могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературного краеведения строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературного краеведения в 5 – 7 классах – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Место предмета в учебном плане.

Учебный план ОУ отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литературное краеведение» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII классах выделяется по 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю).


Основное содержание по литературному краеведению в 5-7 классах. (102 ч.)



С чего начинается Родина?(4 ч.)
Введение-1 ч.
К Симонов «Родина» -1 час.
Вероника Тушнова, А. Яшин -1 ч.
Смирнова М., Ф. Ракушин, Б. Милавин. Стихи -1 ч.
Русские народные сказки(7 ч.)
Знакомство с «малыми формами « фольклора -1 ч.
О Поимее, его сказках и песнях»-1 ч.
«Охотник и колдун»-2 ч.
«Иван Зелёный» -3 ч.
Мордовские народные сказки (2 ч.)
«Юрт –ава» -1 ч.
Красавица Варана-1 ч.
Литературные сказки (2 ч.)
А.П. Анисимова «Птица Радость»-2 ч.
Стихи и припевки А. П. Анисимовой (2 ч.)
«Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны» -1 ч.
«Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит».-1ч.
Сказ мордовской сказительницы Ф. И. Беззубовой (1 ч.)
Басни (4 ч.)
И. А. Крылов «Ода Уединение»-1 ч.
И. А. Крылов «Свинья под дубом»-1ч.
Н. И. Катков «Река и Океан» -1 ч.
Н.И. Катков «Басня про Петю» -1ч.
М. Ю. Лермонтов (4ч.)
Край лермонтовского детства –Тарханы -1 ч.
История написания стихотворения «Бородино» -1ч.
«Ашик-Кериб»-2 ч.
Поэты о родном крае(7 ч.)
В.Н. Звягинцева «Поездная»-1 ч.
В. К. Звягинцева «Нет, не заменит ничто»-1 ч.
В. Н. Звягинцека «Калитка»-1 ч.
В. Д. Агапов Березинка»-2 ч.
В. Д. Агапов «В селе Абашеве»- 1 ч.
Предания и легенды нашего края(2 ч.)
«Почему Сура так называется», «О реке Айва»- 1 ч.
«Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна» -1 ч.
П. А. Вяземский (2 ч.)
«Саловка»-1 ч.
«Зимние карикатуры»-1 ч.
О. М. Савин (2 ч.)
«Пишу тебе в Пензу»-1 ч.
«Написал «Историю пугачевщины»-1 ч.
М. Ю. Лермонтов(4 ч.)
«Когда волнуется желтеющая нива»-1 ч.
«Прекрасны вы, поля земли родной», «Вечер после дождя»-1 ч.
«Черкесы» - 2ч.
С. А. Андреев-Кривич(4 ч.)
«Тарханская пора» -1 ч.
«В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтове»-2 ч
«У Кормилицына пруда» -1 ч.
И. Л. Андроников(2 ч.)
Земляк Лермонтова»-2 ч.
Н. С. Лесков (1 ч.)
«Мелочи архиерейской жизни»-1 ч.
Ф. В. Гладков (6 ч.)
Детские годы на Пензенской земле -1 ч.
«Повесть о детстве» - 5 ч.
Стихи Пензенских поэтов о природе родного края(8 ч.)
Стихи Матрёны Смирновой -1 ч.
Стихи Дины Злобиной -1 ч.
Ф. Ракушин, О. Савин. Стихи о родном крае – 1 ч.
Ф. Ракушин «Женские слёзы» -1 ч.
О. Савин «Гроза над Земетчином», «Уза» -1 ч.
Творчество А. Сазонова -1.ч.
А. Сазонов «Край мой Пензенский» -1 ч.
Н. Почивалин. Стихи «Мары», «Няньга», «На Хопре».-1 ч.
В. Канин (3 ч.)
«На тропе Батыевой». -3 ч.
Обобщающий урок (1 ч.)
Вступление в урок (1 ч.)
Пословицы и поговорки (2 ч.)
Г.Р. Державин (2 ч.)
Г.Р. Державин на Пензенской земле -1 ч.
Стихотворения Г. Р. Державина -1 ч.
Н.И. Лажечников (5 ч.)
Н.И. Лажечников на Пензенской земле -1 ч.
Н. И. Лажечников «Ледяной дом» - 4 ч.
М. Н. Загоскин (4 ч.)
М. Н. Загоскин на Пензенской земле -1 ч.
Историческая основа романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский» -1 ч.
М. Н. Загоскин «Юрий Милославский» -2 ч.
М. Ю. Лермонтов (5 ч.)
М. Ю. Лермонтов. Тарханы.-1 ч.
Тарханские источники «Песни про купца Калашникова»-1 ч.
Драматургия М. Ю. Лермонтова (3 ч.)
М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)
М. Е. Салтыков-Щедрин и Пензенский край. 1 ч.
М. Е. Салтыков-Щедрин и Пензенский край.-1 ч.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк «Старый кот на покое»-2 ч.
Л. Н. Толстой на Пензенской земле (1 ч.)
Максим Горький в Пензе -1 ч.
В. В. Маяковский в Пензе -1 ч.
Адель Кутуй (3 ч.)
Творчество писателя -1 ч.
«Неотосланные письма» -2 ч.
Пензенские поэты о Великой Отечественной войне» (2 ч.)
Творчество К. С. Бадигина (4 ч.)
«На морских дорогах» - 4 ч.
Экскурсии ( 1 ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Образовательная Программа по литературному краеведению создана на основе региональной программы. Л. И. Пальман. «Литературное краеведение»

Л. И. Пальман. «Литературное краеведение». Модульный курс. Программа для 5-9 классов основной школы. 1995 г. Рекомендована Управлением образования Администрации Пензенской области,

80.2kb.

13 09 2014
1 стр.


Образовательная программа по чувашской литературе для 9 класса создана на основе стандарта по чувашской литературе «Чувашская литература»

Станьял, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2003г. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения

350.79kb.

25 12 2014
1 стр.


Курс лекций по литературному краеведению Выпуск в первый выпуск курса по литературному краеведению вошли лекции о литературе Тюменского края хуп первой половины Х1Х века

Охватывает десять лет путешествий героя. Его обратная дорога домой пролегала через Россию. Из Китая он со своим торговым караваном попадает в столицу Сибири Тобольск и здесь провод

1383.09kb.

08 10 2014
5 стр.


Учебная программа по литературному краеведению

Особенности развития России, её национальной культуры и тради­ций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека

277.16kb.

10 09 2014
1 стр.


Образовательная программа мбоу беглицкой сош начальная школа

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход

1376.63kb.

15 10 2014
8 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования моу старо-Берикульской оош тисульского района п. Берикульский

Основная образовательная программа начального общего образования моу старо-Берикульской оош разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида

5554.05kb.

15 12 2014
24 стр.


Программа кружка «Фенология» двухуровневая, предназначена для школьников 6-11 классов

Дополнительная образовательная программа «Фенология» эколого-биологической направленности разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исс

95.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа по чувашскому языку 22 Программа по литературному чтению

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3047.63kb.

17 12 2014
14 стр.