Перейти на главную страницу
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.
На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остаётся «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. газета. 1980. 12 марта).
Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
• воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
• сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе
края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
• расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края;
• помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
• развить практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
Реализация программы во многом будет зависеть от уровня сотрудничества учителя и учащихся, от разнообразия форм и методов обучения.
По усмотрению учителя, в рамках отведённого времени (34 часа на 8-9-е классы) количество часов, предлагаемое на изучение конкретной темы, может быть изменено. При выполнении обязательного минимума изучения литературного краеведения учитель имеет право привлекать для чтения и изучения иные художественные произведения писателя, связанные с местом расположения школы (не более 10% от общего количества часов).
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, очные и заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.
содержание
Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.
Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбора. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литературного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения литературы и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературного произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.
Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, В.Т. Дорожкиной, Б.И. Илёшина, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их характеристика.
Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, A.M. Жемчужников, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.Е. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литературно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII-XX веков.
Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Воронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художественные открытия прозы.
История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.
Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор КЛ. Малофеев, архитектор А.С. Куликов).
Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.
История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.
№ п/п
|
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона |
2 |
|
2 |
Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков |
2 |
|
3 |
Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества |
2 |
|
4 |
Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная» |
1 |
|
5 |
Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре |
2 |
|
6 |
Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша». |
1 |
|
7 |
Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края |
1 |
|
8 |
Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни» |
1 |
|
9 |
Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской землёй. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь») |
1 |
|
10 |
Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд» |
1 |
|
11 |
Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве» |
1 |
|
12 |
Урок-зачёт |
2 |
|
|
Итого |
17 |
|
• взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
• историю создания произведений;
• биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
• характеристику героев;
• характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;
• жанровые особенности произведений;
• тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
• анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
• выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
• пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
• давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
• писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
• составлять рассказ об авторе книги;
• подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
• выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
• делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
• работать со справочной и критической литературой;
• вести переписку с писателями края.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона |
3.09 |
|
Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона |
10.09 |
|
Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков |
17.09 |
|
Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков |
24.09 |
|
Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества |
1.10 |
|
Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества |
8.10 |
|
Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная» |
15.10 |
|
Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре |
22.10 |
|
Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре |
29.10 |
|
Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша». |
5.11 |
|
Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края |
12.11 |
|
Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни» |
19.11 |
|
Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской землёй. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь») |
26.11 |
|
Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд» |
3.12 |
|
Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве» |
10.12 |
|
Урок-зачёт |
17.12 |
|
Урок-зачёт |
24.12 |
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.
Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбора. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литературного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения литературы и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературного произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.
Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, В.Т. Дорожкиной, Б.И. Илёшина, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их характеристика.
Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, A.M. Жемчужников, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.Е. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литературно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII-XX веков.
Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Воронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художественные открытия прозы.
История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.
Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор КЛ. Малофеев, архитектор А.С. Куликов).
Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.
История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества |
2 |
|
2 |
Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов» |
1 |
|
3 |
Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае |
1 |
|
4 |
Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка» |
1 |
|
5 |
Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов |
2 |
|
6 |
Литература второй половины XX - начала XXI веков и произведения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поколения и молодых. Новые имена |
2 |
|
7 |
Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
3 |
|
8 |
Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
3 |
|
9 |
Урок-зачёт |
2 |
|
|
Итого: |
17 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
знать и понимать:
• взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
• историю создания произведений;
• биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
• характеристику героев;
• характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;
• жанровые особенности произведений;
• тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
• анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
• выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
• пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
• давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
• писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
• составлять рассказ об авторе книги;
• подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
• выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
• делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
• работать со справочной и критической литературой;
• вести переписку с писателями края.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
1. |
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества |
|
2. |
Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза Жанровое разнообразие творчества |
|
3 |
Платонов Андрей Платонович. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов» |
|
4 |
Вирта Николай Евгеньевич. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае |
|
5 |
Солженицын Александр Исаевич. Рассказ «Случай на станции Кочетовка» |
|
6 |
Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов |
|
7 |
Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов |
|
8 |
Литература второй половины XX - начала XXI веков и произведения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поколения и молодых. Новые имена |
|
9 |
Литература второй половины XX - начала XXI веков и произведения о Тамбовском крае. Творчество писателей старшего поколения и молодых. Новые имена |
|
10 |
Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
11 |
Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
12 |
Проза тамбовских литераторов второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
13 |
Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
14 |
Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
15 |
Поэзия второй половины XX - начала XXI веков, её связь с историей края |
|
16 |
Урок-зачёт |
|
17 |
Урок-зачёт |
|
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека
10 09 2014
1 стр.
Охватывает десять лет путешествий героя. Его обратная дорога домой пролегала через Россию. Из Китая он со своим торговым караваном попадает в столицу Сибири Тобольск и здесь провод
08 10 2014
5 стр.
09 09 2014
6 стр.
Л. И. Пальман. «Литературное краеведение». Модульный курс. Программа для 5-9 классов основной школы. 1995 г. Рекомендована Управлением образования Администрации Пензенской области,
13 09 2014
1 стр.
В этом сборнике Александр Вишневецкий как неравнодушный, озаренный и вдумчивый человек, от которого можно ждать по-настоящему хороших стихов Есть строки эпического, а может быть, и
16 12 2014
5 стр.
28 09 2014
1 стр.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Актуальные проблемы трудового права», утвержденная,рег. № Уд / баз
07 10 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.