Перейти на главную страницу
«Новомосковская библиотечная система»
Центральная городская библиотека
«Земля, где живу»
Сборник сценариев по литературному краеведению
Выпуск 5
2010
З-53
Редактор : Н. В. Павлова, заведующая информационно-библиографическим отделом
Земля, где живу : сб. сценариев по лит. краеведению. Вып. 5 / Муницип. учреждение культуры «Новомоск. библиотечная система», центр. гор. б-ка ; сост. А. В. Польшина ; ред. Н. В. Павлова. – Новомосковск : [б. и.], 2010 (Новомоск. тип.). – 76 с.
В сборник вошли сценарии, посвящённые писателям-юбилярам 2010 года, отдельные периоды жизни и творчества которых связаны с Тульским краем.
В этом году мировая общественность отмечает 150 лет со дня рождения великого русского писателя А. П. Чехова. «Это был несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но всякому человеку вообще… А это главное… Он создал новые, совершенно новые формы письма, подобных которым я не встречал нигде!... Это единственный в своем роде писатель…».
Так отзывался о творчестве писателя наш земляк, великий русский писатель Л. Н. Толстой.
Чехов неоднократно посещал Тульскую землю. Пройдёмся и мы по Чеховской тропе нашего края.
Слайд 4 «Первый маршрут. Ясная Поляна»
Первый маршрут – Ясная Поляна. В начале августа 1895 года Чехов посетил в Ясной Поляне Л. Н. Толстого.
Антон Палович - один из любимейших писателей Толстого. «Чехов - Пушкин в прозе»,- говорил Толстой. Автор «Войны и мира» и «Анны Карениной» оказал могучее воздействие на мировоззрение и творчество Чехова. «Когда в литературе есть Толстой, - писал Чехов в одном из писем, - то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех».
В Ясной Поляне Чехов слушал чтение Толстым глав из писавшегося тогда «Воскресения», делал свои замечания.
В этот свой первый и единственный приезд в Ясную Поляну Чехов много беседовал с Толстым, ходил с ним к реке Воронке, а затем на шоссе, ведущее в Тулу.
От своего посещения Ясной Поляны Чехов вынес самое светлое впечатление. По возвращении он пишет из Мелихова: «Я чувствовал себя легко, как дома, и разговоры наши с Львом Николаевичем были легки». В последующее время он «всем существом своим» стремится в Ясную Поляну, зная, что семья Толстого ждет его и хочет услышать что-либо из его новых произведений. Но поездке не суждено было осуществиться. Пребывание Чехова в Ясной Поляне отражено в экспозиции Яснополянского музея.
Слайд 8 «Фото комнаты для приезжающих»
В доме-музее Л. Н. Толстого есть «Комната для приезжающих». Так она называлась, потому что здесь гостили многие друзья, близкие знакомые Льва Николаевича и семьи, в том числе и Антон Павлович Чехов.
Главная интрига во взаимоотношениях Чехова и Толстого, давно занимающая исследователей их творчества, критиков, писателей, деятелей культуры, заключается в том, что во многом их общение происходило через третьих лиц. Только десять раз они встречались лично.
Дальнейшие встречи Чехова с Толстым происходили в Москве и в Крыму, в Гаспре. Их встречи в Крыму иллюстрируют замечательные фотоснимки П. А. Сергеенко, С. А. Толстой, И. Л. Толстого и М. Л. Толстой-Оболенской.
Дети Льва Николаевича, родственники, друзья, общие знакомые Толстого и Чехова были свидетелями их встреч и бесед; письма, дневники и воспоминания этих людей дают нам представление о личных и творческих взаимоотношениях двух классиков.
«Я боюсь смерти Толстого. Если бы он умер, то у меня в жизни образовалось бы пустое место… Я ни одного человека не люблю так, как его», - откровенно признавался А. П. Чехов. Мировоззрение и творчество Толстого было для Чехова основополагающим. Дружба писателей была облагораживающей для обоих и ничем не омрачённой.
Слайд 13 «2 маршрут. Алексин и его окрестности»
Следующий наш маршрут – Алексин и его окрестности.
В 1891 году в нашем крае довелось побывать великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову. В начале декабря 1890 года он вернулся в Москву с острова Сахалина. За день до прибытия, 7 декабря, на Тульском (теперь Московском) вокзале его встретили мать Евгения Яковлевна и брат Михаил Павлович. Они приехали в Тулу из Алексина, где Михаил Павлович, по окончании курса на юридическом факультете Московского университета, служил в качестве податного инспектора, а перед этим, в той же должности, в другом городе Тульской губернии - Ефремове.
В марте-апреле 1891 г. А. П. Чехов совершил заграничное путешествие, а по приезде в Россию, 3 мая, вместе с семьей выехал на отдых в Алексин.
Михаил Павлович снял дачу поблизости от железнодорожной станции, недалеко от Оки.
«Домик в лесу, 4 комнаты, внутри тесновато, снаружи простор», - писал Антон Павлович брату Ивану 4 мая. А в письме к Суворину, неделю спустя, жаловался: «Работаю с охотой, но - увы! - семейство мое многочисленно, и я, пишущий, подобен раку, сидящему в решете с другими раками: тесно».
Однако на алексинской даче Чеховы прожили только полмесяца. Дача в Алексине, где жила семья Чехова, не сохранилась; она погибла в пожаре.
Вскоре в гости к ним приехали художник Исаак Ильич Левитан и учительница частной женской гимназии Лидия Стахиевна (Лика) Мизинова.
Они плыли на пароходе от Серпухова и в дороге познакомились с богимовским помещиком Евгением Дмитриевичем Былим-Колосовским.
Узнав, что недалеко от его имения живет Чехов, он прислал в Алексин две тройки, приглашая Чеховых посетить Богимово, что в 12 километрах от Алексина (ныне территория Калужской области).
«То, что мы встретили там, - превзошло наши ожидания, - вспоминал Михаил Павлович Чехов, брат писателя. - Мы попали в старинную, запущенную усадьбу Екатерининского времени, с большим двухэтажным домом, в котором комнаты были так велики, что наша мать Евгения Яковлевна, чтобы пройти из одной комнаты в другую, присаживалась в пути на стул отдохнуть. Антону Павловичу здесь очень понравилось. Около дома тянулся громадный вековой парк с бесконечными липовыми аллеями, поэтическая речка с мельницей и нависшими берегами, рыбная ловля - все это пленяло и было так великолепно в своей запущенности, что Антон Павлович, не раздумывая долго, нанял у Былим-Колосовского большой дом, и мы на другой же день переехали туда на новую дачу».
Попадёшь ныне в старинное село Богимово, а в воображении возникает иной мир - мир Антона Павловича Чехова, мир России конца XIX века. Идёшь по тенистой аллее из вековых лип, проходишь мимо оставшихся от старого парка тополей и сосен, сквозь ветви которых на траву весело падают светлые солнечные блики, бродишь по тропинкам вдоль заросшего ряской пруда, поднимаешься к двухэтажному зданию и читаешь выбитые на цельном листе меди слова: «Здесь, в Богимове, с 18 мая по 4 сентября 1891 года жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов».
Село Богимово на три с половиной месяца стало миром Антона Павловича и навсегда - миром его читателей. А кругом - поля, луга, перелески, берёзовые рощи, долина речки Мышеги, с её бесчисленными омутами, говорливыми перекатами - мир героев произведений писателя.
В Богимово был закончен рассказ «Бабы»,
закончена повесть «Дуэль»,
шла напряженная работа над книгой «Остров Сахалин».
Богимовские впечатления нашли отражение в написанной позже повести «Дом с мезонином» (1895).
Перебравшись в Богимово, Чехов пишет несколько восторженных писем другу Алексею Сергеевичу Суворину.
«Я познакомился с некоим помещиком Колосовским и нанял в его заброшенной поэтической усадьбе верхний этаж большого каменного дома. Что за прелесть, если бы вы знали! Комнаты громадные, как в благородном собрании, парк дивный с такими аллеями, каких я никогда не видел, река, пруд, церковь для моих стариков и все, все удобства. Цветёт сирень, яблони…»
«Я перебрался на другую дачу. Какое раздолье! В моём распоряжении верхний этаж большого барского дома. Комнаты громадные; из них две величиною с Ваш зал, даже больше; одна с колоннами; есть хоры для музыкантов. Когда мы устанавливали мебель, то утомились от непривычного хождения по громадным комнатам. Прекрасный парк: пруд, речка с мельницей, лодка - всё это состоит из множества подробностей, просто очаровательных… Караси отлично идут на удочку, я вчера забыл о всех печалях: то у пруда сижу и таскаю карасей, то в уголке около заброшенной мельницы и ловлю окуней…»
Интересна история усадьбы.
Первоначально имение принадлежало роду Прончищевых, в конце XIX - начале XX века имением владел Евгений Дмитриевич Былим-Колосовский.
Родовое поместье Прончищевых село Богимово, «Торбеево тож», расположено на речке Мышеге, в десяти километрах от города Алексина. В XVIII веке облик села был совершенно иным, чем теперь.
Чтец: «Из истории Богимово»
«Крестьянский поселок с ветхими избушками и плетневыми огородами тянулся вдоль течения реки по обоим её берегам... Недалеко от барской усадьбы, на полугоре, стояла ветхая деревянная церковь с кладбищем; немного ниже - домик священника с крылечком, избы причетников... Барская усадьба, с довольно большим деревянным домом, смотрит не то убого, не то бедно, не то таинственно».
Владельцем усадьбы одно время был Василий Васильевич Прончищев (1702-1736) - первопроходец Арктики, один из руководителей Великой Северной экспедиции XVIII века. Организованная по замыслу Петра I, эта экспедиция имела задачей проложить Северный морской путь из Архангельска на Камчатку, в Японию и Америку, нанести на карту российское побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов. В 1733-1743 гг., героически выполняя эту задачу, Прончищев вместе со своей молодой супругой Татьяной Фёдоровной открыли Таймыр, Ямал, Аляску, Алеутские, Командорские и многие другие острова.
Небольшое родительское поместье в сто ревизских душ достается в конце XVIII века Алексею Ионовичу Прончищеву. Потомок старинного рода, отставной секунд-майор, предводитель тарусского дворянства (1788—1799) - узнаем о нем из документов. Увы, просветительский идеал благородного дворянина далеко не всегда воплощался на практике.
Тяжелая и безотрадная обстановка царила в богимовском доме, где происходила прозаическая, но мрачная семейная драма. Жестокий и неукротимый нрав Прончищева лишает жизнь домашних тепла, радости и света.
Сохранившиеся постройки усадьбы возведены в конце XVIII столетия Алексеем Ионовичем Прончищевым. В составе усадьбы большой двухэтажный дом из двадцати пяти комнат, два флигеля, конный и скотный двор, липовый парк, аллеи, остатки прудов.
На высоком левом берегу Мышеги вырастает репрезентативный усадебный ансамбль. Глядя на его архитектуру, остро чувствуешь, что ее «правила» безграмотная рука «усердного к своему добру» хозяина. Прислушавшись к дошедшим до нас отзывам людей прошлого века, мы найдем отчасти и подтверждение нашему впечатлению.
Чтец: «Из истории усадьбы в Богимово»
«Строения были капитальные: они были вытянуты, точно казармы, и представляли собой массу прочного домашнего красного кирпича, который, казалось, и в огне не горел, и в воде не тонул. Строитель (очевидно, повинуясь воле владельца) не увлекался стилем или же украшениями, а главною его целью была солидность и прочность построек... Большой двухэтажный дом в 25 комнат, с двумя такими же флигелями, конный и скотный дворы - все это стояло лет тридцать не беленным: прадед (Прончищев) говорил, что строению надо дать выстояться».
И все же, несмотря на упрямую волю владельца, богимовской усадьбе свойственны многие замечательные черты архитектуры русского классицизма. Ансамбль как бы растворяется в природе, его пространство эмоционально насыщено, а архитектура не лишена художественности, то есть той сложнейшей и таинственной вибрации композиционных мотивов и выразительных средств, которые превращают строительный материал, «безмолвную громаду камней холодных» в образ, кристаллизующий в себе социальный опыт и общественный быт целой эпохи.
Много позже (1830-е гг.) внук Прончищева, Алексей Владимирович, развел здесь регулярный липовый парк с еловой аллеей, и фасад с одним табернаклем стал парковым. Первоначально парк даже не предполагался: Прончищев был враг всего, что «может быть любезно для взора».
Слайд 35 «Успенская церковь»
За парком, в стороне от усадьбы, расположена Успенская церковь (1830). Её кирпичное здание, так же как и жилые постройки богимовской усадьбы, не оштукатурено, а потому и дом и церковь кажутся особенно созвучными друг другу. Но это только первое впечатление: церковь «моложе» дома на два-три десятилетия. Ее закладывал еще А. И. Прончищев, а заканчивала уже его дочь Екатерина Алексеевна. Архитектурные идеалы эпохи со времени строительства усадьбы сильно изменились, на смену строгому классицизму пришел ампир.
На фасадах центричного, крестчатого в плане храма ордер как таковой не использован. Гладкие стены боковых фасадов, завершенные аттиками, обработаны неглубокими полукруглыми нишами. Все формы церкви просты и геометрически ясны: полукруглая апсида, граненый барабан, сферический купол. Но, несмотря на лапидарность, «храм Богимовский был хорошей архитектуры; в нем было много соразмерности, окна тоже давали хорошее освещение, что в старинных сельских церквах редко встречалось; живопись была прекрасная; всем нравилась церковь, и соседи охотно её посещали».
С историей Богимово косвенно связаны имена декабристов. В первой половине XIX века усадьбой владела сестра декабриста Оболенского Варвара Петровна Прончищева.
Князь Евгений Петрович Оболенский, один из замечательнейших людей XIX века. Человек высоких моральных качеств, он был любим друзьями и уважаем даже недругами. После возвращения из ссылки Е. П. Оболенский приехал к своей младшей сестре Варваре Прончищевой в Богимово и прожил здесь несколько месяцев.
Последний хозяин усадьбы Е. Д. Былим-Колосовский был женат на внучке известного декабриста С. И. Кашкина.
Из череды лет и событий выделяется в судьбе Богимово лето 1891 года, навсегда отметившее усадьбу знаком особой памяти. В это время здесь жил Чехов со своей семьей после возвращения из Европы.
В Богимово в то лето жили Павел Егорович и Евгения Яковлевна, родители писателя,
Мария Павловна, Антон Павлович и Михаил Павлович, наездами Иван Павлович. Вела хозяйство Мария Павловна. Удивительная это была семья – дружная, симпатичная.
«Брат Антон занимал в Богимове бывшую гостиную - громадную комнату с колоннами и с таким невероятных размеров диваном, что на нём можно было усадить рядом с дюжину человек. На этом диване он спал. Когда ночью проносилась гроза, от ярких молний вспыхивали все громадные окна, так что становилось даже жутко. Каждое утро Антон Павлович поднимался чуть свет, часа в четыре утра. Напившись кофе, Антон Павлович усаживался за работу, причем всегда писал не на столе, а на подоконнике, то и дело поглядывая на парк и на подымавшийся за ним горизонт. Писал он свою повесть «Дуэль» и приводил в порядок сахалинские материалы, что действительно представляло собой каторжную работу. Занимался он, не отрываясь ни на минуту, до одиннадцати часов утра, после чего ходил в лес за грибами, ловил рыбу или расставлял верши... Часа в три дня Антон Павлович снова принимался за работу и не отрывался от нее до самого вечера».
Богимовский дом, его хозяин и огромный зал с колоннами навсегда сохранятся, что бы ни случилось с самой усадьбой, в рассказе «Дом с мезонином», написанном через четыре года.
С первых строк этой поэтической повести будто попадаешь в Богимово времён Чехова. Послушайте фрагмент рассказа.
«...я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией».
Совпадение безусловное. Не вызывает сомнения и сходство героя рассказа, помещика Белокурова, с реальным человеком, Былим-Колосовским.
Пётр Петрович Белокуров был человеком, «у которого ещё со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием казаться умным и передовым человеком… Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином… Он, когда говорил о чём-нибудь серьёзно, то с напряжением тянул э-э-э, и работал так же, как говорил, - медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки».
Но где находится описанное в рассказе имение Волчаниновых, точнее, где его «прототип»? Где сам «дом с мезонином»? Предположений высказывалось множество. Прежде всего, назывались многие имения в окрестностях Богимово. Например, Даньково, вид на которое открывался из окон чеховской комнаты. По утверждению М. П. Чехова, именно даньковские аллеи описаны его братом в рассказе: «Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. ...Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоем». Кстати, это имение Чехов даже намеревался купить для постоянного проживания здесь, но воспротивилась Мария Павловна.
Однако убедительны и доводы в пользу других усадеб - и вблизи Богимово и в совершенно иных краях: в Тверской губернии, под Москвой (знаменитая Малеевка вблизи Рузы, бывшее имение издателя «Русской мысли» В. М. Лаврова).
В повести «Дом с мезонином» Чехов раскрывает чувство первой любви на фоне противоречивых настроений и через пейзажные зарисовки. Нашли здесь отражение и взгляды передовой молодёжи - студентов и курсисток - богимовского «социалистического гнезда». Под надзором хозяина усадьбы Евгения Дмитриевича Былим-Колосовского жили студенты, которые редко показывались на людях. Чехов называл их «социалистами»: «Социалисты продолжают безвыходно сидеть в своем флигеле и всё думают, думают...».
Но всё же не следует забывать, что художественный образ - явление собирательное, а не точная фотография, он может объединять в себе многие и многие реальные впечатления художника, хотя окрестности Богимово и люди, с которыми встречался здесь писатель, конечно, не могли не отразиться в его творчестве.
А общество в Богимово собралось в тот год пёстрое. Хозяин, который вначале пытался произвести впечатление на Чехова, стараясь выглядеть чрезмерно серьезным («вумным», как шутил Чехов), оказался простым, добрым и веселым человеком. Вместе с ним жили две его сестры.
Семья Чеховых занимала второй этаж главного дома, а на первом этаже жила семья художника Александра Александровича Киселёва.
Академик живописи много рисовал. Его увлечённость южной экзотикой не помешала художнику оставить для потомков несколько картин и рисунков с изображением Богимово и его окрестностей. Среди них картина А. А. Киселева «У мельницы».
Дети художника, девочки-подростки, «киселята», как все их называли, очень привязались к Антону Павловичу. Они устраивали в парке домашние спектакли, разыгрывая короткие рассказы Чехова. «Антон Павлович от души смеялся во время этих спектаклей. После инсценировок обычно устраивались еще живые картины, а иногда и факельные шествия по парку», - вспоминала Мария Павловна Чехова.
Образы великих людей в их канонизированном виде порой приобретают в нашем сознании безжизненную форму, порой угнетающую своим холодным величием. Посещение мест, освященных памятью об этих людях, помогает ощутить их не как застывшую классику, а как современников, возвращает им живые человеческие черты. Здесь, в Богимово, Чехов, молодой (ему шел всего тридцать второй год), но уже известный писатель, был весел, остроумен, умел скрыть грусть и тяжелое настроение. Однажды, например, во время устроенного в парке праздника он появился на большой липовой аллее - она сохранилась, эта аллея, - «с надетым на себя футляром от больших старинных часов», с накинутым поверх большим пледом и так бегал среди детей с громким рычанием - к восторгу «киселят».
В усадьбе часто гостил родственник хозяина - будущий профессор зоологии Владимир Александрович Вагнер. «Вечером начинались дебаты с зоологом В. А. Вагнером на темы о модном тогда вырождении, о праве сильного, о подборе и так далее, легшие потом в основу философии фон Корена, героя повести «Дуэль».
Интересно, что, побывав на Сахалине, Антон Павлович во время таких разговоров всегда держался того мнения, что сила духа в человеке всегда может победить в нем недостатки, полученные в наследственность. Вагнер утверждал: раз имеется налицо вырождение, то, конечно, возврата обратно нет, ибо природа не шутит; а Чехов возражал: как бы ни было велико вырождение, его всегда можно победить волей и воспитанием».
Конечно, Вагнер - это не фон Корен, между ними лишь отдаленное сходство. Фон Корен, с его прямолинейным прагматизмом и рационализмом, с бесчеловечной теорией отбора, оправдывающей истребление людей, - фигура, по сути, страшная. Вагнер же был скромным и углубленным в свою науку человеком, занимался он в Богимово изучением пауков, за что и был прозван «паучком»; в его характере была лишь склонность к естественнонаучному, излишне рациональному объяснению жизни - склонность, которую писатель развил в фон Корене.
Слайд 44 «Фото А. П. Чехова и А. С. Суворина»
Но не только мысли Вагнера высказал чеховский герой «Дуэли». Может быть, не менее важным оппонентом для Чехова оказался А. С. Суворин, который в то лето два раза приезжал в Богимово. Отголоски спора Чехова с Сувориным - в их переписке. Суворин был основным корреспондентом Чехова в то лето: из 48 писем, отправленных из Богимово, 15 адресовано Суворину. На суворинское утверждение «человека мало колотят по голове» (совсем в духе фон Корена) Чехов иронически отвечал: «...я, пожалуй, готов согласиться с Вами, если Вы докажете, что человек до сих пор наслаждался блаженством и что он не забит и не заколочен до отупления судьбой».
Вот над чем можно было бы задуматься. Ведь, по сути, в Богимово велись споры вокруг одной из глубочайших проблем человеческой жизни. Конечно, идеи существуют как бы вне времени и пространства. Но все же место небезразлично к зарождающейся мысли - между ними есть тонкая и трудноуловимая внутренняя связь. Постигнуть ее, прикоснуться к ней чувством и сознанием стоит попытаться, бродя по земле Богимово. Идеи, образы - литературы, архитектуры, природы - сольются тогда в возвышенном гармоническом единстве, и дорога в Богимово станет поистине «дорогой к прекрасному»...
А осень брала своё - подходило к концу щедрое богимовское лето.
Хороши богимовские места - хороводы белоствольных берёз, грибные леса, полная рыбы красавица-речка Мышега. Устав от споров с Вагнером, Антон Павлович уходил побродить с лукошком в ближний лес. Берёзовую рощу близ Богимово местные жители по сей день называют «Чеховской». Любил и порыбачить на купленную у деревенских мальчишек приманку, или просто погулять с милой собачкой Фингалом вдоль речки, полюбоваться её бездонными омутами-бучалами да звонкими перекатами.
Посещая в окрестных деревнях помещиков, интересовался дачами для себя и для Суворина - хотел обосноваться в этих местах. Не удалось.
Кроме литературных произведений богимовского цикла до нас дошли 35 его писем к родным и близким. Письма Чехова - это своеобразный литературный памятник эпохи. Чехов, как первоклассный писатель, мастер слова, и письма пишет мастерски. Они имеют литературное, биографическое, историческое и бытовое значение, ибо в них, как в зеркале, отразились многие главнейшие события конца XIX века.
В первых числах сентября Чехов простился с Богимово. «...в это лето я много сделал, - писал он Суворину перед отъездом. - Если б еще одно такое лето, то я бы, пожалуй, роман написал и имение купил».
Но другого такого лета больше не было.
Богимовское лето было плодотворным для Чехова и занимает видное место в его творчестве.
Слайд 46 «Обложка книги Кандидова «Чехов в Богимове»
Подробно прочитать об этом периоде жизни и творчества Антона Павловича вы можете в книге Александра Викторовича Кандидова «А. П. Чехов в Богимове».
А. В. Кандидов - член Союза журналистов, давно увлекается краеведением. Книга «А. П. Чехов в Богимове» - плод его многолетней изыскательской и исследовательской деятельности.
В память о пребывании А. П. Чехова в Богимово благодарные потомки в сквере у дома установили памятник - бюст Антона Павловича работы калужского скульптора Г. П. Прозоровского. На двухэтажном доме - мемориальная доска из цельного листа красной меди. На ней - барельеф молодого Чехова и слова: «В этом доме с 18 мая по 1 сентября жил и работал великий писатель Антон Павлович Чехов».
Россия на рубеже веков была страной, в которой господствовали остатки крепостнических отношений со слабо развитыми формами капитализма, продолжал углубляться процесс разложения дворянства и расслоения крестьянства. Это ярко прослеживается на судьбе усадьбы Богимово и соседних поместий, когда помещики начинают с молотка продавать свои имения разбогатевшим крестьянам-предпринимателям. Даньково купил калужский купец Грибанов и хищнически истребил еловую аллею, описанную Чеховым в лирической новелле «Дом с мезонином». Это явление найдёт своё отражение и в пьесе Чехова «Вишнёвый сад».
Продал своё имение и Былим-Колосовский, потом снова выкупил, но было уже поздно. В 1918 году оно было национализировано. В 30-е годы в имении Богимово была создана одна из первых в Тарусском районе земледельческая коммуна.
Сегодня в Богимово можно видеть дом, где жил Чехов. Сейчас там расположена больница. О Чехове напоминают также парк, сад, аллеи, пруд, широко раскинувшиеся поля, пересечённые рощами, - все то, что было так дорого писателю, что вошло в его замечательные произведения.
В этом сборнике Александр Вишневецкий как неравнодушный, озаренный и вдумчивый человек, от которого можно ждать по-настоящему хороших стихов Есть строки эпического, а может быть, и
16 12 2014
5 стр.
Охватывает десять лет путешествий героя. Его обратная дорога домой пролегала через Россию. Из Китая он со своим торговым караваном попадает в столицу Сибири Тобольск и здесь провод
08 10 2014
5 стр.
Бадышева Л. П. – заведующая отделом литературы по искусству и аудиовизуальным материалам
26 09 2014
27 стр.
Твори добро: сборник сценариев (из опыта работы студенческого волонтерского клуба «Чуткие сердца») / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; сост. С. И. Тимошенк
09 09 2014
4 стр.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека
10 09 2014
1 стр.
Охватывают все ключевые процессы деятельности компании
17 12 2014
17 стр.
Современные проблемы музыкального образования младших школьников : сб научных статей / отв ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 2010. – 102 с
28 09 2014
11 стр.
Бородин О. В. Новые виды в орнитофауне Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. – Сборник научных трудов. – Выпуск – Ульяновск, 2002. – С. 167-169
12 10 2014
1 стр.