Литературная видео-композиция
«За этюдами – жизнь»,
посвящённая 70-летию со дня рождения
новомосковского писателя А. С. Пешкова
Слайд 1 «За этюдами – жизнь»
Слайд 2 «Портрет А. С. Пешкова»
Ведущая:
«Творчество А. С. Пешкова идет в русле отечественной классики, ставящей во главу всего духовно-нравственные цели, показ и выявление самого ценного, божеского в человеке, его предназначения. Дитя войны, страшных лет России, писатель несет в себе, в своей памяти весь ужас схлынувшего времени, как и не менее страшного, непредсказуемого будущего», - эти слова тульского писателя В. Ф. Пахомова выражают суть жизненного и творческого пути новомосковского писателя А. С. Пешкова, которому в этом году исполняется 70 лет со дня рождения.
Нелегок, как у многих, был путь писателя к своим книгам: через всякие житейско-бытовые испытания, в поисках именно своей, авторской правды, в обретении необходимой уверенности…
Как же сложилась жизнь Александра Сергеевича Пешкова?
Слайд 3 «Портреты А. С. Пешкова и его мамы»
Мать писателя Пешкова Мария Егоровна и ее предки жили на воронежской земле. Отец – Пешков Сергей Перфилович – курянин. Судьбе было угодно свести их в Тульской области в начале тридцатых годов, в Товарковском районе, где был создан трест «Товарковуголь». Мать и ее сестра в 1933 году бежали из воронежской деревни, где от голода умерла их третья сестра. Эти страшные годы многих тогда выдернули из деревень, оборвав не только корни, но и жизни.
Мать и отец работали на шахте, там познакомились, а потом и поженились. Но в 1937 году, когда у них был уже первый сын, отцу вздумалось уехать на Украину, на донецкие шахты. Остановились они в городе Краматорске. Там у них старший сын умер, но родились еще двое, младшим из которых был А. С. Пешков, родившийся 4 апреля 1940 года.
Через год с небольшим грянула Великая Отечественная война. Отец попал в самое пекло в первые дни её и погиб. Мать с двумя малышами, Сашей, его братом Ваней, и сестрой матери Щербатых Прасковьей Егоровной хотели эвакуироваться на Восток.
Слайд 4 «Военное детство»
Но поезд отъехал от Краматорска недалеко, налетевшие немецкие самолеты разбомбили его. Пришлось идти пешком. Путь был выбран опять в Тульскую область, в поселок Товарковский. За два с половиной года дороги произошло многое. В 1942 году под Касторной, в Курской области, немцы загнали их в концентрационный лагерь и хотели отправить в Германию на работы. Началась зима, люди умирали прямо на голой земле под открытом небом. Тётя будущего писателя вылезла за колючку, чтобы достать в ближайшей деревне кусок хлеба для умирающих детей, но была схвачена и жестоко избита: сорок резиновых дубинок вколотил ей палач. Немцы, видя, что рабочая сила вымирает, расселили беженцев в близлежащей деревне. Почти полгода просидел маленький Саша с мамой, тётей и братом в концлагере.
Весной 1943 года узников освободила Красная Армия. Семья Пешковых продолжила путь в Тульскую область. В поселке Товарковском, который Александр Сергеевич считает своей малой Родиной, с трудом нашелся жилой угол – кухонька, в которой едва вмещалась одна койка. Мама поступила работать на шахту. Тетя работать не могла по инвалидности, сказалось пребывание в концлагере. И матери пришлось кормить троих на одну зарплату.
Слайд 5 «Годы учёбы»
Читать Саша научился с шести лет по букварю брата. В 1947 году пошел учиться в школу. В третьем-четвертом классе он мечтал изобрести «углероющую» машину, чтобы маме было легче работать в шахте. С девятого класса стал читать отечественную классику: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, увлекался Шекспиром, Бальзаком, Стендалем. Материальное положение в семье было сложным, поэтому Александру Сергеевичу пришлось рано идти работать и доучиваться в вечерней школе. В семнадцать лет он поступил на механический завод разнорабочим. И хотя очень уставал, таская тяжелые железки и баллоны с газом для сварки и резки металла, продолжал много читать.
Проработав полгода разнорабочим, перевелся в ученики строгальщика по металлу (тогда учили специальностям прямо на заводе). Через полгода стал работать самостоятельно.
Слайд 6 «Служба в армии»
Весной 1959 года окончил вечернюю школу, получил аттестат. А осенью Александра призвали в ряды Советской Армии. Служил он в Москве в парадных войсках. «В армии я стал настоящим мужчиной, армия приучила меня к трудолюбию», - вспоминает писатель. После окончания службы подался в Красноярск, где поступил работать на судоремонтный завод. Но как не хороша красноярская природа, душа тянулась к родной, к среднерусской. Вернулся опять в Тулу.
Слайд 7 «Тульский государственный педагогический институт»
Поступил в Тульский педагогический институт им. Л. Н. Толстого на филологический факультет. В институте целыми днями просиживал в библиотеках, особенно областной, так как там заказывал книги, которые трудно было достать. Чтение стало для него любимым занятием.
После окончания института по распределению приехал в город Новомосковск и стал работать учителем русского языка, литературы, черчения, рисования в школе № 14.
Слайд 8 «Семья А. С Пешкова»
Женился на коллеге Римме Алексеевне. Вскоре родилась дочка Галина.
Работая учителем, пробовал писать. Первый опыт был печальный: исписал два полных мешка бумаги, но отнес их в посадку и сжег на костре. Со временем перешел на телевидение журналистом, чтобы затем полностью посвятить себя писательской деятельности. В 1983-1989 гг. работал на областном телевидении, которое тогда находилось в городе Новомосковске.
Слайд 9 «Обложка книги «Семья Михея»
Своей первой повестью «Тетя Арина», которая во многом автобиографична, А. С. Пешков заявил о себе как о серьезном литераторе. Он послал её в журнал «Наш Современник». Издательство предложило ему напечатать книгу, помог писатель Эрнст Иванович Сафонов, который в журнале «Наш современник» писал: «Угадывается, что повесть выстрадана, начинающий автор писал ее без оглядки «на чужое», пусть кое-где с «огрехами», но все своё». Это «своё» и сделало Александра Сергеевича писателем, который несёт свое бремя и свой жребий, выпавшие на его долю по воле Божьей.
В 1980 году в московском издательстве «Современник» вышла первая книга писателя, которая называлась «Семья Михея». В неё вошли повести и рассказы «Тётя Арина», «Переходы», «Наволочь», «Семья Михея», «Поездка», «Ссора». Во всех этих произведениях действуют натуры тонкие, порой пассивные, но непременно с высоким чувством человеческого долга и гуманности. Таковы они есть, как бы говорит писатель, принимайте их без прикрас.
А. С. Пешков вспоминает, что «путь к первой книге был долгим и тяжким»: «Впечатления детства и юности у любого человека сильные. Они формируют характер той обстановкой, теми людьми, среди которых ты вырос. Писать я никогда не помышлял, очень любил читать книги. Книга в нашем голодном и нищем детстве была единственной отрадой. Да добрые люди, которые в те страшные послевоенные годы делились последним куском хлеба… На всю жизнь остался в душе поселок Товарковский – малая родина, которая с людьми её вошла во многие мои произведения. От нищеты в детстве и от прочитанных книг развивались фантазия и воображение. Сострадание к женщинам-шахтеркам жгло душу. Помню, еще в четвертом классе на уроках не слушал учителя, я «создавал» машину, которая доставала бы уголь из шахты, чтобы туда не опускалась мама и все женщины. Машину не создал, но через годы на едином дыхании написалась повесть «Тетя Арина», в которой я рассказывал о женщинах-шахтерках».
Слайд 10 «Обложка книги «Переходы»
В 1982 году в Приокском книжном издательстве вышла книга А. С. Пешкова «Переходы». В сборник вошли рассказы и повести о современниках писателя – рабочих, колхозниках, студентах.
Писатель родился вплотную перед грозными годами Великой Отечественной войны, пережил разруху и голод. И, конечно же, все это осталось в душе, воспоминания вылились впоследствии в рассказы и повести, опубликованные в книге «Переходы». В рассказе «Сын» в каждой строчке писатель передаёт горечь сына о стареющих и одиноких родителях. Не останутся равнодушными читатели и к судьбе главной героини рассказа А. С. Пешкова «Хлеб».
Слайд 11 «Хлебное поле»
Чтец: А. Пешков «Хлеб» (отрывок)
Она стояла у края пшеничного поля и, щуря когда-то синие и еще совсем не поблекшие глаза, глядела на закат.
Прасковья Егоровна помяла несколько колосков, не срывая их, и убедилась окончательно, что пора начинать жатву. Потом еще раз посмотрела на закат, от которого все пространство и поле были залиты искрящимся светом. Таким она видела поле и во время последней войны, но было оно тогда мертвым…
В деревне после ухода немцев из еды ничего не осталось, а у Прасковьи на руках двое маленьких: дочка Анна и племянник Колюшка, мать которого погибла в партизанском отряде. Дети начали пухнуть от голода. Что бы еще поменять на съестное? Из «тряпок» ничего не осталось – все немцы растащили. И Прасковья вспомнила о кольце – единственной вещи, оставшейся на память от мамы. Но что было делать, не умирать же от голода. Прасковья знала, верст за двадцать от них уцелела деревня, немцы обошли ее, и надеялась там выменять кольцо хотя бы на хлеб.
Старуха исподлобья глянула на Прасковью, вышмыгнула в сенцы и вскоре принесла черную курицу-хохлатку, маленькую, каких в деревне называют канарейками, и небольшой кусок сала. Потом из стола достала хлеб. Прасковья не верила своему счастью - полученное казалось ей несметным богатством.
Слайд 12 «Обложка книги «Дерево над обрывом»
Ведущая:
В 1989 году вышла третья книга писателя «Дерево над обрывом», в которую вошли повести «Узел», «Встреча», «Дерево над обрывом» и рассказы «До самого утра», «Танец берёзовых листьев», «Свет издалека», посвящённые рабочему человеку. Автора привлекают в первую очередь нравственные проблемы, становление человека как личности. Писатель считает, что необходимо стремиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Семья, по его мнению, важная составляющая часть этой гармонии. А ещё труд. Человек должен сам разобраться в жизненных путях и возможностях, которые в нём заложены.
Слайд 13 «Пешков – член Союза писателей России»
В том же 1989 году Александра Сергеевича приняли в Союз писателей СССР. Пришло признание со стороны читателей и литераторов.
Слайд 14 «Выступление перед читателями»
При Союзе писателей в Тульском отделении было организовано агентство по связи с населением. Писатели (и Александр Сергеевич в их числе) выступали на заводах, фабриках, колхозах и совхозах, а то и прямо на полевом стане во время уборки урожая.
Слайд 15 «6 сентября 1987 г. Куликово поле»
Новомосковские и тульские писатели часто собирались, читали свои рассказы, советовались, организовывали поездки по историческим местам, в которых принимал участие и Александр Сергеевич.
Слайд 16 «Заседание литературного клуба «У истоков Дона»
Когда во Дворце культуры строителей начал действовать литературный клуб «У истоков Дона», первая встреча читателей была с писателем А. С. Пешковым.
Слайд 17 «Публикации в периодических изданиях»
В годы перестройки А. С. Пешков работал в газете «Новомосковская правда», печатался в литературном приложении к газете «Молодой коммунар» «На земле Яснополянской», литературно – художественном журнале «Поле Куликово» и других периодических изданиях.
Слайд 18 «Обложка книги «Новомосковск 1945-1995»
Время неумолимо бежит вперед. Вот уже отсчитало оно 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. А память народная всё хранит события тех дней, помнит и тех, кто сражался за свободу Родины… К 50-летию Победы силами новомосковских писателей и журналистов был издан буклет «Новомосковск 1945-1995», куда вошли и очерки, написанные А. С. Пешковым.
Слайд 19 «Обложка очерка «Сосед»
Чтец: Отрывок из очерка «Сосед. А. К. Коротченя»
У этого человека, бывшего военного штурмана, семнадцать боевых наград, многочисленные знаки воинской доблести. За заслуги в Великой Отечественной войне награжден Министерством обороны именными часами… Много сил отдано им на создание музея боевой славы при Новомосковском военном комиссариате…
Вот неполный путь части, выгравированный на именной настольной медали, врученной Александру Кондратьевичу советом ветеранов воздушной армии: Винница, Краснодар, Керчь, Могилев, Белосток, Гданьск, Нойбрандербург… и, конечно, Берлин. Шестьдесят семь аэродромов на пути к Победе.
Много лет Александр Кондратьевич возглавлял Новомосковское городское и районное общество охраны природы. Он по своей работе еще в юности знает, что если человек поднимает руку на дерево, на окружающую среду, бездушно относится к тому, что создала природа, он, прежде всего, поднимает руку на себя. Такой человек не замечает сам, как становится чуждым природе, а значит, и человеческому обществу.
В День Победы, надевая военный мундир с орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, двумя Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими, Александр Кондратьевич не только вспоминает прошлое, мысли его и о настоящем.
Слайд 20 «Обложка очерка «Славный человек»
Чтец: Отрывок из очерка «Славный человек. А. Т. Федонов»
Когда идешь по улице и тебе встретится ветеран войны, хочется поясно ему поклониться и тихо сказать: «Спасибо». Один из таких ветеранов, человек легендарной судьбы, живет в поселке гипсового комбината. Это Аркадий Тихонович Федонов, кавалер трех солдатских орденов Славы и трех орденов шахтерской Славы. Поистине славный человек!
Воевал Аркадий Федонов в 41-й стрелковой дивизии 132-го артиллерийского полка. Почти полвека минула с окончания войны, а ему по ночам снятся бои, в страшной тишине поднимаются фонтаны черной разорванной земли, прут немцы или он, солдат, идёт и идёт вперед по грязи, по бездорожью, вытягивает на плечах пушку, помогает бедной лошаденке. И бесконечным кажется сон…
Закончилась война. Федонов приехал в Тульскую область, в Сталиногорск, поступил работать на гипсовый комбинат буровзрывником. Стране нужны были стройматериалы, гипс для восстановления народного хозяйства. Во время поселковых праздников, со слезами и песнями, на груди Федонова сияли три ордена Славы, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы». А было ему всего двадцать лет от роду…
Слайд 21 «Обложка «Светогорской книги»
Ведущая:
У писателя нет «легких для чтения» произведений, он заставляет думать. Так было и в книгах «Семья Михея», «Переходы», «Дерево над обрывом» и в «Светогорской книге», вышедшей накануне 60-летия писателя, в 1999 году.
События, происходящие в «Светогорской книге», охватывают период с 1985 по 1997 год и являются своеобразной летописью нашей жизни, изложенной в художественной форме и побуждающей к осмыслению происходящего, к осознанию своего места во времени, зовущем не быть равнодушным к своей завтрашней участи, к участи своей Родины.
Четыре повести, вошедшие в «Светогорскую книгу», сплавлены временем и духом этого времени - духом высокого возрождения православия и тлетворным духом распада людей, поклоняющихся золотому тельцу. Обжорство, пьянство, утеря человеческого достоинства, даже простой гордости, а рядом - сиротство детей и миллионы голодных - вот результат свалившегося на нас «обновления» человека. Этот откат назад на двести лет, эта проявившаяся в человеке убогость - вот главная рана, на которую указывает автор в своей книге. Но это не всё, это часть нашей жизни, другая - всё же большая часть - это борьба с тлетворным духом, просветление человека, касание душой неба.
«Я думаю, что книга эта одним раскроет глаза, других поднимет с колен, третьим просветит душу – вся она для блага души человека», - так отозвался о «Светогорской книге» писатель А. А. Логунов.
Слайд 22 «Обложки книг «Веденеев» и «Красные ворота»
В 2002 году вышли две книги А. С. Пешкова: роман «Веденеев» и повесть «Красные ворота». Эти произведения, хоть и написанные в 70-80-е годы ушедшего столетия, свежи, словно написаны в наши дни, поскольку в них писатель задаёт извечные вопросы: «Что делать?», «Как жить?». Ответы даются ценой непростых усилий, переоценок, долгого, подчас мучительного поиска. Внимательно прочитав книги писателя, читатель найдет ответы на волнующие его вопросы, поймёт, что в опыте его народа – ответ на все вопросы, которые ставит перед ним жизнь.
Слайд 23 «Обложка книги «Отче»
В 2003 году увидел свет роман А. С. Пешкова «Отче», в котором писатель развивает тему возрождения народа, показывая память тысячелетий, души русского народа, желание вернуться к накопленной культуре и духовному богатству, при этом борясь с инородным, что навязывается насильно великому русскому народу. Мы видим стремление главного героя романа Александра Николаевича Сударева к очищению, стремление выйти на дорогу к Православному Храму. Александр Николаевич размышляет о Гиперборее, о Ведической вере наших предков, ставшей основой православной веры. Благодаря отче Фёдору, его образу жизни, его знаниям, Сударев становится духовно богаче и мудрее.
Слайд 24 «Обложка книги «Арсений»
В романе «Арсений», опубликованном в 2004 году, звучит тема судьбы русского человека на крестном пути его земного существования. Взглядом философа, аналитика Пешков вглядывается в будущее, ищет свои ответы на извечное «Что делать?». Личный опыт говорит об одном: не надо метаться, бросаться из крайности в крайность. Ничего не рушить, только созидать. Роман «Арсений» и его герои восстанавливают в душах читателей утраченные за годы бездарных реформ духовно-нравственные ценности. На одной из встреч со своими читателями на вопрос о том, какие грани русского характера писатель раскрывает в своих произведениях, Александр Сергеевич ответил так: «Я всегда стараюсь показать лучшие черты, присущие людям: это трудолюбие, которое помогает выжить, трезвый взгляд на жизнь, сочувствие к людям, душевное здоровье. Мои герои совестливые, неравнодушные, ищущие».
Слайд 25 «Обложка книги «Образ»
В 2006 году вышла книга А. С. Пешкова «Образ». Это роман в четырёх частях, в котором писатель показал последние два десятка лет нашей жизни. Книга писалась частями через большие периоды времени. И автор пришел к тому, что будущность за такими людьми, как Сергей Федорович Свешников, у которого в результате его образа жизни произошло качественное изменение сознания. От этого изменения Сергею Федоровичу открылось ясное виденье того, что он органически связан с Вселенной, является одной из связующих точек Её жизненных проявлений ; и что Вселенная в Её невообразимой Бесконечности есть Дух, Разум, Материя - Бог, единственно творящий эту Вселенную - Себя и нас..., которых автор попытался изобразить.
И на поверку оказалось много людей, не исполняющих Единый Закон Вселенной, своим же пребыванием здесь способствующих процветанию разврата, что до глубины души возмущает Александра Сергеевича, чувства писателя передаются и нам, читателям.
Слайд 26 «Обложка книги «Арсений»
В 2007 году вышло новое издание книги А. С. Пешкова «Арсений». В сборник вошли как публиковавшиеся ранее романы «Арсений» и «Веденеев», рассказ «Свет издалека», так и впервые увидевшая свет повесть «Занавес».
В книге много раз упоминается имя великого русского писателя Ф. М. Достоевского, любовь к его творчеству у Александра Сергеевича давняя, не уходящая, не дающая покоя, будоражащая.
Невероятно сильно звучит в произведениях, вошедших в эту книгу, тема леса. Александр Сергеевич признался однажды, что всегда хотел жить в лесу, что лес - его «возвышенность и угнетенность, радость и смятение». Именно природа помогает восстановить гармонию и покой в душе. Природа, созидание, труд. И вера. Как православно-верующий человек Александр Сергеевич придерживается принципа, некогда высказанного Л. Н. Толстым, «служи Богу, и этим вернее сослужишь людям».
Очень много в книгах жизни, описания любви, красоты женщины. Женские портреты, выписанные с большой нежностью и уважением к женщине, хранительнице домашнего очага. Автор говорит о том, что «семья - продление вечности живой», что человек обязательно должен жить при любимых людях.
Александру Сергеевичу удаётся создавать портреты людей, городов, разбираться в психологических столкновениях, ставить серьезные нравственные проблемы. При этом Пешков сохраняет живую интонацию повествования, которая соединяет просторечие с книжной речью.
Слайд 27 «Обложка книги «Отче»
«Не хочется писать…» - признался недавно известный русский писатель Виктор Астафьев. Пешков ему не вторит. Нет. Александр Сергеевич не сдаётся, продолжая верить в будущее России, в её литературу, в нас и себя. Пишет новые произведения. Совсем недавно, в 2009 году, вышло новое издание книги писателя А. С. Пешкова «Отче». В сборник вошли следующие произведения: повести «Крестьянин», «Красные ворота», «Нездешний» и роман «Отче».
В произведениях, вошедших в данное издание, писатель всё явственнее уходит в постижение жизни через философию и космизм, даёт свое объяснение неизведанному нами, непостижимому ещё, но происходящему вокруг нас. Современность в его книгах рассматривается иначе. В ней много того, чего мы не замечали раньше, до знакомства с его творчеством.
Слайд 28 «Фото писателя на фоне выставки православной литературы»
Александр Пешков избрал для общения с читателем метафору. Его проза насквозь метафорична. Поэтому его слово воздействует не только на наш разум, на наши чувства – но и на подсознание. А смысл и дух произведений Пешкова тот же, что и в евангельских заповедях, проповеданных человечеству две тысячи лет назад.
Александр Сергеевич Пешков стремится показать царствие небесное не вовне, а внутри нас, и поэтому он писатель православный.
Слайд 29 «Икона А. Рублёва «Троица»
Чтец:Отрывок из рассказа Пешкова «Троица»
«Троицу» Андрея Рублева в Третьяковской галерее Иван видел только раз, четыре года назад. Но сейчас она ярко встала перед его глазами, так ярко, будто он стоял перед ней. И у Ивана возникли мысли, что да, после этой иконы, не могло в людях не возникнуть той любви, которая встала в «Троице» завершением всех устремлений людей. Мир тишины и покоя, полной гармонии между тремя ангелами – что может быть выше в отношениях между людьми. И конечно, когда люди смотрели на «Троицу», они наполнялись этой любовью к ближнему. Иван попытался представить самого Андрея Рублева, каков был человек ликом, душою. И увиделся ему высокий, бледный, с худым лицом, внешне смиренный, но внутри всегда поднятый до небес великий художник.
Ведущая:
Образ иконописца Рублева возникает перед глазами героя рассказа А. С. Пешкова. Каким видится ему художник? Об этом вы узнаете, прочитав рассказ.
Слайд 30 Обложки сборников
Произведения А. С. Пешкова опубликованы во многих сборниках произведений тульских писателей, таких как «На семи ветрах», «Иван-озеро», «На земле Яснополянской», «У истоков Дона», «Тула литературная» и других изданиях.
Слайды 31–32 «Дипломы и грамоты А. С. Пешкова»
Произведения писателя несколько раз были отмечены лауреатскими дипломами, Почетными грамотами. В 2003 году администрацией города и района А. С. Пешков был назван «Человеком года» и награжден Дипломом II степени в области литературы и журналистики.
Слайд 33 «Декабрь 2002 г. Вечер в библиотеке с. Спасского»
Слайд 34 «Юбилейный вечер клуба «Краевед» в дет. библиотеке»
Слайд 35 «Творческий вечер в археологическом музее»
Слайд 36 «Творческий вечер в школе»
Слайд 37 «Вечер-встреча с поэтом В. Ф. Пахомовым в ЦГБ»
Слайд 38 «Вечер-встреча с А. С. Пешковым в школе № 8»
Александр Сергеевич не ограничивается только писательством в чистом виде. Он выходит на встречи с молодёжью в школы, другие учебные заведения, библиотеки, дарит свои книги, отвечает на вопросы, разъясняет, убеждает, что не всё потеряно, что будет ещё праздник и на нашей улице.
Слайд 39 «А. А. Логунов и А. С. Пешков»
Редкими, как отмечает Александр Сергеевич, стали встречи с коллегами по перу, отношения с которыми всегда были доброжелательные. С Алексеем Логуновым, например, Александра Сергеевича Пешкова связывала крепкая дружба.
Чтец: Алексей Логунов «Ах, милый Саша…»