Перейти на главную страницу
Мать моя растила:
Восемь просто дочерей
И поэта сына.
Живы все.
И дай им Бог,
Пусть живут на славу...
Нужно девять пар сапог,
Чтоб обуть ораву.
Чтобы в школу не пошли
Голыми детишки,
Нужно восемь платьиц сшить
И одни штанишки.
То не птахи из гнезда,
Не листочки с веток, -
Проводила в города
Мать любимых деток.
Проводила, и теперь
Скучно стало в доме.
Скрипнет уличная дверь,
Ветер, кто же кроме...
У поэта было восемь сестер, старших и младших, почти все они жили в Новомосковске, несколько сестёр и сейчас живут в нашем городе.
Рос Анатолий, как и все деревенские ребятишки: бегал в школу, ловил раков в речке, пас коней в ночном. А чуть подрос - грянула война.
И Анатолий, сменив ушедшего на фронт отца, стал пахать на лошадях колхозные поля и сеять хлеб. Колхозники и не догадывались тогда, что растет рядом с ними талантливый поэт. Придет время - и он выскажет поэтическим словом их сокровенные думы и чаяния.
Мать с ветчиною
Тут как тут.
Мол, ешьте!
Это не картошка,
А то голодными убьют.
Под хохот бомб,
Под визг шрапнели,
При свете лент прожекторов
Мы с замираньем сердца ели,
Подналегая
В девять ртов.
А мать, как помнится, не ела,
А вспоминала всех святых,
Какой поможет,
И глядела
На милых детушек своих.
Отцу завидовала очень.
Он там воюет без забот,
А тут смешались дни и ночи:
Налоги,
Дети,
Когда бомбежка затихала,
Она,
Как мудрый командир,
И останавливала пир.
Мол, жить еще!
И уносила,
И прятала куда-нибудь,
Стараясь бедности резину
Как можно шире растянуть.
Дети военных, огненных лет…Они рано и быстро повзрослели. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались и трудились рядом со взрослыми.
Не сидел, сложа руки, и подросток Анатолий, оставшийся за хозяина в большой крестьянской семье.
Нелегко ему приходилось и в послевоенные годы, когда необходимо было восстанавливать всё разрушенное. Воспоминания о тех трудных годах навсегда остались в памяти поэта.
Чтец: А. И. Брагин «Война закончилась…»
Вернулись,
Кто мог вернуться, по домам,
И песни вдоль дорог и улиц
Лились с рыданьем пополам.
Как после панихиды горькой,
Наводим мы порядок свой,
Взялась Россия за уборку
С больной, но трезвой головой.
Она усердно вшей морила,
Гоняла в школу сорванцов
И в укрупненные могилы
Перевозила мертвецов.
И строилась, и зашивала
Своих подбитых сыновей.
И мир, плечами пожимая,
Следил внимательно за ней.
Как сложилась дальнейшая судьба деревенского мальчугана?
В 1949 году он поступил в специальное горнотехническое училище в городе Новомосковске с семилетним сроком обучения. Поскольку семья была большая, Анатолия приняли в горнотехническое училище на полное содержание. Позже воспоминания о студенческой юности вылились в стихотворение.
Фуражка, брюки и шинель...
Я знал:
В училище накормят,
И тумбочка
Окраски синей,
С замком внушительным на ней,
Чтобы какой-нибудь разиня
Ее не спутал со своей...
Однако ж
Помню случай этот,
Хоть он ничтожен и далек:
Стащили тумбочку поэта -
Замок внимание привлек!
После окончания училища работал на шахте горным мастером. Стихи начал писать с 14 лет. Первые публикации в местных газетах, потом в "Советском Спорте". А первая значительная публикация - в "Литературной газете" в 1957 году с напутствием Ярослава Смелякова.
В 1957 году А. И. Брагин поступил в Литературный институт имени Горького.
Слайд 10 «Книги А. И. Брагина»
После окончания института вышла первая книга стихов "Земля и сердце" (1963 г.). Позже были опубликованы сборники стихотворений «Антоновка», «Лирика», «Новоселье», «Русская печь», «Стихотворения», «Очищение», «Подкова счастья».
Произведения А. И. Брагина опубликованы в антологии «Русская поэзия. XX век», альманахе «Поэзия»; во многих сборниках произведений тульских писателей, таких как «Тульский край в литературе и искусстве», «Поэты-туляки», «У истоков Дона», литературно-художественных журналах «Приокские зори», «Мосбасс» и других изданиях.
Поэт жил и работал в Москве, но он не забывал родной Тульский край и Новомосковск. Приезжал в творческую командировку, встретиться с коллегами по перу, поработать над новыми стихами, навестить сестёр, проведать старенькую мать:
Мать старая,
Усталая -
Восьмой десяток лет.
Умоется,
И излучает свет.
На местном фольклорном материале поэт написал немало интересных стихотворений. Среди них - легенда «Иван-озеро и его сыновья». В ней заложен глубокий философский смысл, с одной стороны, с другой - живая разговорная речь, полная образных сравнений, метафор.
Наказан за свою гордость Шат, младший сын слепого отца Ивана. Шат ослушался, нарушив «закон родительского слова». Иван гордится старшим сыном, благословляет Дона в путь, желает ему найти «невесту», «достойную реку». Повествование заканчивается тем, что отцу жалко и младшего сына.
Инсценировка «Иван-озеро и его сыновья»
Автор:
А может, что-то думал
В степи слепой старик Иван,
И волны к берегам угрюмым
Сгоняли пену и туман.
Свою любовь,
Свою отраду -
Двух сыновей растил отец;
Дон - старший,
С грудью волосатой,
А Шат - совсем еще юнец.
Шат, хоть и мелкая водица,
Однако ж гордость в нем жила:
Решил птенец освободиться
Из-под отцовского крыла.
Он смело заявил Ивану;
Я, Шат, хочу гулять по странам,
Хочу волной своей блеснуть!
Довольно мне твоей опеки!
Желаньем сердце проросло,
Хочу, чтоб все другие реки
В мое сливались бы русло.
Хочу..."
Обрезался на слове Шат;
Ты не по силе хочешь, брат!
Вот если б Дон сказал, тогда бы
Иная речь, иной вопрос:
Он и в годах, и так -
не слабый,
А ты еще молокосос!"
Был непонятен для юнца.
Не трудно обмануть слепого,
Но можно ль обмануть отца?!
И Шат решил:
Коль не обманешь, не найдешь.
Но как?
Назваться Доном, что ли?
В глаза не лезет он, как дым.
Оделся в шубу кверху мехом
Шат, как на праздник коляды.
И снова заявил Ивану:
Я, Дон, хочу гулять по странам,
Хочу волной своей блеснуть!"
Слепой у сына, на груди,
Не выдала обмана шуба
И плеск послышался:
"Иди!"
Когда грозит ему пожар,
Так от отца струей звенящей
Шат без оглядки побежал...
И ты, отец, меня забудь!
Обратно не приходят реки,
Обратно ветры могут дуть.
И птица может возвратиться
С весною к прежнему гнезду.
Но я не ветер и не птица -
Я не вернусь, я не приду!"
Полным ходом
Бежала по степи вода...
Заплакал чибис над, болотом,
Лишенный своего гнезда.
Вдруг поперек своей дороги
Беглец увидел берега;
В них отдыхала, как в берлоге,
Упа - коварная река.
Ни ловкой хитростью, ни силой
Шат не свернул ее русла,
Упа безумного схватила
И, как ребенка, понесла.
Спокойно сердце у Ивана,
И жизнь, как прежде, дорога;
Как прежде, волны неустанно
Бегут и мылят берега.
Бегут и годы.
И на волос
Ложится пеной седина...
И вдруг старик услышал голос,
И всколыхнулся весь, до дна.
Красавец Дон,
Набравшись силы,
Пришел и попросился в путь,
И руки, где синели жилы,
Упали на сыновью грудь:
Дон Иваныч, шествуй!
И в утешенье старику
Найди, сынок себе невесту,
Найди достойную реку!»
На юг,
У вод его селились люди,
Сады богато зацвели.
Пошел он тихо по долинам,
Не угрожая никому...
Иван гордится старшим сыном,
Но жалко
младшего ему.
Тема любви, милосердия, всепрощения красной нитью проходит через все творчество А. И. Брагина. Писатель А. А. Логунов вспоминает: «Как-то, будучи в Епифани, я узнал из разговоров мужиков о Пете Сталиногорском. Жил-де после войны в городе Сталиногорске дурачок Петя - добрая душа. А спустя какое-то время стал я разбирать свои архивы в рабочем столе. И наткнулся на два пожелтевших листа, исписанных размашистым почерком поэта Анатолия Брагина. Это было его стихотворение "Сказка про дурачка"».
И не имея крова,
Всем предлагал за просто так
Квартиру иль корову.
И был лохматый он, как лев,
Не постригался с роду,
Опередив на много лет
Теперешнюю моду.
Он уговаривал с детьми,
Живущими в бараке:
"Ты за ключами приходи
Квартира есть, без враки"
"Приду, конечно, дорогой!
Спасибо, Петр Петрович!"
А он стоял уже с другой,
Толкуя о корове.
(А время было злое)
Наверно, молока не пьешь...
Вон и лицо худое…
Доить умеешь? Хорошо!
Купи подойник новый,
И приходи ко мне ужо
За доброю коровой!»
Нашелся и другой дурак,
Поверил идиоту
Потом...
Потом, как лютый враг
Взял дурака в работу.
Он бил его и в грудь, и под
Руками и ногами...
Нетвердым оказался Петр,
Что означает камень.
Свалился он в какой-то ров
И сразу же, на месте,
Не утруждая докторов,
Скончался квартирмейстер.
Его весь город хоронил:
И взрослые, и дети...
За городом, в черте могил
Есть и могила Пети.
А город вон куда хватил!
Вознес свои кварталы...
В нем стало множество квартир
А дурака не стало.
Стихотворение это поэт подарил А. А. Логунову в Москве, в одну из их встреч. Анатолий Иванович вспомнил свою сталиногорскую юность, Иван-озеро, и, как городскую достопримечательность, - Петю-дурачка. Как увидит загрустившего человека Пётр, сразу к нему: чего горюешь? И выслушает чужую беду, и помочь пообещает. Будто он не бездомный бродяжка, а известный на всю округу угольный начальник Оника.
- Был бы в городе храм, - говорили мужики, - наверняка Петя при нем бы обретался.
А то ведь - ни одной церквушки... Одно слово - Соцгород.
А ещё говорили они, что храм тот люди, возможно, назвали бы сейчас храмом Петра Сталиногорского. Его сам Оника уважал, здешний царь и бог, - рассказывали очевидцы. - Ведь тогда на шахты лес гнали вагонами - для крепления штреков, чтобы людей землей не завалило. Много нужно было лесу... Вот Петя-дурачок и пообещал угольному начальнику лес подарить - целую зеленую дубраву! И стал каждый день под его окнами прутики в землю втыкать. Ребятишки их повыдергают, а он снова навтыкает. Многие принялись, зазеленели... После этого, говорят; и Оника взялся за озеленение. Сам на субботники с лопатой выходил! И появились в нашем городе целые рощи - березовая, дубовая... Не говоря уж о скверах и парках. Всё это с легкой руки блаженного Петра Сталиногорского. Мудрый был человек!
Ведущая:
Поэзия А. И. Брагина многолика и многогранна, но добра, иронична, наверное, как и сам автор, потому что истинная суть Руси в её великой многострадальной и всепрощающей душе, прощающей тихо и скромно, не для виду и не на виду, а внутри себя... И эта нить всепрощения и добра из прошлых веков доныне и в завтра спасала и спасает нас от дикого варварства «цивилизации». И, наверное, как никто это понимал русский поэт Анатолий Брагин.
Их рвать -
Великий грех.
Растут они для красоты,
А стало быть, для всех.
То наши бабушки весной
Повышли там и тут.
Тела истлели их давно,
А души все цветут.
И шепчут пчелам золотым,
И пчелы слышат их:
«Снесите, милые, живым
Подарки от родных!»
А. И. Брагин написал множество стихов и сказаний, в которых поёт и плачет душа русского народа.
И с просторами диких степей,
Мало в жизни ты знала хорошего,
Но великого много в тебе.
Как ни бились захватчики рьяные,
Отстояли мы каждую пядь.
Не сломали тебя, деревянную,
А стальную попробуй сломать!
«Анатолий Брагин, - отмечал А. А. Логунов, - делает в поэзии то же самое, что Василий Шукшин делал в прозе. Поэт показывает нам такие народные характеры, такие глубины человеческой жизни, что только диву даешься: как же я раньше-то не замечал? Но на то и поэт, чтобы все время открывать в жизни что-то новое для других...»
Иногда, чтобы ярче высветить какое-то явление в жизни, поэт использует фольклорные мотивы, вводит элементы фантастики, мягкий юмор сменяется иронией, сарказмом.
Слайд 23 «Иллюстрация к стихотворению «Доклад»
К примеру, стихотворение «Доклад».
Иван Кузьмич:
"Товарищи, эй!
На собранье скорей!
Кто не придёт,
Тому попадёт".
Пришла корова,
Не сказав ни слова.
Пришел медведь
С народом посидеть.
Старушка с клюшкой.
Председатель с толкушкой,
Бухгалтер с бланками,
Полковник с танками,
Агитатор с блокнотом
И лысенький кто-то...
Народу - куда там!
Вот вышел с докладом
Иван Кузьмич,
Огляделся, как сыч,
И начал внушающе:
Дорогие товарищи!
Заслушав и обсудив...
Тьфу! Не тот мотив!
Прощу прощенья,
Что начал с решенья,
Вчера за вымпел
Немножко... выпил.
Итак, как надо,
Начнем с доклада!"
Доклад был складный
И деловой -
Не зря ж докладчик
С головой. И я там был,
И воду пил,
Которую докладчик лил!
Новомосковский писатель А. А. Логунов вспоминает: «Мы встретились на квартире у сестры поэта Анны Ивановны. Много было разговоров, сестра и брат часто задавали друг другу вопрос: "А помнишь?". И принимались вспоминать какой-либо случай из жизни родной деревни. А я, листая новую книгу поэта, почти всегда находил в ней на ту же тему стихотворение». Одно из них – «На родине».
Вздыхая тут и там,
Хожу я озабоченный
По брагинским местам.
То весел я - понравилось,
То грустен - тяжело.
Здесь многое прибавилось,
Но многое ушло.
Блестит шоссейка новая -
Катись, как чумовой!
Откроется столовая -
И благо повар свой.
А вот оно и кладбище, -
Где спрятан мой отец.
Не кладбище,
А пастбище,
По мнению овец.
И школа несчастливая...
Сюда, смешно сейчас,
Два года терпеливо я
Ходил в четвертый класс.
Жива ль моя учительша?
Жива наверняка!
Привет тебе, мучительша,
От му-ученика!
С щемящей тоской в груди, теплотой поэт вспоминал свой родной деревенский дом, матушку, русскую печь…
Мешала как будто,
А все ж -
Залезешь на печку, бывало,
И рад, что на свете живешь!
Случилось ли:
Мать отругала,
Друзья ли побили - молчок.
Залезешь на печку, бывало,
И плачешь себе в кулачок.
Нам печка похлебку варила,
Душистые хлебы пекла,
От разных болезней лечила,
Старалась, как только могла.
Не жалко мне детства нисколько,
Хорошего мало ушло.
Тоскую о печке, и только,
Как вспомню -
Так станет тепло.
У Анатолия Брагина много строчек о русской природе. Передавая состояние мира и природы, автор использует приём навязывания действия, предмета, явления. Этому способствуют и очень точные образы: «лес докатился до небес волной зелёной», зима в одном из брагинских стихотворений «одурев, пустилась в танцы, в бесстыдства полный разворот», «Весна явилась в гости к нам –и раздалась река…». Его стихи метафоричны, ассоциативны.
Однажды средь летнего дня,
Как только я вышел из дому,
Столп радуги пал на меня.
Хвалиться особенно нечем,
Случайность.
Но чудилось мне:
Я знаком особым отмечен,
Что весь в разноцветном огне.
Когда отступал он, я с ходу
К нему и вставал под навес...
Потом он уставился в воду,
Я в воду за ним не полез.
С поверьем ли это совпало,
Но думка такая была,
Что в речке вода убывала,
Что радуга воду пила.
Идешь - с тропинки не свернуть.
Под звоны теньканья синичьего
Чужой осваиваешь путь.
Сама тебя дорожка выведет.
Не надо думать и гадать,
Предполагать и делать выводы
И осторожность соблюдать.
А сколько у поэта замечательных стихотворений о братьях наших меньших. Из них можно составить целый цикл.
Пруд-то почти что заглох, -
Цапля самозабвенно
Ловит докучливых блох.
Трудится носом и лапой,
Падает на воду пух...
Цапля, чего же ты!
Цапай
Встала,
Девочке юной под стать,
В платьице очень коротком
Даже трусишки видать.
Из черной липкой грязи,
Травинку каждую притом
Используя для связи.
И дом готов,
И подсыхал,
И пухом наполнялся,
А воробей, такой нахал,
Взял и в него забрался.
Шумели ласточки ему,
А он лишь двигал носом,
Не поддаваясь ничему -
Ни просьбам, ни угрозам.
Слетелись ласточки на сбор
На проводах высоких
И вынесли свой приговор,
Жестокий из жестоких.
Набрали грязи у ручья
И силою артели
Замуровали воробья
И с визгом улетели.
На берег высокий
И вижу такую работу:
Огромная крыса
Пучочки осоки
Срезает и носит под воду.
Салат приготовить
(Мамаша на то ведь!)
Ватаге своей несмышленой.
Детишкам крысиным
Нужны витамины
И соки осоки зеленой.
Лирический герой стихов Анатолия Брагина - человек на первый взгляд простодушный и наивный. Но за этим простодушием обнаруживается умное лукавство, способность увидеть вещь или положение в неожиданном и убедительном ракурсе, умение при внешне непритязательной форме говорить серьёзно о серьёзных понятиях.
В период перестройки отношение к поэту Брагину в корне изменилось. По-видимому, новому времени поэт пришелся не по нраву. Его стихи печатались в газетах, но маленькими тиражами. Был пущен под нож сборник стихов Анатолия Брагина «Общая тетрадь».
В предисловии к последней книге А. И. Брагина «Подкова счастья», изданной во Владимире в 1996 году, говорится об авторе:
"...Замечательный, честный мастер слова пребывал почти в безвестности и подвергался гонению: в 1983 г. весь тираж его сборника "Общая тетрадь" был пущен под нож, чтобы не явился читателю. Способствовал уничтожению книги партфункционер (ныне видный "демократ") А. Беляев".
По рассказам самого поэта, книга стихов "Общая тетрадь" была издана в издательстве "Молодая гвардия" и там же, во дворе издательства, сожжена. Была она невелика по объему, карманного формата, в мягкой обложке. При сожжении книги присутствовали упоминаемый выше А. Беляев. Там же оказался и поэт.
- Вы не оригинальны, - заметил поэт. - Точно так жёг книги один всемирно известный доктор...
- Какой доктор? - с интересом спросил Беляев.
Доктор Геббельс, - отвечал поэт.
Беляев резко развернулся и ушел. Поэт выхватил из огня несколько уцелевших книг. То же самое поспешили сделать работники издательства, которым было приказано сжечь книгу. Но уцелевших экземпляров осталось совсем мало, огонь сделал своё дело.
Цензура, зависть, горесть унижения. Приходилось бороться за каждую строчку. К тому же - трагическая смерть сына.
Действительно, путь истинного русского поэта тернист. Во время выступлений А. И. Брагин отличался от других артистичностью, остроумием, не пользовался шпаргалками, читал все наизусть. Это всё раздражало недоброжелателей. Главное, что не могли ему простить, - это то, что «мальчик с доброй и чистой душой» не испугался и в жесточайшей форме отреагировал на ваучеризацию, приватизацию, дефолт. На всё, что принесло новое время. Анатолий Брагин, по словам Сергея Казначеева, был «певцом своей эпохи, эпохи, которая его не поняла».
В городе Новомосковске проживает одна из сестер поэта - Шишканова Галина Ивановна, которая рассказала о своем брате, о роде Брагиных. С горечью поведала она о последних годах жизни единственного своего брата. По её словам, все чаще приходилось слышать слово: «Достали». Испытывал и моральные трудности, и материальные. Одним словом, ему пришлось хлебнуть немало горестей и унижений. Приходилось бороться за каждую строчку, а то и слово. Чуть ли не каждая строчка рассматривалась под микроскопом в поисках тайного смысла. Гонорар приходилось получать через суд. Об этом периоде пишет и сам поэт в своих стихотворениях:
Чтец: А. И. Брагин «Бывало, выпестуешь слово…»
И пустишь в свет, то-бишь, в печать,
Его поймают птицеловы
И начинают приручать.
Немного крылышки подрежут,
Слегка изменят внешний вид,
Оно живёт, поёт все реже,
Всё о хозяине грустит.
90-е годы XX века. Все были растеряны, не в состоянии охватить умом происходящего. До конца своей жизни А. Брагин оставался верным своим убеждениям. Новое время ему было не по душе. Например, когда Ельцин пообещал лечь на рельсы в случае повышения цен, поэт Анатолий Брагин сразу же после этого обещания, еще в 1992 году, написал двустишие, которое сразу разошлось по России:
Поверьте, он ляжет на рельсы, когда
Совсем перестанут ходить поезда.
Да, в его стихах много юмора, иронии, но смех поэта проходит через линзу невидимых миру слез. Он как истинный гражданин «к отчизне не был холоден душой».
Анатолий Брагин много ездил по стране, стихи его любят и колхозники Нечерноземья, и нефтяники Каспия, и рыбаки Севера.
А речники Тобольского пароходства Тюменской области один из своих новых кораблей назвали "Анатолий Брагин". Невелик кораблик, всего лишь грузовой буксир, который таскает по реке тяжелые баржи... Но видится в этом глубокий смысл.
Когда А. И. Брагин заболел и слег, рядом с кроватью легла и его собака Пальма. В течение трех недель она отказывалась от пищи и вода и умерла за три дня до смерти хозяина. Поэт скончался 29 мая 2006 года. На второй день его привезли в город Новомосковск, отпевали в церкви "Нечаянная радость». Хоронили в деревне Пашково родственники, из коих осталось три сестры да их дети и внуки. Небо хмурое, готовое пролиться. На обратном пути с кладбища небо не выдержало и пролилось. Ушел человек, осталась его поэзия, которая создавалась для народа, И пока жив русский народ, будет жива и поэзия, сотворенная народным поэтом Анатолием Ивановичем Брагиным.
В этом сборнике Александр Вишневецкий как неравнодушный, озаренный и вдумчивый человек, от которого можно ждать по-настоящему хороших стихов Есть строки эпического, а может быть, и
16 12 2014
5 стр.
Охватывает десять лет путешествий героя. Его обратная дорога домой пролегала через Россию. Из Китая он со своим торговым караваном попадает в столицу Сибири Тобольск и здесь провод
08 10 2014
5 стр.
Бадышева Л. П. – заведующая отделом литературы по искусству и аудиовизуальным материалам
26 09 2014
27 стр.
Твори добро: сборник сценариев (из опыта работы студенческого волонтерского клуба «Чуткие сердца») / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; сост. С. И. Тимошенк
09 09 2014
4 стр.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека
10 09 2014
1 стр.
Охватывают все ключевые процессы деятельности компании
17 12 2014
17 стр.
Современные проблемы музыкального образования младших школьников : сб научных статей / отв ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 2010. – 102 с
28 09 2014
11 стр.
Бородин О. В. Новые виды в орнитофауне Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. – Сборник научных трудов. – Выпуск – Ульяновск, 2002. – С. 167-169
12 10 2014
1 стр.