11 класс
Часть 1
Тест (всего 10 баллов: по 1 баллу за каждый вопрос только при правильном ответе; если имеется ошибка, балл не начисляется).
1. Отметьте существительные 1-го склонения:
-
слуга;
-
плакса;
-
туфли;
-
запятая;
-
боа.
2. Отметьте имена существительные, не имеющие рода:
-
шоссе;
-
Афины;
-
пенальти;
-
чернила;
-
макароны.
3. Отметьте словосочетания, в которых употреблены притяжательные имена прилагательные:
1) мамины тапочки;
2) лисья натура;
3) Сашин компьютер;
4) соболья шуба;
5) журавлиная стая.
4. Отметьте слова, которые являются числительными:
1) втроём;
2) трое;
3) тройной;
4) три;
5) третий.
5. Отметьте словосочетания, построенные с нарушением норм сочетаемости:
1) семеро козлят;
2) семь козлят;
3) семь ножниц;
4) семеро ножниц;
5) семеро школьниц;
6) семь школьниц.
6. Отметьте глаголы 1 спряжения:
1) строить;
2) нести;
3) захотеть;
4) натерпеться;
5) разлететься.
7. Отметьте морфологическое «третье лишнее»:
1) опрокинутый;
2) убежавший;
3) улыбнувшись;
4) строящийся;
5) выращиваемый.
8. Отметьте предложения, в которых подчёркнутое слово является наречием:
1) Море было тихо и ласково после бури;
2) Пришедшие тихо стояли на крыльце;
3) Тихо плещет волна;
4) Солнце тихо сползало к горизонту.
9. Отметьте распространённые предложения:
1) Были они люди образа мыслей либерального;
2) Он потерял способность думать и соображать;
3) Он мог только видеть и слышать;
4) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан;
5) Княжна Марья перестала петь.
10. Отметьте варианты ответов с правильным толкованием лексического значения слова.
1) Граффити – рисунок или надпись на стене или на другой поверхности.
2) Ламбрекен – верхняя часть оконной или дверной драпировки, иногда с вышивкой или другими украшениями.
3) Нувориш – изысканно и модно одетый светский человек, щеголь, франт.
4) Эклектика – то, что обнаруживает в себе сочетание разнородных стилевых элементов, отсутствие единства художественных принципов.
5) Экслибрис – цирковой жанр, искусство делать сложные акробатические упражнения, не теряя равновесия.
Часть 2
1. Попробуйте объяснить, чем различаются значения слов эскорт и конвой, опираясь на анализ присущих данным единицам сочетательных свойств и типичных ситуаций, которые могут быть описаны с их участием.
(7 баллов)
2. Включите в контекст словоформы бегите и бежите. Объясните, в чём заключается их морфологическое различие и с помощью чего оно выражено.
(6 баллов: по 2 балла за каждую часть ответа)
3. Попытайтесь установить, функцию каких частей речи может выполнять в тексте слово
один. Предложите как можно больше различных решений, демонстрируя каждое из них с помощью одного примера.
(По 2 балла за каждую правильно проиллюстрированную часть речи)
4. Сгруппируйте по типам склонения данные существительные.
Решето, пальто, поле, метро, мороженое, старичишка, хлебушко, чудище.
(4 балла; по 0,5 балла за каждое слово)
5. Определите, чем являются по отношению друг к другу подчёркнутые слова (омонимами, синонимами, антонимами, многозначным словом в разных значениях)? Дайте аргументированный ответ.
а) Тонкий холст. Холст художника оценён высоко.
(2 балла: 1 балл за правильную квалификацию, 1 балл за объяснение)
б) Заставить шкафом. Заставить работать.
(2 балла: 1 балл за правильную квалификацию, 1 балл за объяснение)
6. Поэт-авангардист Александр Введенский (1904—1941) писал также прозу. Одно из его произведений – не сохранившийся до наших дней роман под названием «Убийцы вы дураки» (без знаков препинания в оригинале). Попытайтесь приписать этому заглавию все возможные синтаксические истолкования и расставьте соответствующим образом знаки препинания.
(По 2 балла за каждый вариант и его объяснение)
Часть 3
Напишите небольшое рассуждение (100 - 120 слов) о роли Интернета в современной жизни.
(10 баллов)