Перейти на главную страницу
г. Нижневартовск генеральный план
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Принципиальная архитектурно-планировочная структура города, линейная по своему характеру, была заложена еще в первом генеральном плане 1970 года, свободно развивающегося на правобережной площадке вдоль излучины р.Оби в восточном направлении к озеру Эмтор, включая I и II очереди строительства, с общим население порядка 80 тыс.человек.
Здесь сложились первые жилые районы, образующие компактную селитебную территорию города.
Основные магистральные улицы проектировались параллельно и перпендикулярно берегу реки с последующим развитием их в восточном и юго-восточном направлениях.
Магистральные улицы первого генплана – ул.ул. Мира, Ленина, 60 лет Октября получили в дальнейшем прямое продолжение на восток.
В широтном направлении город ограничивался на севере железной дорогой на Сургут, на юге рекой Обь.
Общественный центр также был намечен в линейной форме в границах между улицами Ленина и Таежной, в перспективе до ул. Ханты-Мансийской с выходом в зону отдыха у озера Эмтор.
Ядро общественного центра размещалось на пересечении улиц Ленина и Чапаева. Здесь размещалась Главная площадь с административно-деловыми зданиями, НИИ, концертным залом.
Такая структура обеспечивала органичное формирование города, включая I и II очередь, а также композиционную связь с береговой зоной и железнодорожным вокзалом.
Уже на начальной стадии, в первой очереди строительства, было построено 6 микрорайонов, коммунально-бытовая зона, начаты работы по обустройству набережной, строительству Дома Культуры, кинотеатра «Орбита», магазинов, разбит парк Победы, построен автовокзал.
Город начал приобретать черты комплексного городского организма с современной по тем временам, застройкой и благоустройством.
Жилищное строительство I очереди осуществлялось с применением привозных, уже также устаревших типов жилых зданий серии 1-335А, 1-439А др. для привязки которых требовались порой серьезные доработки.
Одним из самых серьезных недостатков в формировании нового города, уже с первых его шагов, наметилось отставание в строительстве общественных центров.
Поэтому на долгое время в городе появлялись обширные открытые пространства, не свойственные характеру застройки сибирского города.
В дальнейшем эти вынужденные особенности городского пространства Нижневартовска становились для него типичными.
В итоге, учитывая весь предыдущий опыт Новосибирский институт СиБЗНИИЭП, ведущий застройку города, должен был выработать новую стратегию освоения площадки.
Основные ее положения:
- отказ от случайных типов привозных домов и создание собственной строительной базы с освоением современных типов жилых и общественных зданий;
- переход на массовую застройку жилыми домами повышенной этажности с более комфортной планировкой квартир для северных условий, учитывая высокую стоимость подготовки площадок для строительства;
- обеспечение комплексности застройки жилых районов;
- рационализация систем культурно-бытового обслуживания и транспорта с учетом природно-климатических факторов, включая повышенный уровень благоустройства.
Все перечисленное выше основные направления были положены в практику дальнейшего проектирования и строительства Нижневартовска.
В последующие годы город дважды корректировал свой первый генеральный план.
Корректировка 1988-89 годов предусматривала максимальное развитие города в условиях быстрого наращивания нефтедобычи, поэтому перспективная численность населения определилась на уровне 450 тыс. чел. Селитебная территория его увеличилась до 3315 га.
Основное развитие планировалось в северо-восточном и в меньшей степени в юго-восточном направлении (в сторону Старого Вартовска).
В этом проекте уже повторно ставился вопрос о сносе 2-х этажного жилого деревянного фонда, расположенного в центральной части города.
Но при быстрых темпах жилищного строительства предпочтение было отдано освоению новых площадок, реконструкция была отложена на более поздние времена
Таким образом, генеральный план 1989 года не изменил планировочную структуру города, определив лишь основные направления освоения новых территорий.
В проектных предложениях генплана 1993 года сохраняется общая компактность основного массива капитальной многоэтажной застройки. Некоторую расчлененность плана создают временные малоэтажные поселки в западной части города и в Старом Вартовске.
Транспортный каркас также не претерпел значительных изменений.
В расчете перспективной численности населения был принят короткий срок – до 2006 г. Проектная численность города определилась в пределах 250-270 тыс.чел. при этом расчет технико-экономических показателей выполнен на 270 тыс. чел.
Что касается архитектурно-планировочной структуры, то концепция развития города почти полностью повторяет ранее принятые построения плана с освоением территорий за пределами ул. Ханты-Мансийской в северо-восточном и юго-восточном направлениях.
В этом проекте генерального плана учитывались негативные явления в прежней планировке города, предложены технико-экономические показатели на уровне требований СНиП2,07,01-89 и РСН 68-87, заложена развитая система культурно-бытового обслуживания, даны конкретные предложения по формированию архитектурно-планировочной структуры перспективной застройки.
Особая проблема Нижневартовска кроется в решении вопроса сноса малоэтажного морально устаревшего жилого фонда в микрорайоне 9, существование которого препятствует формированию и обустройству центральной части города.
Подводя итоги анализа реализации генерального плана 1993 г., как исходного в разработке настоящего проекта, следует отметить, на наш взгляд, основное его качество.
Генеральный план 1993 г. последовательно развивал основные планировочные положения, начиная с 1970 г.
Принципиальная планировочная структура города, определившаяся в начальных разработках, преемственно, с необходимыми дополнениями сохранялась на всех этапах его проектирования и строительства. Поэтому на протяжении практически уже 30-ти лет различными специалистами и комиссиями отмечается, что Нижневартовск развивается строго по генеральному плану.
Этим, скорее всего, можно объяснить, что город избежал серьезных градостроительных проблем, сохраняя эволюционный характер в процессе своего проектирования и строительства.
Из перечисленных выше замечаний наиболее постоянными остаются – отставание в строительстве общественных зданий и сооружений, что в свою очередь сдерживает формирование системы общегородского центра и его территориальных подцентров, в западной части, в прибрежной зоне, в зонах отдыха.
Другим , не менее постоянным замечанием остается формирование комплексной и достаточной системы транспортного обслуживания.
Особенно резко это проявилось в настоящее время вследствие резкого повышения уровня автомобилизации, которая сегодня более чем в 2 раза превышает расчетную, заложенную в генеральном плане 1993 г.
Наиболее сложные условия возникли в западной части города – в промышленной зоне ул.ул. Индустриальная, Кузоваткина и частично Интернациональная, в свою очередь эта ситуация сказывается и в западном жилом районе.
Отдельно можно отметить крайнюю неразвитость транспортной инфраструктуры в западном промышленном районе – фактически система его транспортного обслуживания сосредоточена на ул. Магистральной, несущей на себе помимо этого и функции основного въезда в город с федеральной дороги.
Третья группа вопросов сложной реализации относится к сохраняющейся до настоящего времени в центральной части города ветхой деревянной застройке первых лет строительства.
Она не только неприглядна по своим архитектурным и бытовым качествам, но и стала серьезным тормозом в формировании комплексной застройки общегородского центра, в том числе Главной площади.
Безусловно, город постоянно ведет проработки архитектурно-планировочного решения этого ансамбля, но пока имеющиеся варианты не убедительны.
Возможно, здесь потребуется более широкая программа решения этой задачи.
На наш взгляд, исходя из важного градостроительного значения этой территории, прежде всего необходимо уточнить структурное и функциональное назначение освобождаемых территорий, а также определить характер будущей застройки, связанной с перспективами формирования общей композиции перспектив развития центра города.
В целом, проект генерального плана города 1993 г., несмотря на ряд нерешенных вопросов, может служить основной для дальнейшего планировочного и пространственного формирования Нижневартовска и поиска новых предложений в характере планировки и застройки жилых районов и отдельных комплексов в современной, более содержательной и разнообразной палитре жилых и общественных зданий и сооружений на более высоком архитектурном уровне, который город может позволить себе в ХХI веке.
В качестве основных итоговых выводов анализа реализации всего процесса проектирования и строительства города (1970-1993 г.) можно выделить следующие:
- к настоящему времени, началу разработки новой редакции генераль-ного плана, следует отметить фактическую стабилизацию в развитии градообразующей базы (нефтедобыча), а следовательно и дальнейший рост населения города на уровне 240-250 тыс.чел.
- главной целью градостроительной политики города на предстоящий период становится формирование полноценной городской среды, соответствующей статусу крупного регионального промышленного и культурного центра, обеспечения высокого качества жизни населения, характеризующейся привлекательной и разнообразной архитектурой жилых и общественных зданий, высоким уровнем благоустройства и озеленения, экологическим благополучием территории города.
- решение этих задач будет способствовать созданию организационно-правовых условий для стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, возникновения новых видов услуг, совершенствования всех видов социальных, транспортных, технических аспектов городских инфраструктур.
В этой связи, в условиях стабилизации развития г. Нижневартовска, переориентации основных целей в поступательном совершенствовании городской структуры, приоритеты перспективной градостроительной политики будут заключаться в следующем:
- оптимизация функционально-пространственной структуры города за счет интеграции и усиления функциональных связей его частей;
- формирование развитой комплексной сети предприятий и учреждений культурно-бытового и социального обслуживания населения;
- формирование системы пешеходных связей и городских пространств, а также системы зеленых и рекреационных пространств;
- повышение эффективности использования селитебной территории города, переход от экстенсивного освоения свободных участков к выявлению внутренних ресурсов застроенных территорий и реконструкции сложившейся ветхой и морально устаревшей застройки;
- размещение и строительство жилья с различным уровнем потребительских качеств;
- закрепление и дальнейшее развитие наметившегося перепрофилирования ряда кварталов западной промышленной зоны в зону коммерческо-делового назначения, с соответствующим благоустройством этих территорий под новые функции, созданием системы паркингов;
- формирование цельной развитой структуры общегородского центра за счет создания новых общественных комплексов и торгово-пешеходных зон вдоль улиц Ленина, Чапаева, Мира, Спортивной, Дзержинского.
- создание ветрозащитной зеленой зоны вдоль набережной р. Оби, в том числе в юго-восточной части города (р-н Старого Вартовска);
- оптимизация и дальнейшее совершенствование транспортной сети города за счет создания новых обходных автомагистралей, в западной части, строительства необходимых развязок, формирование развитой сети автостоянок и паркингов;
- повышение архитектурно-художественной выразительности существующей и новой жилой и общественной застройки.
В результате такого подхода социальные приоритеты должны стать основным стержнем дальнейшей градостроительной деятельности, что в результате должно обеспечить повышение качественного уровня жизни в Нижневартовске, как важнейшего фактора целенаправленного развития города на предстоящее 20-ти летие.
Город Нижневартовск расположен в Ханты-Мансийском национальном округе Тюменской области, на правом берегу р. Оби.
Нижневартовск крупный экономический центр Западной Сибири, опорный центр нефтегазодобывающего района Среднего Приобья.
Город начал застраиваться в 60-х годах на площадке, расположенной в непосредственной близости от села Нижневартовское, была предложена линейная система города, свободно развивающаяся вдоль излучины реки Оби в направлении озера Эмтор. В целом город получил компактную форму капитальной жилой и общественной застройки, развитые транспортную и инженерную систетему.
Кроме того, в городе имеется жилой фонд, не учитываемый инвентаризацией, представленный вагончиками и балками.
Распределение существующего жилого фонда по этажности и материалу стен приводится в таблице №1
Таблица №1
Этажность жилых домов
|
Всего жил. фонда |
В том числе | ||||
тыс. м2 |
в %% к итогу |
в капитальных домах |
в деревянных домах | |||
тыс. м2 |
в %% к итогу |
тыс. м2 |
в %% к итогу | |||
Всего: |
4111.8 |
100.0 |
3961.3 |
100 |
150.5 |
100 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
1 этажные |
41.2 |
1.0 |
29.3 |
0.8 |
11.9 |
8.0 |
2-4 этажные |
242.6 |
5.9 |
104.0 |
2.6 |
138.6 |
92.0 |
4-5 этажные |
1332.2 |
32.4 |
1332.2 |
33.6 |
- |
- |
6-9 этажные |
1439.1 |
35.0 |
1439.1 |
36.3 |
- |
- |
Выше 9 этаж. |
1056.7 |
25.7 |
1056.7 |
26.7 |
- |
- |
Средняя обеспеченность жилищным фондом (в расчете на одного жителя – 17 м2 общей площади,( против 14.6 м2 в 1993 г).
Жилищный фонд распределяется:
по формам собственности
- муниципальный 96%
- государственный 3%
- частный (индивидуальные дома) 1%
- оборудовано 95%
- напольными электроплитами 88%
Кризисное состояние экономики негативно отразилось на состоянии жилищной сферы. Это коснулось резкого сокращения объемов нового строительства. За период с1993 г. было введено 492 тыс.м2. Среднегодовой объем жилищного строительства составил 50 тыс.м2 (от 115.7 тыс.м2 в 1993 г. до 11.2 тыс.м2 в 2000 г.)
Данные реализации генплана 1993 г. по жилищному строительству
Таблица №2
№№ пп
|
Наименование
|
Единицы измерен. |
Данные генплана 1993 г |
Фактическ. Состояние на 01.01.05 г | |
Состояние на 01.01.93 г. |
Намеч.по генплану на 2006 г | ||||
1. |
Жилищный фонд г. Нижневартовска |
тыс. м2 |
3574.3 |
5000 |
4111.8 |
2. |
Обеспеченность жилищным фондом в расчете на 1 жит. |
м2 общ.плошади |
14.6 |
18.5 |
17 |
3. |
Ввод жилищного фонда в среднем в год |
тыс. м2 |
|
115 |
50.0 |
Программа направлена на увеличение жилищного строительства и обеспечение граждан, проживающих на территории автономного округа жилыми помещениями, соответствующими санитарно-техническими нормами и требованиями. Кроме того, в программе ставятся задачи подготовки условий и разработка механизма переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Ветхий и аварийный фонд, расположенный в Нижневартовске на 2005 г. составил 266.4 тыс.м2, включая временное жильё, фенольный фонд – 41.9 тыс.м2.
Общий объем финансирования средств на реализацию программы на период 2005-2010 годы по городу Нижневартовску оценивается в 22 млрд.руб.
(данные земельного комитета на 01.01.05 г.)
Таблица №3
№№ |
Категория |
га |
В %% к итогу |
1. |
Земли сельскохозяйственного использования: в том числе |
7335 |
27.4 |
|
- сельскохозяйственные предприятия |
4626 |
17.3 |
|
- садоводческие объединения |
2435 |
9.1 |
|
- огороднические объединения |
85 |
0.3 |
|
- фермерские хозяйства |
189 |
0.7 |
2. |
Земли лесного фонда |
9222 |
34.5 |
3. |
Земли водного фонда |
1209 |
4.5 |
4. |
Земли запаса |
3142 |
11.8 |
5. |
Земли промышленности, транспорта, связи и военных объектов |
3749 |
14.1 |
6. |
Земли в ведении городских органов власти |
2064 |
7.7 |
|
Итого: |
26721 |
100 |
|
|
|
|
Земли. находящиеся в ведении лесного фонда составляют 34.5% от всех земель, входящих в границы городской черты:
-земли сельскохозяйственного использования – 27.4%,
-промышленные земли – 14.1
-территории, занятые коллективными садами и огородами – 9.4%
По собственности земли города распределяются следующим образом:
- в собственности государства и
муниципальной собственности 26212 га (98.1%) из них
- во владении и пользовании 4815 га (18%)
в том числе
граждан 446 га (1.7%)
юридических лиц 4369 га (16.3%)
- в аренде 6427 га (24%)
в том числе
граждан 87 га (0.3%)
юридических лиц 6340 га (23.7%)
- в собственности граждан находится 464 га (1.7%)
Ориентировочные данные характеристики
земель города
Таблица №4
№№. |
Наименование земель |
га |
% |
1 |
Жилой и общественно-деловой застройки |
1636 |
6.1 |
2. |
Земли промышленности |
3023 |
11.4 |
3. |
Земли общего пользования |
428 |
1.6 |
4. |
Земли транспорта, связи, инжен. коммуникаций |
693 |
2.6 |
5. |
Земли сельскохозяйственного использования |
7335 |
27.4 |
6. |
Земли лесного фонда |
9222 |
34.5 |
7. |
Земли водного фонда |
1209 |
4.5 |
8. |
Земли под военными объектами |
33 |
0.1 |
9. |
Земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность |
3142 |
11.8 |
|
Итого: |
26721 |
100.0 |
На земли жилой и общественной застройки приходится всего - 6.1%
общего пользования – 1.6%
земли производственного назначения и транспорта составляют – 14%
Селитебные территории города распределяются
следующим образом
Таблица №5
№№ пп |
Наименование территории |
га |
в %% к итогу |
м2 на челов
|
1. |
Территория, занятая жилой застройкой - всего |
870 |
67 |
36.2 |
|
в том числе |
|
|
|
|
-5-9 этажная и выше |
600 |
46 |
25.0 |
|
-2-4 этажная |
120 |
9 |
5.0 |
|
- усадебная |
150 |
12 |
6.2 |
2. |
Территория общественных учреждений |
70 |
5 |
2.9 |
3. |
Зеленые насаждения общего пользования |
20 |
2 |
0.8 |
4. |
Дороги, улицы, площади |
240 |
18 |
10.0 |
5. |
Промышленные, коммунальные территории |
100 |
8 |
4.2 |
|
Всего: |
1300 |
100.0 |
54.1 |
В связи с сокращением жилищного и культурно-бытового строительства селитебные территории, по сравнению с данными генплана 1993 г., увеличились незначительно.
Главными задачами социально-экономического развития Нижневартовска в период до 2025 года являются создание благоприятных условий проживания для всех жителей города, обеспечение занятости и стабильных денежных доходов населения, решение основных социальных проблем. При этом основной акцент должен быть сделан не на количественные, а качественные преобразования в развитии города. Изменения в демографической ситуации и сохранение как минимум до 2010 года дальнейшего роста объемов нефтедобычи будут во многом способствовать решению этих задач.
Овочная структура города, линейная по своему характеру, была заложена еще в первом генеральном плане 1970 года, свободно развивающегося на правобережной площадке вдоль излучины р
24 09 2014
6 стр.
Местной администрацией городского округа Нальчик в целях социально-экономического развития города, реализации демократических принципов развития гражданского общества Местная админ
05 09 2014
1 стр.
«страхование в современных экономических условиях и основные направления развития страхового рынка в сибирском федеральном округе»
08 10 2014
1 стр.
Фор – проект «Стратегия развития города Пенза в условиях реализации приоритетных национальных проектов» документ, содержащий исходные материалы, их оценку, предварительные суждения
14 12 2014
1 стр.
Комплексный план социально-экономического развития города Семей Восточно-Казахстанской области на 2009 – 2012 годы принят постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ию
11 09 2014
1 стр.
17 12 2014
13 стр.
Основными мероприятиями по развитию планировочной структуры городского округа являются
15 10 2014
1 стр.
Цели и задачи территориального планирования в основных направлениях развития генерального плана Николоторжского сельского поселения Кирилловского муниципального района Вологодской
29 09 2014
9 стр.