Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

2. Технологическая часть.

2.1 Назначение узла в машине, описание конструкции и принципа работы.

Шатунно-поршневая группа (ШПГ) является звеном кривошипно-шатунного механизма, служит для связи поршня и коленчатого вала, передает движение от поршня к коленчатому валу (преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала), предназначена для передачи силы давления газов в камере сгорания на кривошип на такте расширения и для создания повышенного или пониженного давления в цилиндре на других тактах. При этом отдельные детали группы воспринимают боковые силы, возникающие в результате взаимодействия поршня и шатуна, герметизируют камеру сгорания и препятствуют попаданию в нее моторного масла. Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей.

Основные требования, предъявляемые к конструкции: прочность и надежность элементов шатуна, а также работоспособность подшипников.

Шатунно-поршневая группа состоит из шатуна и поршня, соединенных между собой поршневым пальцем. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и имеет три канавки под кольца: два поршневых компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо.

Палец поршня плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами.

Компрессионные поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, с целью повышения износостойкости их хромируют. Для лучшей приработки их рабочая поверхность покрыта тонким слоем меди и олова. Маслосъемное поршневое кольцо изготовлено из стали. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом с рабочей поверхности гильзы цилиндров, стекает в картер через специальные каналы в поршне при движении поршня вниз.

Шатун является составной частью кривошипно-шатунного механизма двигателя и служит для передачи движения от поршня к коленчатому валу, другими словами, преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Конструктивно шатун представляет собой деталь сложной формы с двумя отверстиями. Верхняя головка шатуна выполняется неразъемной. Отверстие в верхней (малой) головке предназначено для установки поршневого пальца.. Для подачи моторного масла к поршневому пальцу в средней части втулки имеется канал с отверстием. Нижняя (большая) головка шатуна сделана разъемной. Крышка большой головки крепится к стержню шатуна двумя болтами.

2.2 Анализ технических требований на сборку.

При сборке к шатунному механизму предъявляется следующие технические требования:




  • зазор на масло в верхней головке шатуна 0,06-0,09 мм;

Зазор между пальцем и верхней головкой шатуна составляет 0,02-0,08 миллиметров. Минимальный зазор между пальцем и верхней головкой шатуна назначается для обеспечения проворачиваемости пальца, для равномерного его износа. Максимальный зазор назначен из условия недопустимости ударов и стуков при изменении величины и направления силы, действующей со стороны шатуна.

Зазор между плоскостью торца бобышки и торца верхней головки шатуна и вставки предназначен для удобства сборки, обеспечения отсутствия заклинивания и компенсации возможного смещения шатунно-поршневой группы относительно шатунной шейки коленчатого вала.

Минимальный осевой зазор между компрессионными, маслосъемными кольцами и канавкой в головке поршня назначается из условия отсутствия зависания колец, максимальный зазор назначается из условия отсутствия перекоса кольца и его заклинивания.

Требование на разновес шатунно-поршневых комплектов по шейкам коленчатого вала назначается исходя из условия допустимого дисбаланса в двигателе. Вес всех деталей одного комплекта должен быть 1  0.02 кг.

Проверка утопания колец требуется для предотвращения защемления поршневых колец при работе двигателя.

Прилегание вкладышей к поверхности цилиндрического отверстия в нижней головке шатуна под коленчатый вал должно быть не менее 75% поверхности вкладыша.

Болты, крепящие крышку шатуна необходимо затянуть моментом 80  5Нм.



2.3 Технологический анализ конструкции узла с расчетом коэффициентов технологичности.


Одним из факторов, существенно влияющих на характер технологических процессов, является технологичность конструкции изделия и соответствующих его деталей.

При конструировании отдельных деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований, но также и требований наиболее рационального и экономического изготовления изделия. В этом и состоит принцип технологичности конструкции.

В конструкции использован сплав титана, который является дефицитным и дорогим. С точки зрения минимальной трудоемкости обработки материал невыгоден, так как требуется высокая квалификация при его обработке. Выбор измерительных баз и простановка размеров обеспечивает удобство, надежность и производительность контроля, дает возможность применять простые контрольные приспособления и измерительные инструменты.

Сборка шатунного механизма производится полностью на сборочном участке, документируются удобные условия для проверки узла на заводском стенде. Сборка ведется без применения сложного инструмента и оборудования, что обеспечивает техническое обслуживание участка. Имеется свободный доступ на всех стадиях сборки к деталям узла. Простота сборочных операций позволяет использовать на сборке рабочих невысокой квалификации. Узел может быть легко транспортирован на общую сборку двигателя.

Используются пригоночные работы, селективный подбор (подбираются величины зазоров и значения масс), исключающий взаимозаменяемость.
Для повышения технологичности конструкции предусматривается:


  • минимальное количество деталей оригинальной, сложной конструкции и различных наименований и возможно большую повторность одноименных деталей. С этой целью, шатун первоначально обрабатывается как одно целое, после чего разрезается на крышку шатуна и сам шатун;

  • наличие удобных базирующих поверхностей;

  • шатун получается из заготовки, полученной штамповкой, с размерами и формой близкой к готовой детали, т.е. обеспечивает наиболее высокий коэффициент использования материала и менее трудоемкую механическую обработку;

  • механизированный процесс сборки;

Так как ШПГ является сборочной единицей, то можно дать количественную оценку технологичности сборочной единицы по следующим показателям:




  1. коэффициент нормализации, который показывает долю стандартизированных деталей в сборке:

, где

Nн – количество стандартизированных изделий;

Nд - количество деталей.


  1. коэффициент повторяемости:

, где

Nнд – количество наименований деталей.


3) относительное количество наименований литых деталей:

, где

Nнд – количество наименований деталей;

Nл – количество наименований литых деталей.


  1. коэффициент сборности конструкции:

, где

Е – количество сборочных единиц в узле;

Д – количество деталей, не вошедших в состав сборочных единиц.


  1. коэффициент стандартизации и унификации

, где

Eст, Dст – количество стандартных сборочных единиц и деталей.




  1. Коэффициент использования материала k=0,7.

Таким образом, для условий серийного производства конструкция узла является технологичной.


2.4 Методы достижения точности.


Требуемая точность конструкции обеспечивается в основном методом групповой взаимозаменяемости (селективного подбора). Это вызвано тем, что конструктивные допуски уже технологических и назначены из условий эксплуатации. Этим методом подбирается комплект шатун-палец-поршень. Кроме обеспечения требуемой величины зазора, при сборке обеспечивается и комплектация по массе. Разновес поршней в одном комплекте не должен превышать 0,008 кг, а разновес поршней и шатунов в сборе 0,02 кг. Для обеспечения технических условий на отдельные параметры ШПГ все операции, при которых получают окончательные размеры, выполняют после сборки шатунов и крышки; таким образом, эти детали не взаимозаменяемы.

Таким образом, с одной стороны удельный объем регулировочных и пригоночных работ невелик, что повышает технологичность конструкции. С другой стороны, метод групповой взаимозаменяемости приносит большие неудобства при ремонте (необходим большой запас деталей разных групп по размерам), что с точки зрения технологичности является минусом.


Размерные группы точности для ШПГ. Группы селекции.



2.5 Расчет размерной цепи.


Схема расчетной цепи:

Уравнение размерной цепи: Т=-Т1-Т2-Т3-Т4-Т5+Т6+Т7.

Составление звеньев размерной цепи и их допусков:



2.5.1 Расчет размерной цепи ШПГ вероятностным методом.





где - номинальный размер (мм); - величина половины поля допуска (мм); - середина поля допуска (мм); - коэффициент относительной ассиметрии; - коэффициент относительного рассеивания.


Номинальный размер замыкающего звена (мм):



мм
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием скалярных ошибок:



мм
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием зазоров:





мм

Половина поля рассеяния размера замыкающего звена под действием всех видов ошибок:





мм
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена под действием скалярных ошибок:



мм
Среднее изменение размера замыкающего звена под действием зазоров:





мм
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена (при выборе зазоров вниз):



мм
Макасимальное отклонение замыкающего звена:



мм
Минимальное отклонение замыкающего звена:



мм
Величина допуска замыкающего звена:



мм
5.6 Технологическая схема сборки двигателя.

5.7 Технологическая схема сборки ШПГ.







МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

5.8 Технологическая карта сборки


Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №1
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.

























05




Комплектование.



















1

Комплектовать сборку согласно комплектовочным картам.








































10




Подготовка стержня шатуна к сборке.



















1

Проверить детали, входящие в сборку, на отсутствие видимых дефектов и наличие на них клейм ОТК за механическую обработку.



















2

Протереть салфеткой и обдуть сжатым воздухом детали, входящие в комплект шатуна. Разложить детали на стол.








































15




Сборка стержня шатуна с крышкой.



















1

Установить стержень шатуна на подставку. Подобрать крышку одного порядкового номера с шатуном.
















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана
Технологическая карта сборки
Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №2
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.




2

В стержень шатуна запрессовать два штифта.



















3

Установить крышку стержня шатуна на подставку.



















4

Осмотреть наружние поверхности комплекта вкладышей на отсутствие забоин. Протереть вкладыши салфеткой. Смазать тонким слоем лазури постели стержня шатуна и крышки.



















5

Вложить вкладыши в постели на свои места.



















6

Установить крышку на стержень.



















7

Поочерёдно со стороны крышки завести два шатунных болта в отверстия крышки и стержня шатуна.



















8

Произвести затяжку шатунных болтов крутящим моментом 805 Нм.








































20




Контроль ОТК.



















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №3
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.

























25




Разборка нижней головки шатуна.



















1

Разобрать нижнюю головку шатуна: отвернуть два шатунных болта. Снять крышку шатуна и вынуть вкладыши.



















2

Проверить прилегание вкладышей к постели шатуна. Прилегание должно быть равномерным и не менее 75%. В случае неприлегания вкладышей заменить их новыми и повторить предварительную сборку вновь.

Прилегание вкладыша к постели шатуна по краске предъявить ОТК.










































30




Окончательная сборка шатуна.

















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №4
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.




1

Произвести маркировку комплекта шатуна:

а) на стержне шатуна на стороне, не имеющей паза под стопорные усы вкладыша - № цилиндра;

б) на нижней крышке головки шатуна со стороны, не имеющей паза под стопорные усы вкладыша - № цилиндра;

в) на вкладыше на боковом торце - № цилиндра;





















2

Установить стержень шатуна в приспособление нижней головкой вверх и закрепить.



















3

Установить подобранный комплект вкладышей в постели шатуна и крышки.



















4

Установить крышку на стержень.



















5

Поочерёдно со стороны крышки завести два шатунных болта в отверстия крышки и стержня шатуна.



















6

Произвести затяжку шатунных болтов крутящим моментом 805 Нм.








































МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №5
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.

40




Сборка поршня с шатуном.



















1

Подобрать комплект шатунов по весу так, чтобы разновес комплекта был не более 0,01 кг. Укомплектовать шатуны поршнями. Комплектовку веса шатунов в сборе с поршнями производить так, чтобы разновес движущихся масс по шейкам не превышал 0,02 кг.



















2

Произвести маркировку поршней:

а) на поршне на торце юбки - № цилиндра;

б) на пальце на торце - № цилиндра.



















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №6
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.




3

Проверить зазор на масло в верхней головке шатуна путем разницы размеров, записанных в паспорте шатуна и пальца. Зазор должен быть в пределах 0,04-0,08 мм. Проверить легкость вращения пальца в шатуне.

Переход 3 повторить еще 1 раз.





















4

Тщательно продуть сжатым воздухом масляные каналы шатунов и протереть наружные поверхности салфеткой, смоченной уайт-спиритом, а затем сухой салфеткой.

















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №7
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.




5

Тщательно протереть салфеткой, смоченной уайт-спиритом детали поршневой группы: поршень, палец, а затем протереть насухо. Включить масляную ванну. Нагреть масло до температуры 60-70 С. Совместить отверстия верхней головки шатуна и вставки, вставить технологический палец, вставить шатунный палец с обеспечением равномерного выступания пальцев с обеих сторон.



















6

Произвести обмер поршня скобой. Допустимые овальность, конусность и бочкообразность цилиндрической части юбки поршня в сборе - в пределах поля допуска, корсетность не допускается.










































МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки


Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №8
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.

























45




Установка поршневых колец на поршни.



















1

Получить комплект поршневых колец, протереть их салфеткой, смоченной в бензине, растворителе. Установить поршневые кольца в канавки поршней. Кольца должны свободно перемещаться в канавках и иметь относительно боковой поверхности поршня утопание. Выступание их не допускается. Утопания проверить не менее чем в 4-х точках.

















МГТУ

имени


Н.Э. Баумана

Технологическая карта сборки

Группа: Э2-Д3

Студент: Липатов Д.В.
Факультет: Э
Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа

Лист №9
Кафедра: Э2

№ чертежа узла
Годовой выпуск узлов

Всего листов 9

№№ операций

№№ переходов

Содержание переходов

№№ деталей и их количество

Оборудование

Приспособление

Инструмент

Норма времени на опер. в мин.




2

Установить на поршень приспособление для замера зазора и проверить 4-мя щупами с 4-х сторон через каждые 90 градусов зазор между трапецеидальной плоскостью 2-х компрессионных колец и плоскостью ручья головки поршня. Зазор должен быть 0,13-0,22 мм. Проверить зазор по ручью маслосъемного кольца с эспандером. Зазор должен быть 0,09-0,162 мм.



















3

Контроль установки поршневых колец мастером и ОТК. Накрыть поршни в сборе с шатунами и кольцами чехлом.



















4

Установить поршень с шатуном на стеллаж.
















Технологическая часть. Назначение узла в машине, краткое описание конструкции и принципа работы

Технологическая часть. Назначение узла в машине, краткое описание конструкции

298.19kb.

16 12 2014
5 стр.


2. Технологическая часть. 1 Назначение узла в машине, описание конструкции и принципа работы

Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей

277.65kb.

16 12 2014
1 стр.


Назначение изделия

В связи с постоянным совершенствованием конструкции и технологии изготовления изделия возможны отклонения конструкции изделия от требований паспорта, не влияющие на условия эксплуа

86.34kb.

18 12 2014
1 стр.


1 Назначение устройства. 2 2 Описание и принцип работы. 2 1 Блок питания и индикации. 3 2 Измерительная часть. 3 3 Техническое задание на проектирование печатной платы устройства. 4 1 Требования к печатной плате

В случае применения для иных измерений следует учитывать сравнительно большой ток через измеряемое сопротивление. От предыдущей модели омметр отличается схемой ограничения тока чер

124.14kb.

15 09 2014
1 стр.


Состав проекта 1 1 Описание конструкции 3

Описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта на период строительств

236.51kb.

13 10 2014
1 стр.


Назначение xml шлюза 7 Общая схема работы системы 7 Описание типов, используемых в xml шлюзе 8
437.14kb.

17 12 2014
7 стр.


Руководство пользователя (краткое описание) г. Зеленоград 2002 Содержание Назначение программ

Настройка локального пульта для работы с несколькими приборами по проводной линии связ

69.07kb.

01 10 2014
1 стр.


Научно-производственная компания

Предназначено для изучения обслуживающим персоналом конструкции и основных технических характеристик, принципа действия, правил технической эксплуатации и гарантий предприятия–изго

199.29kb.

13 10 2014
1 стр.