Перейти на главную страницу
Шатунно-поршневая группа (ШПГ) является звеном кривошипно-шатунного механизма, служит для связи поршня и коленчатого вала, передает движение от поршня к коленчатому валу (преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала), предназначена для передачи силы давления газов в камере сгорания на кривошип на такте расширения и для создания повышенного или пониженного давления в цилиндре на других тактах. При этом отдельные детали группы воспринимают боковые силы, возникающие в результате взаимодействия поршня и шатуна, герметизируют камеру сгорания и препятствуют попаданию в нее моторного масла. Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей.
Основные требования, предъявляемые к конструкции: прочность и надежность элементов шатуна, а также работоспособность подшипников.
Шатунно-поршневая группа состоит из шатуна и поршня, соединенных между собой поршневым пальцем. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и имеет три канавки под кольца: два поршневых компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо.
Палец поршня плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами.
Компрессионные поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, с целью повышения износостойкости их хромируют. Для лучшей приработки их рабочая поверхность покрыта тонким слоем меди и олова. Маслосъемное поршневое кольцо изготовлено из стали. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом с рабочей поверхности гильзы цилиндров, стекает в картер через специальные каналы в поршне при движении поршня вниз.
Шатун является составной частью кривошипно-шатунного механизма двигателя и служит для передачи движения от поршня к коленчатому валу, другими словами, преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Конструктивно шатун представляет собой деталь сложной формы с двумя отверстиями. Верхняя головка шатуна выполняется неразъемной. Отверстие в верхней (малой) головке предназначено для установки поршневого пальца.. Для подачи моторного масла к поршневому пальцу в средней части втулки имеется канал с отверстием. Нижняя (большая) головка шатуна сделана разъемной. Крышка большой головки крепится к стержню шатуна двумя болтами.
При сборке к шатунному механизму предъявляется следующие технические требования:
Зазор между пальцем и верхней головкой шатуна составляет 0,02-0,08 миллиметров. Минимальный зазор между пальцем и верхней головкой шатуна назначается для обеспечения проворачиваемости пальца, для равномерного его износа. Максимальный зазор назначен из условия недопустимости ударов и стуков при изменении величины и направления силы, действующей со стороны шатуна.
Зазор между плоскостью торца бобышки и торца верхней головки шатуна и вставки предназначен для удобства сборки, обеспечения отсутствия заклинивания и компенсации возможного смещения шатунно-поршневой группы относительно шатунной шейки коленчатого вала.
Минимальный осевой зазор между компрессионными, маслосъемными кольцами и канавкой в головке поршня назначается из условия отсутствия зависания колец, максимальный зазор назначается из условия отсутствия перекоса кольца и его заклинивания.
Требование на разновес шатунно-поршневых комплектов по шейкам коленчатого вала назначается исходя из условия допустимого дисбаланса в двигателе. Вес всех деталей одного комплекта должен быть 1 0.02 кг.
Проверка утопания колец требуется для предотвращения защемления поршневых колец при работе двигателя.
Прилегание вкладышей к поверхности цилиндрического отверстия в нижней головке шатуна под коленчатый вал должно быть не менее 75% поверхности вкладыша.
Болты, крепящие крышку шатуна необходимо затянуть моментом 80 5Нм.
При конструировании отдельных деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований, но также и требований наиболее рационального и экономического изготовления изделия. В этом и состоит принцип технологичности конструкции.
В конструкции использован сплав титана, который является дефицитным и дорогим. С точки зрения минимальной трудоемкости обработки материал невыгоден, так как требуется высокая квалификация при его обработке. Выбор измерительных баз и простановка размеров обеспечивает удобство, надежность и производительность контроля, дает возможность применять простые контрольные приспособления и измерительные инструменты.
Сборка шатунного механизма производится полностью на сборочном участке, документируются удобные условия для проверки узла на заводском стенде. Сборка ведется без применения сложного инструмента и оборудования, что обеспечивает техническое обслуживание участка. Имеется свободный доступ на всех стадиях сборки к деталям узла. Простота сборочных операций позволяет использовать на сборке рабочих невысокой квалификации. Узел может быть легко транспортирован на общую сборку двигателя.
Используются пригоночные работы, селективный подбор (подбираются величины зазоров и значения масс), исключающий взаимозаменяемость.
Для повышения технологичности конструкции предусматривается:
Так как ШПГ является сборочной единицей, то можно дать количественную оценку технологичности сборочной единицы по следующим показателям:
Nн – количество стандартизированных изделий;
Nд - количество деталей.
Nнд – количество наименований деталей.
Nнд – количество наименований деталей;
Nл – количество наименований литых деталей.
Е – количество сборочных единиц в узле;
Д – количество деталей, не вошедших в состав сборочных единиц.
Eст, Dст – количество стандартных сборочных единиц и деталей.
Таким образом, для условий серийного производства конструкция узла является технологичной.
Таким образом, с одной стороны удельный объем регулировочных и пригоночных работ невелик, что повышает технологичность конструкции. С другой стороны, метод групповой взаимозаменяемости приносит большие неудобства при ремонте (необходим большой запас деталей разных групп по размерам), что с точки зрения технологичности является минусом.
Размерные группы точности для ШПГ. Группы селекции.
Уравнение размерной цепи: Т=-Т1-Т2-Т3-Т4-Т5+Т6+Т7.
Составление звеньев размерной цепи и их допусков:
где - номинальный размер (мм);
- величина половины поля допуска (мм);
- середина поля допуска (мм);
- коэффициент относительной ассиметрии;
- коэффициент относительного рассеивания.
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена под действием всех видов ошибок:
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | 5.8 Технологическая карта сборки |
Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №1 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
05 |
|
Комплектование. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Комплектовать сборку согласно комплектовочным картам. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
10 |
|
Подготовка стержня шатуна к сборке. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Проверить детали, входящие в сборку, на отсутствие видимых дефектов и наличие на них клейм ОТК за механическую обработку. |
|
|
|
|
| |||
|
2 |
Протереть салфеткой и обдуть сжатым воздухом детали, входящие в комплект шатуна. Разложить детали на стол. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
15 |
|
Сборка стержня шатуна с крышкой. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Установить стержень шатуна на подставку. Подобрать крышку одного порядкового номера с шатуном. |
|
|
|
|
| |||
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №2 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
2 |
В стержень шатуна запрессовать два штифта. |
|
|
|
|
| |||
|
3 |
Установить крышку стержня шатуна на подставку. |
|
|
|
|
| |||
|
4 |
Осмотреть наружние поверхности комплекта вкладышей на отсутствие забоин. Протереть вкладыши салфеткой. Смазать тонким слоем лазури постели стержня шатуна и крышки. |
|
|
|
|
| |||
|
5 |
Вложить вкладыши в постели на свои места. |
|
|
|
|
| |||
|
6 |
Установить крышку на стержень. |
|
|
|
|
| |||
|
7 |
Поочерёдно со стороны крышки завести два шатунных болта в отверстия крышки и стержня шатуна. |
|
|
|
|
| |||
|
8 |
Произвести затяжку шатунных болтов крутящим моментом 805 Нм. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
20 |
|
Контроль ОТК. |
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №3 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
25 |
|
Разборка нижней головки шатуна. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Разобрать нижнюю головку шатуна: отвернуть два шатунных болта. Снять крышку шатуна и вынуть вкладыши. |
|
|
|
|
| |||
|
2 |
Проверить прилегание вкладышей к постели шатуна. Прилегание должно быть равномерным и не менее 75%. В случае неприлегания вкладышей заменить их новыми и повторить предварительную сборку вновь. Прилегание вкладыша к постели шатуна по краске предъявить ОТК. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
30 |
|
Окончательная сборка шатуна. |
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №4 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
1 |
Произвести маркировку комплекта шатуна: а) на стержне шатуна на стороне, не имеющей паза под стопорные усы вкладыша - № цилиндра; б) на нижней крышке головки шатуна со стороны, не имеющей паза под стопорные усы вкладыша - № цилиндра; в) на вкладыше на боковом торце - № цилиндра; |
|
|
|
|
| |||
|
2 |
Установить стержень шатуна в приспособление нижней головкой вверх и закрепить. |
|
|
|
|
| |||
|
3 |
Установить подобранный комплект вкладышей в постели шатуна и крышки. |
|
|
|
|
| |||
|
4 |
Установить крышку на стержень. |
|
|
|
|
| |||
|
5 |
Поочерёдно со стороны крышки завести два шатунных болта в отверстия крышки и стержня шатуна. |
|
|
|
|
| |||
|
6 |
Произвести затяжку шатунных болтов крутящим моментом 805 Нм. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №5 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
40 |
|
Сборка поршня с шатуном. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Подобрать комплект шатунов по весу так, чтобы разновес комплекта был не более 0,01 кг. Укомплектовать шатуны поршнями. Комплектовку веса шатунов в сборе с поршнями производить так, чтобы разновес движущихся масс по шейкам не превышал 0,02 кг. |
|
|
|
|
| |||
|
2 |
Произвести маркировку поршней: а) на поршне на торце юбки - № цилиндра; б) на пальце на торце - № цилиндра.
|
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №6 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
3 |
Проверить зазор на масло в верхней головке шатуна путем разницы размеров, записанных в паспорте шатуна и пальца. Зазор должен быть в пределах 0,04-0,08 мм. Проверить легкость вращения пальца в шатуне. Переход 3 повторить еще 1 раз. |
|
|
|
|
| |||
|
4 |
Тщательно продуть сжатым воздухом масляные каналы шатунов и протереть наружные поверхности салфеткой, смоченной уайт-спиритом, а затем сухой салфеткой. |
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №7 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
5 |
Тщательно протереть салфеткой, смоченной уайт-спиритом детали поршневой группы: поршень, палец, а затем протереть насухо. Включить масляную ванну. Нагреть масло до температуры 60-70 С. Совместить отверстия верхней головки шатуна и вставки, вставить технологический палец, вставить шатунный палец с обеспечением равномерного выступания пальцев с обеих сторон. |
|
|
|
|
| |||
|
6 |
Произвести обмер поршня скобой. Допустимые овальность, конусность и бочкообразность цилиндрической части юбки поршня в сборе - в пределах поля допуска, корсетность не допускается. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки |
Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №8 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
45 |
|
Установка поршневых колец на поршни. |
|
|
|
|
| |||
|
1 |
Получить комплект поршневых колец, протереть их салфеткой, смоченной в бензине, растворителе. Установить поршневые кольца в канавки поршней. Кольца должны свободно перемещаться в канавках и иметь относительно боковой поверхности поршня утопание. Выступание их не допускается. Утопания проверить не менее чем в 4-х точках. |
|
|
|
|
|
МГТУ имени
Н.Э. Баумана | Технологическая карта сборки | Группа: Э2-Д3 | ||||||||
Студент: Липатов Д.В. | ||||||||||
Факультет: Э | Собираемый узел: Шатунно-поршневая группа |
Лист №9 | ||||||||
Кафедра: Э2 |
№ чертежа узла | Годовой выпуск узлов |
Всего листов 9 | |||||||
№№ операций |
№№ переходов |
Содержание переходов |
№№ деталей и их количество |
Оборудование |
Приспособление |
Инструмент |
Норма времени на опер. в мин. | |||
|
2 |
Установить на поршень приспособление для замера зазора и проверить 4-мя щупами с 4-х сторон через каждые 90 градусов зазор между трапецеидальной плоскостью 2-х компрессионных колец и плоскостью ручья головки поршня. Зазор должен быть 0,13-0,22 мм. Проверить зазор по ручью маслосъемного кольца с эспандером. Зазор должен быть 0,09-0,162 мм. |
|
|
|
|
| |||
|
3 |
Контроль установки поршневых колец мастером и ОТК. Накрыть поршни в сборе с шатунами и кольцами чехлом. |
|
|
|
|
| |||
|
4 |
Установить поршень с шатуном на стеллаж. |
|
|
|
|
|
Технологическая часть. Назначение узла в машине, краткое описание конструкции
16 12 2014
5 стр.
Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей
16 12 2014
1 стр.
В связи с постоянным совершенствованием конструкции и технологии изготовления изделия возможны отклонения конструкции изделия от требований паспорта, не влияющие на условия эксплуа
18 12 2014
1 стр.
В случае применения для иных измерений следует учитывать сравнительно большой ток через измеряемое сопротивление. От предыдущей модели омметр отличается схемой ограничения тока чер
15 09 2014
1 стр.
Описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта на период строительств
13 10 2014
1 стр.
17 12 2014
7 стр.
Настройка локального пульта для работы с несколькими приборами по проводной линии связ
01 10 2014
1 стр.
Предназначено для изучения обслуживающим персоналом конструкции и основных технических характеристик, принципа действия, правил технической эксплуатации и гарантий предприятия–изго
13 10 2014
1 стр.