Технологическая часть. 3.1. Назначение узла в машине, краткое описание конструкции  
и принципа работы
Шатунно-поршневая группа (ШПГ) является звеном кривошипно-шатунного механизма, служит для связи поршня и коленчатого вала, передает движение от поршня к коленчатому валу (преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала), предназначена для передачи силы давления газов в камере сгорания на кривошип на такте расширения и для создания повышенного или пониженного давления в цилиндре на других тактах. При этом отдельные детали группы воспринимают боковые силы, возникающие в результате взаимодействия поршня и шатуна, герметизируют камеру сгорания и препятствуют попаданию в нее моторного масла. Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей.
Основные требования, предъявляемые к конструкции: прочность и надежность элементов шатуна, а также работоспособность подшипников. 
Шатунно-поршневая группа состоит из шатуна и поршня, соединенных между собой поршневым пальцем. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и имеет три канавки под кольца: два поршневых компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо. Поршень имеет камеру сгорания в днище.
Палец поршня плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами.
Компрессионные поршневые кольца изготовлены из высокопрочного чугуна, с целью повышения износостойкости их хромируют. Для лучшей приработки их рабочая поверхность покрыта тонким слоем меди и олова. Первое компрессионное кольцо имеет трапециевидную форму. Соответствующую форму имеет и канавка под первое поршневое кольцо. Это выполнено для того, чтобы происходило самоочищение зазоров от нагара, чтоб избежать залегание кольца. Маслосъемное кольцо выполнено составным: верхнее и нижнее кольца, расширитель в радиальном направлении и расширитель в осевом направлении. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом с рабочей поверхности гильзы цилиндров, стекает в картер через специальные каналы в поршне при движении поршня вниз. 
Шатун является составной частью кривошипно-шатунного механизма двигателя и служит для передачи движения от поршня к коленчатому валу, другими словами, преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Материал шатуна – сталь 40ХН2МА.
Конструктивно шатун представляет собой деталь сложной формы с двумя отверстиями. Верхняя головка шатуна выполняется неразъемной. Отверстие в верхней (малой) головке предназначено для установки поршневого пальца. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Для подачи моторного масла к поршневому пальцу в средней части втулки имеется канал с отверстием. Нижняя (большая) головка шатуна сделана разъемной. Крышка большой головки крепится к стержню шатуна двумя болтами. 
3.2. Анализ технических требований на сборку
При сборке к шатунному механизму предъявляется следующие технические требования:
- натяг втулки в верхней головке шатуна 0,07-0,08 мм;
- зазор на масло в верхней головке шатуна 0,01-0,02 мм;
Зазор между пальцем и втулкой вставки составляет 0,01-0,02 миллиметров. Минимальный зазор между пальцем и втулкой вставки назначается для обеспечения проворачиваемости пальца, для равномерного его износа. Максимальный зазор назначен из условия недопустимости ударов и стуков при изменении величины и направления силы, действующей со стороны шатуна.
Зазор между плоскостью торца бобышки и торца верхней головки шатуна и вставки предназначен для удобства сборки, обеспечения отсутствия заклинивания и компенсации возможного смещения шатунно-поршневой группы относительно шатунной шейки коленчатого вала.
Минимальный осевой зазор между компрессионными, маслосъемными кольцами и канавкой в головке поршня назначается из условия отсутствия залегания колец, максимальный зазор назначается из условия отсутствия перекоса кольца и его заклинивания.
Требование на разновес шатунно-поршневых комплектов по шейкам коленчатого вала назначается исходя из условия допустимого дисбаланса в двигателе. Вес всех деталей одного комплекта должен быть 1,7  0.04 кг. 
Проверка утопания колец требуется для предотвращения защемления поршневых колец при работе двигателя.
Прилегание вкладышей к поверхности цилиндрического отверстия в нижней головке шатуна под коленчатый вал должно быть не менее 75% поверхности вкладыша. 
Болты, крепящие крышку шатуна необходимо затянуть моментом 100  5Нм.
3.3.Технологический анализ конструкции узла с расчетом коэффициентов технологичности
Одним из факторов, существенно влияющих на характер технологических процессов, является технологичность конструкции изделия и соответствующих его деталей.
При конструировании отдельных деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований, но также и требований наиболее рационального и экономического изготовления изделия. В этом и состоит принцип технологичности конструкции.
Сборка шатунного механизма производится полностью на сборочном участке, документируются удобные условия для проверки узла на заводском стенде. Сборка ведется с применением специального оборудования, что обеспечивает техническое обслуживание участка. Имеется свободный доступ на всех стадиях сборки к деталям узла. Простота сборочных операций позволяет использовать на сборке рабочих невысокой квалификации. Узел может быть легко транспортирован на общую сборку двигателя.
Используются пригоночные работы, селективный подбор (подбираются величины зазоров и значения масс), исключающий взаимозаменяемость.
Для повышения технологичности конструкции предусматривается:
- минимальное количество деталей оригинальной, сложной конструкции и различных наименований и возможно большую повторность одноименных деталей. С этой целью, шатун первоначально обрабатывается как одно целое, после чего разрезается на крышку шатуна и сам шатун;
- наличие удобных базирующих поверхностей;
- шатун получается из заготовки, полученной штамповкой, с размерами и формой близкой к готовой детали, т.е. обеспечивает наиболее высокий коэффициент использования материала и менее трудоемкую механическую обработку;
- механизированный процесс сборки;
Так как ШПГ является сборочной единицей, то можно дать количественную оценку технологичности сборочной единицы по следующим показателям:
 - 
коэффициент нормализации, который показывает долю стандартизированных деталей в сборке:
 
 

, 
где Nн – количество стандартизированных изделий;
Nд  - количество деталей.
 - 
коэффициент повторяемости:
 
 

 , 
где Nнд – количество наименований деталей.
3) относительное количество наименований литых деталей:

,
где Nнд – количество наименований деталей;
Nл – количество наименований литых деталей.
 - 
коэффициент сборности конструкции:
 
 

, 
где Е – количество сборочных единиц в узле;
D – количество деталей, не вошедших в состав сборочных единиц.
 - 
коэффициент стандартизации и унификации
 
 

, 
где Eст, Dст – количество стандартных сборочных единиц и деталей.
 - 
Коэффициент использования материала k=0,7.
 
 
Таким образом, для условий серийного производства конструкция узла является технологичной.
3.4. Методы достижения заданной точности
Требуемая точность конструкции обеспечивается в основном методом групповой взаимозаменяемости (селективного подбора). Это вызвано тем, что конструктивные допуски уже технологически обоснованы и назначены из условий эксплуатации. Этим методом подбирается комплект шатун-палец-поршень. Кроме обеспечения требуемой величины зазора, при сборке обеспечивается и комплектация по массе. Разновес поршней в одном комплекте не должен превышать 0,01 кг, а разновес поршней и шатунов в сборе 0,04 кг. Для обеспечения технических условий на отдельные параметры ШПГ все операции, при которых получают окончательные размеры, выполняют после сборки шатунов и крышки; следовательно, эти детали не взаимозаменяемы.
Таким образом, с одной стороны удельный объем регулировочных и пригоночных работ невелик, что повышает технологичность конструкции. С другой стороны, метод групповой взаимозаменяемости приносит большие неудобства при ремонте (необходим большой запас деталей разных групп по размерам), что с точки зрения технологичности является минусом.
3.5.Размерные группы точности для шатунно-поршневой группы. Группы селекции
3.6. Расчет размерной цепи шатунно-поршневой группы вероятностным методом
Размерная цепь шатунно-поршневой группы
Уравнение размерной цепи: Т=-Т1-Т2-Т3-Т4-Т5+Т6+Т7.
Составление звеньев размерной цепи и их допусков:
            
 Звено размерной цепи
  |   
 Передаточное отношение
  |   
 Размеры и допускаемые отклонения, мм
  |   
 Технологическая операция
  |   
 Коэффициенты
  |  
   
 заданные
  |   
 первая попытка
  |   
 принятые
  |   
 
  |   
 к
  |  
   
 T
  |   
 -
  |   
 -
  |   
 -
  |   
  
  |   
 сборка
  |   
 0
  |   
 1
  |  
   
 T1
  |   
 -1
  |   
 700,015
  |   
 -
  |   
 780,015
  |   
 растачивание
  |   
 0
  |   
 1,1
  |  
   
 T2
  |   
 -1
  |   
 2150,015
  |   
 -
  |   
 2150,015
  |   
 шлифование
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 T3
  |   
 -1
  |   
  
  |   
 -
  |   
  
  |   
 сборка
  |   
 -0,1
  |   
 1,15
  |  
   
 850,013
  |   
 -
  |   
 850,013
  |   
 суперфиниширова-ние
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 T4
  |   
 -1
  |   
 600,03
  |   
 -
  |   
 600,03
  |   
 шлифование
  |   
 0,05
  |   
 1,1
  |  
   
 T5
  |   
 -1
  |   
  
  |   
 -
  |   
  
  |   
 сборка
  |   
 -0,1
  |   
 1,15
  |  
   
 850,013
  |   
 -
  |   
 850,013
  |   
 суперфиниширова-ние
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 T6
  |   
 +1
  |   
 -
  |   
  
  |   
  
  |   
 шлифование
  |   
 0
  |   
 1,15
  |  
   
 T7
  |   
 +1
  |   
 -
  |   
  
  |   
  
  |   
 точение
  |   
 0
  |   
 1,2
  |  
   
 T8
  |   
 +1
  |   
 -
  |   
  
  |   
  
  |   
 фрезерование
  |   
 0
  |   
 1,2
  |  
 
  
Из этой таблицы получаем:
          
 i
  |   
 Номинальный размер Ai, мм
  |   
 Величина половины поля допуска i, мм
  |   
 Середина поля допуска i, мм
  |   
 Коэффициент относительной асимметрии i, мм
  |   
 Коэффициент относительного рассеяния ki, мм
  |  
   
 1
  |   
 -78
  |   
 0,025
  |   
 0
  |   
 0
  |   
 1,1
  |  
   
 2
  |   
 -225
  |   
 0,025
  |   
 0
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 3
  |   
 0
  |   
 0,012
  |   
 +0,045
  |   
 -0,1
  |   
 1,15
  |  
   
 4
  |   
 0
  |   
 0,013
  |   
 0
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 5
  |   
 -60
  |   
 0,03
  |   
 0
  |   
 0,05
  |   
 1,1
  |  
   
 6
  |   
 0
  |   
 0,012
  |   
 +0,055
  |   
 -0,1
  |   
 1,15
  |  
   
 7
  |   
 0
  |   
 0,013
  |   
 0
  |   
 0,05
  |   
 1,2
  |  
   
 8
  |   
 368
  |   
 0,04
  |   
 -0,04
  |   
 0
  |   
 1,15
  |  
   
 9
  |   
 8
  |   
 0,025
  |   
 -0,025
  |   
 0
  |   
 1,2
  |  
   
 10
  |   
 4,5
  |   
 0,05
  |   
 +0,05
  |   
 0
  |   
 1,2
  |  
 
  
Номинальный размер замыкающего звена:
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием скалярных ошибок:
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена под действием скалярных ошибок:
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием зазоров:
Среднее изменение размера замыкающего звена под действием зазоров:
Половина поля рассеяния размеров замыкающего звена под действием всех видов ошибок:
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена (при выборе зазоров вниз):
Максимальное отклонение замыкающего звена:
Минимальное отклонение замыкающего звена:
Величина допуска замыкающего звена:
Таким образом, надпоршневой зазор колеблется в пределах от 1,342 мм до 1,538 мм
Для того чтобы сделать вывод о пригодности данного допуска на надпоршневой зазор проведем расчет рабочего процесса для этих значений:
        
 
 
  |   
 Значение надпоршневого зазора, мм
  |  
   
 1,342
  |   
 1,44
  |   
 1,538
  |  
   
 Мощность, кВт
  |   
 180
  |   
 179.9
  |   
 179.37
  |  
   
 Удельный эффективный расход топлива, г/(кВт∙ч)
  |   
 0.24009
  |   
 0.24148
  |   
 0.24158
  |  
   
 Максимальное давление сгорания, бар
  |   
 145.64
  |   
 145.64
  |   
 146.82
  |  
   
 Выбросы оксидов азота, г/(кВт∙ч)
  |   
 3.5806
  |   
 3.6042
  |   
 3.7792
  |  
   
 Выбросы твердых частиц, г/(кВт∙ч)
  |   
 0.08532
  |   
 0.08522
  |   
 0.07450
  |  
 
следующая страница>