Технологическая часть. 3.1. Назначение узла в машине, краткое описание конструкции
и принципа работы
Шатунно-поршневая группа (ШПГ) является звеном кривошипно-шатунного механизма, служит для связи поршня и коленчатого вала, передает движение от поршня к коленчатому валу (преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала), предназначена для передачи силы давления газов в камере сгорания на кривошип на такте расширения и для создания повышенного или пониженного давления в цилиндре на других тактах. При этом отдельные детали группы воспринимают боковые силы, возникающие в результате взаимодействия поршня и шатуна, герметизируют камеру сгорания и препятствуют попаданию в нее моторного масла. Размеры и масса отдельных элементов шатунно-поршневой группы определяют динамические показатели двигателя и напряженность его основных деталей.
Основные требования, предъявляемые к конструкции: прочность и надежность элементов шатуна, а также работоспособность подшипников.
Шатунно-поршневая группа состоит из шатуна и поршня, соединенных между собой поршневым пальцем. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и имеет три канавки под кольца: два поршневых компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо. Поршень имеет камеру сгорания в днище.
Палец поршня плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничено двумя стопорными кольцами.
Компрессионные поршневые кольца изготовлены из высокопрочного чугуна, с целью повышения износостойкости их хромируют. Для лучшей приработки их рабочая поверхность покрыта тонким слоем меди и олова. Первое компрессионное кольцо имеет трапециевидную форму. Соответствующую форму имеет и канавка под первое поршневое кольцо. Это выполнено для того, чтобы происходило самоочищение зазоров от нагара, чтоб избежать залегание кольца. Маслосъемное кольцо выполнено составным: верхнее и нижнее кольца, расширитель в радиальном направлении и расширитель в осевом направлении. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом с рабочей поверхности гильзы цилиндров, стекает в картер через специальные каналы в поршне при движении поршня вниз.
Шатун является составной частью кривошипно-шатунного механизма двигателя и служит для передачи движения от поршня к коленчатому валу, другими словами, преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Материал шатуна – сталь 40ХН2МА.
Конструктивно шатун представляет собой деталь сложной формы с двумя отверстиями. Верхняя головка шатуна выполняется неразъемной. Отверстие в верхней (малой) головке предназначено для установки поршневого пальца. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Для подачи моторного масла к поршневому пальцу в средней части втулки имеется канал с отверстием. Нижняя (большая) головка шатуна сделана разъемной. Крышка большой головки крепится к стержню шатуна двумя болтами.
3.2. Анализ технических требований на сборку
При сборке к шатунному механизму предъявляется следующие технические требования:
- натяг втулки в верхней головке шатуна 0,07-0,08 мм;
- зазор на масло в верхней головке шатуна 0,01-0,02 мм;
Зазор между пальцем и втулкой вставки составляет 0,01-0,02 миллиметров. Минимальный зазор между пальцем и втулкой вставки назначается для обеспечения проворачиваемости пальца, для равномерного его износа. Максимальный зазор назначен из условия недопустимости ударов и стуков при изменении величины и направления силы, действующей со стороны шатуна.
Зазор между плоскостью торца бобышки и торца верхней головки шатуна и вставки предназначен для удобства сборки, обеспечения отсутствия заклинивания и компенсации возможного смещения шатунно-поршневой группы относительно шатунной шейки коленчатого вала.
Минимальный осевой зазор между компрессионными, маслосъемными кольцами и канавкой в головке поршня назначается из условия отсутствия залегания колец, максимальный зазор назначается из условия отсутствия перекоса кольца и его заклинивания.
Требование на разновес шатунно-поршневых комплектов по шейкам коленчатого вала назначается исходя из условия допустимого дисбаланса в двигателе. Вес всех деталей одного комплекта должен быть 1,7 0.04 кг.
Проверка утопания колец требуется для предотвращения защемления поршневых колец при работе двигателя.
Прилегание вкладышей к поверхности цилиндрического отверстия в нижней головке шатуна под коленчатый вал должно быть не менее 75% поверхности вкладыша.
Болты, крепящие крышку шатуна необходимо затянуть моментом 100 5Нм.
3.3.Технологический анализ конструкции узла с расчетом коэффициентов технологичности
Одним из факторов, существенно влияющих на характер технологических процессов, является технологичность конструкции изделия и соответствующих его деталей.
При конструировании отдельных деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований, но также и требований наиболее рационального и экономического изготовления изделия. В этом и состоит принцип технологичности конструкции.
Сборка шатунного механизма производится полностью на сборочном участке, документируются удобные условия для проверки узла на заводском стенде. Сборка ведется с применением специального оборудования, что обеспечивает техническое обслуживание участка. Имеется свободный доступ на всех стадиях сборки к деталям узла. Простота сборочных операций позволяет использовать на сборке рабочих невысокой квалификации. Узел может быть легко транспортирован на общую сборку двигателя.
Используются пригоночные работы, селективный подбор (подбираются величины зазоров и значения масс), исключающий взаимозаменяемость.
Для повышения технологичности конструкции предусматривается:
- минимальное количество деталей оригинальной, сложной конструкции и различных наименований и возможно большую повторность одноименных деталей. С этой целью, шатун первоначально обрабатывается как одно целое, после чего разрезается на крышку шатуна и сам шатун;
- наличие удобных базирующих поверхностей;
- шатун получается из заготовки, полученной штамповкой, с размерами и формой близкой к готовой детали, т.е. обеспечивает наиболее высокий коэффициент использования материала и менее трудоемкую механическую обработку;
- механизированный процесс сборки;
Так как ШПГ является сборочной единицей, то можно дать количественную оценку технологичности сборочной единицы по следующим показателям:
-
коэффициент нормализации, который показывает долю стандартизированных деталей в сборке:

,
где Nн – количество стандартизированных изделий;
Nд - количество деталей.
-
коэффициент повторяемости:

,
где Nнд – количество наименований деталей.
3) относительное количество наименований литых деталей:

,
где Nнд – количество наименований деталей;
Nл – количество наименований литых деталей.
-
коэффициент сборности конструкции:

,
где Е – количество сборочных единиц в узле;
D – количество деталей, не вошедших в состав сборочных единиц.
-
коэффициент стандартизации и унификации

,
где Eст, Dст – количество стандартных сборочных единиц и деталей.
-
Коэффициент использования материала k=0,7.
Таким образом, для условий серийного производства конструкция узла является технологичной.
3.4. Методы достижения заданной точности
Требуемая точность конструкции обеспечивается в основном методом групповой взаимозаменяемости (селективного подбора). Это вызвано тем, что конструктивные допуски уже технологически обоснованы и назначены из условий эксплуатации. Этим методом подбирается комплект шатун-палец-поршень. Кроме обеспечения требуемой величины зазора, при сборке обеспечивается и комплектация по массе. Разновес поршней в одном комплекте не должен превышать 0,01 кг, а разновес поршней и шатунов в сборе 0,04 кг. Для обеспечения технических условий на отдельные параметры ШПГ все операции, при которых получают окончательные размеры, выполняют после сборки шатунов и крышки; следовательно, эти детали не взаимозаменяемы.
Таким образом, с одной стороны удельный объем регулировочных и пригоночных работ невелик, что повышает технологичность конструкции. С другой стороны, метод групповой взаимозаменяемости приносит большие неудобства при ремонте (необходим большой запас деталей разных групп по размерам), что с точки зрения технологичности является минусом.
3.5.Размерные группы точности для шатунно-поршневой группы. Группы селекции
3.6. Расчет размерной цепи шатунно-поршневой группы вероятностным методом
Размерная цепь шатунно-поршневой группы
Уравнение размерной цепи: Т=-Т1-Т2-Т3-Т4-Т5+Т6+Т7.
Составление звеньев размерной цепи и их допусков:
Звено размерной цепи
|
Передаточное отношение
|
Размеры и допускаемые отклонения, мм
|
Технологическая операция
|
Коэффициенты
|
заданные
|
первая попытка
|
принятые
|
|
к
|
T
|
-
|
-
|
-
|
|
сборка
|
0
|
1
|
T1
|
-1
|
700,015
|
-
|
780,015
|
растачивание
|
0
|
1,1
|
T2
|
-1
|
2150,015
|
-
|
2150,015
|
шлифование
|
0,05
|
1,2
|
T3
|
-1
|
|
-
|
|
сборка
|
-0,1
|
1,15
|
850,013
|
-
|
850,013
|
суперфиниширова-ние
|
0,05
|
1,2
|
T4
|
-1
|
600,03
|
-
|
600,03
|
шлифование
|
0,05
|
1,1
|
T5
|
-1
|
|
-
|
|
сборка
|
-0,1
|
1,15
|
850,013
|
-
|
850,013
|
суперфиниширова-ние
|
0,05
|
1,2
|
T6
|
+1
|
-
|
|
|
шлифование
|
0
|
1,15
|
T7
|
+1
|
-
|
|
|
точение
|
0
|
1,2
|
T8
|
+1
|
-
|
|
|
фрезерование
|
0
|
1,2
|
Из этой таблицы получаем:
i
|
Номинальный размер Ai, мм
|
Величина половины поля допуска i, мм
|
Середина поля допуска i, мм
|
Коэффициент относительной асимметрии i, мм
|
Коэффициент относительного рассеяния ki, мм
|
1
|
-78
|
0,025
|
0
|
0
|
1,1
|
2
|
-225
|
0,025
|
0
|
0,05
|
1,2
|
3
|
0
|
0,012
|
+0,045
|
-0,1
|
1,15
|
4
|
0
|
0,013
|
0
|
0,05
|
1,2
|
5
|
-60
|
0,03
|
0
|
0,05
|
1,1
|
6
|
0
|
0,012
|
+0,055
|
-0,1
|
1,15
|
7
|
0
|
0,013
|
0
|
0,05
|
1,2
|
8
|
368
|
0,04
|
-0,04
|
0
|
1,15
|
9
|
8
|
0,025
|
-0,025
|
0
|
1,2
|
10
|
4,5
|
0,05
|
+0,05
|
0
|
1,2
|
Номинальный размер замыкающего звена:
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием скалярных ошибок:
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена под действием скалярных ошибок:
Половина поля рассеяния размера замыкающего звена (в квадрате) под действием зазоров:
Среднее изменение размера замыкающего звена под действием зазоров:
Половина поля рассеяния размеров замыкающего звена под действием всех видов ошибок:
Координата середины поля рассеяния размера замыкающего звена (при выборе зазоров вниз):
Максимальное отклонение замыкающего звена:
Минимальное отклонение замыкающего звена:
Величина допуска замыкающего звена:
Таким образом, надпоршневой зазор колеблется в пределах от 1,342 мм до 1,538 мм
Для того чтобы сделать вывод о пригодности данного допуска на надпоршневой зазор проведем расчет рабочего процесса для этих значений:
|
Значение надпоршневого зазора, мм
|
1,342
|
1,44
|
1,538
|
Мощность, кВт
|
180
|
179.9
|
179.37
|
Удельный эффективный расход топлива, г/(кВт∙ч)
|
0.24009
|
0.24148
|
0.24158
|
Максимальное давление сгорания, бар
|
145.64
|
145.64
|
146.82
|
Выбросы оксидов азота, г/(кВт∙ч)
|
3.5806
|
3.6042
|
3.7792
|
Выбросы твердых частиц, г/(кВт∙ч)
|
0.08532
|
0.08522
|
0.07450
|
следующая страница>