Перейти на главную страницу
Формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
- Какую тему мы изучали на прошлых уроках?
- Что такое правовое государство? (Государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права).
- Каковы признаки правового государства?
- Какие из них вы бы выделили как основные в связи со статусом государства?
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т.е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества.. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя унижено, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества.
“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Грамотна ли эта запись? (учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения)
Подумайте, почему вопрос о постановке одной запятой иногда подобен загадке Гордиева узла. ( Проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от сметной казни).
Перед каждым из вас весы. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов по одной фасоли. Если вы отвечаете “да”, кладите фасоль на левую чашу, если “нет” - на правую чашу. Начнем:
В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).
Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.
А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.
Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.
А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.
При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.
Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.
Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.
При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае.
Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.
Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.
За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.
Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы).
К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой.
Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.
Ученики сдают тесты для проверки.
Учитель: а что же в XX веке…большевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. И даже Сталин – в 1947 году, заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.
Учитель: Я пыталась посчитать, сколько раз в России отменяли и вводили смертную казнь, но сбилась со счета. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.
(Ученики отвечают, что в 1996 году в нашей стране введён мораторий на применение смертной казни, такова юридическая норма Совета Европы. А с января 2010 г. мораторий был продлён).
Выступления Постниковой Татьяны, Яценко Алины, Пучковой Елены.
А что думает на этот счет церковь?
Пункт плана № 5. “ЗАПОВЕДЬ № 1”.
Учитель: Действительно, церковь решительно выступает против убийства. (Хотя в самих Священных текстах ничего не говорится об отношении к смертной казни).
Послушайте историю из жизни одного особо почитаемого в России святого.
Здесь стоит затронуть ещё одну проблему - проблему судебных ошибок.
Взвешиваем на весах ответы:
- Что вы знаете об авторе этих строк?
- Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является Булгаков?
Согласимся ли мы, что смертная казнь и убийство – это оно и тоже?
Сергей Николаевич Булгаков - русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Родился в семье потомственного священника в 1871 году. Учиться начал в Орловской духовной семинарии а завершил образование в Московском университете. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы. Октябрьская революция и гражданская война глубоко затронули душу этого человека. В 1922 отец Сергий включен в составленные по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. Булгаков эмигрировал в Чехословакию, а затем во Францию.
В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном фашистами Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Умер отец Сергий в 1944, так и не дождавшись победы.
Работа с таблицей
Линии сравнения |
Смертная казнь |
Пожизненное лишение свободы. |
Нравственные, религиозные и духовные аспекты |
|
|
Принцип справедливости |
|
|
Принцип гуманности. |
|
|
Судебная ошибка |
|
|
Превенция (предупреждение новых преступлений) |
|
|
Политический аспект |
|
|
Экономический аспект |
|
|
Линии сравнения |
Смертная казнь |
Пожизненное лишение свободы. |
Нравственные, религиозные и духовные аспекты |
Не соответствует данным принципам |
Соответствует данным принципам |
Принцип справедливости |
Основано на индивидуальных взглядах |
Основано на индивидуальных взглядах |
Принцип гуманности. |
Не гуманна |
Более гуманно |
Судебная ошибка |
Не исправима |
Исправима |
Превенция (предупреждение новых преступлений) |
На динамику преступности практически не влияет |
На динамику преступности практически не влияет |
Политический аспект |
Не играет роли |
Не играет роли |
Экономический аспект |
Экономически неэффективна |
Экономически намного эффективнее |
Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Перед вами весы: если у вас перевесила чаша “да” - вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” - вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.
“КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” - … УЧЕНИКОВ
“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ” - …УЧЕНИКОВ
Мало вероятно, что вопросы уголовного судопроизводства будут решаться я общественным мнением, для этого есть суды и практика применения их решений. Но я рада, что вы имеете активную жизненную позицию по этому вопросу, надеюсь, что и по другим то же.
Будьте добрее друг к другу!
Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке этого урока. Оценки.
Вероятно, что некоторые виды флоры произрастают на Мяо-Чане на пределе распространения. В связи с этим проблемы изучения и сохранения биоразнообразия на исследуемой территории прио
16 12 2014
1 стр.
09 10 2014
6 стр.
16 12 2014
1 стр.
Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. На Дальнем Востоке центром гулага был Магадан – «столица Колымского края». Там проживали и работали репрессированные. Из них зн
12 10 2014
1 стр.
Такая насыщенность каналами приема информации резко расширяет тактические возможности пл
26 09 2014
1 стр.
Ткуздг в сочетании с оценкой коллатерального кровообращения мозга по данным церебральной ангиографии
14 09 2014
1 стр.
Актуальность выбранной темы обоснована интересом к изучению творчества поэтов, жизнь которых связана с Новогрудчиной
15 09 2014
1 стр.
Тема: «Топографическая анатомия органов шеи (гортань, трахея, глотка, пищевод, щитовидная железа). Трахеотомия. Операции на щитовидной железе»
14 10 2014
1 стр.