Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Кривенцева М. К.

Тамбовский государственный технический университет

АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ЗНАНИЕВЫХ

РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Система менеджмента качества (СМК) определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.

Первой отечественной СМК стала система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи её с первого предъявления, внедрённая в 1955 году на Саратовском самолётостроительном заводе. Система БИП позволила упорядочить взаимодействие производственных подразделений и аппарат контроля качества, а также впервые ввела количественный критерий оценки качества труда каждого работника, выраженный процентом сдачи продукции с первого предъявления.

В 1958 году на промышленных предприятиях города Горького была создана и внедрена система КАНАРСПИ – качество, надёжность, ресурс с первых изделий, составным элементом которой стала система БИП. Эта система дала развитие Единой системе конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системе технологической подготовки производства (ЕСТПП). Внедрение системы КАНАРСПИ позволило выйти из рамок стадии изготовления продукции и охватить многие виды работ на стадии исследования, проектирования, испытания и эксплуатации.

В 1961 году на Львовском заводе телеграфной аппаратуры была разработана система бездефектного труда - СБТ (вариант саратовской системы БИП). СБТ предназначалась для выпуска продукции высокого качества надёжности и долговечности при помощи повышения ответственности стимулирования и наказания каждого работника или коллектива предприятия. Усовершенствованием в СБТ стало расширение области ее применения со стадии производства (как системе БИП) на любую стадию жизненного цикла продукции.

Следующей отечественной системой менеджмента качества стала система НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса, разработанная и внедрённая на Ярославском моторном заводе в 1964 году. Впервые в этой системе критерием качества стал технический параметр изделия - моторесурс - время работы изделия при нормальных условиях с возможной заменой отдельных быстроизнашиваюшихся деталей, до первого его капитального ремонта. В системе НОРМ весь жизненный цикл продукции охватывался всеми подразделениями предприятия. На стадии производства система НОРМ работала как система БИП и СБ'Г, а на стадии проектирования как система КАНАРСПИ.

В 1975 году в ведущих предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции - КС УКП. в основу которых были положены единые принципы государственной системы стандартизации. Главной особенностью КС УКП стало распространение её действия на почти все подсистемы управления предприятия: проектирование, планирование, материально-техническое обеспечение, основное и вспомогательное производство, сбыт, финансы, кадры, качество. Внедрение на предприятиях КС УКП позволило ввести стандарты предприятия – СТП, развить метрологическое обеспечение производства - МОП, использовать статистические методы контроля качества и разрабатывать программы качества. КС УКП дала развитие программам качества аттестации продукции и стандартизации.

Последующие системы менеджмента качества были модификациями КС УКП, охватывавшие более широкий крут проблем качества. В 1980 году в Днепропетровске создаётся КС УКП и ЭИР (эффективное использование ресурсов) задачей которой было снижение затрат на производство при максимальных объёмах производства продукции высшего качества. В это же время в Краснодаре создаётся КС ПЭП - комплексная система повышения эффективности производства, которая была направлена на повышение эффективности производства и качества продукции путём рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия. Новшеством в КС УКП и ЭИР и КС ПЭП стали прогрессивные формы организации и стимулирования труда бригад рабочих с распределением платы по коэффициенту трудового и экономического участия, аттестация рабочих мест, повышение производительности труда.

В конце 1980-х годов в Саратовской области была создана система обеспечения высокого технического уровня и качества продукции - СОТУ и КП. направленная на проектирование, исследование и разработку в короткие сроки конкретного изделия высокого качества с помощью привлечения заинтересованных специалистов.

В наши дни предприятие не развитое в области менеджмента качества и не имеющее сертификата соответствия своей системы качества и продукции стандартам ИСО серии 9000 ждёт вымирание.



СМК каждой организации уникальна и определяется ее спецификой. Одна из задач при внедрении современной СМК - определить основные элементы (процессы) менеджмента качества и требования к нему. Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогают организации решить эту задачу. Другая задача, которую необходимо решить при внедрении СМК. - вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответственность и делегировать им полномочия.

Международный стандарт ИСО 9004:2000 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001:2000. и включает рассмотрение результативности и эффективности СМК. а, следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.

Анализ эволюции систем менеджмента качества как фундаментальной основы знаниевых резервов предприятий и организаций

Система менеджмента качества (смк) определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующи

60.21kb.

11 10 2014
1 стр.


Петухов, Г. Г. Формирование системы менеджмента качества образовательных организаций с использованием цикла Шухарта-Деминга

Петухов, Г. Г. Формирование системы менеджмента качества образовательных организаций с использованием цикла Шухарта-Деминга / Г. Г. Петухов // Экономика и управление. 2008. №3. С.

123.63kb.

26 09 2014
1 стр.


Президентская программа знак качества менеджмента российских предприятий! Президентская программа подготовки молодых руководителей российских предприятий реализуется с 1997 года
66.37kb.

17 12 2014
1 стр.


Анализ конкурентных преимуществ и конкурентной позиции организации. Анализ сильных и слабых сторон организации

Методологические основы системы страт менеджмента. Системный подход в стратегическом менеджменте

1023.63kb.

23 09 2014
5 стр.


Инновационное развитие жилищно-коммунального хозяйства

Для предприятий жкх характерно на сегодняшний день снижение стимулов к экономии ресурсов и улучшения финансового положения, то есть поиска возможных резервов снижения затрат и улуч

53.61kb.

16 12 2014
1 стр.


Курс лекций по " Инновационному менеджменту" Раздел Методологические основы управления инновационной деятельностью Тема Объективная необходимость нововведений как особой науки инновационного менеджмента. Лекция №1 План

Тема Объективная необходимость нововведений как особой науки – инновационного менеджмента

2932.85kb.

16 12 2014
18 стр.


Ритуал как инструмент управления современными организациями

Работа выполнена на кафедре социологии организаций и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета

307.91kb.

07 10 2014
1 стр.


План проведения совещания с руководителями (представителями) критически важных объектов Челябинской области, крупных промышленных предприятий и прочих организаций

Челябинской области, крупных промышленных предприятий и прочих организаций, желающих принять участие в совещании по вопросу о порядке создания объектовых подразделений добровольной

27.61kb.

16 12 2014
1 стр.