Модель Лейбенстайна Х., позволяет говорить о наличии конкретных мотивов, лежащих в основе поведения потребителей. В основе большинства современных концепций мотивации лежат работы трех исследователей5: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, и Дэвида МакКлелланда (таблица 4) [12, 13].
Сравнивая выводы Маслоу А., МакКлелланда Д. и Герцберга Ф., можно сказать, что они предлагают многообразие мотиваторов, но окончательно их выбор делает потребитель. Сравнительный анализ основных положений этих теорий, представленный в таблице 2, показал, что в них, прежде всего, определены потребности, побуждающие потребителей к действию, по-сути, являющиеся взаимодополняемыми.
Таблица 4 – Сравнение теорий Маслоу А., Мак Клелланда Д., Герцберга Ф.
|
Теория Маслоу А.
|
Теория Мак Клелланда Д.
| Теория Герцберга Ф. |
структура потребностей
|
Потребности делятся на первичные и вторичные, представляют пятиуровневую структуру, где располагаются в соответствии с приоритетом
|
Три мотивирующие потребности:
- власти,
- успеха;
- принадлежности (социальная потребность)
|
Потребности делятся на гигиенические факторы (связанные со средой, в которой выполняется деятельность) и мотивирующие (стимулируют к повышению эффективности деятельности)
Наличие лишь гигиенических факторов не дает развиться неудовлетворению работой
|
Влияние на поведение
|
Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры
|
Сегодня особенно важны потребности высшего порядка, так как потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены
|
Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу А. и Мак Клелланда Д., активно воздействуют на поведение человека
|
Одним из первых исследователей, обративших внимание на поведение потребителей, а не на его потребности, является Стоун Дж. П. [4]. Он предположил, что наиболее значимые детерминанты потребительского поведения определяются совокупностью их социально-психологических факторов. Его идеи развиты и подтверждены в работах Дардена В.Р. и Рейндольса Ф.Д., посвященных выявлению покупательских установок (таблица 5) [4].
Таблица 5 – Характеристика поведения потребителей в модели Дардена В.Р. и Рейндольса Ф.Д.
Типы поведения потребителей
|
Характеристика потребителя
|
Экономный покупатель
|
Склонен к проявлению социальной мобильности и социальных устремлений. Для данной категории потребителей огромное значение имеют цена и качества товаров
|
Покупатель-индивидуалист
|
Обычно предпочитает небольшие местные магазины. Они склонны завязывать квази-личностные отношения с персоналом торговой точки
|
Апатичный потребитель
|
Склонен к активному совершению различных покупок. В его поведении не наблюдается лояльности к какой-либо конкретной марке или сети магазинов
|
Духовный потребитель
|
Это потребитель с высокой степенью лояльности к конкретному бренду или торговой точке
|
Данная модель носит ограниченный характер, поскольку учитывает узкий набор факторов, обуславливающих поведение потребителей, и не объясняет причину указанного поведения.
Следующая модель поведения потребителя принадлежит Роджерсу Э. [18]. Классификация Роджерса Э. наиболее известна маркетологам, она основана на скорости принятия продукта (таблица 6).
Таблица 6 – Категории потребителей в модели Роджерса Э.
Категории
потребителей
|
Характеристика потребителей
|
Новаторы
|
Потребители, склонные к авантюризму, любят рисковать, пробовать все новое, оригинальное. Восприимчивы к рекламе в СМИ, откуда и получают информацию о продукте
|
Ранние
последователи
|
Принимают новые идеи рано, но обдуманно. Гибкие, хорошо адаптируются к обстоятельствам. Лидеры мнений в своем сообществе. Как правило, относятся к типу сангвиников. Часто молоды и хорошо обеспечены, имеют высокий социальный статус. Восприимчивы к новой информации, используют много источников информации (ТВ, пресса, Интернет, личное общение)
|
Ранее
большинство
|
Также ориентируются на средства массовой информации, однако принимают и мнения продавцов, своей группы, в значительной степени подвержены влиянию лидеров мнения. Осмотрительны, рациональны, руководствуются здравым смыслом. При принятии решений ориентируются на мнение других, не хотят отставать от жизни
|
Позднее
большинство
|
Скептики, долго раздумывают, прежде чем принять товар, осторожны и осмотрительны. Скептически воспринимают СМИ, для них важно сориентироваться и увидеть товар в магазине, эти люди находятся под влиянием других представителей их же группы
|
Консерваторы (запоздалые)
|
Подозрительно относятся к переменам, привержены традициям, придерживаются консервативных взглядов на жизнь. Принимают товар только тогда, когда он стал традицией. Самая сложная аудитория. Трудно оказать влияние
|
Преимущество данной модели заключается в том, что с её помощью становится возможным определение категории потребителей, управление которыми позволит реализовать товары не только данной группе, но и другим, наименее активным потребителям путем распространения информации от новаторов.
Модель Космаса С. основана на различиях в образе жизни [8]. В соответствии с его моделью всех потребителей целесообразно разделить на группы с точки зрения психографического фактора − образа жизни (таблица 7).
Таблица 7 – Типология потребителей в модели Космаса С.
Типы
потребителей
|
Характеристика типов потребителей
|
Традиционалисты
|
В большинстве случаев это женщины, ассоциирующие себя с ролью «хранительницы домашнего очага»
|
Экспансионисты
|
В их поведении акцент делается на внешнее окружение. При этом отмечается стремление к альтруизму, помощи другим, нежелание ставить себя выше и важнее других
|
Мобильные
|
Для их образа жизни характерны строгие привычки в питании, обостренное внимание к самому себе и членам свое семьи из-за недостаточно прочных социальных связей
|
Активные
|
Высоко коммуникабельны, большое внимание уделяют встречам с людьми, поездкам, им нравится быть в движении
|
Сложные натуры
|
Делают постоянный акцент на внешней среде и внешних событиях
|
Любители незамедлительного наслаждения
|
Данные потребители стремятся к мгновенному удовлетворению потребностей, к гедонистическому образу жизни
|
В литературе представлена еще одна модель, где классификационным признаком для выделения типов поведения потребителей является образ жизни - ценностная модель потребительского поведения (таблица 8) [4].
Таблица 8 – Содержание ценностной модели поведения потребителя
Категории потребителей
|
Характеристика категорий потребителей
|
Движимые нуждой
|
На их ценности и образ жизни сильное влияние оказывает ограниченность в денежных средствах. Потребление сводится к приобретению жизненно необходимых товаров, безотлагательным нуждам, к безопасности, выживанию, достижению уверенности в сегодняшнем дне
|
Ориентирующиеся на внешний мир
|
Окружающие - основной ориентир в ценностях и поведении. Потребители активно заботятся о причастности к обществу, его нормам поведения, хотя в других важных характеристиках они могут значительно отличаться друг от друга
|
Ориентирующиеся на внутренний мир
|
Склонны к решению проблем своей внутренней жизни, чем проблем соответствия своих ценностей ценностями окружения, но не отвергают образ жизни, ценности социальной системы
|
Достоинством данной модели является то, что она позволяет понять, как различные ценности формируют различные формы поведения потребителя. Недостаток состоит в том, что объяснение формы поведения и принимаемых потребителем ценностей производится исключительно с позиции его материального состояния, что не всегда соответствует действительности.
Следующая модель потребительского поведения основана на уровне приверженности к торговой марке (таблица 9) [16].
Таблица 9 – Типология потребителей, основанная на уровне приверженности к торговой марке
Типы
потребителей
|
Характеристика типов потребителей
|
Странники
|
Не имеют устойчивого предпочтения к той или иной марке. Либо не ощущают различий между марками и покупают первое попавшееся, либо стремятся к новизне, пробуют
|
Колеблющиеся
|
Проявляют слабое предпочтение одной марке. Если в магазине есть товар, то они, скорее всего, купят его, но если его нет, вполне «утешатся» другим
|
Умеренные приверженцы марке
|
Проявляют устойчивую приверженность к двум или нескольким (немногим) маркам. Сделав единожды выбор в пользу этих марок, не видят причин менять пристрастия. Между предпочтительными марками не делают различий, считая их в равной мере подходящими
|
Лояльные марке
|
Лояльные марке проявляют высокое предпочтение одной марке. Если товара этой марки нет в магазине, предпримут усилия для поиска, если не найдут, то купят другой
|
Консерваторы (преданные марке)
|
Твердо убеждены в достоинствах выбранной раз и навсегда марки. Если этого товара нет в магазине, они никогда не купят другой, а скорее откажутся от покупки вообще
|
Недостаток данной модели в том, что в ней не раскрываются причины различной степени лояльности потребителя к тем или иным маркам.
Следующая модель поведения потребителей была разработана Тамбергом В.и Бадьином А.и получила название «Модель восьми мотивов» (М8М) (таблица 10) [17].
Таблица 10 – Характеристика мотивов потребительского поведения в модели Тамберга В. и Бадьина А.
Мотивы
|
Характеристика мотивов
|
Безопасность
|
Включает в себя все аспекты безопасности – от пищевой до общественной. Потребителя окружает масса опасностей, избежать большинства которых практически невозможно. Данное обстоятельство вытекает из концепции Маслоу А.: если потребность «низкого уровня» не может быть удовлетворена, то «вышележащие» потребности даже не будут затронуты. Даже если потребитель в целом обезопасил себя в одной сфере жизнедеятельности, ситуация опасности легко создается в другой
|
Доминирование
|
Потребитель стремится в чем-то превзойти окружающих, приобрести власть и влияние. Формы реализации этого мотива широки – от карьеры, стремления повысить уровень благосостояния любой ценой до желания быть «не таким как все» - «я особенный». Признак всех вариантов реализации мотива - доминировать над большинством, быть лучшим, сильным, успешным
|
Принадлежность
|
На первый взгляд, этот тип антагонистичен «доминированию». Однако, часто принадлежность как мотив «уживается» со стремлением доминировать - принадлежать к элите. Сюда относится стремление получить одобрение эталонной группы, мнение референтной группы и др. На этот мотив во многом опирается феномен моды. В ряде случаев, принадлежность лишена компоненты доминирования - проявление патриотических чувств, понятие справедливости, стремление избежать одиночества и д.
|
Секс
|
Инстинктивное стремление к продолжению рода общество с помощью СМИ развило до уровня, охватывающего почти все сферы жизни потребителя. Сила мотива огромна, н-р, сексуальные мотивы в рекламе используются часто и их актуальность не теряется
|
Экономия
|
Потребитель всегда испытывает потребность в экономии своих усилий и ресурсов, в какой-то мере это можно охарактеризовать как самосохранение. Купить товар дешевле, затратить меньше усилий выполняя действия, отдыхать, беречь себя и др. (всевозможные предложения о скидках, бонусах, розыгрышах и др.)
|
Исследование
|
Этот мотив реализуется во многих формах - от потребности в профессиональной информации до духовных практик с целью «познания себя», путешествия, интерес к новинкам и др.
|
Гедонизм
|
Сфера мотива также широка. Ключевое понятие - получение удовольствия, наслаждения от обладания, использования
|
Забота
|
Потребитель испытывает разнообразные теплые чувства, заботиться об их объектах - детях, членах семьи, домашних животных, близких людях. Иногда этот мотив может распространиться на выделенную по какому-либо признаку социальную группу
|
Достоинством данной модели является её способность выявить принципы, лежащие в основе проявления различных типов потребительского поведения. Тем не менее, данная модель объясняет довольно узкий спектр явлений жизнедеятельности потребителя. Поэтому следующей рассмотрим модель мотивации Мюррея Г. [3]. Она является более подробной и охватывает как позитивные, так и негативные стремления потребителя и формы их проявлений в его процессе принятия решений о покупке (таблица 11).
Таблица 11 – Примеры позитивных и негативных моделей Мюррея Г.
Мотивы
|
Позитивные
|
Негативные
|
поиск дружеских связей
|
доминантность
|
потребность в уважении и поддержке
|
агрессия
|
потребность оказания помощи и др.
|
отвержение других и др.
|
<предыдущая страница | следующая страница>